Занятия 11-12. Что такое уверенность в себе?
Цель: развитие у учащихся уверенности в себе. Обсуждение вопроса: почему мы обращаемся к этой теме в рамках курса? «Словарь бытовых представлений», функции данного качества. Тест «Насколько вы уверены в себе». Самооценка: упражнение «Полигон уверенности» (по значимым ситуациям). Психологический портрет уверенного и неуверенного поведения; биологические предпосылки и параллели; тренировка умения сказать «нет». Упражнение «Машина времени». Тяжело ли чувствовать себя неудачником? Тренировка умений отстаивать свои убеждения, не поддаваясь на провокации, (упражнение «лошадь»). Обсуждение: что помогло-помешало сохранить свои убеждения? Как это распространяется на отношения с друзьями, учителями и т.д.? Обсуждение возможных уязвимых мест принципиального человека (например, «взять на слабо» и т.д.). Соотношение гибкости поведения, ригидности и беспринципности. Занятие 13. Отношения с противоположным полом Цепь: рассмотрение проблем, связанных с особенностями полового поведения в подростковом возрасте. Взаимоотношения с противоположным полом как одна из основных стрессогенных сфер в подростковом возрасте. Проблема привязанности, ее роль в нашей жизни («словарь ситуаций») Проблема начала половой жизни (половая и псевдополовая мотивация) Подростковая беременность и аборты Упражнение «Мой этический кодекс в отношениях с противоположным полом» (индивидуально или в малых группах). Занятие 14. Оптимизм или пессимизм? Цели: определение учащимися собственного отношения к жизни; обучение приемам позитивного отношения к жизни. Рисунок «моя жизнь» - обратная связь (оптимизм или пессимизм).
Рисунок «как бы вы нарисовали жизнь человека, употребляющего наркотики» - обсуждение различий (содержание, эмоциональный фон). Соотношение оптимизма и риска (упражнение «Яша»). Чем оптимизм отличается от бесшабашности, азарта? Как преодолеть минуты пессимизма? (упражнения «Лови момент», «Роль» и т.д.). Люди, которые могут мне помочь. В малых группах: упражнение «5 заповедей неудачника». Обратная связь. Занятия 15-17 Цель: определяется по запросам целевой группы Тематика и алгоритм проведения занятия формируется исходя из потребностей и запросов, возникающих в контексте проведения спецкурса. Занятие 18 Цель: завершение работы, подведение итогов и результатов занятий. Проводится в форме дискуссионного клуба с обсуждением следующих вопросов: - Ваши впечатления от встреч? - Что было наиболее полезно в течение работы? - Что изменилось, если изменилось, в Вас и Вашей жизни? - Что хотели бы предложить по тематике спецкурса? - Как Вам может пригодится то, что Вы получили в течение года от совместной работы? Участникам предлагается нарисовать групповой портрет себя до начала занятий и после них. Упражнение «Пожелания друг другу». Подсказка шестая: тематический день «Мир без наркотиков» Возраст участников: подростки среднего и старшего школьного возраста. Организаторы акции: Центр профилактики наркомании. ПЛАН ДНЯ: 10.30 - старт дня 11.00 - 13.30 - игра по станциям. Станции: • «Плакат» • «Кричалки» • «Живая скульптура» • «Письмо другу» • «Аргументы» • «Кроссворд» • «Блеф-клуб» • «Закон и наркотики» • «Горячий мяч» Помимо этого, на каждой станции участники будут участвовать в анонимном экспресс-опросе, позволяющем выявить их отношение к наркотикам. Результаты опроса будут использованы в работе «Дискуссионного клуба». После окончания игры все участники собираются для подведения итогов. Пока организаторы обрабатывают результаты, каждый отряд демонстрирует свое домашнее задание, - показывает рекламный ролик антинаркотического содержания. После этого объявляются результаты, награждаются победители (3 первых результата)
14.30 - Ролевая игра «Активное вовлечение молодежи в профилактическую антинаркотическую работу» (Может использоваться как отдельная форма работы) Информация для ведущего: Группа - это отдельный муниципальный округ огромного города, здесь живут люди разного возраста и разных профессий. Городская Дума города обеспокоена ситуацией с распространением наркотиков в молодежной среде, и рассмотрит любые предложения о том, как можно защитить подростков от наркотиков. Уже назначен день Слушаний в Думе по этому вопросу. Сейчас происходят предварительные дебаты и обсуждение этого вопроса в данном муниципальном округе. На сегодняшнее совещание пришли люди различных профессиональных и социальных групп. (всем участникам раздаются карточки с ролями: • участковый милиционер • врач • журналист • бизнесмен • советник по делам молодежи (чиновник) • священник • педагог • родитель. Участники рассаживаются малыми группами согласно полученной роли. Образуются группы милиционеров, врачей, журналистов и т.д. Каждая группа обеспечивается бумагой и фломастерами. Ведущий игры благодарит присутствующих за то, что они согласились поучаствовать, выражает надежду на плодотворное сотрудничество и говорит о том, что перед сегодняшним собранием поставлена задача - разработать предложения в городскую программу защиты подростков от употребления наркотиков. Защитить детей от наркотиков можно по-разному: ограничить доступ к наркотикам, научить детей отказываться, напугать их, разрабатывать новейшие методы излечения от наркомании... и т.д. Ведущий просит малые группы составить свой список - что значит защитить молодежь от наркотиков - с точки зрения их роли (профессиональной или социальной). Группы работают самостоятельно, заполняя первую графу в листе (см. приложение). Время - 5 минут. После этого группам предлагается проранжировать свой список, выбрать из него 3 самых важных (первых) направления и придумать по два мероприятия, реализующих данные подходы (все фиксируется на листе бумаги). Иначе говоря, необходимо написать, что конкретно делают представители этой группы для защиты населения. Например: для журналистов - защитить -.. информировать (что еще?), для милиционеров - защитить = посадить в тюрьму торговца (что еще?) и т.д. Далее группа указывает примеры мероприятий, которые они предполагают провести: рейды, конкурсы, обучающие программы, строительство социальных центров или (что еще?). Группу предупреждают, что свой выбор «действий» она должна будет обосновать перед общим собранием.
