Кто такой тренер, его роль.
• Ведущие говорят о необходимости разминки в процессе тренинга. Затем следует упражнение: «поменяйтесь местами те, кто...». Тренер убирает за пределы круга свой стул и, выступая в роли ведущего, просит поменяться местами тех, у кого присутствует какой-либо определенный признак (например, джинсы, или темный цвет волос, или сережки и т. д.). Все те, у кого присутствует данный признак, должны пересесть на другое место, а те, кто не обладает данным признаком, остается сидеть на месте. Тот, кто не успеет занять стул, становиться ведущим, и так несколько раз. • Группа делиться на несколько подгрупп по принципу наименьшего знакомства. Каждой группе дается задание написать ассоциации с тренером и его ролью, функциями, основываясь на следующих категориях: - часть тела - явление природы - часть автомобиля - часть интерьера - животный мир - компьютер - средство передвижения • Данные ассоциации выносятся в круг и фиксируются ведущими. • Ведущие зачитывают подготовленную заранее мини-лекцию о тренере, о его роли в групповом процессе. • В тех же труппах на бумаге записываются отличия тренера от: - книжки - доктора - лектора - учителя - милиционера - соседа по парте (друга) - мамы или папы • Тренеры обобщают вышесказанную информацию, полученную от участников, и добавляет важные формулы работы тренера: - «собака лает - караван идет» (независимо от деятельности тренера в группе будут происходить изменения) - группа живет и без тренера - процесс идет - группа не дурнее нас - «они не хрустальные» (человек жил до тренинга, будет жить и после него) - группа сама в состоянии решать проблемы Динамика группы. • Обсуждение этого критерия групповой работы делится на два этапа: интеллектуальный и эмоциональный уровни. В интеллектуальный уровень входят этапы тренинга (подготовка к тренингу, знакомство, сплочение группы, эмоциональная разрядка, рабочая стадия, подведение итогов, прощание). В эмоциональный уровень входят те процессы, которые обычны для встречи двух незнакомых людей: сначала, им все нравится в друг друге, затем, они видят все плохое в другом, далее, происходит синтез полученных знаний, и, только после этого, происходит завершение данной фазы и переход на новый уровень (либо люди решают общаться, либо - нет).
Подводные камни» тренинга. • Ведущие рассказывают участникам о том, что в любом тренинге есть сложности, препятствия, которые называются «подводными камнями» группового процесса. Эти препятствия выносятся без подробных пояснений тренерами на ватман: проявление агрессии в группе (агрессия группы no-отношению к тренеру, отдельных людей к группе, группы no-отношению к одному из ее членов), всеобщая пассивность, идеализация тренера (например, все записывают за ним его слова, не включая компонент творчества), повышенная активность участников группы, временные рамки (либо процесс выходит за ограниченные рамки, либо слишком быстро завершается). • Затем rpyппa делится на подгруппы следующим образом: ведущие присваивают каждому участнику какую-либо «кличку» (например, шишечка, иголочка, палочка и т. д., по количеству необходимых групп). Затем все, носящие одну и ту же «кличку» объединяются в одну группу (например, группа шишечек, иголочек и т. д.) • Каждой группе дается задание ответить на следующие вопросы: - как могут проявляться указанные выше «подводные камни» в групповом процессе, то есть, как это можно увидеть? - какие могут быть этому причины? - что можно сделать с этими препятствиями в групповом процессе?
