Процесс участия фирмы в работе выставки 2 глава
В предприятиях розничной торговли большую роль в связи с этим играет использование элементов фирменного стиля самих магазинов: соответствующим образом оформленного интерьера, фирменной одежды продавцов, упаковки и оберточной бумаги и т. п. Основными носителями ИМКМП внутри торговых залов являются: 1. Конструкции презентационного характера (тумбы, стойки, подставки, демонстрационные и дегустационные стенды и т. п.). 2. Различного вида подставки, называемые еще диспенсерами, или холдерами (в том числе горки, этажерки, подставки под рекламные материалы). 3. Полиграфическая рекламная продукция (постеры, плакаты, стике-ры, проспекты, гирлянды, флажки и т. п.). 4. Напольная графика, в том числе стрелки, нанесенные на пол и указывающие путь к конкретному товару. 5. Специальные подвесные конструкции: ♦ воблеры (от англ. to wobble — дрожать) — специальные таблички с рисунками и пиктограммами, прикрепленные к полке на гибкой дрожащей пластмассовой ножке и указывающие место выкладки товаров; ♦ джумби — гипертрофированных размеров копии упаковок товаров (пачек сигарет, соков и т. п.); ♦ мобили — большие картонные конструкции, подвешиваемые над местом выкладки конкретного товара, и др. 6. Напольные фигуры с высечкой [117, с. 19-20]. 2.3. Структура СМК: основные и синтетические средства... | 7. Рекламные объявления и музыка, звучащие по внутримагазинной: ■■'•■■ радиосети. 8. Жидкокристаллические мониторы, по которым можно транслировать рекламные видеоклипы для посетителей торговых залах, особенно для тех, кто стоит в очереди в кассу (кстати, на этот тип экранного носителя не распространяется запрет на трансляцию рекламы табачных изделий и ликеро-водочных напитков).
9. Рекламные экспозиции, выкладки товаров и внутренние витрины. Образцы некоторых P.O.S.-материалов представлены на рис. 2.18 и 2.19. Несколько слов о внутримагазинных рекламных экспозициях и выкладках. В специальной литературе их еще называют дисплеи (от англ. Point-of-Purchase Displays, или Р. О.P. -Displays). Как показывают исследования, 80% посетителей останавливаются около экспозиций, 33% потребителей покупают товар с экспозиций, 30% импульсных покупок совершаются благодаря экспозициям, 25% потребителей «изменяют» своему предпочитаемому бренду под влиянием экспозиций [164, с. 35]. Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций Рис. 2.19. P.O.S.-материалы в торговом зале (разработчик — фирма Bates Ukraine) Как разновидность дисплея могут рассматриваться «говорящие полки» (шелфтолкеры) — марочные товары, выложенные отдельно от остальных на тех же стеллажах с яркими указателями их местоположения. Иногда в том же качестве может выступить фирменная витрина или даже охлаждаемые демонстрационные шкафы. Примером может служить оборудование фирм, производящих безалкогольные напитки, широко используемое в крупных магазинах (рис. 2.20). По некоторым данным, дисплеи привлекают внимание 44% посетителей магазинов, превосходя по этому показателю другие носители коммуникаций [72, с. 55]. Следствием этого является высокая эффективность применения подобных рекламных выкладок. Данные исследований указывают на то, что продажи, например, стиральных средств при использовании дисплеев увеличиваются на 207%, замороженных продуктов — на 245%, а безалкогольных напитков - на 138% [194, с. В5]. Еще немного цифр, на сей раз по результатам российских исследований. По данным, приводимым Дмитрием Алешиным, менеджером по рекламе и мерчандайзингу сети универсамов Копейка: «Грамотное поддержание выкладки товара увеличило продажи на 30%. Товар, размещавшийся на фирменной стойке, находил на 20-22% покупателей больше, чем праздно разлегшийся на полке. Воблеры, мобайлы и наклейки
