Подсказка третья: программа тематического занятия
«Наркотик, стоит ли ему доверять?» Это тематическое занятие можно проводить в классе или в группе. Его основной смысл вынесен в название. Часто с этого занятия начинается обсуждение многих сложных и интересных тем, таких как «Агрессия и насилие», «Отношение к себе» и других. Практика работы наших волонтеров показывает, что тематическое занятие хорошо проходит даже в самых сложных группах. Провести его достаточно несложно - нужно только правильно сформулировать вопросы для обсуждения. В остальном - упражнения тематического занятия помогут вам. Программа представляет из себя набор упражнений, из которых можно самостоятельно составить занятие по профилактике наркомании. Упражнения разбиты на блоки, которые соответствуют структуре тренинга: - знакомство - разминки (упражнения на сплочение группы) • тематические упражнения (основная часть занятия) • эмоциональная разрядка (упражнения на «слив» агрессии) • подведение итогов • прощание Варианты знакомства: • Участникам по очереди предлагается рассказать о себе все, что он считает нужным, а также о своих ожиданиях от этого занятия. • В парах участникам предлагается рассказать 4 факта из своей жизни, 2 из которых - правда, а 2 - вымысел. Партнеру предлагается определить, что правда, а что ложь. Время обмена информацией: 5-6 минут. Следующий этап: участники возвращаются в круг и представляют своего партнера. • Каждый участник произвольно выбирает три буквы из своего имени и называет три свои характеристики, начинающиеся с этих букв. • Участники встают в. круг. Те участники, чьи глаза встретились, выходят на середину круга, пожимают друг другу руки и громко называют свои имена.
• Каждый участник называет свое имя, и говорит какому цвету соответствует его настроение, кратко объясняет почему. Например, «Я синего цвета - потому что мне сейчас спокойно и хорошо, как на небе». Варианты разминок: • Разминка «Пусть поменяются местами те, кто...». Один из тренеров встает и убирает свой стул за пределы круга. Затем он объясняет правила игры: ведущий встает в центр круга и просит поменяться местами тех, кто имеет какой-либо признак, присутствующий у большинства из участников (например, поменяйтесь местами те, у кого есть сережки, поменяйтесь местами те, кто одет в джинсы и т. д.) Человек, который остался без стула, не успел сесть, становится ведущим игры, и так -несколько раз. • «Постройтесь по росту» - необходимо построиться по росту с закрытыми глазами. • «Борщ» - мы варим борщ, наш круг - это кастрюля, а мы - его компоненты: мясо, свекла, морковка, капуста, лук, специи, соль, помидоры. Участники по команде должны прыгнуть в центр круга, изображая какой-либо компонент. Все компоненты варятся и перемешиваются. В конце ^сваренный борщ» накрывается крышкой. • «На нас напали зеленые человечки» - участники - это земляне, которые в обычное время живут обычной жизнью (ходят по помещению), но когда им угрожают (сигнал ведущего), они сплачиваются и дают словесный отпор. Например: «На нас напали зеленые человечки!», «Дадим отпор зеленым человечкам!». • «Физзарядка» - участники встают в круг, водящий выходит за дверь. Один из участников начинает делать какое-либо движение, быстро его меняя, остальные повторяют за ним. Задача водящего - узнать, кто «задает тон». • «Финское ралли» - участники встают в круг, ведущий говорит о том, что он заводит машину (громкий тр-р-р), и поедет направо (с ужасным жужжанием группа накреняется вправо). Причем, в любой момент, машину можно повернуть в другую сторону. Если кто-то остановился, машину нужно заводить заново.
