Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание человеческой природы

Понимание теории Фрейда необходимо для понимания развития различных подходов в консультировании. Его теория, обычно упоминаемая как психоанализ, развивалась на протяжении всей его жизни, а многие из ее главных принципов были изложены в его книгах «The interpretation of dreams» (1900 / 1955), «New introductory lectures on psychoanalysis» (1923 / 1933), и «The ego and the id» (1923 / 1947). Взгляд Фрейда на человеческую природу является динамическим: это означает, что Фрейд верил в преобразование и энергетический обмен внутри личности (Hall, 1954). Многое в работах Фрейда метафорично, потому что большинство гипотез, которые он предложил, не могли быть научно доказаны в то время (Hergenhahn, 1984). Однако Фрейд надеялся, что его теории будут в конечном счете эмпирически доказаны, и развивал методы работы с пациентами, основанные на этой предпосылке.

По Фрейду, человеческую природу можно объяснить в терминах сознания, предсознания и бессознательного. Сознание ориентировано на события настоящего, на познание внешнего мира. Предсознание представляет собой прослойку между сознательным и бессознательным и совмещает аспекты того и другого. В предсознании находятся скрытые воспоминания или забытые переживания, которые можно вспомнить, если человеку дать соответствующие намеки. Например, человек может вспомнить имя другого после длительной разлуки, если собраны достаточные напоминания. Наконец, ниже предсознательного расположено бессознательное, наиболее мощная и наименее понятая часть личности. В бессознательном сосредоточены мощные инстинктивные, подавляемые силы личности.

Ид, Эго и Супер-эго. Согласно Фрейду, личность состоит из трех частей; Ид, Эго и Супер-эго. Ид и Супер-эго ограничены бессознательным; Эго оперирует, прежде всего, в сознании, но также и в предсознании, и в бессознательном. Ид содержит в себе основную унаследованную сущность личности и присутствует с рождения. Ид является аморальным, импульсивным, иррациональным и действует согласно принципу удовольствия. Ид стремится добиться того, чего хочет, потому что не может выносить напряжения неудовлетворенной потребности. Ид действует через мотивы, инстинкты и воображение (например, через сновидения, галлюцинации и фантазирование) – то есть через так называемые первичные процессы. Хотя мышление на уровне первичных процессов может приносить временное облегчение, в конечном счете оно не является удовлетворительным. Следовательно, Ид разряжается, поставляя энергию Эго, что служит другим способом получения того, в чем нуждается Ид.

Обладая достаточной силой и будучи оставленным без контроля, Ид, вероятно, может разрушить личность или стать причиной неприятностей, действуя путем проявлений примитивных, агрессивных асексуальных мотивов, которые заключены в нем. Люди, которые воспитывались в условиях, позволявших им действовать, руководствуясь импульсами Ид, не научаются достаточно хорошо понимать последствия своих действий. В Ид сосредоточены два основных вида энергии, два инстинкта: инстинкт жизни, известный как эрос, и инстинкт смерти – танатос. Вначале Фрейд связывал эрос с сексуальностью, но позже он модифицировал эту идею, описывая все жизнеобеспечивающие инстинкты как эрос, а сопровождающую их психическую энергию – как либидо. Мысль, что каждая личность имеет определенного рода желание смерти, была результатом наблюдений Фрейдом разрушительного действия Первой мировой войны и его убеждения, что, поскольку человеческое тело построено на неорганическом основании, люди, в конечном счете стремятся вернуться к такому состоянию существования. Идея танатоса никогда не была полностью развита, но Фрейд считал, что любые проявления агрессии, так же как и безрассудно опасные поступки, такие как ненужный риск, являются проявлениями танатоса.

Эго усредняет желания и стремления Ид и Супер-эго, помогая человеку избежать излишней безответственности или, напротив, моральной закомплексованности. Эго является второй системой, развивающейся после Ид и перед Супер-эго. Первоначально Эго удерживает Ид от выхода из-под контроля. Часто Эго называют «исполнителем воли сознания». Когда оно полностью развито, его функции заключаются в том, чтобы удерживать желания Ид и Супер-эго под контролем, помогая человеку нормально взаимодействовать с внешним миром. Эго действует согласно принципу реальности; реальность – это то, что существует (Hall, 1954). Также Эго изобретает способы достижения соответствующих целей, получения энергии для деятельности от Ид (источника всей энергии) и удержания личности в гармонии с окружающей средой. Мышление Эго известно как вторичный процесс. Этот процесс не представляет собой ничего более, чем рациональное мышление, проявляющееся в тех или иных ситуациях. Сильное Эго необходимо для здорового функционирования личности.