2.3. Структура СМК: основные и синтетические средства. Рис. 2.20. Фирменные охлаждаемые демонстрационные шкафы в универсаме на дверь повышали эффективность продаж не более чем на 5%. Плакаты и ценники увеличенного размера — на 7%» [88, с. 20-21]. Все большую роль в практике ИМКМП играют объявления по внут-римагазинным сетям радиовещания. Исследования показали, что на процесс продаж влияет даже характер музыки, звучащей в торговых залах. Так, небыстрая (примерно 60 тактов в минуту) инструментальная музыка способствовала тому, что покупатели проводили в магазине в среднем на 17% времени больше и тратили примерно на 38% средств больше, чем в тех случаях, когда звучали более динамичные мелодии (108 тактов в минуту) [146, с. 405]. Также большое значение для информирования покупателей о реализуемых товарах имеют бегущие электронные строки в торговых рядах, трансляции рекламных клипов по телевизионным устройствам возле контрольных проходов. Широкое распространение в практике крупных торговых центров получили также товарные информационные центры (ТИЦ). Они представляют собой терминалы с несколькими видеомониторами, на которых постоянно демонстрируются рекламные видеоклипы о продукции, представленной в магазине. Коммерческая информация перемежается264 Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций местными и национальными новостями. На тех же мониторах дается информация, как найти рекламируемые товары в данном розничном" торговом предприятии. Использование ТИЦ позволяет увеличить сбыт в некоторых случаях до 75% [17, с. 544]. В качестве носителей ИМКМП могут использоваться также тележки для товаров с размещенными на них рекламными обращениями. За рубежом известны примеры, когда тележки даже оборудуют специальными воспроизводящими видеоустройствами. В качестве стимулятора решения о покупке могут использоваться генераторы различных запахов: шоколада, яблочного пирога, копченой ветчины и т. п. Эти запахи, синтезируемые с помощью специальных устройств, призваны вызвать у посетителей магазинов чувство голода, что делает покупку более вероятной [17, с. 543], Более того, американская компания FLOORgrafic, производящая Р.О.S.-материалы, предприняла попытки определения эффективности использования запаха в комплексе ИМКМП. По результатам проведенных исследований, запах увеличивает вероятность покупки на 25-30% [64, с. 4].
Говоря о системе маркетинговых коммуникаций в местах продажи, невозможно обойти вниманием такое мощное коммуникационное средство как упаковка. Ее значение настолько велико, что некоторые специалисты (напр. [15; 52]) выделяют упаковку (packaging) в качестве самостоятельного элемента СМК и даже всего комплекса маркетинга (так называемый пятый элемент функции 5р). В первую очередь необходимо отметить важную информативную роль упаковки. Ее поверхность может содержать информацию о химико-биологическом составе содержимого и его питательной ценности, о сроках производства, хранения, способах потребления и т. п. В некоторых случаях на упаковке приводятся рецепты блюд, которые можно приготовить из содержимого продуктовых пакетов, или даже история возникновения и традиции потребления товара (например, на этикетках марочных вин и коньяков). Информация на упаковке указывает покупателю на принадлежность товара к тому или иному бренду. Это достигается с помощью использования элементов фирменного стиля: товарного знака, логотипа, фирменного слогана, фирменных цветов и т. п. Иногда сама упаковка имеет «фирменный» характер. Например, дизайн пакетика для хрустящего картофеля в сети предприятий питания McDonald's даже зарегистрирован как товарный знак. Данная тенденция также характерна для стеклянной и пластиковой тары безалкогольных газированных напитков (чаще регистрируемой как промышленные образцы). ; 2.3. Структура СМК: основные и синте ти ческие средства... Все это позволяет покупателю — приверженцу того или иного бренда благодаря «фирменной» упаковке быстро и безошибочно ориентироваться в многочисленном и многообразном содержимом полок магазинов. Не менее важна стимулирующая роль упаковки. Поэтому очень важно яркое, бросающееся в глаза оформление товара, которое должно вызывать желание его приобрести. Нередко на упаковку наносятся развернутые рекламные обращения. Примером могут служить брикеты «Т-молока». Одна из граней «тетра-брика» полностью заполнена рекламным обращением, заканчивающимся фирменным слоганом «Г-молоко — это Только молоко!».
