Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто такой тренер, его роль.




• Ведущие говорят о необходимости разминки в процессе тренинга. Затем следует упражнение: «поменяйтесь местами те, кто...». Тренер уби­рает за пределы круга свой стул и, выступая в роли ведущего, просит поменяться местами тех, у кого присутствует какой-либо опреде­ленный признак (например, джинсы, или тем­ный цвет волос, или сережки и т. д.). Все те, у кого присутствует данный признак, должны пересесть на другое место, а те, кто не облада­ет данным признаком, остается сидеть на мес­те. Тот, кто не успеет занять стул, становиться ведущим, и так несколько раз.

• Группа делиться на несколько подгрупп по принципу наименьшего знакомства. Каждой группе дается задание написать ассоциации с тренером и его ролью, функциями, основыва­ясь на следующих категориях: - часть тела

- явление природы

- часть автомобиля

- часть интерьера

- животный мир

- компьютер

- средство передвижения

• Данные ассоциации выносятся в круг и фик­сируются ведущими.

• Ведущие зачитывают подготовленную заранее мини-лекцию о тренере, о его роли в группо­вом процессе.

• В тех же труппах на бумаге записываются от­личия тренера от:

- книжки

- доктора

- лектора

- учителя

- милиционера

- соседа по парте (друга)

- мамы или папы

• Тренеры обобщают вышесказанную информа­цию, полученную от участников, и добавляет важные формулы работы тренера:

- «собака лает - караван идет» (независимо от деятельности тренера в группе будут проис­ходить изменения)

- группа живет и без тренера

- процесс идет

- группа не дурнее нас

- «они не хрустальные» (человек жил до тре­нинга, будет жить и после него)

- группа сама в состоянии решать проблемы

Динамика группы.

• Обсуждение этого критерия групповой рабо­ты делится на два этапа: интеллектуальный и эмоциональный уровни. В интеллектуальный уровень входят этапы тренинга (подготовка к тренингу, знакомство, сплочение группы, эмо­циональная разрядка, рабочая стадия, подве­дение итогов, прощание). В эмоциональный уровень входят те процессы, которые обычны для встречи двух незнакомых людей: сначала, им все нравится в друг друге, затем, они видят все плохое в другом, далее, происходит син­тез полученных знаний, и, только после этого, происходит завершение данной фазы и пере­ход на новый уровень (либо люди решают об­щаться, либо - нет).

Подводные камни» тренинга.

• Ведущие рассказывают участникам о том, что в любом тренинге есть сложности, препятствия, которые называются «подводными камнями»

группового процесса. Эти препятствия выно­сятся без подробных пояснений тренерами на ватман: проявление агрессии в группе (агрес­сия группы no-отношению к тренеру, отдель­ных людей к группе, группы no-отношению к одному из ее членов), всеобщая пассивность, идеализация тренера (например, все записыва­ют за ним его слова, не включая компонент творчества), повышенная активность участни­ков группы, временные рамки (либо процесс выходит за ограниченные рамки, либо слиш­ком быстро завершается).

• Затем rpyппa делится на подгруппы следую­щим образом: ведущие присваивают каждому участнику какую-либо «кличку» (например, шишечка, иголочка, палочка и т. д., по коли­честву необходимых групп). Затем все, нося­щие одну и ту же «кличку» объединяются в одну группу (например, группа шишечек, иго­лочек и т. д.)

• Каждой группе дается задание ответить на следующие вопросы:

- как могут проявляться указанные выше «под­водные камни» в групповом процессе, то есть, как это можно увидеть?

- какие могут быть этому причины?

- что можно сделать с этими препятствиями в групповом процессе?

• Результаты фиксируются ведущими, а затем обсуждаются в группе.

Обратная связь.

• Ведущие просят каждого участника рассказать о чувствах, переживаниях, присутствующих на данный момент времени, оправдались ли ожида­ния на этот день, остались ли страхи. Ведущие подчеркивают важность «обратной связи» как закрепления материала (интеллектуальный уро­вень), обращение внимания на собственные чув­ства, переживания. «Обратная связь» - это, в некотором роде, подведение итога деятельности, фиксирование произошедших изменений.

Второй день.

Тема «Готовим тренинг»

1. «Шеринг» или поделимся настроением.

