Профилактика: определения и базовые понятия
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ОТ НАРКОТИКОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВОЛОНТЕРОВ Часть I. ПОНИМАЕМ И УЧИМСЯ Что к чему Эта книга - руководство для молодых людей, которым НЕ ВСЕ РАВНО. Если ты захотел прочитать ее - здорово. Это значит, что ты уже решил для себя, что просто так валяться на диване, ходить по клубам, болтать по телефону - не совсем то, что тебе интересно и тебе захотелось что-то добавить в свою жизнь. Причем, раз ты взялся именно за ЭТО руководство, (а не за поваренную книгу, учебник китайского языка, молоток, паяльник или баллончик с краской), значит, ты решил разнообразить свою жизнь, прежде всего, интересным общением со сверстниками, которое может стать не бесполезным и для них и для тебя. В книге, которую ты держишь в руках, мы постараемся рассказать тебе о том, как можно сделать свою жизнь более интересной и насыщенной и при этом еще и приносить пользу людям, которые живут вокруг тебя. (Кстати, именно это - делать что-то интересное и нужное для себя, при этом помогая другим, и называется добровольчество или волонтерство) Мы старались написать все по-честному. Волонтерские программы - сложная штука и вопросов иногда бывает больше чем ответов. Тем более тогда, когда взрослые обращаются за помощью к молодым людям. Поэтому в этом Руководстве - не только информация о том, что и как, но также много вопросов. Главные из них «Почему?» и «Зачем?» Книга состоит из двух частей. Первая часть - приглашение к разговору и информация к размышлению. В этой части мы попытались рассказать о том, как видим и понимаем волонтерство, что для нас значит слово «волонтер», какие у нас, авторов, есть правила и принципы, рассказываем о том, что значит по-нашему «здоровье», как его беречь и что полезного в этом плане мы могли бы сделать вместе. Здесь же, мы приводим ответы на те вопросы, которые чаще всего слышим от ребят, когда приглашаем их стать волонтерами.
Часть материала первой части - мысли наших волонтеров - их опыт, переживания, достижения и ошибки. Здесь тоже все по-честному. Если после того, как первая часть будет прочитана, желание переходить ко второй не исчезнет, то там тебя ждет ответ на вопрос «Как?». Вторая часть больше похожа на сборник упражнений, или коробку конструктора Lego. Думай, советуйся с друзьями и может получиться очень даже не плохой результат. Волонтерство имеет очень долгую, тысячелетнюю историю. Первые волонтеры появились одновременно с возникновением организованного социального строя в обществе. В ту пору, их добровольный труд неразрывно связан с религией, а позже с институтом церкви. В основе идеи добровольной помощи в ту пору лежало прежде всего стремление соответствовать нормам нравственности, которые были определены в различных религиозных учениях. С развитием общества, идеи волонтерства развивались и росли. К ним добавлялись все новые мотивы, принципы, правила. Неизменным оставалось одно - желание быть активным, заметным, полезным и за счет этого обогащать собственный внутренний мир и получать новый жизненный опыт. Сегодня волонтерство - очень мощное общественное движение, которое развивается во всем мире. Вклад волонтеров в развитие общества так ощутим, что Организация Объединенных Наций объявила 2001 год годом волонтера! Что могут делать волонтеры? Волонтер - активный, неравнодушный, интересующийся окружающими его явлениями и людьми. Самое главное слово здесь - активный, то есть проявляющий •инициативу. Поскольку мир вокруг нас очень и очень разнообразен, то и возможностей быть активным - бесчисленное множество. Каждый человек интересен сам по себе, в каждом из нас есть что-то уникальное, неповторимое, то, что отличает нас от других людей. Поэтому, если человек проявляет интерес и активен, то он в первую очередь делится с людьми своими лучшими качествами, и, тем самым помогает им.