Эффективность подобного коммуникационного воздействия значительно возрастает вхвязи с тем, что оно оказывается в момент непосредственного выбора товара покупателем. Иными словами, коммуникационное воздействие на потребителя и его обратная реакция практически совпадают во времени. Особо важная роль в формировании ИМКМП принадлежит торговому персоналу магазинов. Участие в этом процессе продавца-консультанта позволяет реализовать все преимущества директ-маркетин-га. О важности этого участия свидетельствует такой факт: по данным исследований, 80% потребителей предпочитают своему выбору выбор продавца [88, с. 21]. Специалисты выделяют четыре основных фактора, влияющих на успех деятельности продавца в отношениях с покупателями [ 180, с. 206]: 1. Воспринимаемые знания и опыт. По данным исследований, осведомленность продавца способствовала тому, что две трети покупателей приобретали рекомендуемый товар. В случае, когда продавец был незнаком с реализуемым товаром, его покупал только каждый пятый посетитель магазина. 2. Воспринимаемое доверие. Настойчивость продавца, который не вызывает доверия, может привести только к усилению отрицательного отношения к покупке. 3. Знание продавцом потребителя. В свою очередь, фактор состоит из двух компонентов: ♦ знание категории потребителя; ♦ знание возможного развития сценария переговоров. 4. Адаптация к ситуации. Продавец должен уметь приспосабливаться к нуждам покупателя, демонстрируя готовность помочь в их удовлетворении.266 Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций Все эти основные требования к работе продавца позволяют сделать вывод о том, что достаточно эффективно может работать только продавец-консультант, прошедший соответствующую специальную подготовку. Одной из задач продавца является также выражение признательности покупателю за то, что он приобрел товар. Это в какой-то степени позволяет компенсировать его так называемое «gifty filling» — специфическое чувство сожаления о потраченных деньгах. Например, после крупной покупки в американских ювелирных магазинах покупателю выдают подобие сертификата. Он содержит текст, смысл которого сводится к тому, что деньги не потрачены, а инвестированы в ценную вещь [7, с. 30].
Важно также понимать, что фактом приобретения и оплаты товара процесс покупки в маркетинговом его понимании не заканчивается. Последним этапом является реакция покупателя на покупку. Учет этого факта является особенно важным для обеспечения повторных покупок данного товара в данном торговом предприятии. Интересен опыт некоторых шведских универмагов, содержащих в штате сотрудников, которых условно можно назвать «ахалыциками». В их обязанности входит одобрение покупок, сделанных посетителями этих универмагов, которое выражается достаточно разнообразно — от скромного комплимента до бурного и неподдельного восхищения. Производители товара (крупнооптовые продавцы) нередко сталкиваются с фактом отсутствия компетентных специалистов среди персонала магазина, а в некоторых случаях и с явным или неявным нежеланием представителей розничной торговли сотрудничать с ними. Решение подобных проблем возлагается на мерчандайзеров — сотрудников маркетинговых служб производителей товаров, специализирующихся на функциях мерчандайзинга. Для эффективной работы мерчандайзеру необходимы знания и навыки работы в трех основных областях: ♦ умение продавать и вести переговоры (в данном конкретном случае — с менеджерами и владельцами розничных торговых точек); ♦ владение основами маркетинга и инструментарием мерчандайзинга, понимание маркетинговой стратегии своей компании; ♦ умение анализировать рыночную ситуацию, в том числе с точки зрения розничных торговых предприятии, эффективно планировать свою работу и время (см. подробней [172, с. 89]). Велико значение в системе ИМКМП элементов стимулирования сбыта (сейлз промоушн). Наряду с традиционными приемами, рас- 2:3. Структура СМК: основные и синтетические средства.,. смотренными в соответствующей главе учебника (скидки, сезонные распродажи, лотереи, конкурсы, сэмплинги и т. п.), можно