Время - 7 минут. Выступающая группа рассказывает о своих предложениях и вывешивает листочек на доску. Ведущий дает слово представителям всех групп, просит задавать уточняющие вопросы по ходу, но воздерживаться от оценочных высказываний. Время - 3 минуты представление, 3 минуты - уточняющие вопросы. Ведущий благодарит всех за проделанную работу и просит передать листочки в соседнюю группу. После этого он предлагает участникам отвлечься от своих ролей и взглянуть на написанное перед ними с точки зрения самих себя. Ведущий спрашивает:«А понравилось бы Вам, если бы то, что написано, было проделано в отношении именно Вас?» и предлагает в творческой форме показать «Что бы я сделал с тем, кто попытался бы это сделать со мной или для меня?». При подготовке данной разработки использовались материалы практического руководства по проведению уроков профилактики среди подростков: легальные и нелегальные наркотики. Санкт-Петербург, Изд-во «Иматон», 1996 г. 17.00 - 18.30. Забавные спортивные игры и состязания «Спорт против наркотиков» 18.30 - 20.00. «Дискуссионный клуб» • Обсуждают результаты анонимного опроса • Участвуют в дискуссии: «Что можно сделать, чтобы я и мои друзья не стали употреблять наркотики» • Пишут письмо-обращение к губернатору Санкт-Петербурга «Молодежь против наркотиков» Подсказка седьмая: Игра «Конференция» Цель: формирование отношения к проблеме наркомании, активизация внимания молодежи к антинаркотической пропаганде.
Необходимое время: 1,5 - 2 часа, количество участников: 100 человек. Игра проводится одновременно на две команды по 50 человек в разных помещениях Необходимые материалы: авторучки для всех участников, «деньги» для спонсоров, листы бумаги для 3-х команд, раздаточный материал (карточки «Я испытываю сочувствие, заинтересованность по отношению к наркоманам», карточки «Я испытываю ненависть, презрение к наркоманам», карточки «Я равнодушен, безразличен к наркоманам»). Требования к помещению: 2 больших помещения (актовый зал или спортивный зал), стол, 50 стульев во внутреннем кругу, микрофон, кафедра. Участники рассаживаются по местам, ведущие здороваются с залом, представляются и вводят присутствующих в ход и условия игры. 1 этап Ребята выделяют 5 самых авторитетных в команду спонсоров - жюри. Команда спонсоров садится отдельно и ведущие вручают им большую сумму «денег» в иностранной валюте. Оставшиеся ребята получают карточки с различным отношением к наркоманам. Их задача: без слов найти людей с той же карточкой, что и у них. 2 этап Участники рассаживаются по командам и получают задание написать 5 тезисов. (Каждый пишет свои на ту тему, которая в карточке) 3 этап Ведущие объявляют игрокам, что им «посчастливилось присутствовать на международной конференции, которую проводит детский фонд ООН в г. N. В зале находятся лидеры 3-х крупнейших международных организаций, которые представляют разные течения в отношении общественности к наркотикам и наркомании. Эти организации сейчас будут представлять на конференции свои программы, одну из которых возможно спонсируют. Задача спонсоров - внимательно следить за ходом дебатов и отдать потом свой голос за ту или иную программу». 4 этап Игроки обсуждают и пишут свои программы, основываясь на тезисах, выработанных в ходе 3 этапа. Одна из задач команд: выделить из своих рядов спикера, который будет представлять команду перед участниками конференции. 5 этап Каждая команда представляет свою программу. Время - 5 минут на представление и 5 минут на вопросы (допускается по три вопроса от каждой команды и от спонсоров). 6 этап Команда спонсоров начинает обсуждать, кому «отдать деньги». Слово спонсорам. Ведущие подводят итоги. Подсказка восьмая: игра «Личность и наркотики» Цель: Возможное опровержение аргумента «Я не наркоман - я не могу заразиться ВИЧ-инфекцией» через показ того, что не существует особой личности потребителя наркотиков, каждый из нас обладает свойствами, которые приписываются человеку, зависимому от наркотиков, и, следователь-