Сегодня работа волонтеров востребована в самых разных областях. Наиболее заметна она в природоохранной деятельности, общественно-политической жизни, исследованиях, краеведении и социальных программах. Наверняка, каждый из нас представляет себе, в чем заключается работа волонтера в каждом из этих направлений. Для примера посмотрим на деятельность волонтера-эколога. Исследования, поездки, путешествия, работа, связанная с охраной природы, массовые акции, подготовка и издание журналов, физический труд на природе, общение, формирование и выражение общественного мнения, обучение работе с различными приборами и устройствами - вот далеко не полный список того, чем занимаются добровольные помощники всего лишь в одном из направлений, где активно развивается волонтерство. Поэтому можно сказать с полной уверенностью, что в сегодняшней жизни каждый может найти для себя что-то подходящее в волонтерской работе. Волонтеры могут делать очень много полезных и интересных дел. Теперь о том, кто может стать волонтером. Скажем сразу - по нашему мнению любой желающий. Главное сказать себе: «Да, мне это интересно и я готов вкладывать в волонтерскую работу часть своих сил и времени». Наш опыт говорит о том, что каждый может найти себе место и по интересам, и по силам. Важно понимать, что волонтерство - не флаг, которым надо немедленно начинать размахивать над головой и не самоцель, не стремление вложить всего себя в дело спасения кого-то от чего-то. Волонтерство - средство развития, способ знакомства с миром, средство, способное помочь в определении собственных жизненных перспектив. Раз так, то ответ на вопрос «Кто такой «хороший» волонтер?» становится понятным. Это человек, который искренне заинтересован в участии а работе, правильно определил область в которой хотел бы проявить себя и честно сказал о том, что он хочет делать и сколько времени и сил готов на это тратить.
Следующий вопрос, который нам часто; задают - зачем мне все это нужно? Слова «активность» и «интерес», конечно красивые и правильные, ну а в жизни-то что мне это даст? Есть несколько ценных вещей, которые может дать человеку волонтерская работа. Прежде всего – интересное общение с людьми, которым интересно то же, что и тебе. Это уже не так уж мало. Кроме этого участие в волонтерских программах позволяет вот что: • Проверить правильность выбора будущей профессии. В этом смысле волонтерство - уникальная возможность понять, насколько верно человек определил для себя, чем бы ему хотелось заниматься. • Обнаружить в себе новые способности, которые, возможно, до этого просто негде было проявить. • Получить информацию и знания о той или иной сфере человеческой деятельности и посмотреть как эти знания могут быть полезными тебе и твоим близким в их повседневной жизни • Получить новые практические навыки, которые, могут оказаться полезными, хоть и не станут, возможно, делом жизни или средством зарабатывания денег То есть участие человека в волонтерских программах можно объяснить так: «Я трачу свое время и силы на волонтерскую работу, чтобы больше знать о себе и о мире и научиться тому, чего я раньше не умел делать» Мифы о волонтерстве 1. Волонтеры - ненормальные. Нет, чтобы заняться собой и своими проблемами - им нужно мир спасать. Приходят, чтобы разогнать собственных «тараканов» за чужой счет. Волонтеры совершенно нормальные люди, они никого не спасают, они развиваются, общаясь с людьми и познавая окружающий мир. Спасатель и волонтер - совершенно разные понятия и их нельзя смешивать. Мало того «спасательство» или стремление «догнать и причинить добро» - опасная вещь, способная принести только вред и самому спасателю и его «жертве». 2. В волонтеры идут те, кто сам себя не может занять интересным делом. Им нужен вождь -вот и сбиваются в стадо. Волонтерские программы как раз наоборот ценны тем, что в них у людей появляется возможность показать собственную индивидуальность -это и есть главный «генератор». То, что при этом люди объединяются - совершенно естественно. Ведь каждый из нас почему-то с кем-то дружит, а с кем-то нет. Здесь работает тот же принцип объединения по общности интересов и взглядов.
