Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика: определения и базовые понятия




ОТ НАРКОТИКОВ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ДЛЯ ВОЛОНТЕРОВ


Часть I. ПОНИМАЕМ И УЧИМСЯ

Что к чему

Эта книга - руководство для молодых людей, которым НЕ ВСЕ РАВНО. Если ты захотел прочи­тать ее - здорово. Это значит, что ты уже решил для себя, что просто так валяться на диване, хо­дить по клубам, болтать по телефону - не совсем то, что тебе интересно и тебе захотелось что-то добавить в свою жизнь.

Причем, раз ты взялся именно за ЭТО руковод­ство, (а не за поваренную книгу, учебник китайс­кого языка, молоток, паяльник или баллончик с краской), значит, ты решил разнообразить свою жизнь, прежде всего, интересным общением со сверстниками, которое может стать не бесполез­ным и для них и для тебя.

В книге, которую ты держишь в руках, мы по­стараемся рассказать тебе о том, как можно сде­лать свою жизнь более интересной и насыщенной и при этом еще и приносить пользу людям, кото­рые живут вокруг тебя. (Кстати, именно это - де­лать что-то интересное и нужное для себя, при этом помогая другим, и называется добровольче­ство или волонтерство)

Мы старались написать все по-честному. Во­лонтерские программы - сложная штука и вопро­сов иногда бывает больше чем ответов. Тем более тогда, когда взрослые обращаются за помощью к молодым людям. Поэтому в этом Руководстве - не только информация о том, что и как, но также мно­го вопросов. Главные из них «Почему?» и «Зачем?»

Книга состоит из двух частей. Первая часть - приглашение к разговору и информация к размыш­лению. В этой части мы попытались рассказать о том, как видим и понимаем волонтерство, что для нас значит слово «волонтер», какие у нас, авто­ров, есть правила и принципы, рассказываем о том, что значит по-нашему «здоровье», как его беречь и что полезного в этом плане мы могли бы сделать вместе. Здесь же, мы приводим ответы на те воп­росы, которые чаще всего слышим от ребят, когда приглашаем их стать волонтерами.

Часть материала первой части - мысли на­ших волонтеров - их опыт, переживания, дости­жения и ошибки. Здесь тоже все по-честному. Если после того, как первая часть будет прочита­на, желание переходить ко второй не исчезнет, то там тебя ждет ответ на вопрос «Как?». Вторая часть больше похожа на сборник упражнений, или коробку конструктора Lego. Думай, советуй­ся с друзьями и может получиться очень даже не плохой результат.

Волонтерство имеет очень долгую, тысячелет­нюю историю. Первые волонтеры появились од­новременно с возникновением организованного социального строя в обществе. В ту пору, их доб­ровольный труд неразрывно связан с религией, а позже с институтом церкви. В основе идеи добро­вольной помощи в ту пору лежало прежде всего стремление соответствовать нормам нравственно­сти, которые были определены в различных рели­гиозных учениях.

С развитием общества, идеи волонтерства раз­вивались и росли. К ним добавлялись все новые мотивы, принципы, правила. Неизменным остава­лось одно - желание быть активным, заметным, по­лезным и за счет этого обогащать собственный внутренний мир и получать новый жизненный опыт. Сегодня волонтерство - очень мощное об­щественное движение, которое развивается во всем мире. Вклад волонтеров в развитие общества

так ощутим, что Организация Объединенных Наций объявила 2001 год годом волонтера!

Что могут делать волонтеры? Волонтер - ак­тивный, неравнодушный, интересующийся окружа­ющими его явлениями и людьми. Самое главное сло­во здесь - активный, то есть проявляющий •инициативу. Поскольку мир вокруг нас очень и очень разнообразен, то и возможностей быть ак­тивным - бесчисленное множество. Каждый чело­век интересен сам по себе, в каждом из нас есть что-то уникальное, неповторимое, то, что отличает нас от других людей. Поэтому, если человек проявляет интерес и активен, то он в первую очередь делится с людьми своими лучшими качествами, и, тем са­мым помогает им.

