Блок «Рефлексивного круга». Атрибутика и традиционность проведения. Виды рефлексивных кругов. Методические рекомендации проведения
Блок «Рефлексивного круга» Рефлексивный круг проводится каждый день в удобное время утром и вечером в группе, днем – на прогулке: ü по тематическому планированию; ü при возникновении проблемной педагогической ситуации; ü по необходимости. Круг начинается с речевки, девиза, приветствия (приложение №1). Заканчивается технологией «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего круга. Время проведения: - младшая группа 5-10 мин.; - подготовительная группа до 20 мин. Всегда применять правила развивающего общения. Обсуждать проблемы необходимо в альтернативной, общей форме, не переходя на личности детей. Каждый ребенок должен чувствовать свою защищенность. Атрибутика и традиционность проведения Для призыва в круг рекомендуем использовать шумовой предмет (колокольчик, бубен, звукозапись), с детьми младшего возраста рекомендуем манипулировать куклой-петрушкой и говорить от ее лица, что позволяет привлечь внимание детей для сбора. В круге необходимо использовать какой-то предмет (электрическую свечу, клубок ниток, мягкий мяч и др. ), который будет нести смысловую нагрузку. Этот атрибут может просто стоять в центре или передаваться по кругу. У кого он в руках, тот и высказывается, остальные внимательно слушают. Атрибутика в группе: Шкатулка «Моё настроение», куда дети кладут смайликов со своим эмоциональным настроением. Цель данной шкатулки - совершенствовать умение детей понимать собственное настроение, контролировать свои эмоции. «Стул для размышления» служит для того, чтобы, сидя на нем, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения, а время определяют песочные часы. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей, а размышлением.
«Коврик примирения», на котором дети решают конфликты и мирятся. «Рубашка примирения» помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже. Сундучок «Мои поступки», в который дети в течение дня складывают карточки своих хороших и плохих поступков, в конце дня подсчитывают. Правила рефлексивного круга: · говорит кто-то один или тот, у кого в руках предмет; · отвечать на вопрос, который задан; · не повторять то, что кто-то уже сказал; · если не хочешь, можешь пропустить свою очередь; · если поднята рука, значит, нарушено правило круга; · не уходить из «круга», пока он не закончится. Правила для педагогов: · не давать оценку высказываниям детей, только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание; · стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждение дольше; · в младших группах начинать круг с детей, которые могут сказать что-либо самостоятельно. Виды рефлексивных кругов Личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых (приложение №2). Событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее). Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению. Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека. Перед проведением «Рефлексивного круга» прежде всего, ставится цель .
Подбирая темы и упражнения для проведения рефлексивных кругов, педагогу важно: ü грамотно адаптировать все упражнения для своей группы в соответствующей обстановке; ü владеть определенным набором средств, которые способствуют снятию психологических барьеров и скованности, создадут доброжелательную обстановку; ü создать такие условия, в которых каждый будет иметь возможность высказаться и быть услышанным, где из мнений каждого складывается общее мнение группы. Это является одним из условий развития творческого мышления, раскрепощенности в своих оценках. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» (приложение №3) педагоги должны исходить из возрастных особенностей детей, содержания типовой программы, по которой работает детский сад, проблем конкретного детского сада. Методические рекомендации проведения «Проблемной педагогической ситуации» Цель проведения - самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Этапы: 1. подготовительный (планирование ситуации, определение целей, разработка сценария); 2. создание ситуации, максимально приближенной к жизни. Проведение «Проблемной педагогической ситуации» • предварительный опрос детей и родителей (как они видят заданную проблему, как решают); • ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённого возраста; • может проводиться без присутствия воспитателя (он наблюдает или слушает из укромного места); • чтобы дети усвоили «урок» ситуацию повторяют 3-4 раза, но моделируя сюжет. «Развивающее общение» • позволяет ребёнку самому решать свои проблемы, найти решение в конфликтных ситуациях; Шаги: • опишите, что вы видите или попросите детей рассказать, что происходит; • опишите чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок; • примите чувства ребёнка (посочувствуйте одному и другому); • попросите детей озвучить свои позиции друг другу; • если этого недостаточно, напомните правила в группе; • оставьте детей одних, пусть обсудят проблему друг с другом. Ключевые слова «вместе» и «устроит обоих».
«Рефлексивный круг» с использованием «Развивающего общения» Если в группе произошла ситуация с нарушением правил, то на ближайшем рефлексивном кругу: • спросить, что дети, не участвовавшие в нарушении, думают об этом; • обратить внимание нарушителя на реакцию и чувства других детей; • предложить детям правило и сделать его правилом недели (напоминать, рисовать его, повесить в группе); • спросить детей, что делать в следующий раз, если кто-то нарушит правило (стул размышлений). В основе каждого рефлексивного круга лежит определенный сюжет, иногда несколько занятий объединяются общим сюжетом. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу, проблеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|