3. Любая добровольная помощь - добровольна и бескорыстна только на первый взгляд. Вон посмотрите на политиков - сколько перед выборами на улицах добровольцев, но всем известно, ради чего они там топчутся. У любого волонтера есть тайное стремление что-то получить взамен - славу и почет, известность или возможность козырять своими подвигами. Совершенно верно, у каждого волонтера есть стремление получить что-то взамен потраченного времени и сил. Это естественно и нормально. И если человек говорит о нем открыто - это очень хорошо. Любая волонтерская программа обогащает человека, и в том случае, когда он говорит о том, что для него важно, это сделать гораздо проще. Кроме того, работа волонтеров, в конечном итоге, способна повлиять на ситуацию в обществе, сделать жизнь людей, а, значит, и свою собственную, более комфортной и безопасной. Это - отдаленный, долгосрочный результат, который часто не получается увидеть или измерить. Но это не значит, что он не достижим и нереален. Многие люди, работающие волонтерами, задумываются именно об этом, отдаленном результате. 4. Волонтеры - только инструмент в руках хитроумных профессионалов, которые за счет бесплатной рабочей силы добиваются результатов, выдают их за свои, и за счет этого живут припеваючи. Результат любой волонтерской программы известен авторам заранее, еще до ее начала. Каждый человек, работающий в волонтерской программе - прежде всего свободная личность. А свободную личность превратить в инструмент крайне затруднительно. Волонтер - не бессловесная овца и поэтому он способен отстоять свои права и добиться справедливости в том случае, если эти права кто-то нарушает. Что касается результата, он, конечно, предполагается еще до начала работы - не бывает деятельности без цели. Но любая цель может меняться со временем, после того, как достигнута одна, может возникать новая и это процесс, в котором в равной степени могут принимать участие все вне зависимости от положения, должности, звания и наличия государственных наград. Все волонтерские программы придуманы «из под палки». Как только чиновники и разные другие деятели перестанут их придумывать и под разными предлогами заманивать туда людей, все волонтерство тут же закончится. Главная особенность волонтерства - принцип добровольного участия. В волонтеры никто никого не заманивает. Все, что можно сделать - пригласить человека участвовать в программе и честно ответить на его вопросы. Решение участник программы всегда принимает сам.
Что касается того, кто придумывает программы для волонтеров, то тут можно сказать, что большинство таких программ появляется по инициативе обычных людей, а не чиновников. Люди, обладающие властью и правом принимать решения, просто прислушиваются к мнению людей и создают условия для того, чтобы возникшая инициатива получила поддержку и развивалась. Конечно, бывают ситуации, когда для решения какой-то проблемы сил профессионалов недостаточно. Тогда они приглашают добровольных помощников. Но, как уже говорилось, пригласить вовсе не значит «заманить» или «вынудить». 6. В последнее время только и слышно про разные волонтерские программы. Такое ощущение, что еще немного и профессионалы будут не нужны - останутся одни добровольцы, разрешат все проблемы и наступит всеобщее счастье. Что-то верится с трудом. И правильно. Волонтерство - это принцип участия. А профессионализм - качество человека, которое не зависит от того, волонтер это или нет. Профессионалы будут нужны всегда. Честно признаться, волонтерские программы не ставят своей задачей переделать весь мир. Это - только один из способов улучшить жизнь людей - и самих участников программ и тех, кому они помогают. Ведь ни у кого не возникает желания отверткой забивать гвозди, а на завтрак есть жареные гвозди (первое не получится, второе - плохо закончится). У каждого предмета, явления и социального процесса есть свое место, время, назначение и пределы возможностей. Волонтерство - не исключение. 7. Любая волонтерская программа - тусовка для своих. Новеньких там не любят и войти в такой коллектив трудно. То, какая атмосфера и какие правила будут действовать в волонтерской группе, зависит в первую очередь от ее участников. Если они захотят устроить дедовщину - она быстро приживется. Захотят превратить программу в тусовку - это довольно легко сделать. Вопрос только в том, что в таких случаях происходит с целью участия в программе и можно ли такую программу назвать волонтерской или это уже что-то другое. Для того, чтобы не превращаться в тусовку, группа может с самого начала договориться о правилах, целях, о том, что можно, а чего лучше избегать. Лучший способ сохранить группу работоспособной, а значит, сохранить для себя возможность получать удовольствие и пользу от участия в программе - искренние, доверительные и уважительные отношения между людьми. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что не все планы сбудутся и не всех целей удастся достичь легко. Здравый смысл и способность трезво смотреть на результаты работы, чтобы что-то изменить - еще один способ не утонуть в выяснении отношений в группе. 8. Все волонтерские программы одинаковые - зовут, приглашают: «Приходите, каждому найдется место, любой для нас ценен». А на деле оказывается все не так - тесты, отборы, отсевы. Как на вступительных. Можно подумать: это не моя помощь им нужна, а они мне! В результате - «спасибо, до свидания, приходите в другой раз». Обидно. И второй раз уже никто после такого радушного приема в волонтеры не пойдет. В таком рассуждении одна ошибка - слово «все». Программы делают люди, а люди бывают разные. Поэтому, даже если один раз такое случилось - не надо делать вывод, что так будет всегда. Волонтерские программы с отбором существуют, и это можно понять - есть некоторые специфические виды работы (например, работа на телефоне доверия), к которым предъявляют особые требования. Вопрос в том, что честная программа объявляет об этом сразу и предлагает тем, кто по каким-то причинам не подходит, другие виды активности и не «в следующий раз», а сразу. Поэтому, даже если у кого-то уже сеть печальный опыт из серии «до следующих встреч» не думайте, что с вами что-то «не так».