• После обмена настроениями и впечатлениями участниками группы ведущие объясняют, что это очень важный этап работы группы, направленный на планирование тренером дальней­шей работы, на высвобождение негативных эмоций, на большую сплоченность группы, на позитивный настрой.

Этап подготовки тренинга.

• Ведущие напоминают последнюю тему преды­дущего дня «подводные камни» тренинга, и говорят о том, что их будет меньше, если тре­нер хорошо подготовиться к нему.

• Затем следует мини-лекция тренеров об этапе подготовки к тренингу. Уделяется внимание структуре подготовки, которая состоит из двух этапов: этап планирования и этап непосред­ственной подготовки. Этап планирования со­стоит из следующих важных элементов: поста­новка цели (к чему нужно стремиться, какие результаты можно получить), обладание опре­деленной информацией по теме тренинга, а также по его процессу, в частности, какие формы работы в группе существуют (упраж­нения, демонстрационные упражнения, дис­куссия, ролевые игры, разминки, лекция, дело­вые игры). Этап непосредственной подготовки включает в себя организацию процесса (поме­щение, участники, время проведения и т. д.).

• Группу просят разделиться на несколько под­групп по принципу наименьшего знакомства. Затем дается задание: за определенное время подготовить тренинг, рассказать о нем в кру­гу и показать наиболее интересный элемент из него. Каждой группе даются различные темы ' тренингов (например, как научить других, ва­рить борщ, как правильно приучить кота пи­сать, как научить других, избавиться от насе­комых в квартире и т. д.)

• Каждая группа делиться результатами работы, показывает элемент тренинга. Затем следуют комментарии ведущих. Участников хвалят за проведенную работу.

Обед.

Распределение группы по тройкам.

• Ведущие рассказывают о том, что в данном проекте предполагается работа в постоянных тройках, в которых каждый, по очереди, будет занимать одну из следующих ролей: терапевт, ко-терапевт, наблюдатель. Тренера рассказы­вают о функциях каждой роли и о важности именно такого деления.

• Группе задается вопрос, по какому принципу они хотели бы разбиться на тройки? После обсуждения происходит распределение на тройки, решается, кто и в какой последователь­ности будет занимать одну из трех ролей.

Анализ эффективности.

• Ведущие просят обсудить и зафиксировать в тройках, какими способами можно оценить эффективность тренинга. После этого, дается задание: по написанным критериям оценить эффективность данного тренинга лично для них. Результаты работы выносятся в круг.

5. Этап завершения.

• Ведущие раздают каждому участнику по пять листочков бумаги и просят группу написать на них пять разных, позитивных качеств (напри­мер, самый умный, самый знойный, самый оба­ятельный и привлекательный и т. д.). Затем эти листочки складываются в шапку, и каждый участник вытаскивает по пять бумажек. Тре­нера обращают внимание участников на обя­зательный позитивный компонент завершения тренинга.

Прощание.

• Ведущим дается обратная связь по тренингу, обмен чувствами и впечатлениями в группе.

• Дается задание: за определенное время пере­обниматься с наибольшим количеством людей, затем, всеобщее обнимание.

Во второй части Руководства вы найдете ма­териал для организации тематических тренингов по разным темам. Не бойтесь браться за организа­цию тренингов для своих сверстников. Конечно, на первых порах вам понадобится помощь профес­сиональных тренеров. Но если вам интересно на­чать такую работу, взрослые всегда пойдут вам навстречу. Информация о том, где можно научить­ся организовывать и проводить тренинги содер­жится в разделе «Полезные сведения»

ПРИМЕР ВТОРОЙ: ЗАГОРОДНЫЙ ВЫЕЗД

Это одна из самых привлекательных форм ра­боты - сочетание отдыха, работы и творчества. На выезде можно создать наиболее благоприятные ус­ловия для того, чтобы ребята могли быстрее пере­знакомиться, раскрыться, получить опыт «взрослой жизни», принятия самостоятельных решений. Это уникальная возможность попробовать себя в роли организаторов и участников творческих дел, игр на выезде. В основе этой формы лежат принципы самоуправления и разделения ответственности, методика коллективно-творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова.

Тематика выездов может быть разнообразной, в зависимости от целей выезда, возраста его учас­тников:

• Создание единой команды

• Обмен опытом

• Обучение основам ведения профилактической работы к творческой организации досуга че­рез ролевые игры, театральные представления и т.д.