но, наркомания и зависимость - это тема, которая касается всех, правда, в разных проявлениях и с разными последствиями. Материалы: рабочие карточки, бумага, карандаши красный, зеленый, синий. Ход занятия: 1. Каждый участник получает по карточке, где написаны различные черты характера. Красным карандашом надо отметить крестиком шесть черт (три - положительные, три - отрицательные), которые характеризуют собственную личность. 2. Карточки собираются, перемешиваются и распределяются заново, затем зеленым карандашом надо отметить черты, которые более всего характеризуют человека, употребляющего наркотики. 3. Карточки еще раз собираются, перемешиваются и снова распределяются. В третий раз синим карандашом, следует отметить свойства, которые могут помочь не стать зависимым. 4. Названные черты записываются на доске -соответственно, разным цветом для каждой рубрики, результат предлагается для обсуждения. 5. Обсуждение: «мы видим, что одни и те же черты появляются не только в одной рубрике, например, «ненадежность», но и в рубриках «собственные черты» и «черты потребителя наркотиков». Возникают вопросы: • Ненадежные люди являются зависимыми от наркотиков? • Потребители наркотиков - ненадежные люди? • Куда я отнесу себя самого? и т.д. В отношении третьей рубрики, где собраны свойства, защищающие от опасности стать зависимым, участники могут выступить с собственными представлениями о профилактике наркомании, путях формирования этих качеств, и вместе поискать пути решения проблемы. Рабочая карточка 1. общительный 2. неуравновешенный 3. угрюмый 4. безучастный 5 непосредственный 6 слегка удрученный 26. неуверенный 27. обстоятельный 28. замкнутый 29. выносливый 30. неусидчивый 31. эгоистичный 7. строгий 8. открытый 9. сдержанный 10. ненадежный 11. спокойный 12. боязливый 13. уступчивый 14. агрессивный 15. недоверчивый 16. надежный 17. терпеливый 18. уравновешенный 19. поверхностный 20. добродушный 21. слабовольный 22. импульсивный 23. невыносимый 24. беспомощный 25. чувствительный 32. настойчивый 33. легко возбудимый 34. слабовольный 35. осторожный 36. трусливый 37. распущены 38. неумеющий владеть собой 39. неприспособленный 40. умеющий владеть собой 41. стеснительный 42. уверенный 43. готовый помочь 44. нервный 45. самокритичный 46. меланхоличный 47. обидчивый 48. мужественный 49. самоуверенный 50. порывистый Подсказка девятая: Акуна-Матата (дискуссия) Цель: улучшение отношений между участниками, повышение культуры внутрисемейных отношений, снижение уровня конфликтности в семье через нормализацию системы требований и распределение прав и обязанностей. Примечание: подобные формы работы могут проводится на различные темы с обязательным учетом пожеланий участников и быть использованы при работе с учителями, родителями, молодежью. Время проведения: 2 - 2,5 часа Количество участников: желательно не более 50 человек. Необходимые материалы: ватман (доска), маркеры, ручки, бумага. Требования к помещению: желательно просторное помещение с возможностью передвижения мебели. План: 1. Вводная: представление ведущих и участников мероприятия. 2. Разминка - представление. Участники представляются и называют одного известного человека с таким же именем. 3. Правила работы (важно, чтобы и родители, и дети приняли правила работы «здесь и сейчас», не переходить на личности, говорить от своего лица). 4. Разбивка на команды, родители - дети. В каждой команде выбираются ответственные за соблюдение правил. 5. Каждой группе предлагается обсудить следующий вопрос: какими правами и обязанностями в семье должны обладать дети (отвечают взрослые) и родители (отвечают дети)? Составленные списки не обсуждаются и остаются в группах. 6. Групповое обсуждение: Какой стиль взаимоотношений в семье был бы для вас предпочтительнее? На чем основываются подобные взаимоотношения? Что или кто влияет на налаживание и поддержку оптимальных взаимоотношений в семье? Предполагается, что оптимальным стилем взаимоотношений будет партнерский и демократический, т.е. права и обязанности должны быть равными 7. Группам предлагается передать листочки с ответами на первый вопрос. Обсуждение. 8. Групповое обсуждение вопросов. • Что для вас важно в семейных отношениях? • Как вы думаете, реальны ли списки прав и обязанностей, составленные вами? • Что значит «Хорошая семья»? • Что значит быть ответственным в семейных отношениях? • Как можно разделить ответственность в семейных отношениях? • До какого времени дети остаются детьми? • Какие вопросы вам трудно обсуждать? Подсказка десятая:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|