Супер-эго, в отличие от Ид, является моральным отделом сознания, работающего в соответствии с идеальными представлениями. Супер-эго является результатом нравственного обучения ребенка родителями и добивается совершенства индивидуума. Следовательно, считают, что Супер-эго функционирует согласно моральному принципу. Через механизм, известный как идеальное Эго, оно вознаграждает тех, кто следует родительским и социальным предписаниям и делает то, чему их учили. Например, дети, которых родители научили ценить аккуратность, хорошо чувствуют себя, когда соблюдают чистоту в комнате. С другой стороны, те, кто действует вопреки тому, чему их учили, наказываются через часть Супер-эго, называемую совестью, которая вызывает чувство вины. Супер-эго, если ему предоставлено господство, удерживает личность в очень жестких моральных границах. Поскольку его цель – совершенство, Супер-эго иногда при столкновении с Дилеммами принуждает людей к ограничению деятельности или вообще к бездействию, когда они сталкиваются.

Стадии развития. Другим базовым понятием психоанализа, помимо трехуровневой структуры личности, является то, что Фрейд называл психосексуальными стадиями развития. Консультанты, работающие в русле психоанализа, должны понимать, в какой стадии развития находится их клиент, поскольку стадии непосредственно влияют на план лечения. Каждая из четырех главных стадий связана с той зоной удовольствия, которая является доминирующей в настоящее время. На первой, оральной стадии рот является главной зоной удовольствия. На этой стадии находятся дети до одного года, которые получают основное удовольствие от сосания и хватания. На второй, анальной стадии дети от 1 до 2 лет находят удовольствие в удержании или выделении кала. Эта стадия включает первый действительно значительный конфликт между внутренними инстинктами ребенка и внешними требованиями (например, научиться ходить в туалет).

На третьей, фаллической стадии, от 3 до 5 лет, дети пытаются дать выход своей сексуальной сущности. Главные зоны удовольствия – половые органы, и дети обоих полов должны справляться со своими половыми желаниями в конфликте переживаний, известном как эдипов комплекс. Фрейд считал, что конфликт проявляется у мальчиков четче и полнее, чем у девочек. Первоначально и мальчики и девочки привязаны к матери, потому что она – главный источник удовольствия. И оба рассматривают отца как конкурента в борьбе за материнскую любовь и внимание. Однако по мере того, как мальчики и девочки обнаруживают свою собственную сексуальную сущность, они меняют свои чувства по отношению к матери.

У мальчика существует желание обладать матерью сексуально. Однако мальчик опасается, что, если он обнаружит свое желание, отец, который больше и сильнее, рассердится и кастрирует его. Мальчик верит, что его половой член является источником конфликта между ним и его отцом и что девочки, не имеющие пениса, были кастрированы. Хотя мальчик может чувствовать враждебность к отцу, он подавляет свое желание относительно матери и в конечном счете начинает идентифицировать себя с отцом, вследствие этого получая викарное удовлетворение через взаимодействие матери и отца.

У девочек Эдипов комплекс, иногда называемый комплексом Электры, проявляется менее отчетливо. Маленькая девочка узнает, что она не имеет пениса, который есть у мальчиков. Фрейд полагает, что девочка обвиняет свою мать в том, что у нее отсутствует этот ценный орган, и завидует отцу, обладающему им («зависть к пенису»). Таким образом, к концу стадии девочка сексуально амбивалентна и испытывает к каждому из родителей как положительные, так и отрицательные чувства. Она находит некоторое утешение, узнавая, что она обладает способностью иметь детей, тогда как мальчики не могут. Следовательно, она идентифицирует себя с матерью и, согласно Фрейду, надеется впоследствии получить вознаграждение в виде наличия детей, особенно мальчиков.

Желания мальчиков и девочек не проявляются непосредственно в течение фаллической стадии. Более того, они скрыты в мечтах, фантазиях и игре. Однако желания являются реальными и, не будучи удовлетворенными, приведут в будущем к внутри- и межличностным трудностям. Фрейд полагал, что основные составляющие взрослой индивидуальности формируются к концу фаллической стадии.