В ходе проведения лагеря ребята имеют воз­можность участвовать в приключенческих упраж­нениях, играх на местности, ролевых играх, обу­чающих занятиях, деловых и интеллектуальных играх, творческих конкурсах.

Особенно привлекательным выезд становит­ся, когда ребятам предлагается погрузиться в сюжетно-ролевую ситуацию - это может быть какой-то город, планета со своими законами и традициями, придуманные самими ребятами; это может быть сказочное королевство, а ребята пре­одолевают препятствия, как в волшебной сказке. Основой сюжета выезда может стать моделирова­ние конкретных жизненных ситуаций: разреше­ние конфликтов, умение принимать решения в экстремальных ситуациях, находить компромисс, принимать на себя ответственность.

Вот один из примеров того, как можно пост­роить загородный выезд на основе сказочного сюжета:

«Костер Гармонии»

Жил на свете мальчик, звали его Генкой. Маль­чик был милый, добрый, но был у него один недо­статок - он был умен. Жил Генка в стране, которой правили Зло и Неверие. Эти правители были жес­токи и глупы. Правда, очень немногие видели их настоящее лицо. Генка даже не подозревал, что его страной правят злые властители. Он просто жил, получал двойки, радовался хорошей погоде и раз­ным другим мелочам. А между тем Зло и Неверие входили в него, будто обволакивали его пеленой

тумана. И Генка засыпал в плотном облаке. Иног­да ему снились сны - прекрасные, красивые и ве­селые. Но они быстро забывались. Однажды летом, когда все вокруг было как обычно, какая-то неиз­вестная сила заставила Генку встать и уйти из дома. Почему это произошло никому неизвестно, обычно туман Зла и Неверия очень крепко держит -..попавшего к ним в плен. Но все же это случилось. И Генка зашагал в тумане. Он шел почти без доро­ги и вдруг впереди увидел огонек. Мальчишка по­дошел к костру.

- Кто зажег тебя? - спросил Генка, не надеясь на ответ, просто так спросил.

- Меня зажгло ОТКРОВЕНИЕ - ответило пламя.

- А разве оно так сильно, что может зажечь тебя?

- Оно не столь сильно, оно задевает души и заставляет их потеплеть.

- Можно я еще погреюсь у тебя?!

- Ты уже взял у меня много сил, их тебе хва­тит надолго. Оставь меня другим. Но запомни, мое тепло может быть страшным оружием, если толь­ко попадет в руки Великих Правителей!

- Кто это - Великие Правители?

- Зло и Неверие.

- Разве они правят нашей страной? - не пове­рил Генка!

• - Я огонь откровений, и меня может погасить только Неверие - Великий правитель твоей страны. Огонь исчез, а туман стал как будто реже. Ген­ка пошел дальше. И опять вдали загорелся огонек. Вновь Генка подошел к костру.

- Кто зажег тебя?

- Меня зажгло ТВОРЧЕСТВО.

- А, я знаю - это те, кто рисуют, поют, тан­цуют...

- Нет. Меня зажгло Творчество! Разве ты не знаешь, что это особое состояние души. Творче­ство нужно везде.

- А разве твой создатель так горяч, что смог зажечь тебя?

- Нет, просто он очень красив и не умеет хал­турить.

- Можно я посижу с тобой подольше?!

- Зачем? Ты и так взял у меня много тепла. Оставь меня другим. Только запомни: в любой хо­лод я согрею тебя, везде тебе станет легко и весе­ло с моим теплом. Лишь во Дворце Зла и Неверия я ничего не смогу сделать.

- А разве они так страшны?

- Они обыкновенные с виду! Но любят пере­одеваться в чужие одежды.

- Неужели? - воскликнул Генка, помолчал и, не оборачиваясь, пошел дальше, в своем сердце, унося уже две искорки.

Вскоре Генка опять увидел костер.

- Кто ты?.

- Я костер СОТРУДНИЧЕСТВА.

- Как жаль, что ты находишься так далеко от меня и от окружающего меня мира.

- А ты попробуй внимательнее посмотреть вокруг, может и около тебя есть искорки моего костра. Только общаясь, слыша и понимая людей, ты сможешь превратить эти маленькие искорки в настоящий костер.