Здоровый образ жизни Наши волонтерские программы о здоровье и здоровом образе жизни. Эта тема выросла не сама по себе - ее четыре года назад «принесли» нам ребята. Честно говоря, работая с темой «наркомания» мы поначалу и не думали, что из этой темы получится молодежная волонтерская программа. Вокруг Центра начали постепенно собираться молодые люди, которым была интересна наша работа. Большинство из них поначалу приходили с вопросами и просьбами о помощи для своих друзей, знакомых, родственников. Важно было, что большинство из ребят искало у нас поддержки не только в том случае, когда от наркотиков пострадал кто-то из близких, но и для того, чтобы получить возможность продемонстрировать свою собственную позицию. Так начала формироваться подростковая группа из числа активных противников употребления наркотиков. Важно подчеркнуть, что это был естественный процесс, полностью свободный от принуждения. Но оказалось, что не только в одной организации, а в нескольких и в Петербурге, и в других городах такие программы стали появляться практически одновременно. Значит, для того были и есть какие-то причины. Вам, наверняка, приходилось не раз слышать от «старшего поколения» неприятные рассуждения на тему: «Современная молодежь как кошмар для нашего времени». Звучит обидно, правда? Одежда не та, музыка не та, говорят не так, не о том, не тем голосом и думают не о том, и делают все не правильно... И далее и более. Мы уже говорили о том, что люди бывают разные, с разными принципами, ценностями, представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Это касается людей любого возраста. Кто-то рвется поступать в институт, кто-то - работать. Кто-то учится с удовольствием, кто-то с трудом 9 класс высиживает и с облегчением вздыхает, что пытка, наконец, закончилась. Люди по-разному относятся ко всему, что их окружает, в том числе и к тому, что может нести угрозу здоровью, безопасности и благополучию. Отношение к таким вещам и есть показатель того, насколько здоровый образ жизни ведет человек. Здоровый образ жизни это поведение, которое содержит взвешенный и разумный подход к собственному здоровью и благополучию и помогает человеку избежать ненужных рискованных ситуаций, которые могут это самое здоровье и благополучие серьезно подорвать. Поэтому продвижение ценностей и идей здорового образа жизни ставит своей целью повышение качества жизни.. Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия, не ограничивая это понятие лишь отсутствием заболеваний и недугов. То есть здоровый образ жизни - это не только медицинские аспекты здоровья, но и хорошее настроение, друзья, увлечения, работа, отдых и многое-многое другое. Проще говоря... Если вам редко приходится валяться в постели с градусником, то это совсем не значит, что у вас все в порядке со здоровьем. Вот когда, вдобавок к хорошей физической форме, к вам в дом часто приходят друзья, вы с удовольствием идете утром на работу, можете в самой пренеприятной ситуации совладать с собой, и при этом, несмотря на все мелкие неприятности, считаете, что жизнь прекрасна - вы действительно здоровы. 4. Что делают волонтеры в программах по здоровому образу жизни Мы уже сказали, что здоровый образ жизни -отсутствие ненужных рискованных ситуаций, которые могут подорвать здоровье. Поэтому волонтерские программы по здоровому образу жизни нацелены на то, чтобы объяснять людям, где их подстерегает опасность и показывать, каким способом можно избежать неприятностей. Если ты взялся за это Руководство, значит, у тебя есть собственная позиция по отношению к своему здоровью, которую ты хотел бы продемонстрировать окружающим. Демонстрация собственной позиции, желание предостеречь от ошибок друзей и знакомых чаще всего и приводят людей к мысли об участии в волонтерском движении. Чтобы разобраться с тем, что могут делать волонтеры, зачем и почему это важно для них нам предстоит разобраться с тем, о каких рискованных ситуациях мы говорим в первую очередь. Итак, для здоровья молодого человека сегодня наибольшую опасность представляют: (эти данные получены в результате различных социологических опросов, которые проводили исследователи в