Сегодня работа волонтеров востребована в са­мых разных областях. Наиболее заметна она в при­родоохранной деятельности, общественно-полити­ческой жизни, исследованиях, краеведении и социальных программах. Наверняка, каждый из нас представляет себе, в чем заключается работа волон­тера в каждом из этих направлений. Для примера посмотрим на деятельность волонтера-эколога. Ис­следования, поездки, путешествия, работа, связан­ная с охраной природы, массовые акции, подготовка и издание журналов, физический труд на природе, общение, формирование и выражение обществен­ного мнения, обучение работе с различными при­борами и устройствами - вот далеко не полный спи­сок того, чем занимаются добровольные помощники всего лишь в одном из направлений, где активно развивается волонтерство. Поэтому можно сказать с полной уверенностью, что в сегодняшней жизни каждый может найти для себя что-то подходящее в волонтерской работе. Волонтеры могут делать очень много полезных и интересных дел.

Теперь о том, кто может стать волонтером. Ска­жем сразу - по нашему мнению любой желающий. Главное сказать себе: «Да, мне это интересно и я го­тов вкладывать в волонтерскую работу часть своих сил и времени». Наш опыт говорит о том, что каж­дый может найти себе место и по интересам, и по силам. Важно понимать, что волонтерство - не флаг, которым надо немедленно начинать размахивать над головой и не самоцель, не стремление вложить всего себя в дело спасения кого-то от чего-то. Волонтерство - средство развития, способ знакомства с миром, средство, способное помочь в определении собственных жизненных перспектив. Раз так, то ответ на вопрос «Кто такой «хороший» волон­тер?» становится понятным. Это человек, который искренне заинтересован в участии а работе, пра­вильно определил область в которой хотел бы про­явить себя и честно сказал о том, что он хочет де­лать и сколько времени и сил готов на это тратить.

Следующий вопрос, который нам часто; зада­ют - зачем мне все это нужно? Слова «активность» и «интерес», конечно красивые и правильные, ну а в жизни-то что мне это даст?

Есть несколько ценных вещей, которые может дать человеку волонтерская работа. Прежде всего – интересное общение с людьми, которым интерес­но то же, что и тебе. Это уже не так уж мало. Кроме этого участие в волонтерских программах позво­ляет вот что:

• Проверить правильность выбора будущей про­фессии. В этом смысле волонтерство - уникаль­ная возможность понять, насколько верно че­ловек определил для себя, чем бы ему хотелось заниматься.

• Обнаружить в себе новые способности, которые, возможно, до этого просто негде было проявить.

• Получить информацию и знания о той или иной сфере человеческой деятельности и посмотреть как эти знания могут быть полезными тебе и твоим близким в их повседневной жизни

• Получить новые практические навыки, которые, могут оказаться полезными, хоть и не станут, возможно, делом жизни или средством зарабатывания денег

То есть участие человека в волонтерских про­граммах можно объяснить так: «Я трачу свое время и силы на волонтерскую работу, чтобы больше знать о себе и о мире и научиться тому, чего я рань­ше не умел делать»

Мифы о волонтерстве

1. Волонтеры - ненормальные. Нет, чтобы за­няться собой и своими проблемами - им нуж­но мир спасать. Приходят, чтобы разогнать собственных «тараканов» за чужой счет.

Волонтеры совершенно нормальные люди, они никого не спасают, они развиваются, общаясь с людьми и познавая окружающий мир. Спасатель и волонтер - совершенно разные понятия и их нельзя смешивать. Мало того «спасательство» или стрем­ление «догнать и причинить добро» - опасная вещь, способная принести только вред и самому спасате­лю и его «жертве».

2. В волонтеры идут те, кто сам себя не может занять интересным делом. Им нужен вождь -вот и сбиваются в стадо.

Волонтерские программы как раз наоборот ценны тем, что в них у людей появляется возмож­ность показать собственную индивидуальность -это и есть главный «генератор». То, что при этом люди объединяются - совершенно естественно. Ведь каждый из нас почему-то с кем-то дружит, а с кем-то нет. Здесь работает тот же принцип объеди­нения по общности интересов и взглядов.

3. Любая добровольная помощь - добровольна и бескорыстна только на первый взгляд. Вон посмотрите на политиков - сколько перед вы­борами на улицах добровольцев, но всем из­вестно, ради чего они там топчутся. У любого волонтера есть тайное стремление что-то по­лучить взамен - славу и почет, известность или возможность козырять своими подвигами.