выделить специфические приемы, используемые непосредственно в предприятиях розничной торговли. ; К ним можно отнести мгновенные распродажи (fair sales). В начале их проведения в торговом центре по внутренней радиосети объявляется, что в конкретном отделе на короткий промежуток времени (например, 20-30 мин) устанавливается скидка на все товары (размер скидки также оглашается). При этом рассчитывают на то, что покупатели задержатся у прилавка и после окончания объявленного времени. Модификацией приема мгновенных распродаж в сети американских универмагов K-Mart можно назвать так называемые «мигалки». Так, на временно уцененные товары устанавливаются мигающие голубые маячки. Вся распродажа длится 5-15 минут. После того как «мигалки» тухнут, действие скидок прекращается [90, с. 267]. Специфическим приемом ИМКМП является также «убыточный лидер». Так называют товары, цены на которые устанавливаются на уровне себестоимости или даже ниже. Покупатель, привлеченный такой «приманкой», обязательно купит что-нибудь еще, компенсируя потери владельцев, связанные с продажей «лидера» [168, с. 662]. Перспективным направлением ИМКМП является разработка крупными магазинами программ лояльности покупателя. В качестве средств поощрения постоянных покупателей могут быть использованы скидки для завсегдатаев, применение дисконтных расчетных пластиковых карт, поздравления с личными праздниками, подарки от продавца и т. п. Такой прием сейлз промоушн как дегустация также в большинстве ■ случаев осуществляется непосредственно в местах конечной продажи товара, сбыт которого стимулируется. Конкурс, напоминающий «моментальную лотерею», непосредственно в торговых точках провели российские промоутеры для марки пива «Tuborg». На карточке со стирающимися полями было помещено 4 варианта. «Играющий» посетитель бара стирал один вариант. Если это был выигрышный вариант, то счастливчик немедленно получал бесплатно порцию «Tuborg». Если выбранная позиция оказывалась иной, то бармен в присутствии посетителя стирал все поля, доказывая, что выигрышный вариант на карточке присутствовал. Такой «сценарий» конкурса, с одной стороны, заметно оживлял сбыт указанной марки пива, с другой — косвенно убеждал клиента, что с ним ведут «честную игру». В крупных торговых предприятиях актуальным является также использование приемов паблик рилейшнз. Это может быть проведение 268 Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций презентаций (наиболее крупных поставщиков, нового товара и т. д.), рассылка пресс-релизов, организация мероприятий событийного характера (п лет работы конкретного магазина, т-й посетитель и т. п.). К элементам ПР относится также издание магазинами представительских презентационных полиграфических материалов: проспектов, листовок, плакатов и т. п. На предприятиях питания (в ресторанах, кафе, барах и т. п.) важным носителем маркетинговых коммуникаций в местах продажи также является красочно оформленное меню. Важным элементом ИМКПМ следует назвать молву и слухи. Владельцам розничных торговых точек очень важно обеспечить распространение позитивных слухов о своих предприятиях. Средством генерации таких слухов могут служить мероприятия других средств СМК и вежливость торгового персонала. Негативные слухи могут в значительной степени снизить эффективность работы торговой точки. Так, исследования показали, что потребители, «имевшие проблемы» при покупке товаров в конкретном магазине, рассказывают об этом (в среднем) девяти своим знакомым [90, с. 268]. Все перечисленное выше позволяет выделить основные коммуникационные характеристики ИМКМП: 1. Использование в практике маркетинга инструментария ИМКМП является следствием комплексного интегрированного подхода в формировании коммуникаций на уровне розничной торговли с использованием средств и приемов практически всех элементов СМК. 2. Сферой применения данного типа маркетинговых коммуникаций являются предприятия розничной торговли, общественного питания, сферы услуг. 3. Целевой аудиторией ИМКМП является покупатель, находящийся непосредственно в процессе принятия решения о покупке. 