Основные этапы развития рекламы
Стр 1 из 20Следующая ⇒ РЕКЛАМА УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Е издание История Теория Практика Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород. Воронеж Ростов-на-Дону. Екатеринбург • Самара Киев • Харьков • Минск Евгений Викторович Ромат РЕКЛАМА Издание 5-е Серия «Учебники для вузов» Главный редактор Руководитель проекта Выпускающий редактор Редактор Художественный редактор Верстка Корректоры Е. Строганова Е. Базанов В. Земских Н. Перевезенцева В. Земских Е. Маслова Л. Ванькаева, С. Холина, Т. Христич ББК 65.5-803 УДК 659.1(075) Р69 Ромат Е. В. Реклама. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. 544 с: ил. — (Серия «Учебники для вузов»). ISBN 5-94723-211-1
В 5-м издании книги известнейшего украинского автора Е. Ромата проведен глубокий и всесторонний анализ такой динамичной, быстро трансформирующейся сферы человеческой деятельности, как реклама. Подробно изучаются рекламные коммуникации и их основные элементы, процессы формирования рекламного обращения и выбор каналов его распространения, значительное внимание уделяется проблемам и перспективам рекламного менеждмента. Учебник предназначен для студентов экономических вузов, изучающих маркетинг, менеджмент, паблик рилейшнз. Большое количество иллюстративного материала, примеров из отечественной и зарубежной практики делает эту книгу полезной для специалистов, работающих в рекламном бизнесе. © ЗАО Издательский дом «Питер», 2002 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-94723-211-1 ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67в.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная. Подписано в печать 16.08.02. Формат 60 «90/16. Усл. п. л. 34. Тираж 5000 экз. Заказ № 3088. Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Типография „Правда"». 191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14. Содержание Предисловие автора к пятому изданию........................................................................6 Раздел 1. Основные этапы развития рекламы.........................................7 1.1. Зарождение рекламы в Древнем мире.............................................................8 Вопросы для самопроверки...............................................................................19 1.2. Реклама в средние века....................................................................................... 19 Основные выводы.................................................................................................28 Вопросы для самопроверки...............................................................................29 1.3. Западноевропейская и американская реклама Нового времени........29 Вопросы для самопроверки...............................................................................49 1.4. Дореволюционная российская реклама.......................................................50 Основные выводы.................................................................................................63 Вопросы для самопроверки............................................................................... 63 1.5. Реклама советского периода (1917-1991 гг.).............................................63 Основные выводы.................................................................................................76 Вопросы для самопроверки...............................................................................76 1.6. Российская реклама в конце XX—начале XXI вв.....................................76 Основные выводы.................................................................................................84 Вопросы для самопроверки...............................................................................85 1.7. Роль и значение рекламы в современных условиях................................85 Вопросы для самопроверки............................................................................... 92 Список литературных источников............................................................................92 Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций................................95
2.1. Реклама и теория коммуникаций...................................................................96 Вопросы для самопроверки............................................................................. 122 Основные выводы...............................................................................................122 2.2. Система маркетинговых коммуникаций как элемент комплекса маркетинга..............................................................123 Основные выводы...............................................................................................136 Вопросы для самопроверки............................................................................. 137 2.3. Структура СМК: основные и синтетические средства маркетинговых коммуникаций......................................................................137 2.3.1. Реклама........................................................................................................ 145 2.3.2. Прямой маркетинг................................................................................... 155 2.3.3. Паблик рилейшнз.................................................................................... 2.3.4. Стимулирование сбыта.......................................................................... 185 2.3.5. Брендинг...................................................................................................... 200 2.3.6. Спонсорство...............................................................................................224 2.3.7. Участие в выставках и ярмарках........................................................239 2.3.8. Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи (ИМКМП)..............................................................253 2.3.9. Неформальные вербальные маркетинговые коммуникации.. 270 2.4. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК)......................................................................................281 2.4.1. Концепция ИМК: предпосылки формирования, основные понятия и принципы..........................................................281 2.4.2. Основные факторы формирования оптимальной структуры СМК..............................................................................................................286 Основные выводы..............................................................,................................293 Вопросы для самопроверки.............................................................................294 Список литературных источников..........................................................................294 Раздел 3.Разработка рекламного обращения, выбор средств и каналов его передачи........................................................ 305 3.1. Разработка рекламного обращения. Проблемы рекламного творчества (креатив)...........................................306 3.1.1. Рекламное обращение: понятие, основные этапы и технологии процесса разработки....................................................306