Совершенно верно, у каждого волонтера есть стремление получить что-то взамен потраченного времени и сил. Это естественно и нормально. И если человек говорит о нем открыто - это очень хоро­шо. Любая волонтерская программа обогащает че­ловека, и в том случае, когда он говорит о том, что для него важно, это сделать гораздо проще. Кроме того, работа волонтеров, в конечном итоге, способ­на повлиять на ситуацию в обществе, сделать жизнь людей, а, значит, и свою собственную, более ком­фортной и безопасной. Это - отдаленный, долго­срочный результат, который часто не получается увидеть или измерить. Но это не значит, что он не достижим и нереален. Многие люди, работающие волонтерами, задумываются именно об этом, отда­ленном результате.

4. Волонтеры - только инструмент в руках хит­роумных профессионалов, которые за счет бесплатной рабочей силы добиваются резуль­татов, выдают их за свои, и за счет этого живут припеваючи. Результат любой волонтерс­кой программы известен авторам заранее, еще до ее начала.

Каждый человек, работающий в волонтерской программе - прежде всего свободная личность. А свободную личность превратить в инструмент крайне затруднительно. Волонтер - не бессловес­ная овца и поэтому он способен отстоять свои пра­ва и добиться справедливости в том случае, если эти права кто-то нарушает.

Что касается результата, он, конечно, предпо­лагается еще до начала работы - не бывает деятель­ности без цели. Но любая цель может меняться со временем, после того, как достигнута одна, может возникать новая и это процесс, в котором в равной степени могут принимать участие все вне зависи­мости от положения, должности, звания и наличия государственных наград.

Все волонтерские программы придуманы «из под палки». Как только чиновники и разные другие деятели перестанут их придумывать и под разными предлогами заманивать туда людей, все волонтерство тут же закончится.

Главная особенность волонтерства - принцип добровольного участия. В волонтеры никто нико­го не заманивает. Все, что можно сделать - пригла­сить человека участвовать в программе и честно ответить на его вопросы. Решение участник про­граммы всегда принимает сам.

Что касается того, кто придумывает програм­мы для волонтеров, то тут можно сказать, что боль­шинство таких программ появляется по инициати­ве обычных людей, а не чиновников. Люди, обладающие властью и правом принимать решения, просто прислушиваются к мнению людей и созда­ют условия для того, чтобы возникшая инициатива получила поддержку и развивалась. Конечно, бы­вают ситуации, когда для решения какой-то про­блемы сил профессионалов недостаточно. Тогда они приглашают добровольных помощников. Но, как уже говорилось, пригласить вовсе не значит «за­манить» или «вынудить».

6. В последнее время только и слышно про раз­ные волонтерские программы. Такое ощуще­ние, что еще немного и профессионалы будут не нужны - останутся одни добровольцы, раз­решат все проблемы и наступит всеобщее сча­стье. Что-то верится с трудом.

И правильно. Волонтерство - это принцип участия. А профессионализм - качество челове­ка, которое не зависит от того, волонтер это или нет. Профессионалы будут нужны всегда. Честно признаться, волонтерские программы не ставят сво­ей задачей переделать весь мир. Это - только один из способов улучшить жизнь людей - и самих уча­стников программ и тех, кому они помогают. Ведь ни у кого не возникает желания отверткой заби­вать гвозди, а на завтрак есть жареные гвозди (пер­вое не получится, второе - плохо закончится). У каждого предмета, явления и социального процес­са есть свое место, время, назначение и пределы возможностей. Волонтерство - не исключение.

7. Любая волонтерская программа - тусовка для своих. Новеньких там не любят и войти в та­кой коллектив трудно.

То, какая атмосфера и какие правила будут действовать в волонтерской группе, зависит в пер­вую очередь от ее участников. Если они захотят устроить дедовщину - она быстро приживется. Захотят превратить программу в тусовку - это до­вольно легко сделать. Вопрос только в том, что в таких случаях происходит с целью участия в про­грамме и можно ли такую программу назвать во­лонтерской или это уже что-то другое.

Для того, чтобы не превращаться в тусовку, группа может с самого начала договориться о пра­вилах, целях, о том, что можно, а чего лучше из­бегать. Лучший способ сохранить группу работо­способной, а значит, сохранить для себя возможность получать удовольствие и пользу от участия в программе - искренние, доверительные и уважительные отношения между людьми. Кро­ме того, нужно быть готовым к тому, что не все планы сбудутся и не всех целей удастся достичь легко. Здравый смысл и способность трезво смот­реть на результаты работы, чтобы что-то изме­нить - еще один способ не утонуть в выяснении отношений в группе.