4. Коммуникационное воздействие на потребителя в торговом зале и его обратная реакция практически совпадают во времени. 5. Кроме традиционных мер и приемов, свойственных другим средствам СМК, ИМКМП включают в себя специфические инструменты. Важнейшими из них являются: разнообразные витрины и выкладки (в том числе «говорящие полки», дисплеи и т. п.), мгновенные распродажи, «убыточные лидеры» и др. Именно в системе ИМКМП в максимальной мере реализуется коммуникационное воздействие упаковки товара. 6. Мероприятия ИМКМП зачастую — результат координации усилий владельцев розничных предприятий и производителей това- 3. Структура СМК: основные и синтетические средства... I ров, являющихся общенациональными торговыми марками. Дан-| ное взаимодействие требует дополнительных организационных мер как со стороны производителей, так и со стороны розницы. Следствием всего вышеперечисленного является высокая эффективность ИМКМП. ; Как мы убедились, определенную роль в формировании маркетинговых коммуникаций в местах продажи играют неформальные вербальные коммуникации, которые будут рассмотрены нами в следующем пункте книги. Основные выводы 1. Мерчандайзинг представляет собой специфическую маркетинговую технологию, инструментами которой являются все элементы маркетинг-микса (товар, цена, сбыт, маркетинговые коммуникации). Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи можно определить как коммуникационную составляющую этой технологии. 2. ИМКМП представляют собой комплексное синтетическое средство маркетинговых коммуникаций, включающее элементы и приемы рекламы, стимулирования сбыта, прямого маркетинга, ПР, а также других синтетических коммуникационных средств (выставки, брен-динг) и даже других элементов комплекса маркетинга (упаковка как элемент товара, приемы быта, инструменты ценовой политики). 3. Основные коммуникационные характеристики ИМКМП, их комплексный характер и непосредственная направленность на покупателя в момент принятия им решения о покупке предопределяют высокую эффективность мероприятий интегрированных маркетинговых коммуникаций в местах продажи. Вопросы для самопроверки 1. В чем состоят различия между интегрированными маркетинговыми коммуникациями в местах продажи и мерчандайзингом? 2. Назовите основные цели ИМКМП и проиллюстрируйте их реализацию на конкретных примерах. 3. Посетите ближайший торговый центр и перечислите все используемые там инструменты и приемы ИМКМП. 4. По итогам того же посещения торгового центра попробуйте в комплексе ИМКМП выделить элементы и приемы рекламы, паблик рилейшнз, сейлз промоушн и др.270 Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций 5. Почему мероприятия ИМКМП, как правило, эффективней использования различных средств СМК в отдельности? 2.3.9. Неформальные вербальные маркетинговые коммуникации Слухи, молва издавна использовались купцами И ремесленниками для информирования целевой аудитории, налаживания деловых связей с ней. Как мы могли убедиться из материалов первого раздела учебника, такие примеры встречаются уже в античном мире. Это лее средство коммерческих коммуникаций является актуальным и в нынешних условиях для мелких предпринимателей. Например, уличный сапожник или портниха-надомница не могут в силу финансовых ограничений позволить себе провести рекламную кампанию в средствах массовой информации или с использованием наружной рекламы. В то же время клиенты передают информацию об этих предпринимателях, о качестве их работы «из уст в уста». Кстати, в англоязычной специальной литературе термин, обозначающий данный тип коммуникаций, является дословным переводом данного выражения: «mouth-to-mouth». В современной деловой практике неформальные вербальные маркетинговые коммуникации (НВМК) также могут стать эффективным средством формирования запланированных взаимоотношений с целевыми аудиториями с конечной целью решения маркетинговых проблем. Тогда, по определению, НВМК явятся элементом системы маркетинговых коммуникаций. Сразу же отметим, что к категории НВМК относятся не все