Туман рассеивался, идти было уже не так страшно, и Генка с любопытством ждал появления нового костра.

Это был костер МУДРОСТИ.

- Неужели, нашелся кто-то такой мудрый, что смог разжечь тебя?

- Нет, конечно, это не смог бы сделать один человек, это опыт многих поколений. Мудрость людей помогает мне гореть ярче.

- Тогда бы и я хотел оставить свою искорку...

Генка не стал ждать ответа, он увидел, что ко­стер стал ярче. Идя дальше, Генка думал, что вели­кие правители его страны - Зло и Неверие тоже мудры, однако эта мудрость приносит всем боль и несчастье. А может быть Зло, и Неверие тоже были когда-то добрыми кострами, но их не замечали, к ним не прислушивались, им не верили....

Размышляя, Генка дошел до еще одного костра.

- Пока я шел, я познакомился со многими кос­трами, а кто ты?

- Я костер ПОНИМАНИЯ.

- Можно я задам тебе вопрос? Как получает­ся, что добрые костры становятся злыми и как вер­нуть их прежние тепло и свет?

- Это случилось, когда люди перестали слы­шать и понимать друг друга. Постепенно в их душах зарождались Безразличие, Равнодушие, Ожесточенность. И вскоре, уже не осталось людей, в душах которых не поселилось бы Зло и Неверие.

- Неужели ничего нельзя исправить? - испу­гался Генка.

- В твоей душе уже живут искорки ОТКРОВЕ­НИЯ, ТВОРЧЕСТВА, СОТРУДНИЧЕСТВА, МУДРОСТИ они помогут тебе зажечь добрые огоньки в серд­цах людей. Ты пойми, что сами по себе Злые влас­тители бессильны...

Долго шагал Генка, пока опять не увидел огонь.

- Скажи, кто зажег тебя?

- Меня зажгла ДОБРОТА. Я самый сильный на твоем пути! - ответил огонь.

- Я останусь с тобой, и буду хранить тебя.

- Нет! Ты пойдешь дальше, и будешь зажигать огоньки Добра по всей несчастной стране. Только в пути помни: нужно бояться соединения Зла и Неверия, потому что лишь вместе они могут пога­сить меня. Иди и отдавай тепло и радость людям, тогда и тебе будет еще теплее и радостнее.

И тут Генка почувствовал, что ему действи­тельно стало тепло. Тумана больше не было. И Ген­ка понял, что он очень сильный. Перед ним за пре­красным озером был темный, густой, страшный лес. И этот лес необходимо было пройти. Генка знал, что бежать от этого леса нельзя, ибо с ним поделились своим теплом ОТКРОВНИЕ, ДОБРОТА, ТВОРЧЕСТВО, ПОНИМАНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО, МУДРОСТЬ.

И он пошел в этот лес, лес человеческого Без­различия, Глупости, Серости, Жестокости и Злобы. Генка верил: все, что ему дали добрые костры силь­нее Зла и Неверия. Для того, чтобы жить в мире добра и понимания необходимо пройти через страшный лес, сохранив в себе добрые искорки, которые смогут зажечь огни костров в сердцах других людей.

Цель выезда:

• Создание единой программной сети волонтер­ских групп;

• Обучение основам ведения профилактической работы и творческой организации досуга че­рез ролевые игры, театральные представления и т.д.

• Отработка и закрепление полученных навы­ков;

• Подготовка новых членов - волонтеров дви­жения;

• Обмен опытом международных и региональ­ных волонтерских групп;

Количество участников - 80 человек.

1 день:

15.00. - заезд, размещение 16.00. - игры на знакомство

18.00. - общее собрание (определение целей выезда), выработка правил выезда.

19.00. - ужин

20.00. - постановка легенды «семь костров» -старт лагеря

21.00. - презентации делегаций.

2 день

9.00. - завтрак

9.45. - разбивка на группы для участия в игре по станциям.

10.00. - работа по мастерским - игра по станциям.

• Интеллектуальная мастерская («Костер мудро­сти») Брейн - ринг.