• Результаты фиксируются ведущими, а затем обсуждаются в группе. Обратная связь. • Ведущие просят каждого участника рассказать о чувствах, переживаниях, присутствующих на данный момент времени, оправдались ли ожидания на этот день, остались ли страхи. Ведущие подчеркивают важность «обратной связи» как закрепления материала (интеллектуальный уровень), обращение внимания на собственные чувства, переживания. «Обратная связь» - это, в некотором роде, подведение итога деятельности, фиксирование произошедших изменений. Второй день. Тема «Готовим тренинг» 1. «Шеринг» или поделимся настроением. • После обмена настроениями и впечатлениями участниками группы ведущие объясняют, что это очень важный этап работы группы, направленный на планирование тренером дальнейшей работы, на высвобождение негативных эмоций, на большую сплоченность группы, на позитивный настрой. Этап подготовки тренинга. • Ведущие напоминают последнюю тему предыдущего дня «подводные камни» тренинга, и говорят о том, что их будет меньше, если тренер хорошо подготовиться к нему. • Затем следует мини-лекция тренеров об этапе подготовки к тренингу. Уделяется внимание структуре подготовки, которая состоит из двух этапов: этап планирования и этап непосредственной подготовки. Этап планирования состоит из следующих важных элементов: постановка цели (к чему нужно стремиться, какие результаты можно получить), обладание определенной информацией по теме тренинга, а также по его процессу, в частности, какие формы работы в группе существуют (упражнения, демонстрационные упражнения, дискуссия, ролевые игры, разминки, лекция, деловые игры). Этап непосредственной подготовки включает в себя организацию процесса (помещение, участники, время проведения и т. д.). • Группу просят разделиться на несколько подгрупп по принципу наименьшего знакомства. Затем дается задание: за определенное время подготовить тренинг, рассказать о нем в кругу и показать наиболее интересный элемент из него. Каждой группе даются различные темы ' тренингов (например, как научить других, варить борщ, как правильно приучить кота писать, как научить других, избавиться от насекомых в квартире и т. д.)
• Каждая группа делиться результатами работы, показывает элемент тренинга. Затем следуют комментарии ведущих. Участников хвалят за проведенную работу. Обед. Распределение группы по тройкам. • Ведущие рассказывают о том, что в данном проекте предполагается работа в постоянных тройках, в которых каждый, по очереди, будет занимать одну из следующих ролей: терапевт, ко-терапевт, наблюдатель. Тренера рассказывают о функциях каждой роли и о важности именно такого деления. • Группе задается вопрос, по какому принципу они хотели бы разбиться на тройки? После обсуждения происходит распределение на тройки, решается, кто и в какой последовательности будет занимать одну из трех ролей. Анализ эффективности. • Ведущие просят обсудить и зафиксировать в тройках, какими способами можно оценить эффективность тренинга. После этого, дается задание: по написанным критериям оценить эффективность данного тренинга лично для них. Результаты работы выносятся в круг. 5. Этап завершения. • Ведущие раздают каждому участнику по пять листочков бумаги и просят группу написать на них пять разных, позитивных качеств (например, самый умный, самый знойный, самый обаятельный и привлекательный и т. д.). Затем эти листочки складываются в шапку, и каждый участник вытаскивает по пять бумажек. Тренера обращают внимание участников на обязательный позитивный компонент завершения тренинга. Прощание. • Ведущим дается обратная связь по тренингу, обмен чувствами и впечатлениями в группе. • Дается задание: за определенное время переобниматься с наибольшим количеством людей, затем, всеобщее обнимание. Во второй части Руководства вы найдете материал для организации тематических тренингов по разным темам. Не бойтесь браться за организацию тренингов для своих сверстников. Конечно, на первых порах вам понадобится помощь профессиональных тренеров. Но если вам интересно начать такую работу, взрослые всегда пойдут вам навстречу. Информация о том, где можно научиться организовывать и проводить тренинги содержится в разделе «Полезные сведения»
