Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия 11-12. Что такое уверенность в себе?




Цель: развитие у учащихся уверенности в себе.

Обсуждение вопроса: почему мы обращаемся к этой теме в рамках курса?

«Словарь бытовых представлений», функции данного качества.

Тест «Насколько вы уверены в себе».

Самооценка: упражнение «Полигон уверенно­сти» (по значимым ситуациям).

Психологический портрет уверенного и не­уверенного поведения; биологические предпо­сылки и параллели; тренировка умения сказать «нет».

Упражнение «Машина времени». Тяжело ли чувствовать себя неудачником?

Тренировка умений отстаивать свои убежде­ния, не поддаваясь на провокации, (упражнение «лошадь»). Обсуждение: что помогло-помешало сохранить свои убеждения? Как это распростра­няется на отношения с друзьями, учителями и т.д.?

Обсуждение возможных уязвимых мест прин­ципиального человека (например, «взять на сла­бо» и т.д.). Соотношение гибкости поведения, ри­гидности и беспринципности.

Занятие 13. Отношения с противоположным полом

Цепь: рассмотрение проблем, связанных с осо­бенностями полового поведения в подростковом возрасте.

Взаимоотношения с противоположным полом как одна из основных стрессогенных сфер в под­ростковом возрасте.

Проблема привязанности, ее роль в нашей жизни («словарь ситуаций»)

Проблема начала половой жизни (половая и псевдополовая мотивация)

Подростковая беременность и аборты

Упражнение «Мой этический кодекс в отноше­ниях с противоположным полом» (индивидуаль­но или в малых группах).

Занятие 14. Оптимизм или пессимизм?

Цели: определение учащимися собственного отношения к жизни; обучение приемам позитив­ного отношения к жизни.

Рисунок «моя жизнь» - обратная связь (опти­мизм или пессимизм).

Рисунок «как бы вы нарисовали жизнь чело­века, употребляющего наркотики» - обсуждение различий (содержание, эмоциональный фон).

Соотношение оптимизма и риска (упражнение «Яша»). Чем оптимизм отличается от бесшабаш­ности, азарта?

Как преодолеть минуты пессимизма? (упраж­нения «Лови момент», «Роль» и т.д.). Люди, кото­рые могут мне помочь.

В малых группах: упражнение «5 заповедей неудачника».

Обратная связь.

Занятия 15-17

Цель: определяется по запросам целевой группы

Тематика и алгоритм проведения занятия формируется исходя из потребностей и запро­сов, возникающих в контексте проведения спец­курса.

Занятие 18

Цель: завершение работы, подведение итогов и результатов занятий.

Проводится в форме дискуссионного клуба с обсуждением следующих вопросов:

- Ваши впечатления от встреч?

- Что было наиболее полезно в течение ра­боты?

- Что изменилось, если изменилось, в Вас и Вашей жизни?

- Что хотели бы предложить по тематике спец­курса?

- Как Вам может пригодится то, что Вы полу­чили в течение года от совместной работы?

Участникам предлагается нарисовать группо­вой портрет себя до начала занятий и после них. Упражнение «Пожелания друг другу».

Подсказка шестая:

тематический день «Мир без наркотиков»

Возраст участников: подростки среднего и старшего школьного возраста.

Организаторы акции: Центр профилактики наркомании.

ПЛАН ДНЯ:

10.30 - старт дня

11.00 - 13.30 - игра по станциям. Станции:

• «Плакат»

• «Кричалки»

• «Живая скульптура»

• «Письмо другу»

• «Аргументы»

• «Кроссворд»

• «Блеф-клуб»

• «Закон и наркотики»

• «Горячий мяч»

Помимо этого, на каждой станции участники будут участвовать в анонимном экспресс-опросе, позволяющем выявить их отношение к наркоти­кам. Результаты опроса будут использованы в ра­боте «Дискуссионного клуба».