разных городах России в последнее время. Поэтому этой информации можно доверять) • Агрессия и насилие • Конфликты • Наркотики и алкоголь • Инфекционные заболевания, связанные с употреблением наркотиков (гепатиты, ВИЧ-инфекция и другие) Понятно, что кроме перечисленных есть еще и другие опасности. Но в этом Руководстве мы будем говорить в основном о тех из них, которые при^ нято называть социальными факторами риска для здоровья. То есть эти опасности не в силах предотвратить врачи, от них нельзя сделать прививку или спрятаться. Для того, чтобы сохранить собственное здоровье приходится заниматься тем, что на профессиональном языке называется профилактика. Традиционно профилактика какого-то явления рассматривается как его недопущение, противодействие. Многие люди считают, что профилактика и борьба - одно и то же. Нам, авторам, кажется что профилактика это не разрушение плохого, а, наоборот, создание хорошего. Из всех существующих определений профилактики наиболее верным кажется вот это. Профилактика это активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Проще говоря... Чтобы разобраться в содержании этого определения поиграйте в ассоциации. Подбирайте их по очереди к каждому выделенному слову. Оцените то, что у вас получилось и выберете те из ассоциаций, которые понравились больше всего. Затем соедините их в связное предложение. Это и будет ваше личное понимание профилактики. Если согласиться с тем, что мы рассказали, то получается, что программы здорового образа жизни включают в себя профилактику того, что специалисты называют «поведение высокой степени риска». Следующий вопрос: как это делается.
Профилактика: определения и базовые понятия Профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, который находится на стыке психологии, педагогики, социологии, медицины, PR и информационных технологий. (Вот, кстати, и ответ на вопрос о том, почему так много молодых людей интересуются волонтерскими программами в области профилактики и охраны здоровья - тут есть где развернуться людям с самыми разными интересами - и «физикам» и «лирикам») Для профилактики наркомании существует множество классификаций по различным признакам. Для нас в рамках настоящего Руководства принципиальными являются следующие из них: 1. По целевой группе, (это те, с кем мы общаемся и работаем, кому помогаем, кого учим, информируем, развлекаем убеждаем) - вид профилактики 2. По содержанию деятельности (что является предметом деятельности) - тип профилактики 3. По «точке приложения» усилий (направлены наши действия на одного человека, на группу людей или на целое сообщество) - уровень профилактики. Виды профилактики: • Первичная профилактика существует для того, чтобы человек не начал вести себя с риском для здоровья, например, употреблять наркотики. • Вторичная профилактика помогает человеку, который по каким-то причинам уже рискует своим здоровьем и благополучием свести потери к минимуму и постараться изменить свое поведение, то есть начать по другому относиться, прежде всего, к самому себе. • Третичная профилактика, или реабилитация помогает тем, кто уже пострадал от собственной неосторожности, незнания или еще по каким-то причинам снова стать здоровыми и благополучными. Типы профилактики: • Общесоциальная (неспецифическая) профилактика - сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно проблему употребления наркотиков (или какую-то другую, с которой ведется работа), а влияющая на нее косвенно -через административные механизмы, педагогическими средствами, при помощи информационных технологий. Например, к мероприятиям неспецифической профилактики можно отнести благоустройство подъездов домов (установку замков, светильников, изоляцию подвалов и чердаков) - затрудняется доступ к потенциальным местам употребления наркотиков. К этому же типу относятся программы и мероприятия по организации досуга (работа подростковых клубов, всевозможные спортивные соревнования и праздники) - создается альтернатива приему наркотиков, организуется занятость в свободное время. • Специфическая профилактика - мероприятия и программы этого типа призваны влиять на те или иные проявления