Часть 2. Я решил стать волонтером
Вторая часть Руководства написана для того, чтобы помочь тем, кто решил участвовать в волонтерских программах по здоровому образу жизни. Здесь собраны разные упражнения, игры, сценарии, которые, как оказалось, удачно работают и приносят хорошие результаты. Понятно, что ни одно Руководство не вместит в себя всех истин, всего опыта. Мы лишь предлагаем примеры, и тем самым, приглашаем читателя к совместному творчеству. Этот раздел - не учебник, он не содержит правильных ответов. Это - лишь примеры того, что могут делать волонтеры в программе по здоровому образу жизни. Любая волонтерская программа основана на общении между людьми. Общение начинается со знакомства. Вот примеры того, как можно помочь людям познакомится между собой и при этом не испытывать неловкости. Подсказка первая: игры на знакомство Баранья голова Инструкция ведущего: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На занятии нам предоставляется широкая возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Все остальные члены группы- и ведущие тоже - в течение всего занятия будут обращаться к вам только по этому.имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организованно так: первый участник называет свое имя, второй -имя предыдущего и свое, третий - имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова»- конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли.
Наши имена» Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим. Имя - движение» Участники группы, по очереди произносят свои игровые имена, но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест. Взаимные презентации» Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее - ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течение одной минуты, стоящий говорит, играя роль сидящего. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная минута на выступление. Таким образом, ваша задача - построить свою презентацию так, чтобы она длилась точно шестьдесят секунд. После этого любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет все время молчать. Если человек долго и напряженно работает, то устает. Его внимание рассеивается, пропадает интерес и способность активно участвовать в процессе работы. Кроме того, в процессе занятий, проведения тренингов иногда возникают ситуации, когда эмоции хлещут через край. Для того, чтобы вернуть людей в рабочее состояние и снять накопившуюся усталость и напряжение существуют упражнения-разминки. Их также применяют для того, чтобы сделать атмосферу в группе более неформальной, а отношения между людьми - более открытыми.
Подсказка вторая: упражнения-разминки Чем мы похожи Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого - либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Света выходит в круг и приглашает выйти кого - нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Комплименты Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент достался каждому участнику. Общий ритм Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм. Превращения Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой, то я был бы... «Если бы я был едой, то я был бы... «Если бы я был взрослым, то я был бы... Все отвечают по кругу. Построиться по росту Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту. Группа может сделать несколько попыток. Аплодисменты Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть телевизор). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Разминка Ведущий предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающего у него ассоциации с каким - нибудь персонажем из сказки или героем мультфильма, и бросить ему мяч. При этом надо сказать, кого именно напоминает ему данный участник (например: «Аня, мне кажется, что ты похожа на русалочку»). Участник ловит мяч и бросает его другому, называя персонаж, с которым ассоциируется этот человек, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Попросите членов группы запоминать, от кого они получают мяч и что им при этом говорят. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно его ассоциации. Цепочка продолжает, таким образом, раскручиваться в обратном направлении. Это здорово! Участники группы стоят в кругу. Кто - нибудь должен выйти в круг и сказать о любом своем качестве, умении или таланте (например: «Я обожаю танцевать», «Я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди. Угадай цвет по жесту Желающий начать игру участник выходит за дверь, а группа в это время выбирает какой-нибудь цвет из числа разложенных на столе образцов. Вернувшийся участник должен отгадать, какой цвет выбрала группа. Для этого он может обратиться к любому из участников, и этот человек должен показать выбранный цвет движением. При этом нельзя использовать движения, имеющие непосредственную смысловую связь с цветом, или изображать предметы, имеющие определенную окраску (например, имея в виду голубой цвет, показывать на небо, или имитировать переливание воды). Отгадывающий может обращаться к разным участникам до тех пор, пока не сформулирует свою гипотезу.
Ванька-Встанька Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу- Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. Печатная машинка Участники стоят по кругу. Ведущий предлагает воспроизвести отрывок из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова -' встают все, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибается - выбывает из игры. Зоопарк Каждый из членов группы должен представить себя каким - либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя. Бабушка из Бразилии Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами «У меня есть бабушка в Бразилии», У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова на бок», «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете»» и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова. Пустой стул Участники делятся на первый - второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, - взглядом пригласить кого -нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать. Ураган Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, карими глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названным признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье - нибудь место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|