Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подсказка третья: программа тематического занятия




«Наркотик, стоит ли ему доверять?»

Это тематическое занятие можно проводить в классе или в группе. Его основной смысл вынесен в название. Часто с этого занятия начинается об­суждение многих сложных и интересных тем, та­ких как «Агрессия и насилие», «Отношение к себе» и других. Практика работы наших волонтеров по­казывает, что тематическое занятие хорошо про­ходит даже в самых сложных группах. Провести его достаточно несложно - нужно только правиль­но сформулировать вопросы для обсуждения. В остальном - упражнения тематического занятия помогут вам.

Программа представляет из себя набор упраж­нений, из которых можно самостоятельно соста­вить занятие по профилактике наркомании. Упражнения разбиты на блоки, которые соответ­ствуют структуре тренинга:

- знакомство

- разминки (упражнения на сплочение группы)

• тематические упражнения (основная часть занятия)

• эмоциональная разрядка (упражнения на «слив» агрессии)

• подведение итогов

• прощание

Варианты знакомства:

• Участникам по очереди предлагается расска­зать о себе все, что он считает нужным, а так­же о своих ожиданиях от этого занятия.

• В парах участникам предлагается рассказать 4 факта из своей жизни, 2 из которых - правда, а 2 - вымысел. Партнеру предлагается опре­делить, что правда, а что ложь. Время обмена информацией: 5-6 минут. Следующий этап: участники возвращаются в круг и представля­ют своего партнера.

• Каждый участник произвольно выбирает три буквы из своего имени и называет три свои характеристики, начинающиеся с этих букв.

• Участники встают в. круг. Те участники, чьи глаза встретились, выходят на середину кру­га, пожимают друг другу руки и громко назы­вают свои имена.

• Каждый участник называет свое имя, и гово­рит какому цвету соответствует его настрое­ние, кратко объясняет почему. Например, «Я синего цвета - потому что мне сейчас спокой­но и хорошо, как на небе».

Варианты разминок:

• Разминка «Пусть поменяются местами те, кто...». Один из тренеров встает и убирает свой стул за пределы круга. Затем он объяс­няет правила игры: ведущий встает в центр круга и просит поменяться местами тех, кто имеет какой-либо признак, присутствующий у большинства из участников (например, поме­няйтесь местами те, у кого есть сережки, по­меняйтесь местами те, кто одет в джинсы и т. д.) Человек, который остался без стула, не ус­пел сесть, становится ведущим игры, и так -несколько раз.

• «Постройтесь по росту» - необходимо постро­иться по росту с закрытыми глазами.

• «Борщ» - мы варим борщ, наш круг - это кас­трюля, а мы - его компоненты: мясо, свекла, морковка, капуста, лук, специи, соль, помидоры. Участники по команде должны прыгнуть в центр круга, изображая какой-либо компо­нент. Все компоненты варятся и перемешива­ются. В конце ^сваренный борщ» накрывает­ся крышкой.

• «На нас напали зеленые человечки» - участ­ники - это земляне, которые в обычное время живут обычной жизнью (ходят по помещению), но когда им угрожают (сигнал ведущего), они сплачиваются и дают словесный отпор. Напри­мер: «На нас напали зеленые человечки!», «Дадим отпор зеленым человечкам!».

• «Физзарядка» - участники встают в круг, во­дящий выходит за дверь. Один из участников начинает делать какое-либо движение, быст­ро его меняя, остальные повторяют за ним. Задача водящего - узнать, кто «задает тон».

• «Финское ралли» - участники встают в круг, ведущий говорит о том, что он заводит маши­ну (громкий тр-р-р), и поедет направо (с ужас­ным жужжанием группа накреняется вправо). Причем, в любой момент, машину можно по­вернуть в другую сторону. Если кто-то оста­новился, машину нужно заводить заново.

• Скорчить какую-нибудь «рожу», остальные повторяют за водящим, Затем поменяться, и так, по кругу.

• Походить по аудитории на цыпочках, на негну­щихся ногах, по трясине, по Луне; как ворона, как разозленный человек, топ-модель на поди­уме, побитая собака, окрыленный юноша, за­думавшись... Ведущие говорят о важности быть естественными в процессе консультиро­вания, не бояться быть смешными, допустить ошибку.

• «Песня» - каждый поет строчку из песни, ко­торая отражает его состояние, остальные под­хватывают.

• «Жабки» - участники рассчитываются по порядку, ведущий говорит о том, что он жабка 1, все остальные тоже жабки № 2, 3 и т. д. Веду­щий садится в круг и как жаба начинает прыгать и квакать, затем он говорит, что вызывает жабку №..., человек под этим номером дол­жен впрыгнуть в круг, в это время ведущий занимает его место. Затем этот участник вы­зывает следующую жабку и т. д.