социальной проблемы и их медицинские и социальные последствия. К таким программам относятся, например, специализированные информационные кампании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги или тематические занятия, выпуск специальной литературы, терапевтические программы для потребителей наркотиков, программы снижения вреда. Уровни профилактики: • Личностный - на этом уровне работа с целевой группой построена таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы повышению уровня здоровья отдельного человека. К профилактике на личном уровне можно отнести консультирование, лечение, тренинги личностного роста. • Семейный уровень предполагает влияние на «микросоциум» - семью, поскольку семья и ближайшее окружение человека во многом способны повлиять на вероятность приобщения человека к наркотикам или появления других ситуаций, опасных для здоровья. Например, сюда относятся тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе. • Социальный уровень профилактики, способствует изменению общественных норм в отношении, например, употребления наркотиков, а также, отношения к потребителям. Это помогает создать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях. Из приведенных примеров видно, что все три предложенные классификации существуют одновременно. Это значит, что каждый из видов профилактики может содержать в себе мероприятия обоих типов и при этом действовать на различных уровнях. Проще говоря... Профилактика похожа на кубик Рубика. Берешь его в руки, и в глазах рябит от разнообразия цветов и полного отсутствия порядка. Можно часа- ми крутить его во все стороны, но если не знаешь «магической формулы» порядка не прибавится. Используют эту игрушку для успокоения -сидишь себе, вертишь разноцветные грани - вроде бы при деле. Но к достижению конечной цели при этом не приближаешься ни на шаг. Одну или две грани можно без труда собрать и без всяких формул. Можно даже потом поставить кубик так, чтобы эти грани были видны в первую очередь. Но это - самообман. Стоит только посмотреть сбоку, чтобы понять, что перед вами снова все тот же хаос. Между тем, «магическая формула» состоит всего из трех «ключей» - какой слой крутить, когда и в какую сторону. И ничего сложного. Правда если допустишь ошибку то заметить это «по ходу дела» невозможно - все равно будешь крутить до конца и только «на последнем ходу» станет ясно, что все придется начинать заново. А если работать аккуратно, четко соблюдая последовательность шагов, то собрать непослушную игрушку можно всего, за пару минут даже с закрытыми глазами. Кроме типов и видов есть несколько правил, о которых нужно помнить, если начинаешь заниматься профилактикой. Эти правила позволяют организовать профилактическую работу так, чтобы не просто тратить время и силы, а еще и добиваться результата. • Долгосрочность и непрерывность - ни одна профилактическая программа не будет эффективной, если свести ее к ряду мероприятий, пусть даже очень и очень длинному. Профилактика - процесс, неразрывно связанный с процессом воспитания. Поэтому не соединенные воедино мероприятия скорее всего не принесут сколько-нибудь ощутимого отсроченного социального эффекта, а лишь сиюминутный результат. • Адресность - у всякой информации есть свой потребитель. Необходимо помнить, что, говоря об употреблении наркотиков, мы сталкиваемся с тем, что информация способна спровоцировать нездоровый интерес к предмету разговора. Это происходит в том случае, если объем информации превышает пределы информационного запроса группы. Никакая информация не может предоставляться только «для общего развития». Необходимо понимать, что ты говоришь, кому, зачем и почему ты говоришь это именно сейчас. • Профессионализм и своевременность - рассмотрим этот принцип на конкретном примере. Крайне популярная сегодня форма профилактической работы - так называемая акция. Как правило, их проводят под девизом «Спорт (рок, кино, искусство) против наркотиков». Акция, как форма, ставит своей целью демонстрацию позиции и призыв к присоединению. Для того, чтобы акция была успешной, необходима огромная энергия, сила и опыт группы, которая ее организует. Важно