После окончания игры все участники соби­раются для подведения итогов. Пока организа­торы обрабатывают результаты, каждый отряд демонстрирует свое домашнее задание, - пока­зывает рекламный ролик антинаркотического содержания. После этого объявляются резуль­таты, награждаются победители (3 первых ре­зультата)

14.30 - Ролевая игра «Активное вовлечение мо­лодежи в профилактическую антинаркотическую работу» (Может использоваться как отдельная форма работы)

Информация для ведущего:

Группа - это отдельный муниципальный ок­руг огромного города, здесь живут люди разного возраста и разных профессий. Городская Дума го­рода обеспокоена ситуацией с распространени­ем наркотиков в молодежной среде, и рассмот­рит любые предложения о том, как можно защитить подростков от наркотиков. Уже назначен день Слушаний в Думе по этому вопросу. Сей­час происходят предварительные дебаты и об­суждение этого вопроса в данном муниципальном округе. На сегодняшнее совещание пришли люди различных профессиональных и социальных групп.

(всем участникам раздаются карточки с ро­лями:

• участковый милиционер

• врач

• журналист

• бизнесмен

• советник по делам молодежи (чиновник)

• священник

• педагог

• родитель.

Участники рассаживаются малыми группа­ми согласно полученной роли. Образуются груп­пы милиционеров, врачей, журналистов и т.д. Каждая группа обеспечивается бумагой и фло­мастерами.

Ведущий игры благодарит присутствующих за то, что они согласились поучаствовать, выра­жает надежду на плодотворное сотрудничество и говорит о том, что перед сегодняшним собра­нием поставлена задача - разработать предло­жения в городскую программу защиты подрост­ков от употребления наркотиков. Защитить детей от наркотиков можно по-разному: огра­ничить доступ к наркотикам, научить детей от­казываться, напугать их, разрабатывать новей­шие методы излечения от наркомании... и т.д. Ведущий просит малые группы составить свой список - что значит защитить молодежь от нар­котиков - с точки зрения их роли (профессио­нальной или социальной). Группы работают са­мостоятельно, заполняя первую графу в листе (см. приложение).

Время - 5 минут.

После этого группам предлагается проранжировать свой список, выбрать из него 3 самых важных (первых) направления и придумать по два мероприятия, реализующих данные подходы (все фиксируется на листе бумаги). Иначе гово­ря, необходимо написать, что конкретно делают представители этой группы для защиты населе­ния. Например: для журналистов - защитить -.. информировать (что еще?), для милиционеров - защитить = посадить в тюрьму торговца (что еще?) и т.д. Далее группа указывает примеры ме­роприятий, которые они предполагают провести: рейды, конкурсы, обучающие программы, строи­тельство социальных центров или (что еще?). Группу предупреждают, что свой выбор «дей­ствий» она должна будет обосновать перед об­щим собранием.

Время - 7 минут.

Выступающая группа рассказывает о своих предложениях и вывешивает листочек на доску.

Ведущий дает слово представителям всех групп, просит задавать уточняющие вопросы по ходу, но воздерживаться от оценочных высказы­ваний.

Время - 3 минуты представление, 3 минуты - уточняющие вопросы.

Ведущий благодарит всех за проделанную ра­боту и просит передать листочки в соседнюю группу.

После этого он предлагает участникам от­влечься от своих ролей и взглянуть на написан­ное перед ними с точки зрения самих себя.

Ведущий спрашивает:«А понравилось бы Вам, если бы то, что написано, было проделано в отно­шении именно Вас?» и предлагает в творческой форме показать «Что бы я сделал с тем, кто попы­тался бы это сделать со мной или для меня?».

При подготовке данной разработки исполь­зовались материалы практического руководства по проведению уроков профилактики среди под­ростков: легальные и нелегальные наркотики. Санкт-Петербург, Изд-во «Иматон», 1996 г.