ПРИМЕР ВТОРОЙ: ЗАГОРОДНЫЙ ВЫЕЗД Это одна из самых привлекательных форм работы - сочетание отдыха, работы и творчества. На выезде можно создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребята могли быстрее перезнакомиться, раскрыться, получить опыт «взрослой жизни», принятия самостоятельных решений. Это уникальная возможность попробовать себя в роли организаторов и участников творческих дел, игр на выезде. В основе этой формы лежат принципы самоуправления и разделения ответственности, методика коллективно-творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова. Тематика выездов может быть разнообразной, в зависимости от целей выезда, возраста его участников: • Создание единой команды • Обмен опытом • Обучение основам ведения профилактической работы к творческой организации досуга через ролевые игры, театральные представления и т.д. В ходе проведения лагеря ребята имеют возможность участвовать в приключенческих упражнениях, играх на местности, ролевых играх, обучающих занятиях, деловых и интеллектуальных играх, творческих конкурсах. Особенно привлекательным выезд становится, когда ребятам предлагается погрузиться в сюжетно-ролевую ситуацию - это может быть какой-то город, планета со своими законами и традициями, придуманные самими ребятами; это может быть сказочное королевство, а ребята преодолевают препятствия, как в волшебной сказке. Основой сюжета выезда может стать моделирование конкретных жизненных ситуаций: разрешение конфликтов, умение принимать решения в экстремальных ситуациях, находить компромисс, принимать на себя ответственность. Вот один из примеров того, как можно построить загородный выезд на основе сказочного сюжета: «Костер Гармонии» Жил на свете мальчик, звали его Генкой. Мальчик был милый, добрый, но был у него один недостаток - он был умен. Жил Генка в стране, которой правили Зло и Неверие. Эти правители были жестоки и глупы. Правда, очень немногие видели их настоящее лицо. Генка даже не подозревал, что его страной правят злые властители. Он просто жил, получал двойки, радовался хорошей погоде и разным другим мелочам. А между тем Зло и Неверие входили в него, будто обволакивали его пеленой тумана. И Генка засыпал в плотном облаке. Иногда ему снились сны - прекрасные, красивые и веселые. Но они быстро забывались. Однажды летом, когда все вокруг было как обычно, какая-то неизвестная сила заставила Генку встать и уйти из дома. Почему это произошло никому неизвестно, обычно туман Зла и Неверия очень крепко держит -..попавшего к ним в плен. Но все же это случилось. И Генка зашагал в тумане. Он шел почти без дороги и вдруг впереди увидел огонек. Мальчишка подошел к костру.
- Кто зажег тебя? - спросил Генка, не надеясь на ответ, просто так спросил. - Меня зажгло ОТКРОВЕНИЕ - ответило пламя. - А разве оно так сильно, что может зажечь тебя? - Оно не столь сильно, оно задевает души и заставляет их потеплеть. - Можно я еще погреюсь у тебя?! - Ты уже взял у меня много сил, их тебе хватит надолго. Оставь меня другим. Но запомни, мое тепло может быть страшным оружием, если только попадет в руки Великих Правителей! - Кто это - Великие Правители? - Зло и Неверие. - Разве они правят нашей страной? - не поверил Генка! • - Я огонь откровений, и меня может погасить только Неверие - Великий правитель твоей страны. Огонь исчез, а туман стал как будто реже. Генка пошел дальше. И опять вдали загорелся огонек. Вновь Генка подошел к костру. - Кто зажег тебя? - Меня зажгло ТВОРЧЕСТВО. - А, я знаю - это те, кто рисуют, поют, танцуют... - Нет. Меня зажгло Творчество! Разве ты не знаешь, что это особое состояние души. Творчество нужно везде. - А разве твой создатель так горяч, что смог зажечь тебя? - Нет, просто он очень красив и не умеет халтурить. - Можно я посижу с тобой подольше?! - Зачем? Ты и так взял у меня много тепла. Оставь меня другим. Только запомни: в любой холод я согрею тебя, везде тебе станет легко и весело с моим теплом. Лишь во Дворце Зла и Неверия я ничего не смогу сделать. - А разве они так страшны? - Они