8. Все волонтерские программы одинаковые - зовут, приглашают: «Приходите, каждому найдется место, любой для нас ценен». А на деле оказывается все не так - тесты, отбо­ры, отсевы. Как на вступительных. Можно подумать: это не моя помощь им нужна, а они мне! В результате - «спасибо, до свидания, приходите в другой раз». Обидно. И второй

раз уже никто после такого радушного при­ема в волонтеры не пойдет.

В таком рассуждении одна ошибка - слово «все». Программы делают люди, а люди бывают разные. Поэтому, даже если один раз такое случи­лось - не надо делать вывод, что так будет всегда.

Волонтерские программы с отбором существу­ют, и это можно понять - есть некоторые специфи­ческие виды работы (например, работа на телефо­не доверия), к которым предъявляют особые требования. Вопрос в том, что честная программа объявляет об этом сразу и предлагает тем, кто по каким-то причинам не подходит, другие виды ак­тивности и не «в следующий раз», а сразу. Поэто­му, даже если у кого-то уже сеть печальный опыт из серии «до следующих встреч» не думайте, что с вами что-то «не так».

 


Здоровый образ жизни

Наши волонтерские программы о здоровье и здоровом образе жизни. Эта тема выросла не сама по себе - ее четыре года назад «принесли» нам ребята. Честно говоря, работая с темой «наркома­ния» мы поначалу и не думали, что из этой темы получится молодежная волонтерская программа. Вокруг Центра начали постепенно собираться мо­лодые люди, которым была интересна наша работа. Большинство из них поначалу приходили с вопро­сами и просьбами о помощи для своих друзей, знако­мых, родственников. Важно было, что большинство из ребят искало у нас поддержки не только в том случае, когда от наркотиков пострадал кто-то из близких, но и для того, чтобы получить возможность продемонстрировать свою собственную позицию. Так начала формироваться подростковая группа из чис­ла активных противников употребления наркотиков. Важно подчеркнуть, что это был естественный про­цесс, полностью свободный от принуждения.

Но оказалось, что не только в одной органи­зации, а в нескольких и в Петербурге, и в других городах такие программы стали появляться прак­тически одновременно. Значит, для того были и есть какие-то причины.

Вам, наверняка, приходилось не раз слышать от «старшего поколения» неприятные рассуждения на тему: «Современная молодежь как кошмар для нашего времени». Звучит обидно, правда? Одежда не та, музыка не та, говорят не так, не о том, не тем голосом и думают не о том, и делают все не пра­вильно... И далее и более. Мы уже говорили о том, что люди бывают разные, с разными принципами, ценностями, представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Это касается людей любого возраста. Кто-то рвется поступать в инсти­тут, кто-то - работать. Кто-то учится с удоволь­ствием, кто-то с трудом 9 класс высиживает и с облегчением вздыхает, что пытка, наконец, закон­чилась.

Люди по-разному относятся ко всему, что их окружает, в том числе и к тому, что может нести угрозу здоровью, безопасности и благополучию. Отношение к таким вещам и есть показатель того, насколько здоровый образ жизни ведет человек.

Здоровый образ жизни это поведение, кото­рое содержит взвешенный и разумный подход к собственному здоровью и благополучию и помо­гает человеку избежать ненужных рискованных ситуаций, которые могут это самое здоровье и бла­гополучие серьезно подорвать.

Поэтому продвижение ценностей и идей здо­рового образа жизни ставит своей целью повы­шение качества жизни.. Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как гармо­ничное сочетание физического, психического и социального благополучия, не ограничивая это по­нятие лишь отсутствием заболеваний и недугов. То есть здоровый образ жизни - это не только ме­дицинские аспекты здоровья, но и хорошее настро­ение, друзья, увлечения, работа, отдых и многое-многое другое.

Проще говоря...

Если вам редко приходится валяться в постели с градусником, то это совсем не значит, что у вас все в порядке со здоровьем. Вот когда, вдо­бавок к хорошей физической форме, к вам в дом часто приходят друзья, вы с удовольствием иде­те утром на работу, можете в самой пренепри­ятной ситуации совладать с собой, и при этом, несмотря на все мелкие неприятности, считае­те, что жизнь прекрасна - вы действительно здоровы.