слухи о коммуникаторе (или его конкурентах), циркулирующие среди целевой аудитории адресанта. Очень важно, чтобы молва генерировалась самим коммуникатором. Кроме того, она должна изначально быть нацелена на решение маркетинговых задач отправителя. Еще одно замечание: НВМК не могут быть отнесены ни к основным, ни к синтетическим средствам маркетинговых коммуникаций. Основными они не могут быть из-за того, что их применение не носит достаточно широких масштабов. К синтетическим СМК их нельзя отнести, так как они не включают в себя элементы основных СМК. Скорее НВМК входят в качестве элементов в паблик рилейшнз. В роли коммуникаторов, использующих НВМК, зачастую выступают не только мелкие предприниматели, но и крупные фирмы, и даже лидеры в сфере маркетинга. Приведем несколько примеров. . Структура СМК: основные и синтетические средства... Первый из них давно стал достоянием истории. В июне 1815 г. лон-энский банкир Рокфеллер первым узнал с помощью голубиной поч-тЫ исход битвы при Ватерлоо. Он не торопился делать эту новость достоянием общественности, а, наоборот, распустил слух о победе Наполеона. На бирже началась паника, цены на акции резко упали, чем и воспользовался ловкий банкир, скупая их за бесценок. После того как объективная информация достигла Лондона, акции так же стремительно стали дорожать. Так манипулирование слухами позволило Рокфеллеру в считанные дни многократно увеличить его состояние. Другой пример относится уже к 90-м гг. XX столетия. Один из ведущих производителей пива на американском рынке — компания Anheuser-Bush, представив на рынок пробную партию «сверхкачественного пива», использовала НВМК в качестве альтернативы традиционной рекламе. «Избранные», которые удостоились чести отведать су-перпива, с удовольствием (и бесплатно для коммуникатора) спешили поделиться впечатлениями со своими знакомыми, стимулируя быстрое внедрение нового продукта на рынок потребителей с доходами «выше среднего». Активно использует канал «молвы» еще одна американская фирма, Wal-Mart, объединяющая крупнейшую сеть.розничных магазинов, которые осуществляют 10-12% общенациональных продаж фасованных товаров. Она на практике доказала, что расходы на рекламу можно значительно сократить при условии, что влияние устных сообщений оказывается достаточно сильным [13, с. 519]. В некоторых, очень редких, случаях молва является более респектабельным средством коммуникаций по сравнению, скажем, с рекламой. Это относится к такому типу коммуникаторов как клубы (в смысле: закрытые от широкой публики места общения привилегированных членов клуба). Слухи (молву) в формате рассматриваемой проблемы можно определить как совокупность неформальных, не имеющих официальных рамок, вербальных общественных коммуникаций, сообщения в которых передаются «по цепочке», «из уст в уста». Данная форма коммуникаций имеет следующие характеристики: ♦ самотранслируемость (каждый новый адресат становится источником информации); ♦ однократную воспроизводимость перед конкретным адресатом [128, с. 198]; ♦ во многих случаях — спонтанность (слухи зарождаются самопроизвольно);272 Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаци ♦ даже в тех случаях, когда слух был генерирован коммуникатором, для него характерна невысокая степень его контролируемости; ♦ высокий уровень искажаемости по «пути следования» сообщения; ♦ относительно невысокую степень достоверности, а следовательно, и доверия к слухам; ♦ повышенный уровень помех и различных «шумов»; ♦ наличие социальных барьеров: слухи распространяются, как правило, внутри группы людей, относящихся к одному социальному слою; ♦ отсутствие избирательности (селективности) по отношению к целевой аудитории коммуникации; ♦ повышенный уровень эмоциональной окраски передаваемого сообщения. Таким образом, наличие немногочисленных несомненных преимуществ (низкая или даже нулевая стоимость контакта в совокупности с самотранслируемостью) сочетается в НВМК с массой недостатков. В их числе — самый существенный: недостаточная контролируемость коммуникации. Поэтому осознанное, изначально