17.00 - 18.30. Забавные спортивные игры и состя­зания «Спорт против наркотиков»

18.30 - 20.00. «Дискуссионный клуб»

• Обсуждают результаты анонимного опроса

• Участвуют в дискуссии: «Что можно сделать, чтобы я и мои друзья не стали употреблять наркотики»

• Пишут письмо-обращение к губернатору Санкт-Петербурга «Молодежь против наркотиков»

Подсказка седьмая:

Игра «Конференция»

Цель: формирование отношения к проблеме наркомании, активизация внимания молодежи к антинаркотической пропаганде.

Необходимое время: 1,5 - 2 часа, количество участников: 100 человек. Игра проводится одно­временно на две команды по 50 человек в разных помещениях

Необходимые материалы: авторучки для всех участников, «деньги» для спонсоров, листы бумаги для 3-х команд, раздаточный материал (кар­точки «Я испытываю сочувствие, заинтересован­ность по отношению к наркоманам», карточки «Я испытываю ненависть, презрение к наркоманам», карточки «Я равнодушен, безразличен к наркома­нам»).

Требования к помещению: 2 больших поме­щения (актовый зал или спортивный зал), стол, 50 стульев во внутреннем кругу, микрофон, кафедра.

Участники рассаживаются по местам, ведущие здороваются с залом, представляются и вводят присутствующих в ход и условия игры.

1 этап

Ребята выделяют 5 самых авторитетных в ко­манду спонсоров - жюри. Команда спонсоров са­дится отдельно и ведущие вручают им большую сумму «денег» в иностранной валюте. Оставшие­ся ребята получают карточки с различным отно­шением к наркоманам. Их задача: без слов найти людей с той же карточкой, что и у них.

2 этап

Участники рассаживаются по командам и по­лучают задание написать 5 тезисов. (Каждый пи­шет свои на ту тему, которая в карточке)

3 этап

Ведущие объявляют игрокам, что им «посчас­тливилось присутствовать на международной кон­ференции, которую проводит детский фонд ООН в г. N. В зале находятся лидеры 3-х крупнейших меж­дународных организаций, которые представляют разные течения в отношении общественности к наркотикам и наркомании. Эти организации сей­час будут представлять на конференции свои про­граммы, одну из которых возможно спонсируют. Задача спонсоров - внимательно следить за ходом дебатов и отдать потом свой голос за ту или иную программу».

4 этап

Игроки обсуждают и пишут свои программы, основываясь на тезисах, выработанных в ходе 3 этапа. Одна из задач команд: выделить из своих рядов спикера, который будет представлять коман­ду перед участниками конференции.

5 этап

Каждая команда представляет свою програм­му. Время - 5 минут на представление и 5 минут на вопросы (допускается по три вопроса от каж­дой команды и от спонсоров).

6 этап

Команда спонсоров начинает обсуждать, кому «отдать деньги».

Слово спонсорам. Ведущие подводят итоги.

Подсказка восьмая:

игра

«Личность и наркотики»

Цель: Возможное опровержение аргумента «Я не наркоман - я не могу заразиться ВИЧ-инфек­цией» через показ того, что не существует особой личности потребителя наркотиков, каждый из нас обладает свойствами, которые приписываются че­ловеку, зависимому от наркотиков, и, следователь-

но, наркомания и зависимость - это тема, которая касается всех, правда, в разных проявлениях и с разными последствиями.

Материалы: рабочие карточки, бумага, ка­рандаши красный, зеленый, синий.

Ход занятия:

1. Каждый участник получает по карточке, где написаны различные черты характера. Крас­ным карандашом надо отметить крестиком шесть черт (три - положительные, три - отрицатель­ные), которые характеризуют собственную лич­ность.

2. Карточки собираются, перемешиваются и распределяются заново, затем зеленым каранда­шом надо отметить черты, которые более всего характеризуют человека, употребляющего нарко­тики.

3. Карточки еще раз собираются, перемеши­ваются и снова распределяются. В третий раз си­ним карандашом, следует отметить свойства, ко­торые могут помочь не стать зависимым.

4. Названные черты записываются на доске -соответственно, разным цветом для каждой руб­рики, результат предлагается для обсуждения.