4. Что делают волонтеры в программах по здоровому образу жизни

Мы уже сказали, что здоровый образ жизни -отсутствие ненужных рискованных ситуаций, ко­торые могут подорвать здоровье. Поэтому волон­терские программы по здоровому образу жизни нацелены на то, чтобы объяснять людям, где их подстерегает опасность и показывать, каким спо­собом можно избежать неприятностей.

Если ты взялся за это Руководство, значит, у тебя есть собственная позиция по отношению к своему здоровью, которую ты хотел бы продемон­стрировать окружающим. Демонстрация собствен­ной позиции, желание предостеречь от ошибок друзей и знакомых чаще всего и приводят людей к мысли об участии в волонтерском движении.

Чтобы разобраться с тем, что могут делать во­лонтеры, зачем и почему это важно для них нам предстоит разобраться с тем, о каких рискованных ситуациях мы говорим в первую очередь.

Итак, для здоровья молодого человека сегод­ня наибольшую опасность представляют: (эти дан­ные получены в результате различных социо­логических опросов, которые проводили исследователи в разных городах России в после­днее время. Поэтому этой информации можно до­верять)

• Агрессия и насилие

• Конфликты

• Наркотики и алкоголь

• Инфекционные заболевания, связанные с упот­реблением наркотиков (гепатиты, ВИЧ-инфек­ция и другие)

Понятно, что кроме перечисленных есть еще и другие опасности. Но в этом Руководстве мы бу­дем говорить в основном о тех из них, которые при^ нято называть социальными факторами риска для

здоровья. То есть эти опасности не в силах предот­вратить врачи, от них нельзя сделать прививку или спрятаться. Для того, чтобы сохранить собственное здоровье приходится заниматься тем, что на про­фессиональном языке называется профилактика. Традиционно профилактика какого-то явления рассматривается как его недопущение, противодей­ствие. Многие люди считают, что профилактика и борьба - одно и то же. Нам, авторам, кажется что профилактика это не разрушение плохого, а, нао­борот, создание хорошего. Из всех существующих определений профилактики наиболее верным ка­жется вот это. Профилактика это активный по­ступательный процесс создания условий и фор­мирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Проще говоря...

Чтобы разобраться в содержании этого опреде­ления поиграйте в ассоциации. Подбирайте их по очереди к каждому выделенному слову. Оцени­те то, что у вас получилось и выберете те из ас­социаций, которые понравились больше всего. Затем соедините их в связное предложение. Это и будет ваше личное понимание профилактики.

Если согласиться с тем, что мы рассказали, то получается, что программы здорового образа жиз­ни включают в себя профилактику того, что специ­алисты называют «поведение высокой степени рис­ка». Следующий вопрос: как это делается.

 

Профилактика: определения и базовые понятия

Профилактику можно рассматривать как осо­бый вид деятельности, который находится на сты­ке психологии, педагогики, социологии, медицины, PR и информационных технологий. (Вот, кстати, и ответ на вопрос о том, почему так много молодых людей интересуются волонтерскими программами в области профилактики и охраны здоровья - тут есть где развернуться людям с самыми разными интересами - и «физикам» и «лирикам»)

Для профилактики наркомании существует множество классификаций по различным призна­кам. Для нас в рамках настоящего Руководства принципиальными являются следующие из них:

1. По целевой группе, (это те, с кем мы общаем­ся и работаем, кому помогаем, кого учим, ин­формируем, развлекаем убеждаем) - вид про­филактики

2. По содержанию деятельности (что является предметом деятельности) - тип профилактики

3. По «точке приложения» усилий (направле­ны наши действия на одного человека, на груп­пу людей или на целое сообщество) - уровень профилактики.

Виды профилактики:

• Первичная профилактика существует для того, чтобы человек не начал вести себя с рис­ком для здоровья, например, употреблять нар­котики.

• Вторичная профилактика помогает человеку, который по каким-то причинам уже рискует своим здоровьем и благополучием свести поте­ри к минимуму и постараться изменить свое поведение, то есть начать по другому относить­ся, прежде всего, к самому себе.

• Третичная профилактика, или реабилитация

помогает тем, кто уже пострадал от собствен­ной неосторожности, незнания или еще по ка­ким-то причинам снова стать здоровыми и бла­гополучными.