предполагаемое использование молвы в качестве средства маркетинговых коммуникаций требует высокого уровня компетентности исполнителей и должно сопровождаться глубокой проработкой всех возможных вариантов развития событий. Описанные выше особенности влияния на аудиторию при помощи слухов не позволяют рассматривать ее как одно из основных средств коммуникаций. В лучшем случае молву можно считать фоном для «официальных» средств коммуникаций. В этом смысле справедливым является представление слухов как второй (вторичной) информационной среды [125, с. 379-380]. При разработке коммуникационной кампании, в которой предусматривается применение молвы как инструмента, возникают две основные проблемы: ♦ методы конструирования слуха; ♦ методы распространения слуха [130, с. 81]. Решения обеих проблем должны быть адекватными коммуникационной среде. Слухи, которые найдут быстрое и широкое распространение, например, в среде бизнесменов, должны «конструироваться» иначе, чем слухи, которые будут эффективны при коммуникациях с пассажирами трамваев и электричек. |2.3. Структура СМК: основные и синтетические средства... Из множества критериев классификации слухов наибольший инте-ес в нашем рассмотрении представляет систематизация: 1. По охватываемой территории: 1.1. Локальные (например слухи, относящиеся к функционированию конкретного предприятия). ! 1.2. Региональные (смена губернатора приведет к изменениям политики исполнительной власти в отношении к предпринимателям). 1.3. Национальные (после выборов нового состава парламента курс национальной валюты резко упадет). 2. По времени: 2.1. Кратковременные. 2.2. Долговременные. 2.3. Постоянные (экономическая ситуация в стране будет ухудшаться). 2.4. Цикличные (с нового года будет пересмотрено налоговое законодательство). 3. По задачам: 3.1. Позитивные (слухи, работающие на положительный имидж коммуникатора). 3.2. Контрслухи. 3.3. Слухи-антиреклама и т. п. [93, с. 12]. 4. По характеру происхождения и распространения: 4.1. Спонтанные (возникшие самопроизвольно). 4.2. Генерируемые («запущенные» и распространяемые преднамеренно конкретным коммуникатором). 4.2.1. Сообщения, изначально отправленные в форме слухов. 4.2.2. Слухи, ставшие следствием воздействия других средств маркетинговых коммуникаций (рекламы, сейлз промоушн, спонсорство и т. д.). Спонтанные слухи возникают, как правило, вследствие недостатка «официальной» информации. Задачей фирмы является отслеживание этих слухов и анализ их возможного влияния на успешность достижения маркетинговых целей. По данным американских специалистов, более трети всех устных сообщений представляют собой информацию отрицательного характера [180, с. 518]. Исходя из специфики отечественных условий, можно предположить, что у нас аналогичный показатель должен быть значительно выше.274 Раздел 2. Система маркетинговых коммуникаций В случае, если влияние слухов все-таки оценивается как отрицатель]1 ное, необходимо противопоставить им систему противодействующих мер. В простейшем варианте — это официальные заявления фирмы ft» проблемам, которые легли в информационную основу слухов. В некоторых более сложных случаях возможно использование системы коитр-слухов. В наиболее критических ситуациях разрабатывается развернутая программа мероприятий паблик рилейшнз. Например, в 1982 г. в США распространились слухи, что товарный знак фирмы Procter & Gamble свидетельствует о приверженности корпорации сатанинскому культу. Поводом стало наличие на товарном Знаке корпорации изображения человека, сидящего на месяце, обрамленного тринадцатью звездами (по количеству английских колоний, изначально объединившихся в Соединенные Штаты). Ответом Procter & Gamble стала мощная ПР-кампания, включавшая массированную отправку писем в различные СМИ и публичные заявления руководителей корпорации. Были также оперативно налажены контакты с представителями различных религиозных конфессий, инициированы выступления должностных лиц компании по телевидению и т. п. [16, с. 190-191].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|