Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подсказка четвертая: тренинг для волонтерской группы «Агрессия. Как с ней справиться. Работа с агрессией в группе»




Мы не случайно включили в руководство тре­нинг по агрессии. С этим неприятным проявлени­ем отношений между людьми нам приходится, к сожалению, сталкиваться довольно часто. И часто агрессивное поведение окружающих способно ис­портить нам настроение надолго. Да и сами мы тоже периодически становимся агрессивными. В этот момент мы можем «наломать дров» и принес­ти вред и себе и окружающим. Тренинг по агрес­сии помогает разобраться, что делать с собствен­ной агрессией и как реагировать на агрессивное поведение окружающих.

Количество участников: 20-25 человек Цель тренинга: подготовка участников к ра­боте с агрессией в группе

Задачи тренинга:

- интеллектуальная: понимание причин возникновения агрессивного поведения, его ме­ханизмов, знакомство с различными видами аг­рессивного поведения

- эмоциональная: снижение уровня тревоги в

ситуациях проявления агрессии

Необходимый материал: ватман - 3 штуки, листочки бумаги для упражнения «Слабое зве­но» -100-120 штук, ручки, листочки бумаги («Сла­бое звено») для присвоения номеров - по количе­ству человек, листы бумаги (А4), старые газеты, карточки с надписями по количеству пар.

Первый день.

1. Приветствие.

2. Шеринг. Участники делятся в круг своим настроением, чувствами.

3. Ведущие заявляют тему занятия «Агрес­сия. Работа с агрессией в группе». Участникам предлагается непосредственно на себе испытать чувства, связанные с агрессией.

4. Разминка. Каждого участника просят, по очереди, назвать свое имя и показать, как он вы­глядит, когда злится (мимикой или жестом), при­чем остальные участники повторяют его дви­жения.

5. Мини-лекция. Ведущие напоминают учас­тникам, что существуют различные направленно­сти агрессии: на себя и вовне. Также говорится о том, что агрессия может присутствовать на разум­ном и эмоциональном уровнях, которые не пере­секаются, поэтому человеку, испытывающему сильные эмоции, сложно что-либо объяснить или доказать. Это нужно учитывать при проведении занятий в группе. В завершении, ведущие говорят о том, что агрессия живет в каждом человеке (это ни хорошо, ни плохо), но нам приходится, так или иначе, ее контролировать. Следовательно, необхо­димо научиться ее контролировать таким образом, чтобы не приносить вреда окружающим и не раз­рушать себя.

6. Упражнение «Слабое звено». Ведущие объявляют, что сейчас все будут играть в извест­ную игру «Слабое звено» и раздают каждому уча­стнику по пять листков бумаги, на которых они будут отмечать людей, по их мнению, являющих-

я слабыми звеньями. Затем каждому присваива­лся определенный номер, который пишется на бумажке и прикалывается к груди. Инструкция: вы команда, участвующая в игре «Слабое звено», во время которой будут задаваться вопросы (каждо­му индивидуально) на тему агрессии, ваша зада-га - отвечать на них как можно быстрее, укладываясь в темп, установленный ведущими (темп сбивается хлопками в ладони на счет раз-два-три). После прохождения каждого круга команда забирает два слабых звена (двух человек, кото­рые по их мнению должны выбыть): участники на выданных листках бумаги пишут два номера иг­роков, которые должны уйти из игры (голосова­ние проходит анонимно). Ведущие подсчитывают голоса и объявляют аутсайдеров, которые долж­ны выйти за пределы круга. В дальнейшем, пока идет игра, исключенные должны написать на бу­маге о своих чувствах к группе и по поводу про­исходящего. Игра длится до тех пор, пока исклю­ченных и оставшихся членов команды, не будет примерно поровну. Этим двум образовавшимся группам предлагается сесть друг напротив друга и поделиться своими впечатлениями, чувствами: каково было быть исключенным из команды, ка­ково было голосовать против других членов команды и т. д.

Примерный список вопросов для упражнения:

• Какие могут быть причины агрессии у людей?

• Что может являться поводом для агрессии?

• Какие могут быть проявления агрессии?

• Какие есть у меня способы реакции на аг­рессию?

• Какие агрессивные слова я знаю?

После обсуждения можно провести упражне­ние, направленное на слив агрессии, которое на­зывается «Стена»: группа делиться на две части, одна кричит «ДА», другая - «НЕТ». Две «стены» сходятся одна на другую.