3.1.2. Содержание рекламного обращения................................................315 3.1.3. Форма рекламного обращения...........................................................334 3.1.4. Структура рекламного обращения....................................................341 3.2. Средства передачи рекламного обращения...............................................346 3.2.1. Основные понятия и этапы медиапланирования........................346 3.2.2. Особенности использования основных медиаканалов рекламы........................................................................................................350 3.3. Основные требования и подходы к разработке медиаплана. Выбор медианосителей.....................................................................................382 Список литературных источников..........................................................................395 Раздел 4. Рекламный менеджмент......................................................401 4.1. Основные понятия рекламного менеджмента.........................................402 Основные выводы...............................................................................................404 Вопросы для самопроверки.............................................................................404 4.2. Информационное обеспечение рекламы...................................................405 4.2.1. Основные информационные подсистемы......................................405 4.2.2. Рекламные исследования......................................................................408 Содержание Основные выводы...............................................................................................425 Вопросы для самопроверки................................................:............................425 4.3. Планирование рекламной деятельности....................................................426 4.3.1. Система маркетингового планирования.........................................426 4.3.2. Разработка рекламной стратегии.......................................................431 Основные выводы...............................................................................................433 Вопросы для самопроверки.............................................................................433 4.4. Организация рекламной деятельности.......................................................434 4.4.1. Основные организационные функции и субъекты рекламной деятельности.......................................................................434 4.4.2. Организация фирмы-рекламодателя..............................................435 4.4.3. Формирование рекламного бюджета...............................................440 4.4.4. Рекламные агентства..............................................................................449
4.4.5. Рекламная кампания...............................................................................458 4.5. Контроль рекламной деятельности..............................................................467 4.5.1. Понятие, уровни и виды контроля рекламной деятельности..............................................................................................467 4.5.2. Тактический контроль рекламы.........................................................470 4.5.3. Стратегический внутрифирменный контроль.............................478 4.5.4. Регулирование рекламной деятельности (потребители, общественность, государство)...............................481 Список литературных источников..........................................................................496 Глоссарий.............................................................................................................................500 Именной указатель..........................................................................................................531 Предметный указатель....................................................................................................533 Указатель фнрм и торговых марок.............................................................................542 Предисловие автора к пятому изданию
С огромным уважением приветствую российского читателя. Предыдущее, четвертое, издание книги, вышедшее в издательстве «Питер» в мае 2001 г., было хорошо встречено читательской аудиторией. Благосклонно отнеслось к нему и профессиональное сообщество. Две награды рекламных творческих конкурсов за год — яркое тому подтверждение. Результатом всего этого стало предложение издательства дать учебнику «новую жизнь». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить российских читателей за конкретную поддержку моего скромного труда. Что нового в этом издании? Сразу следует отметить, что революционных изменений в учебнике не произошло. В то же время, в той или иной степени доработаны все разделы книги. Такова специфика рекламы: даже самые масштабные рекламные кампании заканчиваются максимум за несколько месяцев. Их заменяют другие «рекламные герои»: новые товары, новые лица, новые слоганы. Мир рекламы тоже подвержен модным увлечениям, здесь загораются свои «звезды», существуют свои кумиры. Можно с полной уверенностью сказать, что соавторами этого издания (впрочем, равно как и предыдущих) стали рекламисты России, Украины и других стран. Без постоянного контакта автора с ними на фестивалях, выставках и конференциях учебник не получил бы мощной подпитки в виде анализа рекламной практики, новых рекламных идей. При этом не стоит преуменьшать значение теории. Для последних месяцев стал заметной тенденцией возросший интерес практикующих рекламистов к участию в различных семинарах, тренингах и научно-практических конференциях. Для рекламистов России и Украины прошедший год был достаточно удачным. Успешно преодолены последствия кризиса 1998 г. Рекламный бюджет вырос в обеих странах более, чем наполовину. А это значит, что будет новая работа, будет накоплен новый опыт, то есть реклама в наших странах получит свое дальнейшее развитие.
