Развитие речевых коммуникаций у учащихся 8 классов через внеурочную деятельность (на примере спецкурса «Журналистика»)
Учитель русского языка и литературы А. А. Куриненко Современные школьники большую часть свободного времени проводят у мониторов компьютеров и других гаджетов, что накладывает определенный отпечаток на формирование личностных качеств. Ребята меньше времени стали проводить вне дома, меньше стали бывать на свежем воздухе, уменьшилось живое общение со сверстниками. В итоге такое времяпрепровождение отрицательно сказывается на развитии речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Учащиеся стали испытывать ряд трудностей: свободно читать и пересказывать текст; связно выражать свои мысли; не умеют строить взаимосвязи в процессе общения. До недавнего времени школьная программа предполагала сдачу экзамена в письменной форме. Этот фактор повлиял на разработчиков ОГЭ и ЕГЭ, которые задумались о том, чтобы включить в экзаменационное испытание устные формы. Таким образом, в 2018 году произошли изменения в системе ОГЭ по русскому языку – в 9 классе, допуском к ОГЭ стало устное итоговое собеседование. Целью этого нововведения по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушание, говорение, чтение и письмо) учащихся имеет решающее значение. Итоговое говорение имеет следующую структуру:
Немаловажную роль в развитии коммуникативных навыков играет внеурочная деятельность. Обратимся к технологии учебной деятельности учащихся при подготовке к выполнению заданий устного итогового собеседования на уроках спецкурса «Журналистика». «Журналистика» – это одна из форм деятельности, целью которой является не только выявление и развитие творческих способностей учащихся, но и формирование у них речевых коммуникаций.
Задание 1 предполагает выразительное чтение предложенного текста с соблюдением всех необходимых требований: интонация, темп чтения, нормы произношения. Типичные ошибки учащихся, выполняющих это задание, заключаются в том, что ребята не обращают внимания на слова, где уже стоит ударение; искажают имена собственные (фамилии героев текста), термины; неправильно произносят слова научной и публицистической лексики; неверно склоняют имена числительные. Для подготовки к такому роду заданий на спецкурсе «Журналистика» необходимо обращать внимание юных журналистов на эти ошибки, исправлять и искоренять их в речи. На занятиях предполагается много читать и разбирать тексты разных уровней сложности. В данном виде деятельности дисциплинирует и настраивает ребят на серьезную работу использование записывающих устройств – видеокамера, диктофон. Одним из примеров является упражнение, которое учащиеся выполняют в парах по очереди. Примерное задание: представьте себе, что вы диктор радиопередачи, вам необходимо выразительно прочитать вслух текст и записать на его диктофон. Предлагается текст. После чтения и записи текста, учащиеся прослушивают свои записанные тексты, самостоятельно анализируют работу: удалось ли выдержать темп чтения, необходимую интонацию, нормы произношения. Учащиеся делают выводы, вносят их в лист самоконтроля, который заполняется на протяжении всего занятия.
На дом учащимся дается задание больше читать вслух любые тексты, сделав подборку заготовок из материалов газет, журналов, отрывков из книг, и читать их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания. Задание 2 подразумевает пересказ учащимися прочитанного текста с уместным включением цитаты. Учащиеся должны пересказать текст, сохранив все основные микротемы исходного текста, без фактических ошибок, связанных с пониманием. Учащиеся должны не только пересказать текст, но и уместно и логично включить в текст во время пересказа приведённое высказывание. В большинстве случаев учащиеся затрудняются пересказывать текст или отказываются от пересказа, поэтому внеурочная деятельность ставит задачи на развитие памяти, последовательности пересказа и уместного включения цитаты в канву пересказа. Для отработки речевых навыков на спецкурсе «Журналистика» учащимся предлагается следующее задание. На экран электронной доски выводятся небольшие видеоотрезки из различных телепередач (например, выпуски новостей). Ребята после просмотра должны пересказать информацию, представленную в новостях. Выполняют это задание учащиеся парами. Результат записывают на диктофон. После выполнения задания, записи прослушиваются, анализируются, выводы вносятся в лист самоконтроля. Задание 3 – монологическое высказывание. Учащийся вправе выбрать один из предложенных вариантов задания, которые соответствуют одному из трёх типов речи: Описание, повествование, рассуждение. Примеры задания: Тема 1. Работа в студии (на основе описания фотографии). Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). Тема 3. Какие новости интересны учащимся гимназии? (рассуждение по поставленному вопросу). На занятии ребятам необходимо научиться письменно составлять тексты разных типов речи. Самым подходящим жанром для этого является эссе. На каждом уроке ребятам предлагается написать эссе на одну из трех заданных тем, для размещения в школьной газете. Таким образом, каждое занятие ребята осваивают и совершенствуют навыки создания текстов разных типов. После того, как учащиеся научились письменно составлять текст, начинаем отрабатывать это задание устно на время. Ребята используют диктофон, чтобы потом услышать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты. Учащиеся работают в парах. Готовые тексты рассматривают и анализируют. Ребятам предлагается примерить на себя образ корректора, с помощью взаимопроверки оценить выполнение задания друг друга. При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность; членимость; законченность. После выполнения задания заполняется лист самоконтроля.
Задание 4 – диалог. Это задание проверяет у учащихся следующие качества: умение определить коммуникативную задачу и справиться с ней; дать ответы на все вопросы в диалоге; учесть условия речевой ситуации. На занятиях по журналистике навыки ведения диалога можно отрабатывать на жанре интервью. Учащимся предлагается взять интервью на заданную тему у любого интересного собеседника, для размещения в школьной газете. Ребята учатся вести диалоги, обсуждая насущные темы с родственниками или друзьями, особенно если позиции по какому-то вопросу между собеседниками не совпадают. Учатся говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы. Необходимо не только уметь задать правильно вопросы, но и корректировать готовое интервью. Перед публикацией в школьной газете юные журналисты просматривают, оценивают, анализируют готовые работы и рекомендуют к публикации самые достойные. Каждый из ребят заполняет лист самоконтроля, оценивая результат своих действий. Занятия журналистикой позволяет учащемуся не только развивать своё творческое воображение, но и углубляет, расширяет эмоциональную сферу деятельности, настраивает на серьезный лад и позволяет школьникам развивать речь, уметь формулировать свои мысли и чувства. Вооружившись знаниями, полученными на занятиях журналистикой, опытом в решении подобных заданий, упорством в достижении цели, учащиеся смогут легко справиться с экзаменационным испытанием, которым является устное итоговое собеседование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|