обыкновенные с виду! Но любят переодеваться в чужие одежды. - Неужели? - воскликнул Генка, помолчал и, не оборачиваясь, пошел дальше, в своем сердце, унося уже две искорки. Вскоре Генка опять увидел костер. - Кто ты?. - Я костер СОТРУДНИЧЕСТВА. - Как жаль, что ты находишься так далеко от меня и от окружающего меня мира. - А ты попробуй внимательнее посмотреть вокруг, может и около тебя есть искорки моего костра. Только общаясь, слыша и понимая людей, ты сможешь превратить эти маленькие искорки в настоящий костер. Туман рассеивался, идти было уже не так страшно, и Генка с любопытством ждал появления нового костра. Это был костер МУДРОСТИ. - Неужели, нашелся кто-то такой мудрый, что смог разжечь тебя? - Нет, конечно, это не смог бы сделать один человек, это опыт многих поколений. Мудрость людей помогает мне гореть ярче. - Тогда бы и я хотел оставить свою искорку... Генка не стал ждать ответа, он увидел, что костер стал ярче. Идя дальше, Генка думал, что великие правители его страны - Зло и Неверие тоже мудры, однако эта мудрость приносит всем боль и несчастье. А может быть Зло, и Неверие тоже были когда-то добрыми кострами, но их не замечали, к ним не прислушивались, им не верили.... Размышляя, Генка дошел до еще одного костра. - Пока я шел, я познакомился со многими кострами, а кто ты? - Я костер ПОНИМАНИЯ. - Можно я задам тебе вопрос? Как получается, что добрые костры становятся злыми и как вернуть их прежние тепло и свет? - Это случилось, когда люди перестали слышать и понимать друг друга. Постепенно в их душах зарождались Безразличие, Равнодушие, Ожесточенность. И вскоре, уже не осталось людей, в душах которых не поселилось бы Зло и Неверие. - Неужели ничего нельзя исправить? - испугался Генка. - В твоей душе уже живут искорки ОТКРОВЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВА, СОТРУДНИЧЕСТВА, МУДРОСТИ они помогут тебе зажечь добрые огоньки в сердцах людей. Ты пойми, что сами по себе Злые властители бессильны... Долго шагал Генка, пока опять не увидел огонь. - Скажи, кто зажег тебя? - Меня зажгла ДОБРОТА. Я самый сильный на твоем пути! - ответил огонь. - Я останусь с тобой, и буду хранить тебя. - Нет! Ты пойдешь дальше, и будешь зажигать огоньки Добра по всей несчастной стране. Только в пути помни: нужно бояться соединения Зла и Неверия, потому что лишь вместе они могут погасить меня. Иди и отдавай тепло и радость людям, тогда и тебе будет еще теплее и радостнее. И тут Генка почувствовал, что ему действительно стало тепло. Тумана больше не было. И Генка понял, что он очень сильный. Перед ним за прекрасным озером был темный, густой, страшный лес. И этот лес необходимо было пройти. Генка знал, что бежать от этого леса нельзя, ибо с ним поделились своим теплом ОТКРОВНИЕ, ДОБРОТА, ТВОРЧЕСТВО, ПОНИМАНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО, МУДРОСТЬ. И он пошел в этот лес, лес человеческого Безразличия, Глупости, Серости, Жестокости и Злобы. Генка верил: все, что ему дали добрые костры сильнее Зла и Неверия. Для того, чтобы жить в мире добра и понимания необходимо пройти через страшный лес, сохранив в себе добрые искорки, которые смогут зажечь огни костров в сердцах других людей. Цель выезда: • Создание единой программной сети волонтерских групп; • Обучение основам ведения профилактической работы и творческой организации досуга через ролевые игры, театральные представления и т.д. • Отработка и закрепление полученных навыков; • Подготовка новых членов - волонтеров движения; • Обмен опытом международных и региональных волонтерских групп; Количество участников - 80 человек. 1 день: 15.00. - заезд, размещение 16.00. - игры на знакомство 18.00. - общее собрание (определение целей выезда), выработка правил выезда. 19.00. - ужин 20.00. - постановка легенды «семь костров» -старт лагеря 21.00. - презентации делегаций. 2 день 9.00. - завтрак 9.45. - разбивка на группы для участия в игре по станциям. 