Я благодарю всех своих близких, сотрудников, коллег, помогавших мне в написании этого издания учебника. Спасибо всем, кто высказал сйои замечания и предложения по содержанию учебника. Очень надеюсь, что это — не последняя наша встреча на книжных страницах. Хотелось бы, чтобы знакомство с новым изданием учебника было для читателей одновременно и интересным, и полезным. С наилучшими пожеланиями, Евгений Ромат Раздел 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ
Раздел 1. Основные этапы развития рекламы
Реклама — динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные изменения вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Глобальными факторами развития рекламы являются потребности производства, торговли и финансов, форма государственного правления, цели различных религиозных конфессий, политиков и простых граждан. Кроме всего прочего, реклама справедливо определяется как часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим внутренним законам. Перечислять факторы, определяющие лицо рекламы в конкретный момент времени, можно достаточно долго. Однако краткий анализ их фактической реализации может быть чрезвычайно полезен. По нашему глубокому убеждению, понимание современной рекламы не может быть полным без изучения основных исторических этапов ее развития. Следует при этом отметить, что подобный анализ преследует прежде всего профессионально-прагматические цели. То есть развитие рекламы исследуется в контексте системы средств коммерческих коммуникаций. Естественно, такой анализ невозможен без рассмотрения историко-культурологического аспекта проблемы. При написании учебника нами не ставилась цель дать развернутый глубокий анализ социально-экономических явлений, лежащих в основе развития коммерческих коммуникаций. Учитывая дидактический характер издания, главное внимание уделялось описанию основных этапов процесса развития рекламы (в широком смысле этого понятия) и его иллюстрациям в форме конкретных исторических примеров.
1. Зарождение рекламы в Древнем мире Развитие производственных и социальных отношений уже в древних цивилизациях вызвало необходимость передачи информации, предназначенной конкретным группам людей. Часть этой информации содержала элемент стимулирования, убеждения адресатов сообщений в необходимости осуществления определенных действий. Именно эти послания несли в себе существенные черты современной рекламы и других средств продвижения. Это позволяет определить это направление коммуникаций как прогпорекламу. Протореклама явилась первичной интегрированной формой коммерческих коммуникаций, которая объединила элементарные коммуника- 1.1. Зарождение рекламы в Древнем мире ционные средства, получившие с течением времени свое самостоятельное развитие. Носители проторекламы содержали в себе зародыши таких ныне развитых форм маркетинговых коммуникаций, как реклама (в том числе личностная, коммерческая, политическая и др.), прямой маркетинг, стимулирование сбыта, ярмарки, спонсорство и др. Самые древние торговцы налаживали связи со своими покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Не случайно само слово «реклама» происходит от латинского reclamare — «возобновлять крик, снова кричать, звать, громко возражать» [13, с. 148, 650,652]. Древнеримский мыслитель Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) в LIV письме Луцилию так описывает типичную картину городской жизни того времени: «Сейчас вокруг меня со всех сторон многоголосый крик: ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази себе все многообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши <...>. К тому же есть еще пирожники и колбасники, и торговцы всякими кушаньями, каждый на свой лад выкрикивающие товар». [31, с. 93-94]. Подобную картину многие века можно было наблюдать и на египетских, финикийских, древнегреческих и других рынках (рис. 1.1).
По мере усиления потребности в расширении словесного (вербального) воздействия на потребителей эта информационная функция порождает институт глашатаев. Глашатай — специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товара нанимателя. Важным преимуществом пользования услугами глашатая явилась возможность удаленности источника устной проторекламы от места продажи. Другими словами, информацию о товаре можно было теперь получить не только там, где он продавался. Это значительно расширило границы устной коммуникации. Глашатаи первоначально появились у древних египтян, а от них последовательно у древних евреев, греков и римлян [49, с. 387]. Эта профессия была настолько распространена и имела такой высокий общественный статус, что функциями глашатая наделялся даже древнеримский бог торговли Меркурий. Римский писатель Апулей (род. ок. 125 г.) в своем романе «Метаморфозы» («Золотой осел») описывает, как богиня любви Венера, желая найти белсавшую Психею, обращается к Меркурию: «...