• Скорчить какую-нибудь «рожу», остальные повторяют за водящим, Затем поменяться, и так, по кругу. • Походить по аудитории на цыпочках, на негнущихся ногах, по трясине, по Луне; как ворона, как разозленный человек, топ-модель на подиуме, побитая собака, окрыленный юноша, задумавшись... Ведущие говорят о важности быть естественными в процессе консультирования, не бояться быть смешными, допустить ошибку. • «Песня» - каждый поет строчку из песни, которая отражает его состояние, остальные подхватывают. • «Жабки» - участники рассчитываются по порядку, ведущий говорит о том, что он жабка 1, все остальные тоже жабки № 2, 3 и т. д. Ведущий садится в круг и как жаба начинает прыгать и квакать, затем он говорит, что вызывает жабку №..., человек под этим номером должен впрыгнуть в круг, в это время ведущий занимает его место. Затем этот участник вызывает следующую жабку и т. д. • «Голоса животных» - участникам завязываются глаза и говорится (чтобы никто не услышал), к какому отряду животных они принадлежат. Их задача, отыскать свой отряд, ориентируясь только на звук, характерный для этого животного. • «Зоопарк» - каждый изображает какое-либо животное, прогуливаясь по воображаемому зоопарку. Варианты разбивки на группы: • «Молекулы» - участники хаотично двигаются по помещению, изображая, тем самым, молекулы, причем, им необходимо жужжать. По команде ведущего, молекулы объединяются в двойки, тройки, пятерки и т. д. • Пожалуйста, оглядите комнату и найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут. • Выберите себе в партнеры того, с кем вы еще не работали вместе. • Рассчитайтесь, пожалуйста, до трех (шести,...):1,2,3...1,2,3... Хорошо. Теперь 1-е номера идут к первым, вторые ко вторым и т.д. • Найдите себе партнера примерно такого же роста, как и вы. • Выкиньте один, два или три пальца и теперь найдите четырех человек, показывающих такое же количество пальцев, что и вы. Образуйте группу и сядьте в круг. • Ведущий идет по кругу и подряд каждому из участников говорит «шишечка», следующему -«иголочка», затем - «веточка»— Теперь «шишечки» к шишечкам»....
• Каждому из участников выдается кусочек разрезанной открытки, когда участники сложат открытки - образуются группы. • Найти похожий рисунок ладони • Участники объединяются в четверки по схожести одежды, по цвету глаз Тематические упражнения: • Ассоциации со словом «наркоман». В быстром темпе, перекидывая мяч, учащимся предлагается назвать первые приходящие в голову ассоциации со словом «наркоман». Ведущие записывают их на ватман. Создается картина-портрет человека, злоупотребляющего наркотиками. Вопрос к аудитории, думал ли чело- век, начавший употреблять наркотики, что станет таким. Обсуждение в группе: человек, который употребляет водку, не стремится стать алкоголиком; подросток, который экспериментирует с наркотиками, не стремится стать наркоманом, насколько вы уверены в том, что не станете зависимым от наркотиков? Мини-лекция о механизмах формирования зависимости. «У каждого человека есть пределы, норма, в которых он живет, ощущает, наслаждается жизнью, грустит и т. д., и его самочувствие изменяется в пределах этих норм. Изменяет он свое настроение различными путями (например, дискотека, чтение книг, природа и т. д.), в любом случае, он трудится для того, чтобы чувствовать себя лучше. В ситуации же, когда человеку предлагается наркотик, происходит следующее: он пробует наркотик, и его самочувствие резко взлетает до крайней точки хорошего самочувствия - эйфории, восторга, которую человек в обычном состоянии достигает крайне редко. Это состояние длится какое-то время, затем человек опять попадает в исходную точку. На этом этапе человек понимает, что может получить «запредельное» состояние легко и со 100% эффективностью. Это состояние запоминается человеком на всю жизнь, но так как обычными методами достичь такого состояния крайне сложно, то происходит следующее употребление наркотика. Но, в зависимости от разных причин, в том числе и привыкания, достигается состояние меньшее, чем в первый раз. Таким образом, происходит опускание пика наслаждения, и, параллельно с тем, низшей точки. Человек начинает чувствовать себя хуже, подавленнее: он помнит первое впечатление от приема наркотика и не может его достигнуть, как следствие, наступает разочарование, он чувствует себя обманутым, у него начинаются проблемы с родителями, друзьями, правоохранительными органами. Он не может справится со своей зависимостью, возникает ощущение бессилия. В скором времени, человек опускается на самое дно депрессии, и принимает наркотики только для ого, чтобы чувствовать себя в норме (есть, спать, ходить), а не испытать какое-либо удовольствие. Именно в этот момент человек понимает, что не может справиться со своей зависимостью самостоятельно, поэтому лечение наркозависимости может осуществиться, когда наркоман опускается «на самое дно». В связи с этой схемой, формирование зависимости проходит несколько этапов. Первый - это формирование социальной зависимости, когда человек узнает о существовании наркотиков, формирует отношение к ним, общается и встречается с наркозависимости. Второй -формирование психологической зависимости, он возникает, когда человек понимает, что может быстро и эффективно улучшить свое состояние без каких-либо усилий. Третий - это возникновение физической зависимости, он формируется, когда человек принимает наркотики не для удовольствия, а для ощущения себя в нормальном состоянии, на этом этапе возникает абстинентный синдром («ломка»), когда организм не может нормально функционировать без наркотика. Лечение наркомании осуществляется в обратном порядке: сначала снимают физическую зависимость (длительность процесса - до трех недель) - медицинский аспект лечения, затем психологическую (есть мнение, что она присутствует у наркозависимого всю жизнь) - на этом этапе лечения наркоману предлагаются альтернативные способы получения хорошего самочувствия, разрешаются его внутриличностные проблемы и т. д., а социальная зависимость присутствует у человека, так или иначе, всю жизнь, так как в нашем обществе всегда будут присутствовать наркотики. В любом случае, лечение от наркозависимости может осуществляться только при желании самого наркомана, а это желание у него появляется, зачастую, слишком поздно».