не только заявить о себе, но и иметь возможность вовлечь в сферу своего влияния неорганизованную, многочисленную и часто случайную «толпу». В противном случае, итогом акции «Рок против наркотиков» может стать ковер из шприцев и череда машин скорой помощи. Не говоря уж о полной дискредитации и идеи и группы организаторов. Если групповой потенциал таков, что его достаточно для того, чтобы создать нужную организаторам атмосферу, и у движения есть необходимость в привлечении новых членов, если нужно дать информацию о себе одновременно большому числу людей, то акция - наиболее подходящая, для этого форма. Она эмоционально насыщена, с прекрасными «демонстрационными» возможностями. В то же время, если проводить акцию параллельно с матчем «Спартак - Манчестер Юнайтед», вероятнее всего, люди пойдут туда, а не на нашу акцию. Также бесполезно рассказывать о профилактике, допустим, ВИЧ-инфекции тем, кто не знает, что это такое. v To есть, успех или неудача в данном случае зависит не только от того, как проведена подготовка, а от того, своевременно ли применять ту или иную форму работы. • Доступность - этот принцип предполагает, во-первых, подачу материала с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы (если речь идет о подростках, необходимо учитывать особенности их субкультуры), а во вторых, организацию доступа к информации и услугам, которые предлагаются в рамках профилактических программ. (Например, организуя консультативную службу для молодежи, время ее работы следует планировать в соответствии с возможностями будущих клиентов) Последовательность - любая профилактическая программа состоит из ряда этапов, которые сменяют друг друга в определенной последовательности: а) анализ ситуации (исследование запроса целевой группы); б) анализ уровня информированности и «готовности» целевой группы; в) предоставление услуг исходя из результатов анализа; г) формирование мотивации для навыков поддержания и охраны собственного здоровья. Например, вряд ли можно ожидать положительных результатов, при проведении обучающих занятий для ребят, если они не будут заранее проинформированы о том, почему эти занятия важны. Проще говоря... • «Вода камень точит» • «Что русскому здорово, то немцу - смерть» • «Каждому овощу - свое время» • «Богу - богово, кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево» • «Не лезь поперед батьки в пекло» Обобщим сказанное: В основе всех подходов лежит один из четырех способов воздействия на человека: его можно напугать (испуг быстро проходит); отвлечь (трудно отвлечь «навсегда» - придется все время придумывать новый способ, чтобы удерживать внимание); научить (число «освоенных» ситуаций все равно ограничено); или убедить при помощи разумных или эмоциональных доводов (выбор зависит от человека - его способностей, восприимчивости, интеллекта). Современная профилактика в основном действует убеждением. Проще говоря... Если человек не задумывается о своей безопасности, и не пользуется при езде на машине ремнями безопасности, то заставить его сделать это можно несколькими способами: расставить на каждом углу по инспектору ГАИ, провести среди автомобилистов какую-нибудь лотерею с огромным призовым фондом для тех, кто ездит «пристегнутым», сделать «пристегивание» автоматическим, связать механизм ремней с блоком зажигания, так, чтобы не пристегнувшись нельзя было завести машину. Во всех этих случаях как только исчезнет внешний стимулирующий или принуждающий фактор, человек вернется к прежнему стилю поведения. Как же побудить его пристегиваться ремнем безопасности без кнута и пряника? Ведь каждый знает, что пристегиваться хорошо, а не пристегиваться - плохо. Единственный способ, который нам видится, это научить человека любить и ценить себя, каждый день своей жизни. Тогда ремни будут выступать лишь средством, инструментом для того, чтобы лишний раз напомнить себе, какую великую ценность представляет моя жизнь. При такой трактовке становится понятным, что поведение (умение действовать), как таковое, является лишь «лакмусовой бумажкой», маркером, указывающим на отношение. Если представить себе ситуацию, что в один прекрасный день героин и