мне ничего не остается, как через твое глашатайство объявить всенародно, что за указания, где она находится, будет выдана награда <...>. Не замедлил Меркурий послушаться. Обегая все народы, он так провозглашал повсюду, исполняя порученное ему дело: "Если кто-либо вернет из бегов или сможет указать место, где скрывается беглянка, царская дочь, служанка Венеры, по имени Психея, да заявит об этом глашатаю Меркурию <...>, и в виде награды за сообщение получит от самой Венеры семь поцелуев сладостных и еще один самый медвяный с ласковым языка прикосновением"». Обращает на себя внимание высокая эффективность этой акции, результат которой описывается далее: «После такого объявления Меркурия желанность подобного вознаграждения побудила всех людей наперебой приняться за поиски» [3, с. 238]. В Древней Греции призывы глашатаев нередко принимали песенно-поэтическую форму. Например: «Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать румяна по разумным ценам у Экслиптоса». Необходимо отметить многообразие сфер применения проторекламы, в которых использовались услуги глашатаев. Это — экономические отношения, частная жизнь, организация зрелищ, политика и др. Часть глашатаев находилась на государственной службе, получая за это жалованье, другая — сделала эту работу своим промыслом. К указанным выше средствам организованной вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических
деятелях и т. д. Одним словом это средство можно определить как.молвя. Посредством молвы сведения о качестве производимых (продаваемых) товаров распространялись иногда на достаточно большие расстояния, стимулируя древних предпринимателей заботиться о своей доброй репутации. Формирование благоприятного образа продавца уже изначально являлось одной из основных целей проторекламы. В дальнейшем хорошая репутация работала на ее владельца. Трактат писателя и государственного деятеля Древнего Рима Мар~ ка Порция Катона (234-149 гг. до н. э.) «О земледелии» содержит рекомендации современникам по организации рабовладельческого поместья. В числе других рекомендаций находим: «В Риме покупай туники, тоги, плащи, лоскутные одеяла и деревянные башмаки; в Каллах и Минтурнах: накидки, железные инструменты — серпы, лопаты, кирки, топоры и наборную упряжь; в Венафре — лопаты; в Суэссе и в Лука-нии: телеги; молотильные доски — в Альбе и в Риме; <...> наилучшие ярма — римские...». Далее помимо указания местностей, в которых ремесленники превосходили по качеству своих конкурентов, идет непосредственная ссылка на конкретных производителей товаров. «Если кто будет заказывать канат для давильни, то в Казине работает Луций Тунний, а в Венафре — Кай Манний, сын Луция» [32, с. 65]. Важным фактором формирования коммерческих коммуникаций в Древнем мире стали зарождающиеся ярмарки. От обычных торжищ ярмарки отличались традиционностью, периодичностью и жесткой привязкой к месту их проведения. Ежегодные ярмарки («mereatus») проводятся еще в эпоху ранней римской истории (V—начало III вв. До н. э.). Центрами ярмарочной торговли становились, как правило, наиболее почитаемые святилища. В их числе: храм Латинского Юпитера на Альбанской горе, храм Дианы на Авентине в Риме, святилище Вольтумны в Этрурии и др. [22, с 157]. Чтобы выделиться из среды конкурентов, древние ремесленники и торговцы достаточно часто ставили свои фирменные знаки (клейма) на продаваемые товары. Примеры подобных личных клейм в различных странах Древнего мира приведены на рис. 1.2,1.3 и 1.4. Сэтойжецельюпредпринимате-ли древности используют фирмен- (XVIII в. до н. э.) [3, с. 439] Раздел 1. Основные этапы развития рекламы Рис. 1.4. Золотой древнегерманский ритуальный рог с рунической надписью: «Я, Хлегеваст, сын Холтеса, сделал рог» (Северный Шлезвиг, IV в. н. э.) [8, с. 788] ные названия своих предприятий. Так, гостиницы уже в древнеримских Помпеях носили названия: «У орла», «Под мечом», «У сестер», «Слон» и др. [7, с. 96]. Вместе? реальных товаров, вывешивавшихся изначально в местах торговли, начали широко применяться символические знаковые обо- Йл1. Зарождение рекламы в Древнем мире значения — аналог современных пиктограмм. Так, у молочной лавки помещался барельеф козы; у булочной — рельеф мельницы, приводимой в движение мулом; у одной виноторговли — рельеф двух людей, несущих амфору с вином; у другой — красочное изображение Бахуса, выжимающего сок из виноградных гроздьев [49, с. 390]. Уже с самого зарождения письменности появляются первые рекламные тексты. В качестве