Типы профилактики:

• Общесоциальная (неспецифическая) профи­лактика - сфера деятельности, не затрагиваю­щая непосредственно проблему употребления наркотиков (или какую-то другую, с которой ведется работа), а влияющая на нее косвенно -через административные механизмы, педагоги­ческими средствами, при помощи информаци­онных технологий. Например, к мероприятиям неспецифической профилактики можно отнес­ти благоустройство подъездов домов (установ­ку замков, светильников, изоляцию подвалов и чердаков) - затрудняется доступ к потенциаль­ным местам употребления наркотиков. К этому же типу относятся программы и мероприятия по организации досуга (работа подростковых клубов, всевозможные спортивные соревнования и праздники) - создается альтернатива приему наркотиков, организуется занятость в свободное время.

• Специфическая профилактика - мероприя­тия и программы этого типа призваны влиять на те или иные проявления социальной пробле­мы и их медицинские и социальные послед­ствия. К таким программам относятся, напри­мер, специализированные информационные кампании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги или темати­ческие занятия, выпуск специальной литерату­ры, терапевтические программы для потреби­телей наркотиков, программы снижения вреда.

Уровни профилактики:

• Личностный - на этом уровне работа с целе­вой группой построена таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств лич­ности, которые способствовали бы повышению уровня здоровья отдельного человека. К профи­лактике на личном уровне можно отнести кон­сультирование, лечение, тренинги личностно­го роста.

• Семейный уровень предполагает влияние на «микросоциум» - семью, поскольку семья и ближайшее окружение человека во многом спо­собны повлиять на вероятность приобщения человека к наркотикам или появления других ситуаций, опасных для здоровья. Например, сюда относятся тематические родительские со­брания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе.

• Социальный уровень профилактики, способ­ствует изменению общественных норм в отно­шении, например, употребления наркотиков, а также, отношения к потребителям. Это помога­ет создать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.

Из приведенных примеров видно, что все три предложенные классификации существуют одно­временно. Это значит, что каждый из видов профи­лактики может содержать в себе мероприятия обо­их типов и при этом действовать на различных уровнях.

Проще говоря...

Профилактика похожа на кубик Рубика. Берешь его в руки, и в глазах рябит от разнообразия цве­тов и полного отсутствия порядка. Можно часа-

ми крутить его во все стороны, но если не зна­ешь «магической формулы» порядка не прибавит­ся. Используют эту игрушку для успокоения -сидишь себе, вертишь разноцветные грани - вро­де бы при деле. Но к достижению конечной цели при этом не приближаешься ни на шаг.

Одну или две грани можно без труда собрать и без всяких формул. Можно даже потом поставить кубик так, чтобы эти грани были видны в первую очередь. Но это - самообман. Стоит только по­смотреть сбоку, чтобы понять, что перед вами снова все тот же хаос.

Между тем, «магическая формула» состоит всего из трех «ключей» - какой слой крутить, когда и в какую сторону. И ничего сложного. Правда если допустишь ошибку то заметить это «по ходу дела» невозможно - все равно будешь крутить до кон­ца и только «на последнем ходу» станет ясно, что все придется начинать заново.

А если работать аккуратно, четко соблюдая пос­ледовательность шагов, то собрать непослушную игрушку можно всего, за пару минут даже с зак­рытыми глазами.

Кроме типов и видов есть несколько правил, о которых нужно помнить, если начинаешь занимать­ся профилактикой. Эти правила позволяют органи­зовать профилактическую работу так, чтобы не просто тратить время и силы, а еще и добиваться результата.

• Долгосрочность и непрерывность - ни одна профилактическая программа не будет эффек­тивной, если свести ее к ряду мероприятий, пусть даже очень и очень длинному. Профилак­тика - процесс, неразрывно связанный с про­цессом воспитания. Поэтому не соединенные воедино мероприятия скорее всего не прине­сут сколько-нибудь ощутимого отсроченного социального эффекта, а лишь сиюминутный результат.

• Адресность - у всякой информации есть свой потребитель. Необходимо помнить, что, говоря об употреблении наркотиков, мы сталкиваемся с тем, что информация способна спровоцировать нездоровый интерес к предмету разговора. Это происходит в том случае, если объем информа­ции превышает пределы информационного запроса группы. Никакая информация не мо­жет предоставляться только «для общего разви­тия». Необходимо понимать, что ты говоришь, кому, зачем и почему ты говоришь это имен­но сейчас.

