Подсказка четвертая: тренинг для волонтерской группы «Агрессия. Как с ней справиться. Работа с агрессией в группе»
Мы не случайно включили в руководство тренинг по агрессии. С этим неприятным проявлением отношений между людьми нам приходится, к сожалению, сталкиваться довольно часто. И часто агрессивное поведение окружающих способно испортить нам настроение надолго. Да и сами мы тоже периодически становимся агрессивными. В этот момент мы можем «наломать дров» и принести вред и себе и окружающим. Тренинг по агрессии помогает разобраться, что делать с собственной агрессией и как реагировать на агрессивное поведение окружающих. Количество участников: 20-25 человек Цель тренинга: подготовка участников к работе с агрессией в группе Задачи тренинга: - интеллектуальная: понимание причин возникновения агрессивного поведения, его механизмов, знакомство с различными видами агрессивного поведения - эмоциональная: снижение уровня тревоги в ситуациях проявления агрессии Необходимый материал: ватман - 3 штуки, листочки бумаги для упражнения «Слабое звено» -100-120 штук, ручки, листочки бумаги («Слабое звено») для присвоения номеров - по количеству человек, листы бумаги (А4), старые газеты, карточки с надписями по количеству пар. Первый день. 1. Приветствие. 2. Шеринг. Участники делятся в круг своим настроением, чувствами. 3. Ведущие заявляют тему занятия «Агрессия. Работа с агрессией в группе». Участникам предлагается непосредственно на себе испытать чувства, связанные с агрессией. 4. Разминка. Каждого участника просят, по очереди, назвать свое имя и показать, как он выглядит, когда злится (мимикой или жестом), причем остальные участники повторяют его движения. 5. Мини-лекция. Ведущие напоминают участникам, что существуют различные направленности агрессии: на себя и вовне. Также говорится о том, что агрессия может присутствовать на разумном и эмоциональном уровнях, которые не пересекаются, поэтому человеку, испытывающему сильные эмоции, сложно что-либо объяснить или доказать. Это нужно учитывать при проведении занятий в группе. В завершении, ведущие говорят о том, что агрессия живет в каждом человеке (это ни хорошо, ни плохо), но нам приходится, так или иначе, ее контролировать. Следовательно, необходимо научиться ее контролировать таким образом, чтобы не приносить вреда окружающим и не разрушать себя.
6. Упражнение «Слабое звено». Ведущие объявляют, что сейчас все будут играть в известную игру «Слабое звено» и раздают каждому участнику по пять листков бумаги, на которых они будут отмечать людей, по их мнению, являющих- я слабыми звеньями. Затем каждому присваивался определенный номер, который пишется на бумажке и прикалывается к груди. Инструкция: вы команда, участвующая в игре «Слабое звено», во время которой будут задаваться вопросы (каждому индивидуально) на тему агрессии, ваша зада-га - отвечать на них как можно быстрее, укладываясь в темп, установленный ведущими (темп сбивается хлопками в ладони на счет раз-два-три). После прохождения каждого круга команда забирает два слабых звена (двух человек, которые по их мнению должны выбыть): участники на выданных листках бумаги пишут два номера игроков, которые должны уйти из игры (голосование проходит анонимно). Ведущие подсчитывают голоса и объявляют аутсайдеров, которые должны выйти за пределы круга. В дальнейшем, пока идет игра, исключенные должны написать на бумаге о своих чувствах к группе и по поводу происходящего. Игра длится до тех пор, пока исключенных и оставшихся членов команды, не будет примерно поровну. Этим двум образовавшимся группам предлагается сесть друг напротив друга и поделиться своими впечатлениями, чувствами: каково было быть исключенным из команды, каково было голосовать против других членов команды и т. д.