наиболее ранних примеров можно упомянуть послания финикийских купцов-мореплавателей. Они оставляли их на скалах островов, находящихся по пути их следования. Текстовые вывески довольно часто помешались на мастерских, торговых лавках, гостиницах, питейных заведениях и др. Например, такая древнеримская вывеска: «Здесь помещается гостиница. Триниклий на три ложа и со всеми удобствами». Другая вывеска уже содержала рекламный стихотворный текст: Выпивка стоит здесь асе. За два асса ты лучшего выпьешь. А за четыре будешь фалернское пить. «Латинские эпиграфические стихотворения», 147 [7, с. 96] Или такая надпись у дверей одного из питейных заведений в Помпеях: «Ситий вернул силы слону» [7, с. 130]. Рядом с надписью был изображен слон, что, по всей видимости, должно было придать тексту большую достоверность. Нередко носителями текстовых проторекламных посланий становились каменные плиты. Одним из наиболее известных обращений этого рода является вывеска греческого толкователя снов. Она была найдена при раскопках древнеегипетского Мемфиса и относится к III в. до н. э. Надпись на камне гласит: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов истолковываю сны. Доверься Тихэ» [49, с. 390] (рис. 1.5). В нижней части камня изображен жертвенник, справа — священный бык Апис. Еще один пример «каменновывесочной» проторекламы — из Древнего Рима: «Термы Марка Красса Фруги: морская вода и купанье; пресная вода. Вольноотпущенник Янурий» [56, с. 99]. То же средство широко использовалось и в политической прото-рекламе. С определенными оговорками в качестве примера можно привести древнеримские каменные столбы — милиарии. Они были Установлены на всех важнейших дорогах Римской империи через промежутки, равные одной римской миле. На милиарии указывалось расстояние от начальной точки дороги, но вместе с тем воздавалась и14 Раздел 1. Основные этапы развития рекламы хвала императору, который приказал дорогу построить [39, с. 134] (рис. 1.6). Необходимо признать, что нередко возникает соблазн отнести к про-торекламе все монументальные творения древности, на которых содержится хвала правителям и тиранам (как, например, в [52, с. 18-19; 54, с. 15; 60, с. 24]). Следуя этой логике, в музей рекламы должны тогда попасть: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды и все остальные чудеса света. Необходимо признать, что определенный коммуникационный эффект при создании их, безусловно, достигался. Однако полностью с этим трудно согласиться хотя бы потому, что основная цель й,. 1. Зарождение рекламы в Древнем мире Рис. 1.6. Древнеримские каменные столбы - милиарии. I в. до н. э. возведения этих сооружений изначально не сводилась к стимулированию конкретных поведенческих реакций, побуждению к определенным действиям, формированию спроса на что-либо. То же самое можно отметить по отношению к другим символам: жезлам правителей, татуировкам, тотемам и т. п. [34, 54 и др.]. До нас дошли исторические документы, которые по праву могут быть признаны прообразом современной текстовой рекламы. Так, в древнеегипетском папирусе, хранящемся в Британском музее, содержится информация о продаже раба: «Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантируется его умеренность в пище, честность и покорность» [23, с. 23]. 16 Раздел 1. Основные этапы развития рекламы Еще один древнеегипетский свиток, который датируется 320 г. до н. э., представляет собой рекламное обращение торговца слоновой костью: «Дешев, очень дешев в этом году благородный рог исполинов девственных лесов и долин <...>. Идите ко мне, жители Мемфиса, подивитесь, полюбуйтесь и купите» [49, с. 388]. Очевидно, что письменная реклама в Древнем мире не получила достаточно широкого распространения. Среди основных причин следует назвать относительную немногочисленность грамотных людей, дороговизну написания проторекламных текстов и дефицитность их носителей (папируса и пергамента). К слову сказать, и в наши дни в странах с невысоким образовательным уровнем (например, в некоторых странах Латинской Америки и Африки) на местных рынках широко используются платные услуги глашатаев. Уже в Древнем мире возникают прообразы современных средств массовой информации. Ближе всех к их изданию приблизились в Древнем Риме. В 59 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.), будучи еще консулом, распорядился регулярно информировать широкую публику о текущих решениях сената и народных собраний. Это стало началом выхода «Acta diurna urbis». При императоре Августе Октавиане (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) к официальной информации добавились сведения частного характера, «светская хроника», сведения о разводах и женитьбах, информация