Основные идеи доброжелательной технологии
Основные идеи доброжелательной технологии «Рефлексивный круг» Одним из эффективных средств развития социальных чувств и эмоционального мира ребенка является проведение рефлексивных кругов. «Рефлексия» от лат. - «Обращение назад, на себя» - это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищенности. Также круг можно назвать и «атмосферным явлением», потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка. Основная задача рефлексивных кругов заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать ребенка, а помочь ему стать самим собой через познание себя и других людей. Если ребенок примет себя со всеми своими слабостями и недостатками, признает их и одновременно поймет свои сильные стороны, тогда он продвинется вперед. Таким образом, отличие рефлексивных кругов от традиционных методов обучения, которые обращаются в основном только к интеллекту, заключается в том, что они затрагивают личность ребенка, его мысли, чувства, знания, интерес. Правильно организованный рефлексивный круг обогащает детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу. Основные методы подачи материала: · создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение её в рефлексивной манере каждым ребёнком, с последующим обобщением взрослого.
Формы и режим занятий Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, учитывая возрастные особенности детей. Блок «Утро радостных встреч» «Утро радостных встреч». Утренний сбор - это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время. В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 15 минут. Во время утреннего сбора развиваются навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, чувство принадлежности, которые, в свою очередь, являются основой для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года. Цель: «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Задачи: ü создать положительный эмоциональный настрой на весь день - «задать тон»; ü обеспечить условия межличностного и познавательно – делового; ü общения детей и взрослых; ü активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации планирования и организации собственной деятельности; ü учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; ü выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; ü внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; ü объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его; ü делать выбор; ü планировать собственную деятельность;
ü поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности. Примеры образовательных задач для развития детей младшего дошкольного возраста: ü учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть); ü учить ставить цель (я буду строить дом); ü учиться говорить предложениями; ü учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение); ü учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми). Примеры образовательных задач для детей старшего дошкольного возраста: ü инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе, я хочу сказать, я думаю, что…); ü обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи); ü заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…); ü принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…); ü управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо); ü сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий); ü анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…); ü разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…); ü обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании; ü установить и удерживать культурную рамку (помогать детям, осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога). Принципы организации и проведения группового сбора:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|