• «Голоса животных» - участникам завязывают­ся глаза и говорится (чтобы никто не услышал), к какому отряду животных они принад­лежат. Их задача, отыскать свой отряд, ориен­тируясь только на звук, характерный для это­го животного.

• «Зоопарк» - каждый изображает какое-либо животное, прогуливаясь по воображаемому зоопарку.

Варианты разбивки на группы:

• «Молекулы» - участники хаотично двигаются по помещению, изображая, тем самым, молеку­лы, причем, им необходимо жужжать. По ко­манде ведущего, молекулы объединяются в двойки, тройки, пятерки и т. д.

• Пожалуйста, оглядите комнату и найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут.

• Выберите себе в партнеры того, с кем вы еще не работали вместе.

• Рассчитайтесь, пожалуйста, до трех (шес­ти,...):1,2,3...1,2,3... Хорошо. Теперь 1-е номе­ра идут к первым, вторые ко вторым и т.д.

• Найдите себе партнера примерно такого же роста, как и вы.

• Выкиньте один, два или три пальца и теперь найдите четырех человек, показывающих та­кое же количество пальцев, что и вы. Образуй­те группу и сядьте в круг.

• Ведущий идет по кругу и подряд каждому из участников говорит «шишечка», следующему -«иголочка», затем - «веточка»— Теперь «ши­шечки» к шишечкам»....

• Каждому из участников выдается кусочек раз­резанной открытки, когда участники сложат открытки - образуются группы.

• Найти похожий рисунок ладони

• Участники объединяются в четверки по схоже­сти одежды, по цвету глаз

Тематические упражнения:

• Ассоциации со словом «наркоман». В быстром темпе, перекидывая мяч, учащимся предла­гается назвать первые приходящие в голову ассоциации со словом «наркоман». Ведущие записывают их на ватман. Создается картина-портрет человека, злоупотребляющего нарко­тиками. Вопрос к аудитории, думал ли чело-

век, начавший употреблять наркотики, что станет таким. Обсуждение в группе: человек, который употребляет водку, не стремится стать алкоголиком; подросток, который эксперимен­тирует с наркотиками, не стремится стать нар­команом, насколько вы уверены в том, что не станете зависимым от наркотиков?

Мини-лекция о механизмах формирования зависимости. «У каждого человека есть пре­делы, норма, в которых он живет, ощущает, на­слаждается жизнью, грустит и т. д., и его са­мочувствие изменяется в пределах этих норм. Изменяет он свое настроение различными пу­тями (например, дискотека, чтение книг, при­рода и т. д.), в любом случае, он трудится для того, чтобы чувствовать себя лучше. В ситуа­ции же, когда человеку предлагается наркотик, происходит следующее: он пробует наркотик, и его самочувствие резко взлетает до крайней точки хорошего самочувствия - эйфории, во­сторга, которую человек в обычном состоянии достигает крайне редко. Это состояние длится какое-то время, затем человек опять попадает в исходную точку. На этом этапе человек по­нимает, что может получить «запредельное» состояние легко и со 100% эффективностью. Это состояние запоминается человеком на всю жизнь, но так как обычными методами достичь такого состояния крайне сложно, то происхо­дит следующее употребление наркотика. Но, в зависимости от разных причин, в том числе и привыкания, достигается состояние меньшее, чем в первый раз. Таким образом, происходит опускание пика наслаждения, и, параллельно с тем, низшей точки. Человек начинает чув­ствовать себя хуже, подавленнее: он помнит первое впечатление от приема наркотика и не может его достигнуть, как следствие, наступа­ет разочарование, он чувствует себя обману­тым, у него начинаются проблемы с родителя­ми, друзьями, правоохранительными органами. Он не может справится со своей зависимостью, возникает ощущение бессилия. В скором вре­мени, человек опускается на самое дно депрес­сии, и принимает наркотики только для ого, чтобы чувствовать себя в норме (есть, спать, ходить), а не испытать какое-либо удовольствие. Именно в этот момент человек понима­ет, что не может справиться со своей зависи­мостью самостоятельно, поэтому лечение нар­козависимости может осуществиться, когда наркоман опускается «на самое дно». В связи с этой схемой, формирование зависимости проходит несколько этапов. Первый - это фор­мирование социальной зависимости, когда че­ловек узнает о существовании наркотиков, формирует отношение к ним, общается и встречается с наркозависимости. Второй -формирование психологической зависимости, он возникает, когда человек понимает, что может быстро и эффективно улучшить свое состояние без каких-либо усилий. Третий - это возникновение физической зависимости, он формируется, когда человек принимает нарко­тики не для удовольствия, а для ощущения себя в нормальном состоянии, на этом этапе возни­кает абстинентный синдром («ломка»), когда организм не может нормально функциониро­вать без наркотика. Лечение наркомании осу­ществляется в обратном порядке: сначала сни­мают физическую зависимость (длительность процесса - до трех недель) - медицинский аспект лечения, затем психологическую (есть мнение, что она присутствует у наркозависи­мого всю жизнь) - на этом этапе лечения нар­коману предлагаются альтернативные способы получения хорошего самочувствия, разрешаются его внутриличностные проблемы и т. д., а социальная зависимость присутствует у че­ловека, так или иначе, всю жизнь, так как в нашем обществе всегда будут присутствовать наркотики. В любом случае, лечение от нар­козависимости может осуществляться только при желании самого наркомана, а это же­лание у него появляется, зачастую, слишком поздно».