об увеселениях, продажа недвижимости и т. п. Протогазета стала называться «Acta diurni populi romani» («Повседневные дела народа Рима»). Она «издавалась» на дощатых щитах, обработанных белым гипсом. Текст наносился черной краской. Щиты выставлялись в публичных местах. Таким образом, «Acta diurni populi romani» может в равной степени рассматриваться как предтеча и рекламы в прессе, и наружной щитовой рекламы. Примерно ту же функцию, что и протогазета, выполняли покрытые мелом стены древнеримских общественных зданий, названные «альбу-мами» (лат. albumus — белый). На их поверхности черной краской «публиковалась» официальная информация (решения органов государственного управления, результаты гаданий по полетам птиц и т. п.). Гораздо богаче с точки зрения проторекламы надписи, нацарапанные или написанные краской на стенах домов горожан, — «граффити» (от ит. graffito — нацарапанный). Некоторые расшифрованные тексты граффити приведены в работах специалистов поистории Древнего Рима. Они свидетельствуют о многообразии сфер применения этого вида проторекламы. 1.1. Зарождение рекламы в Древнем мире ■ Например, на решение экономических проблем «рекламодателей» направлены такие послания: «Зосим продает сосуд для виноградных выжимок» [7, с. 160]; «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Саринус держит винный погребок. Загляни туда. До свидания» [49, с. 390]; «На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает все услуги» [56, с. 100]. Можно также привести примеры настенной политической рекламы, развертывавшейся во время кампаний по выборам эдилов (должностное лицо древнеримской магистратуры): «Все золотых дел мастера призывают избрать эдилом Гая Куспия Пансу»; «Цирюльники: в эдилы — Юлия Требия»; «Рыбаки, выбирайте эдилом Попидия Руфа»; «Если кто отвергает Квинтия, тот да усядется рядом с ослом» [7, с. 104— 105]; «Если честная жизнь на пользу бывает, то Лукреций Фронтом чести достоин вполне»; «Соседи, проснитесь и голосуйте за Амплиа-та!»[50,с.12]. Некоторые граффити содержали элементы антирекламы. Политические противники изображались на них в карикатурном виде. На одной из самых оживленных улиц Помпеи сохранилась надпись, призывающая голосовать за кандидата в эдилы Цириния, подписанная от имени «всех сонливцев и всех пьянчуг» [53, с. 52]. Предметом рекламы посредством граффити часто становились зрелища: «Группа гладиаторов эдила Авла Светия Церта будет сражаться в Помпеях в день перед июльскими календами. Произойдет схватка с дикими зверями. Будет натянут полог» [7, с. 105] (рис. 1.7). Опять-таки велик соблазн обнаружить в этом обращении элементы спонсор- Раздел 1. Осн овные этапы развития рекламы 1.2. Реклама в средние века ства. Ведь известно, что многие древнеримские государственные деятели добивались своих политических целей благодаря организации зрелищ для электората. Другие примеры: «Двадцать пар гладиаторов будут сражаться в Пом-пеях <...> накануне апрельских- ид, а также будет представлена охота по всем правилам и будет натянут навес» [56, с. 100]. Или такой лаконичный текст: «Рустик Маклий — 12 боев, 11 наградных венков!» [7, с. 105]. Кстати, под одним из объявлений о гладиаторских боях стоит подпись древнего рекламиста: «Это писал Эмилий Целер один при луне» [49, с. 389]. Хорошо представлены в жанре граффити также частные объявления бытового характера: «Если кому-то повстречалась в седьмой день перед декабрьскими календами лошадь со всякой мелкой поклажей, пусть приведет к Квинту Децию Гиляру, вольноотпущеннику Квинта, за Сариенским мостом, в имении Мамиана» [7, с. 106]. «Из этой лавки пропал медный сосуд. Возвратившему его будет уплачено 65 сестерциев. Указавшему вора — (далее не расшифровано)» [49, с, 389]. Массовое развитие элементов проторекламы породило необходимость формирования системы ее регулирования. Так, раздраженные обилием граффити и их неряшливым оформлением городские власти предписывали: «Запрещается писать здесь, горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет тому удачи» [7, с. 106]. Серьезной проблемой уже в те времена был контроль достоверности рекламы. В одном из распоряжений (эдиктов) древнеримского эдила было указано: «Позаботься, чтобы объявление о продаже отдельных рабов было составлено так, что можно было бы сразу понять, какую кто имеет болезнь или физический недостаток, кто является беглым, или бродягой, или ненаказанным еще преступником» [53, с. 59]. Если подводить некоторые итоги анализа формирования проторекламы в Древнем мире, то можно сделать следующие основные выводы: 1. Главным фактором, определившим формирование проторекламы как специфического вида общественных коммуникаций, стали потребности развития экономических, политических, общественных, межличностных отношений. Уровень этих отношений определил форму и содержание проторекламных посланий.,. 