10.00. - работа по мастерским - игра по станциям. • Интеллектуальная мастерская («Костер мудрости») Брейн - ринг. • Мастерская ролевых игр («Костер понимания») - игра «Ночь Триффидов» • Мастерская игр на местности («Костер сотрудничества») - «Остров сокровищ» 14.00. - обед 15.00. - работа по мастерским 19.00. - ужин 20.00. - конкурс актерского мастерства («Костер творчества») 22.30. - подведение итогов дня 3 день: 9.00. - завтрак 10.00. - деловая игра «Лидер» 14.00. - обед 15.00. - работа по мастерским 19.00. - ужин 20.00. - «Кино не для всех». Обсуждение фильма. 4 день: 9.00. - завтрак 10.00. - день делегаций Проводится в форме творческих мастерских, информационно-обучающих семинаров, деловых и ролевых игр, дискуссионных клубов по актуальным для подростков темам. Цель: обучение и отработка навыков для последующей работы молодежных лидеров в волонтерских программах. 14.00. - обед 15.00. - продолжение дня делегаций 17.00. - подготовка к прощальному костру - творческое представление пройденных «костров» -работа по группам 19.00. - ужин 20.00. - прощальный вечер «Костер Гармонии». Представление «костров». 5 день: 9.00. - завтрак 10.00. - работа по группам - определение перспектив дальнейшего сотрудничества. 13.00. - отъезд. Период подготовки загородного выезда - это время, когда четко определяется цель выезда и степень участия каждого участника, разрабатывается программа. Выработаны правила, по которым будет проходить работа на выезде. Говорят волонтеры: Для меня выезд - это обмен опытом, отдых, новые друзья и знакомые. Паша Для меня выезд - это совмещение приятного с полезным. Больше, конечно, полезного! Можно получить много необходимой информации. Миша Выезд - это, прежде всего, работала уже потом отдых, развлечения, знакомства с новыми людьми. Выезд - это отрыв от города, проблем. Здесь чувствуешь себя в своей «тарелке», среди друзей. Гарик Каждый выезд - это маленькая жизнь. Здесь мы учимся общаться, дружить, взаимодействовать командой, проводим тренинги, обучаемся новому и показываем, чему научились. Мы имеем возможность испытать свои силы в экстремальных ситуациях. Мы Для меня выезд - это, наверно, способ проверить свои силы, понять, что ты можешь. Скорее даже понять, что ты можешь все. Ты испытываешь свои силы, становишься сильнее, проверяешь свои силы и т.д., и в итоге меняешься. Меняешься до такой степени, что уже сам пере- стаешь себя узнавать. А еще это время, когда перестаешь вспоминать, хотя бы на время о своих проблемах. Единственной проблемой для тебя становится - время (т.е., чтобы тебе хватило времени познакомиться со всеми, запомнить имена всех, подружиться). Масяся ПРИМЕР ТРЕТИЙ: АКЦИЯ Задача акции в яркой, броской форме привлечь внимание большого количества людей к какой-то острой социальной проблеме. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых участников в волонтерское движение. Акция может проходить в форме дискотеки, митинга, тематического дня, театрализованного представления. Очень важно, чтобы акция была четко продумана и организована, иначе есть опасность, что она выйдет из-под контроля организаторов и приведет к нежелательным последствиям. Разрабатывая акцию необходимо учитывать особенности субкультуры молодежи: не стоит вместе собирать поклонников разных музыкальных направлений, молодежных течений и т.д. Роль волонтеров зависит от целей и содержания акции. В одном случае - это может быть раздача буклетов, сбор подписей, в другом - проведение тематического дня, в третьем - участие в телевизионной передаче. Одной из популярных форм акции является дискотека. Преимущество этой формы в том, что дискотеку можно насыщать различным содержанием, в том числе она может быть антинаркотической, антиалкогольной или антитабачной направленности. С ее помощью можно демонстрировать, как организовать «чистый», «трезвый» и интересный досуг. Говорят волонтеры: Для меня акция - это: 1.наука как сделать так, чтобы люди тебя поняли и услышали. 2.способ, сделать так, чтобы люди начали делать так, чтобы всем жилось хорошо и счастливо в этом мире. Масяся Для меня акция - это один из показателей успеха нашей деятельности, а так же ее неотъемлемая часть. Удачно она пройдет или нет, зависит только от нашей степени подготовленности. Гарик
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|