Примерный список вопросов для упражнения: • Какие могут быть причины агрессии у людей? • Что может являться поводом для агрессии? • Какие могут быть проявления агрессии? • Какие есть у меня способы реакции на агрессию? • Какие агрессивные слова я знаю? После обсуждения можно провести упражнение, направленное на слив агрессии, которое называется «Стена»: группа делиться на две части, одна кричит «ДА», другая - «НЕТ». Две «стены» сходятся одна на другую. 7. Групповая дискуссия «Зачем на телевидении или в средствах массовой информации демонстрируют подобные игры, и почему зрители с удовольствием за ними наблюдают?» Перерыв 8. Упражнение «Войди в круг». Участникам даются следующие инструкции: Все должны встать за стулья, то есть оказаться за кругом (кроме ведущих, ведущие садятся в середину круга). Вызываются 3 добровольцев, которые садятся вместе с ведущими. Задача каждого участника - войти в круг, при этом каждый участник сталкивается с тем, что его «не пускают», задают различные вопросы, например, что ты представляешь собой, что.хочешь сюда попасть? что ты можешь дать этому кругу? зачем тебе сюда нужно? то есть всячески препятствуют вхождению участника в круг. Упражнение длится, пока все желающие не проникнут внутрь круга. Затем ведущие предлагают, всем сесть на свои места и поделиться чувствами и впечатлениями от упражнения. Как правило, участники испытывают негативные, агрессивные чувства, и именно это становится предметом обсуждения группы. Варианты обсуждаемых тем: Зачем вам нужно было проникнуть в круг, когда вы не знали, что там? Почему человеку свойственно все-таки выставлять себя на «суд» других и подвергать себя унижению? Почему унизительно объяснять кому - то, что ты достоин быть с ними «в одной лодке»? Почему те, кто сидел в кругу и «судил» других чувствовали себя тоже негативно и неуютно? Почему те, кто остался за кругом, так и не вошли в него? Причины агрессии, и почему каждый человек боится агрессии по отношению к себе? И почему это упражнение связано с агрессией?
9. Группе предлагается разделиться на 4 подгруппы, каждой из которых дается задание: Сейчас каждый из нас испытывает агрессивные, негативные чувства. Подумайте и предложите всей группе свой вариант: Что можно с этим сделать? Каждая подгруппа на всех участниках отрабатывает свой вариант. Общегрупповое обсуждение: Как подобный опыт может пригодиться каждому для работы тренера? 10. Упражнение на слив агрессии, ярости «Снежки». Участникам предлагается скомкать клочки газет в плотные комочки (по 5-6 комочков). Затем по команде ведущего все участники начинают кидаться этими комочками друг в друга. 11. Каждому участнику предлагается по кругу поделиться, какие у него есть свои собственные индивидуальные реакции на применимую к нему агрессию. Все ответы записываются на ватман. Затем каждому предлагается подумать и проранжировать данный список с учетом тренерской работы в группе, какая из реакций наиболее эффективна, и вызывает меньший протест со стороны группы. 12. Общегрупповая дискуссия на тему: В каких жизненных ситуациях, какой способ реагирования допустим или приемлем, наиболее эффективен. 13. Ведущие собирают «обратную связь». Прощание. День второй 1. Шеринг дня: обмен чувствами, впечатлениями. 2. Тема дня «Что делать, когда я растерялся? Как привести себя в чувство? И в каких ситуациях человек теряется?» 3. Упражнение «Дискриминация». Группе предлагается поделиться на пары. Один из пары встает за стулом, другой остается сидеть на стуле. Ведущие каждой паре раздают табличку, надпись на которой не видна ни одному из пары, зато видна всем остальным участникам. Затем участникам предлагается задавать друг другу вопросы, связанные с надписью на табличке. Главное, чтобы эти вопросы не были прямыми, и пара не могла догадаться, что конкретно написано на листе. Пара пытается угадать, что же написано на ее табличке. Нюанс заключается в том, что надписи на табличке свидетельствуют о каком-либо недостатке пары, например, «Я -вор», или «Я - наркоман», или «Я - агрессор, убиваю невинных». Затем происходит общегрупповая дискуссия на темы: растерянность -это тогда когда я не уверен в себе. Не уверен я в себе - это тогда, когда я подозреваю, что у меня есть недостатки и ничего с этим не делаю. Все вокруг замечают мои недостатки, кроме меня, я пытаюсь убедить себя, что этого нет. Уверенность есть, когда я знаю, какой я, какие у меня недостатки и признаю это и работаю над ними. 4. Сбор «обратной связи». Прощание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|