7. Групповая дискуссия «Зачем на телевиде­нии или в средствах массовой информации демон­стрируют подобные игры, и почему зрители с удо­вольствием за ними наблюдают?»

Перерыв

8. Упражнение «Войди в круг». Участникам даются следующие инструкции: Все должны

встать за стулья, то есть оказаться за кругом (кроме ведущих, ведущие садятся в середину круга). Вызываются 3 добровольцев, которые садятся вместе с ведущими. Задача каждого уча­стника - войти в круг, при этом каждый участ­ник сталкивается с тем, что его «не пускают», задают различные вопросы, например, что ты представляешь собой, что.хочешь сюда попасть? что ты можешь дать этому кругу? зачем тебе сюда нужно? то есть всячески препятствуют вхождению участника в круг. Упражнение длит­ся, пока все желающие не проникнут внутрь кру­га. Затем ведущие предлагают, всем сесть на свои места и поделиться чувствами и впечатле­ниями от упражнения. Как правило, участники испытывают негативные, агрессивные чувства, и именно это становится предметом обсуждения группы. Варианты обсуждаемых тем: Зачем вам нужно было проникнуть в круг, когда вы не зна­ли, что там? Почему человеку свойственно все-таки выставлять себя на «суд» других и подвер­гать себя унижению? Почему унизительно объяснять кому - то, что ты достоин быть с ними «в одной лодке»? Почему те, кто сидел в кругу и «судил» других чувствовали себя тоже негатив­но и неуютно? Почему те, кто остался за кругом, так и не вошли в него? Причины агрессии, и по­чему каждый человек боится агрессии по отно­шению к себе? И почему это упражнение связа­но с агрессией?

9. Группе предлагается разделиться на 4 под­группы, каждой из которых дается задание: Сей­час каждый из нас испытывает агрессивные, нега­тивные чувства. Подумайте и предложите всей группе свой вариант: Что можно с этим сделать? Каждая подгруппа на всех участниках отрабаты­вает свой вариант. Общегрупповое обсуждение: Как подобный опыт может пригодиться каждому для работы тренера?

10. Упражнение на слив агрессии, ярости «Снежки». Участникам предлагается скомкать клочки газет в плотные комочки (по 5-6 ко­мочков). Затем по команде ведущего все участ­ники начинают кидаться этими комочками друг в друга.

11. Каждому участнику предлагается по кру­гу поделиться, какие у него есть свои собственные индивидуальные реакции на применимую к нему агрессию. Все ответы записываются на ват­ман. Затем каждому предлагается подумать и проранжировать данный список с учетом тренерской работы в группе, какая из реакций наиболее эф­фективна, и вызывает меньший протест со сторо­ны группы.

12. Общегрупповая дискуссия на тему: В ка­ких жизненных ситуациях, какой способ реаги­рования допустим или приемлем, наиболее эф­фективен.

13. Ведущие собирают «обратную связь». Про­щание.

День второй

1. Шеринг дня: обмен чувствами, впечат­лениями.

2. Тема дня «Что делать, когда я растерялся? Как привести себя в чувство? И в каких ситуациях человек теряется?»

3. Упражнение «Дискриминация». Группе предлагается поделиться на пары. Один из пары встает за стулом, другой остается сидеть на сту­ле. Ведущие каждой паре раздают табличку, над­пись на которой не видна ни одному из пары, зато видна всем остальным участникам. Затем участникам предлагается задавать друг другу вопросы, связанные с надписью на табличке. Главное, чтобы эти вопросы не были прямыми, и пара не могла догадаться, что конкретно на­писано на листе. Пара пытается угадать, что же написано на ее табличке. Нюанс заключается в том, что надписи на табличке свидетельствуют о каком-либо недостатке пары, например, «Я -вор», или «Я - наркоман», или «Я - агрессор, убиваю невинных». Затем происходит обще­групповая дискуссия на темы: растерянность -это тогда когда я не уверен в себе. Не уверен я в себе - это тогда, когда я подозреваю, что у меня есть недостатки и ничего с этим не делаю. Все вокруг замечают мои недостатки, кроме меня, я пытаюсь убедить себя, что этого нет. Уве­ренность есть, когда я знаю, какой я, какие у меня недостатки и признаю это и работаю над ними.

4. Сбор «обратной связи». Прощание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...