• Упражнение «Сколько шагов до зависимо­сти?». Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос, насколько лично я застра­хован от зависимости; есть ли у меня гаран­тия, что никогда не стану зависимым. В кругу устанавливается любой предмет (аллегория за­висимости от наркотика), и участников просят определить, сколько шагов до этого предмета

(вариант: кладется лист бумаги и предлагает­ся определить, сколько до него карандашей). Вопросы для обсуждения:

• Сколько может быть проб наркотика, чтобы не попасть в зависимость? Как вы это определи­те? Насколько это гарантировано?

• Как вы определите тот момент, когда нужно будет остановиться, на что будете ориентиро­ваться (день, время, ощущения, мнения других или что-то другое)?

• Если это мнение другого человека, где гаран­тии, что это подходит и для вас?

• Что делать с теми, кто все-таки ошибся в под­счете шагов?

• Этапы формирования зависимости. Участ­никам предлагается подумать над тем, как воз­никает зависимость: что возникает в первую очередь, во вторую и т. д. (Например, сначала, возникает интерес к наркотику, затем, его про­ба, роман с наркотиком, появляются проблемы, человек пытается с ними что-то делать). Ре­зультаты обсуждения ведущие записывают на ватмане. Группа делится на подгруппы, в за­висимости от количества этапов, придуманных группой. Каждой группе предлагается обыг­рать один из этих этапов (придумать сценку). Результаты проигрываются по очереди перед группой. Обсуждение: участникам задается вопрос: стоит ли проходить этот очевидный процесс в реальности, тем более, что выхода из него может и не быть.

Варианты разрядок:

• «Да - нет» - группа делиться на две части, одна кричит «ДА», другая - «НЕТ». Две «сте­ны» сходятся одна на другую.

• «0-па!» - все по кругу произносят звук «А-а-а», вытягивая руки вперед, начинающий закан­чивает вскриком «0-па!»

• Упражнение «Снежки». Участникам предлага­ется из каких-нибудь ненужных бумаг или старых газет скомкать несколько (6-10) комков и начать ими кидаться друг в друга.

• Участники делятся на пары. Один говорит слово «нет», другой «да», задача: постарать­ся переубедить партнера. Участники меняются парами. Становятся друг напротив друга. Соединяются ладошками, ноги не двигаются в процессе всего упражнения. Задача: дав­лением на ладоши партнера постараться сдвинуть его с места. Допускаются хитрос­ти, и ведущий может дать подсказку, что за время упражнения нужно изучить тактику и стратегию партнера, чтобы использовать эти знания для достижения цели. Участники ме­няются парами. Также соединяют ладони, только теперь можно двигать ногами и нельзя руками, задача: сдвинуть с мертвой точки партнера в ту сторону, которую нуж­но участнику.

• «Мусорная корзина». Участникам предлагает­ся представить, что круг - это большое мусор­ное ведро, в которое можно «выкинуть» (зву­ком или жестом) все отрицательное, что они чувствуют на данный момент. Каждый из при­сутствующих, по очереди, отреагируют свое состояние. После этого, «ведро» торжествен­но выкидывается. Участники делятся впечат­лениями от занятия, своим самочувствием. (15 минут)

Подведение итогов:

• Проходит обычно в виде групповой дискуссии, в ходе которой участники отвечают на вопрос: С чем я ухожу с этого занятия, что я узнал, что понял, какие решения принял для себя. Мож­но вывесить ватман, и назвав его листом афо­ризмов, предложить каждому участнику запи­сать на нем одну главную мысль или фразу, которая ему пришла в ходе занятия.

Завершение (прощание):

• «Мне в тебе нравится...» или «Комплимент». Выстраиваются два круга (одинаковое количе­ство участников), внутренний и внешний, вста­ют лицом друг к другу. В образовавшейся паре по очереди говорится либо понравившаяся чер­та, либо комплимент. По сигналу ведущего, вне­шний круг передвигается на один шаг влево, в новой паре делается то же самое. И так, до конца. (Данное упражнение делается для того, чтобы участники уходили после занятия с по­ложительными, приятными эмоциями)

• «Обнималки» Участникам предлагается «пере­обниматься» за одну минуту с наибольшим количеством человек. Заканчивается всеоб­щим «обниманием».

• «Пожатие руки» - каждому участнику предла­гается по кругу пожать руку своему соседу справа и пожелать ему что-нибудь хорошее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...