• Мастерская ролевых игр («Костер понима­ния») - игра «Ночь Триффидов»

• Мастерская игр на местности («Костер сотруд­ничества») - «Остров сокровищ»

14.00. - обед

15.00. - работа по мастерским

19.00. - ужин

20.00. - конкурс актерского мастерства («Костер творчества»)

22.30. - подведение итогов дня

3 день:

9.00. - завтрак

10.00. - деловая игра «Лидер»

14.00. - обед

15.00. - работа по мастерским

19.00. - ужин

20.00. - «Кино не для всех». Обсуждение фильма.

4 день:

9.00. - завтрак

10.00. - день делегаций

Проводится в форме творческих мастерских, информационно-обучающих семинаров, деловых и ролевых игр, дискуссионных клубов по актуаль­ным для подростков темам.

Цель: обучение и отработка навыков для пос­ледующей работы молодежных лидеров в волон­терских программах. 14.00. - обед

15.00. - продолжение дня делегаций 17.00. - подготовка к прощальному костру - твор­ческое представление пройденных «костров» -работа по группам

19.00. - ужин

20.00. - прощальный вечер «Костер Гармонии». Представление «костров».

5 день:

9.00. - завтрак

10.00. - работа по группам - определение перс­пектив дальнейшего сотрудничества.

13.00. - отъезд.

Период подготовки загородного выезда - это время, когда четко определяется цель выезда и степень участия каждого участника, разрабатыва­ется программа. Выработаны правила, по которым будет проходить работа на выезде.

Говорят волонтеры:

Для меня выезд - это обмен опытом, отдых, новые друзья и знакомые.

Паша

Для меня выезд - это совмещение приятного с полезным. Больше, конечно, полезного! Можно получить много необходимой информации.

Миша

Выезд - это, прежде всего, работала уже потом отдых, развлечения, знакомства с новыми людь­ми. Выезд - это отрыв от города, проблем. Здесь чувствуешь себя в своей «тарелке», среди друзей.

Гарик

Каждый выезд - это маленькая жизнь. Здесь мы учимся общаться, дружить, взаимодействовать командой, проводим тренинги, обучаемся ново­му и показываем, чему научились. Мы имеем возможность испытать свои силы в экстремаль­ных ситуациях.

Мы

Для меня выезд - это, наверно, способ прове­рить свои силы, понять, что ты можешь. Скорее даже понять, что ты можешь все. Ты испытыва­ешь свои силы, становишься сильнее, проверя­ешь свои силы и т.д., и в итоге меняешься. Меняешься до такой степени, что уже сам пере-

стаешь себя узнавать. А еще это время, когда пе­рестаешь вспоминать, хотя бы на время о своих проблемах. Единственной проблемой для тебя становится - время (т.е., чтобы тебе хватило времени познакомиться со всеми, запомнить имена всех, подружиться).

Масяся

ПРИМЕР ТРЕТИЙ: АКЦИЯ

Задача акции в яркой, броской форме привлечь внимание большого количества людей к какой-то острой социальной проблеме.

Цель акции может быть различной: информи­рование, пропаганда здорового образа жизни, при­влечение новых участников в волонтерское дви­жение. Акция может проходить в форме дискотеки, митинга, тематического дня, театрализованного представления.

Очень важно, чтобы акция была четко проду­мана и организована, иначе есть опасность, что она выйдет из-под контроля организаторов и приве­дет к нежелательным последствиям.

Разрабатывая акцию необходимо учитывать особенности субкультуры молодежи: не стоит вме­сте собирать поклонников разных музыкальных направлений, молодежных течений и т.д.

Роль волонтеров зависит от целей и содержа­ния акции. В одном случае - это может быть раз­дача буклетов, сбор подписей, в другом - прове­дение тематического дня, в третьем - участие в телевизионной передаче.

Одной из популярных форм акции является дискотека. Преимущество этой формы в том, что дискотеку можно насыщать различным содержа­нием, в том числе она может быть антинарко­тической, антиалкогольной или антитабачной направленности. С ее помощью можно демонстри­ровать, как организовать «чистый», «трезвый» и интересный досуг.

Говорят волонтеры:

Для меня акция - это:

1.наука как сделать так, чтобы люди тебя поня­ли и услышали.

2.способ, сделать так, чтобы люди начали делать так, чтобы всем жилось хорошо и счастливо в этом мире.

Масяся

Для меня акция - это один из показателей ус­пеха нашей деятельности, а так же ее неотъемлемая часть. Удачно она пройдет или нет, зави­сит только от нашей степени подготовленности.

Гарик

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...