2. Первыми заказчиками проторекламы выступают мелкие купцы и ремесленники (крупное производство попросту отсутствует), политики, служители культа, организаторы зрелищ и др. Это предопределило многообразие сфер применения проторекламы. 3. Основной целью проторекламных обращений стало информирование потенциальных потребителей. По мере развития конкуренции среди заказчиков проторекламы усиливается стимулирующая, увещевательная направленность посланий. 4. Среди используемых средств проторекламы заметно преобладание вербальных коммуникаций. Получает свое первоначальное развитие письменная, наружная реклама, а также коммуникации на месте продажи и ярмарки. Появляются первые элементы фирменного стиля. 5. Разработкой и реализацией коммерческих коммуникаций в основном продолжают заниматься их инициаторы: купцы, ремесленники, частные лица и др. В то же время следует отметить, что по мере накопления опыта у древних проторекламистов, с изменением ситуации во внешней среде совершенствуются форма и содержание рекламных обращений, возрастает профессионализм в разработке проторекламных посланий. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите главные предпосылки возникновения и развития проторекламы в Древнем мире. 2. В чем сходство и в чем различие проторекламы Древнего мира и современных средств налаживания коммерческих коммуникаций? 3. Назовите основные причины распространения устных коммуникаций в Древнем мире. 4. Дайте краткую характеристику вывескам как проторекламному средству. 5. Что общего между «Acta diurni» и современными средствами массовой информации? 6. Древнеримские граффити как средство коммерческих и личностных коммуникаций. 7. Назовите элементы зарождающегося фирменного стиля, встречающиеся в работе древних ремесленников. 1.2. Реклама в средние века В соответствии с общепринятой периодизацией выделяют три основных этапа средневековой истории. Раннее средневековье начинается нашествием варваров в Западную Римскую империю (IV—вторая по-20 Раздел 1. Основные этапы развития рекламы ловина X в.). Второй период — классическое средневековье, знаменующее рассвет феодальных отношений — Х-ХШ вв. И наконец, позднее средневековье (XIV—конец XV в.) заканчивается эпохой Великих географических открытий. Раннее средневековье может быть охарактеризовано как период гибели старой античной цивилизации и становления раннегерманского феодализма. Экономика сводится к натуральному хозяйству, политика—к власти военной силы, культура — к безраздельному господству религиозной идеологии. В условиях отсутствия возможности какого-либо выбора во всех этих сферах сама по себе отпадает потребность в рекламе. Поэтому вполне логично, что этот период человеческой истории не оставил значительных свидетельств развития рекламы или даже самого ее существования. Для периода классического средневековья Х-ХШ вв. также характерно преобладание натурального хозяйства. В то же время развитие ремесел способствовало бурному росту городов в Западной Европе. С точки зрения рассматриваемой нами проблемы развития рекламы важным фактором явилось возникновение цеховых организаций. Первый из цехов (парижский цех свечников) возник в 1061 г. К концу XII в. цеховые организации были распространены повсеместно. Их влияние на развитие рекламы можно оценить в целом как негативное. Основанием для подобного вывода является анализ целей, которые ставили перед собой ремесленные цехи. Главной среди них было устранение конкуренции между членами цеховой организации. Цехи являлись также орудием обеспечения надежной защиты от внешней конкуренции (ремесленников других городов). Одной из целей был и строгий контроль над повышением производительности труда ремесленников цеха. Такая регламентация, дополненная жестким протекционизмом городских властей, делала невозможной конкуренцию. А конкуренция, как известно, — один из основных факторов развития рекламы. К тому же цеховая организация ремесленного труда не могла реально удовлетворить спрос городского населения. Товарный дефицит был постоянным фактором средневекового рынка. Немецкий историк Карл Бюхер (1847-1930) так описывает экономическую ситуацию той эпохи: «Подобно тому, как городской производитель пользуется исключительным правом сбыта своих изделий в городе и городском округе, городской потребитель в пределах той же области обладает исключительным правом купли привозимых товаров» [6, с. 94]. 1.2. Реклама в средние века В связи с невысоким уровнем грамотности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|