остальные наркотики исчезли с лица Земли, то через очень непродолжительное время будут изобретены новые. Если стереть из памяти людей всю ненормативную лексику, то в этот разряд вскоре попадут другие слова. Человеку нужны запреты, для того, чтобы нарушать их или не нарушать. У человека должны быть рамки. Вопрос в том, где они находятся «внутри» или «снаружи». Рамки «снаружи» определяют поведение и продиктованы ситуацией. Как только меняется ситуация исчезают рамки, а вместе с этим изменяется поведение. Внутренние рамки не изменяются вместе с внешними условиями потому, что человек осознанно устанавливал их для себя. Можно строить для наркотиков любые препоны и границы, таможни, вводить войска. Можно ужесточить законодательство и расстреливать за драки. Наркотик, преодолеет все преграды. Он переступит через слезы матери, через человека в форме, тюремные решетки, страх умереть. Но он не сможет перейти одну единственную границу -границу, которая внутри тебя. Поэтому наша задача (идеальная, это понятно), формировать отношение к наркотикам таким образом, чтобы даже если однажды пойдет героиновый дождь и под ногами будет ковер из конопли, у большинства людей не возникло бы желания воспользоваться этим. В тот момент, когда человек делает осознанный выбор, он как раз и устанавливает собственные внутренние границы по отношению к наркотику. Наша задача - предоставить ему возможность сделать этот выбор.
6. Зачем я стал волонтером? Зачем я стал волонтером? Скорее всего, потому, что некоторые вещи мне не безразличны и для того, чтобы я мог их изменить или попытался их изменить, я и стал волонтером. «...Помимо всего этого, я - личность, я развиваюсь, учусь и т.д. И, работая волонтером, я учусь общаться, что-то делать, вернее, делать то, что мне интересно, вести за собой людей, руководить ими. И я уверен, в дальнейшем мне это пригодится. Здесь я нашел друзей, людей, которым я могу довериться. Здесь есть то, что нас объединяет - это наша цель. Для того чтобы меня поддержали, я стараюсь людей заинтересовать, и «заразить» их своей идеей. И это, на мой взгляд, оптимальный вариант, т.к. люди будут делать то, что им интересно, а не то, что им навязывают...» Радик. «...Эта роль очень важна из-за отношения к делу. Волонтер все делает добровольно, не за деньги. И он делает ради цели, а не ради денег. Я это делаю в первую очередь ради себя. Мне это нравится, я получаю от этого удовольствие...» «...С моей точки зрения, роль волонтеров заключается в том, что они помогают взрослым в общих проблемах и делах. Часто это ситуации, в которых люди будут слушать молодых волонтеров, а не взрослых психологов- профессионалов. Я делаю это потому, что мне интересно...» «..Чтобы проявить свою инициативу, я прошу кого-нибудь влиятельного или старшего в группе, чтобы он попросил меня послушать. И, в то же время, я не перестаю всячески привлекать публику послушать меня. Обычно, у меня таких проблем нет. Ну а если есть, то это помогает...» «...Пытаюсь изменить отношение к употреблению наркотиков у людей, считающих его приемлемым для создания хорошего настроения, необходимым условием для похода на дискотеку. Стараюсь показать им другие пути получения удовольствия, их пользу и легкость...» «...Я это делаю, чтобы быть уверенной в своей безопасности. Чтобы помочь друзьям, чтобы улучшить уровень жизни в обществе, вылечить его от, наркоманов. Стараюсь, как можно больше узнать о наркомании, о ее вреде. Когда я слышу положительные отзывы о наркотике, я привожу аргументы опровергающие это. Стараюсь разнообразить свой досуг и досуг своих знакомых и друзей...» «...Волонтера в нашем проекте, как и в других подобных организациях, борющихся с наркоманией, пытающихся изменить отношение к употреблению наркотиков, должны обладать достаточной информацией о наркотиках, оо их последствиях, и, что самое главное, объяснить другим вред приносящий этой болезнью - наркоманией. Также хороший волонтер должен обладать качествами, присущими лидеру: инициативой, смелостью, смышленостью, сдержанностью. Но зачем им это надо? Они, как и я, хотят научиться в случае нео
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|