5. Обсуждение: «мы видим, что одни и те же черты появляются не только в одной рубрике, на­пример, «ненадежность», но и в рубриках «соб­ственные черты» и «черты потребителя наркоти­ков». Возникают вопросы:

• Ненадежные люди являются зависимыми от наркотиков?

• Потребители наркотиков - ненадежные люди?

• Куда я отнесу себя самого? и т.д.

В отношении третьей рубрики, где собраны свойства, защищающие от опасности стать зави­симым, участники могут выступить с собственны­ми представлениями о профилактике наркомании, путях формирования этих качеств, и вместе поис­кать пути решения проблемы.

Рабочая карточка

1. общительный

2. неуравновешенный

3. угрюмый

4. безучастный

5 непосредственный

6 слегка удрученный

26. неуверенный

27. обстоятельный

28. замкнутый

29. выносливый

30. неусидчивый

31. эгоистичный

7. строгий

8. открытый

9. сдержанный

10. ненадежный

11. спокойный

12. боязливый

13. уступчивый

14. агрессивный

15. недоверчивый

16. надежный

17. терпеливый

18. уравновешенный

19. поверхностный

20. добродушный

21. слабовольный

22. импульсивный

23. невыносимый

24. беспомощный

25. чувствительный

32. настойчивый

33. легко возбудимый

34. слабовольный

35. осторожный

36. трусливый

37. распущены

38. неумеющий владеть собой

39. неприспособленный

40. умеющий владеть собой

41. стеснительный

42. уверенный

43. готовый помочь

44. нервный

45. самокритичный

46. меланхоличный

47. обидчивый

48. мужественный

49. самоуверенный

50. порывистый

Подсказка девятая:

Акуна-Матата (дискуссия)

Цель: улучшение отношений между участни­ками, повышение культуры внутрисемейных отно­шений, снижение уровня конфликтности в семье через нормализацию системы требований и рас­пределение прав и обязанностей.

Примечание: подобные формы работы могут проводится на различные темы с обязательным учетом пожеланий участников и быть использо­ваны при работе с учителями, родителями, моло­дежью.

Время проведения: 2 - 2,5 часа

Количество участников: желательно не бо­лее 50 человек.

Необходимые материалы: ватман (доска), маркеры, ручки, бумага.

Требования к помещению: желательно про­сторное помещение с возможностью передвиже­ния мебели.

План:

1. Вводная: представление ведущих и участ­ников мероприятия.

2. Разминка - представление. Участники представляются и называют одного известного человека с таким же именем.

3. Правила работы (важно, чтобы и родите­ли, и дети приняли правила работы «здесь и сей­час», не переходить на личности, говорить от сво­его лица).

4. Разбивка на команды, родители - дети. В каждой команде выбираются ответственные за соблюдение правил.

5. Каждой группе предлагается обсудить следующий вопрос: какими правами и обязанно­стями в семье должны обладать дети (отвечают взрослые) и родители (отвечают дети)? Состав­ленные списки не обсуждаются и остаются в группах.

6. Групповое обсуждение: Какой стиль взаи­моотношений в семье был бы для вас предпочти­тельнее? На чем основываются подобные взаимо­отношения? Что или кто влияет на налаживание и поддержку оптимальных взаимоотношений в се­мье? Предполагается, что оптимальным стилем взаимоотношений будет партнерский и демокра­тический, т.е. права и обязанности должны быть равными

7. Группам предлагается передать листочки с ответами на первый вопрос. Обсуждение.

8. Групповое обсуждение вопросов.

• Что для вас важно в семейных отноше­ниях?

• Как вы думаете, реальны ли списки прав и обязанностей, составленные вами?

• Что значит «Хорошая семья»?

• Что значит быть ответственным в семейных отношениях?

• Как можно разделить ответственность в семей­ных отношениях?

• До какого времени дети остаются детьми?

• Какие вопросы вам трудно обсуждать?

Подсказка десятая:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...