• Упражнение «Сколько шагов до зависимости?». Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос, насколько лично я застрахован от зависимости; есть ли у меня гарантия, что никогда не стану зависимым. В кругу устанавливается любой предмет (аллегория зависимости от наркотика), и участников просят определить, сколько шагов до этого предмета
(вариант: кладется лист бумаги и предлагается определить, сколько до него карандашей). Вопросы для обсуждения: • Сколько может быть проб наркотика, чтобы не попасть в зависимость? Как вы это определите? Насколько это гарантировано? • Как вы определите тот момент, когда нужно будет остановиться, на что будете ориентироваться (день, время, ощущения, мнения других или что-то другое)? • Если это мнение другого человека, где гарантии, что это подходит и для вас? • Что делать с теми, кто все-таки ошибся в подсчете шагов? • Этапы формирования зависимости. Участникам предлагается подумать над тем, как возникает зависимость: что возникает в первую очередь, во вторую и т. д. (Например, сначала, возникает интерес к наркотику, затем, его проба, роман с наркотиком, появляются проблемы, человек пытается с ними что-то делать). Результаты обсуждения ведущие записывают на ватмане. Группа делится на подгруппы, в зависимости от количества этапов, придуманных группой. Каждой группе предлагается обыграть один из этих этапов (придумать сценку). Результаты проигрываются по очереди перед группой. Обсуждение: участникам задается вопрос: стоит ли проходить этот очевидный процесс в реальности, тем более, что выхода из него может и не быть. Варианты разрядок: • «Да - нет» - группа делиться на две части, одна кричит «ДА», другая - «НЕТ». Две «стены» сходятся одна на другую. • «0-па!» - все по кругу произносят звук «А-а-а», вытягивая руки вперед, начинающий заканчивает вскриком «0-па!» • Упражнение «Снежки». Участникам предлагается из каких-нибудь ненужных бумаг или старых газет скомкать несколько (6-10) комков и начать ими кидаться друг в друга. • Участники делятся на пары. Один говорит слово «нет», другой «да», задача: постараться переубедить партнера. Участники меняются парами. Становятся друг напротив друга. Соединяются ладошками, ноги не двигаются в процессе всего упражнения. Задача: давлением на ладоши партнера постараться сдвинуть его с места. Допускаются хитрости, и ведущий может дать подсказку, что за время упражнения нужно изучить тактику и стратегию партнера, чтобы использовать эти знания для достижения цели. Участники меняются парами. Также соединяют ладони, только теперь можно двигать ногами и нельзя руками, задача: сдвинуть с мертвой точки партнера в ту сторону, которую нужно участнику. • «Мусорная корзина». Участникам предлагается представить, что круг - это большое мусорное ведро, в которое можно «выкинуть» (звуком или жестом) все отрицательное, что они чувствуют на данный момент. Каждый из присутствующих, по очереди, отреагируют свое состояние. После этого, «ведро» торжественно выкидывается. Участники делятся впечатлениями от занятия, своим самочувствием. (15 минут) Подведение итогов: • Проходит обычно в виде групповой дискуссии, в ходе которой участники отвечают на вопрос: С чем я ухожу с этого занятия, что я узнал, что понял, какие решения принял для себя. Можно вывесить ватман, и назвав его листом афоризмов, предложить каждому участнику записать на нем одну главную мысль или фразу, которая ему пришла в ходе занятия. Завершение (прощание): • «Мне в тебе нравится...» или «Комплимент». Выстраиваются два круга (одинаковое количество участников), внутренний и внешний, встают лицом друг к другу. В образовавшейся паре по очереди говорится либо понравившаяся черта, либо комплимент. По сигналу ведущего, внешний круг передвигается на один шаг влево, в новой паре делается то же самое. И так, до конца. (Данное упражнение делается для того, чтобы участники уходили после занятия с положительными, приятными эмоциями) • «Обнималки» Участникам предлагается «переобниматься» за одну минуту с наибольшим количеством человек. Заканчивается всеобщим «обниманием». • «Пожатие руки» - каждому участнику предлагается по кругу пожать руку своему соседу справа и пожелать ему что-нибудь хорошее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|