Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

План-конспект урока «Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка». 5 класс.




План-конспект урока «Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка». 5 класс.

Учитель русского языка и литературы

А. Д. Мельникова.

 

В 2018 году выпускников 9 класса ожидало нововведение по сдаче экзамена по русскому языку в рамках государственной итоговой аттестации. Основной целью введения устной части гиа по русскому языку является усиленное формирование и развитие коммуникативной компетенции у обучающихся. «Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции» (Дудковская, 2014. С. 98).

Действительно, в современном обществе приоритет отдается тем, кто может успешно адаптироваться в меняющихся условиях, тем, кто умеет самостоятельно решать проблемы, брать на себя ответственность, тем, кто занимается саморазвитием и самообразованием. При таких исходных данных правильно сформированная и хорошо развитая коммуникативная компетенция есть залог успеха молодого человека в современном обществе.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений в образовательной системе является формирование навыков устной речи. Так, обучающимся, оканчивающим 9-й класс, необходимо пройти итоговое собеседование по русскому языку, состоящее из четырех заданий. Одно из заданий – беседа, которая, по выбору выпускника, может включать описание предложенной фотографии. На первый взгляд задание не должно вызывать трудностей, так как имеется исходный материал, от которого можно «оттолкнуться». Однако, как показывает практика, связный монолог по описанию фотографии представляет трудность.

В связи с этим, начиная с начальной школы, предлагается проводить усиленную работу с обучающимися по формированию навыков устного высказывания.

Ученики начальной школы на уроках литературного чтения и письма начинают знакомство с таким видом работы, как описание картины. Этот же вид работы, но уже на более серьезном уровне, выполняют ученики 5-го класса. На уроках русского языка по развитию речи обучающиеся учатся писать письменные работы, литература как учебный предмет представляет для них большую свободу для формирования и высказывания собственных мыслей на определенную тему, в том числе и по предложенному произведению изобразительного искусства.

Предлагаем рассмотреть основные приёмы работы с обучающимися 5-го класса по формированию навыков выразительного чтения и устного высказывания на уроке литературы.

Тема урока. Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка».

5 класс.

Цель: расширять теоретические знания учащихся о сказке как о жанре УНТ; продолжать обучение выразительному чтению художественного текста; продолжать обучение устному высказыванию по картине; воспитывать интерес к интриге сказки; пробуждать добрые чувства.

Оборудование: учебник литературы для 5 кл. под редакцией В. Я. Коровиной; иллюстрации В. М. Васнецова, И. Я. Билибина к сказке «Царевна-лягушка»; оценочные листы для выразительного чтения и устного высказывания, таблицы для работы над иллюстрациями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

Давным-давно…

за тридевять земель…

в тридевятом царстве…

 жили-были…

 тут и сказке конец…

и жили они долго и счастливо…

§ Как вы думаете, к какому жанру относятся эти фразы? Докажите.

II. Постановка целей и задач

III. Работа над темой урока

Учитель.

Со сказкой вы знакомы с самого раннего детства: «Репка» и «Колобок», «Теремок» и «Курочка Ряба», - сказки, которые знают самые маленькие ребятишки. Вы взрослели, умнели, и «малышовые» сказки сменялись более серьезными как по содержанию, так и по объему. Даже в основе сюжетов современных мультфильмов лежит старая-добрая сказка. Одним словом, сказка сопровождает нас всю жизнь. Так что же такое сказка?

Запись в словарь терминов.

Сказка – это произведение устного народного творчества, которое рассказывает о невероятных вымышленных событиях.

Работа со схемами.

Учитель: давайте рассмотрим и запишем две схемы.

     
 

 

 


§ По какому принципу выделены эти два типа сказок?

§ Чем отличаются народные сказки от литературных? (отсутствие автора, устная форма бытования, вариативность)

§ По какому принципу разделены сказки во 2-й схеме?

         
 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...