• Профессионализм и своевременность - рассмотрим этот принцип на конкретном приме­ре. Крайне популярная сегодня форма профи­лактической работы - так называемая акция. Как правило, их проводят под девизом «Спорт (рок, кино, искусство) против наркотиков». Акция, как форма, ставит своей целью демон­страцию позиции и призыв к присоедине­нию. Для того, чтобы акция была успешной, необходима огромная энергия, сила и опыт группы, которая ее организует. Важно не только заявить о себе, но и иметь возможность вовлечь в сферу своего влияния неорганизо­ванную, многочисленную и часто случайную «толпу». В противном случае, итогом акции «Рок против наркотиков» может стать ковер из шприцев и череда машин скорой помощи. Не говоря уж о полной дискредитации и идеи и группы организаторов. Если групповой по­тенциал таков, что его достаточно для того, чтобы создать нужную организаторам атмос­феру, и у движения есть необходимость в при­влечении новых членов, если нужно дать ин­формацию о себе одновременно большому числу людей, то акция - наиболее подходя­щая, для этого форма. Она эмоционально на­сыщена, с прекрасными «демонстрационны­ми» возможностями. В то же время, если проводить акцию параллельно с матчем «Спартак - Манчестер Юнайтед», вероятнее всего, люди пойдут туда, а не на нашу акцию. Также бесполезно рассказывать о профилак­тике, допустим, ВИЧ-инфекции тем, кто не знает, что это такое.

v To есть, успех или неудача в данном случае зависит не только от того, как проведена подго­товка, а от того, своевременно ли применять ту или иную форму работы.

• Доступность - этот принцип предполагает, во-первых, подачу материала с учетом воз­можностей и особенностей восприятия целе­вой группы (если речь идет о подростках, необходимо учитывать особенности их суб­культуры), а во вторых, организацию доступа к информации и услугам, которые предлага­ются в рамках профилактических программ. (Например, организуя консультативную служ­бу для молодежи, время ее работы следует планировать в соответствии с возможностя­ми будущих клиентов)

Последовательность - любая профилактичес­кая программа состоит из ряда этапов, кото­рые сменяют друг друга в определенной пос­ледовательности: а) анализ ситуации (исследование запроса целевой группы); б) анализ уровня информированности и «готов­ности» целевой группы; в) предоставление услуг исходя из результатов анализа; г) фор­мирование мотивации для навыков поддержа­ния и охраны собственного здоровья. Напри­мер, вряд ли можно ожидать положительных результатов, при проведении обучающих заня­тий для ребят, если они не будут заранее про­информированы о том, почему эти занятия важны.

Проще говоря...

• «Вода камень точит»

• «Что русскому здорово, то немцу - смерть»

• «Каждому овощу - свое время»

• «Богу - богово, кесарю - кесарево, а слеса­рю - слесарево»

• «Не лезь поперед батьки в пекло»

Обобщим сказанное:

В основе всех подходов лежит один из четы­рех способов воздействия на человека: его можно напугать (испуг быстро проходит); отвлечь (труд­но отвлечь «навсегда» - придется все время при­думывать новый способ, чтобы удерживать внима­ние); научить (число «освоенных» ситуаций все равно ограничено); или убедить при помощи ра­зумных или эмоциональных доводов (выбор зави­сит от человека - его способностей, восприимчи­вости, интеллекта). Современная профилактика в основном действует убеждением.

Проще говоря...

Если человек не задумывается о своей безопас­ности, и не пользуется при езде на машине рем­нями безопасности, то заставить его сделать это можно несколькими способами: расставить на каждом углу по инспектору ГАИ, провести сре­ди автомобилистов какую-нибудь лотерею с ог­ромным призовым фондом для тех, кто ездит «пристегнутым», сделать «пристегивание» авто­матическим, связать механизм ремней с блоком зажигания, так, чтобы не пристегнувшись нельзя было завести машину. Во всех этих случаях как только исчезнет внешний стимулирующий или принуждающий фактор, человек вернется к прежнему стилю поведения. Как же побудить его пристегиваться ремнем безопасности без кнута и пряника? Ведь каждый знает, что пристеги­ваться хорошо, а не пристегиваться - плохо. Единственный способ, который нам видится, это научить человека любить и ценить себя, каждый день своей жизни. Тогда ремни будут выступать лишь средством, инструментом для того, чтобы лишний раз напомнить себе, какую великую ценность представляет моя жизнь.

При такой трактовке становится понятным, что поведение (умение действовать), как таковое, является лишь «лакмусовой бумажкой», маркером, указывающим на отношение.

Если представить себе ситуацию, что в один прекрасный день героин и остальные наркотики исчезли с лица Земли, то через очень непродол­жительное время будут изобретены новые. Если стереть из памяти людей всю ненормативную лек­сику, то в этот разряд вскоре попадут другие сло­ва. Человеку нужны запреты, для того, чтобы на­рушать их или не нарушать. У человека должны быть рамки. Вопрос в том, где они находятся «внут­ри» или «снаружи».

Рамки «снаружи» определяют поведение и продиктованы ситуацией. Как только меняется ситуация исчезают рамки, а вместе с этим изменя­ется поведение. Внутренние рамки не изменяют­ся вместе с внешними условиями потому, что че­ловек осознанно устанавливал их для себя.

Можно строить для наркотиков любые препо­ны и границы, таможни, вводить войска. Можно ужесточить законодательство и расстреливать за драки. Наркотик, преодолеет все преграды. Он переступит через слезы матери, через человека в форме, тюремные решетки, страх умереть. Но он не сможет перейти одну единственную границу -границу, которая внутри тебя.

Поэтому наша задача (идеальная, это понят­но), формировать отношение к наркотикам таким образом, чтобы даже если однажды пойдет герои­новый дождь и под ногами будет ковер из коноп­ли, у большинства людей не возникло бы желания воспользоваться этим.

В тот момент, когда человек делает осознан­ный выбор, он как раз и устанавливает собствен­ные внутренние границы по отношению к нарко­тику. Наша задача - предоставить ему возможность сделать этот выбор.

 

6. Зачем я стал волонтером?

Зачем я стал волонтером? Скорее всего, пото­му, что некоторые вещи мне не безразличны и для того, чтобы я мог их изменить или попытался их изменить, я и стал волонтером.

«...Помимо всего этого, я - личность, я разви­ваюсь, учусь и т.д. И, работая волонтером, я учусь общаться, что-то делать, вернее, делать то, что мне интересно, вести за собой людей, руко­водить ими. И я уверен, в дальнейшем мне это пригодится. Здесь я нашел друзей, людей, кото­рым я могу довериться. Здесь есть то, что нас объединяет - это наша цель.

Для того чтобы меня поддержали, я стараюсь людей заинтересовать, и «заразить» их своей идеей. И это, на мой взгляд, оптимальный вари­ант, т.к. люди будут делать то, что им интерес­но, а не то, что им навязывают...»

Радик.

«...Эта роль очень важна из-за отношения к делу. Волонтер все делает добровольно, не за деньги. И он делает ради цели, а не ради денег. Я это делаю в первую очередь ради себя. Мне это нравится, я получаю от этого удоволь­ствие...»

«...С моей точки зрения, роль волонтеров зак­лючается в том, что они помогают взрослым в общих проблемах и делах. Часто это ситуации, в которых люди будут слушать молодых волон­теров, а не взрослых психологов- профессио­налов. Я делаю это потому, что мне интерес­но...»

«..Чтобы проявить свою инициативу, я прошу кого-нибудь влиятельного или старшего в группе, чтобы он попросил меня послушать. И, в то же время, я не перестаю всячески при­влекать публику послушать меня. Обычно, у меня таких проблем нет. Ну а если есть, то это помогает...»

«...Пытаюсь изменить отношение к употреблению наркотиков у людей, считающих его приемлемым для создания хорошего настроения, необходимым условием для похода на дискоте­ку. Стараюсь показать им другие пути получе­ния удовольствия, их пользу и легкость...»

«...Я это делаю, чтобы быть уверенной в своей безопасности. Чтобы помочь друзьям, чтобы улучшить уровень жизни в обществе, вылечить его от, наркоманов. Стараюсь, как можно боль­ше узнать о наркомании, о ее вреде. Когда я слышу положительные отзывы о наркотике, я привожу аргументы опровергающие это. Стара­юсь разнообразить свой досуг и досуг своих знакомых и друзей...»

«...Волонтера в нашем проекте, как и в других подобных организациях, борющихся с нарко­манией, пытающихся изменить отношение к употреблению наркотиков, должны обладать достаточной информацией о наркотиках, оо их последствиях, и, что самое главное, объяснить другим вред приносящий этой болезнью - нар­команией. Также хороший волонтер должен обладать качествами, присущими лидеру: ини­циативой, смелостью, смышленостью, сдержан­ностью.

Но зачем им это надо? Они, как и я, хотят научиться в случае нео

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...