После фаллической стадии, между 6 и 12 годами, проходит относительно спокойный период, известный как латентный. В это время интерес к сексуальности проявляется незначительно. Вместо этого энергия сосредоточена на социальной активности и личностном овладении познавательными и физическими навыками. В возрасте половой зрелости наступает последняя из психосексуальных стадий – генитальная. Если до этого все проходило нормально, то каждый пол начинает проявлять больше интереса к противоположному и начинают появляться нормальные модели гетеросексуального взаимодействия. Если остаются нерешенные проблемы на любой из трех предыдущих стадий (известных как предгенитальные стадии), личность может столкнуться с трудностями в приспособлении к взрослым обязательствам, которые начинаются в генитальной стадии. Фрейд полагал, что на предгенитальных стадиях могут возникнуть две проблемы: чрезмерная фрустрация или чрезмерное потворство. В подобных случаях может произойти фиксация на одном из уровней развития, и человек оказывается в чрезмерной зависимости от использования защитных механизмов.

Психоаналитик Хайнц Когут (Kohut, 1971, 1984) предлагает свой взгляд на развитие ребенка, в значительно меньшей степени опирающийся на понятие сексуальности. Его теория известна как теория объектных отношений. Объекты – это все, что удовлетворяет потребность, независимо, человек это или предмет. Аналогично понятию «другой», данное понятие используется для описания значимого лица, к которому ребенок, и позже взрослый, испытывает привязанность. Другие – это больше чем просто отдельные люди, другие воспринимаются ребенком как объекты для удовлетворения потребностей. Основное предположение данной теории заключается в том, что дети усваивают все то хорошее, что они воспринимают от других, и отклоняют то, что они воспринимают как плохое. Таким образом, дети формируют идентичность с другими через взаимодействия, как реальные, так и предполагаемые. Проблема для ребенка состоит в том, «чтобы научиться взаимодействовать с внешним миром, не лишая себя удовлетворения таких фундаментальных потребностей, как потребность в любви, потребность в безопасности и потребность в признании его индивидуальной автономии и чувства собственного "Я"» (Bankart, 1997, р. 179). Зрелая личность является одновременно независимой и привязанной к другим и способна интегрировать различные собственные аспекты и избегать расщепления (механизм защиты, который заключается в «отдельном хранении несовместимых чувств») (Corey, 1996).

Психосоциальная теория Эрика Эриксона (Erikson, 1963,1982) распространяет эволюционный подход Фрейда на всю стадии жизни, обращая внимание на достижение определенных, расширяющих содержание жизни задач. Его стадии развития и соответствующие возрастные периоды представлены в следующей таблице.

Стадия Возраст Задачи
Доверия/недоверия От рождения до одного года Акцент на удовлетворении основных физических и эмоциональных потребностей
Автономии / стыда / сомнения От 2 до 3 лет Акцент на изучении и на развитии самостоятельности
Инициативы / вины От 4 до 5 лет Акцент на достижении ощущения компетентности и инициативы
Умения / бессилия От 6 до д] 2 лет Акцент на постановке и достижении персональных целей
Идентичности / смешения ролей От 12 до 18 лет Акцент на исследовании границ допустимого, достижение самоидентичности
Интимности / изоляции От 18 до 35 лет Акцент на достижении близких межличностных отношений
Порождения/застоя От 35 до 65 лет Акцент на помощи следующему поколению; стремление к продуктивности
Интеграции / отчаяния Старше 65и лет Акцент на интеграции жизненной активности, ощущение собственной ценности

Защитные механизмы. Защитные механизмы охраняют личность от чрезмерной тревоги путем адаптации к ситуациям или через искажение или отрицание событий. Они являются нормой и действуют на бессознательном уровне. Анна Фрейд (Freud, 1936) и другие эго-психологи сформулировали веские аргументы в пользу защитных механизмов, переработав оригинальные идеи Фрейда. Основные механизмы защиты следующие.

· Вытеснение. Вытеснение – фундаментальный механизм защиты, на его основе строятся все прочие. При использовании этого механизма Эго непроизвольно исключает из сознания любые нежелательные или болезненные мысли, чувства, воспоминания или импульсы. Эго должно тратить энергию, чтобы не допускать исключенные области в сознание, но иногда подавляемые мысли прорываются в снах или в устных высказываниях. Подавление рассматривается «как краеугольный камень или фундамент психоанализа» (Nye, 1996).

· Проекция. С помощью проекции личность приписывает нежелательные эмоции или характеристики кому-либо другому. Проекция представляет собой попытку отрицания того, что данная эмоция или особенность является характеристикой самого человека. Например, женщина, вместо того чтобы говорить, что она сердита на начальника, может говорить, что ее начальник сердится на нее.

· Реактивные образования. С помощью этого механизма вызывающие беспокойство мысли, чувства или влечения подавляются, а выражаются противоположные им. Например, хозяин на вечеринке может уделить нежелательному гостю чрезмерное внимание. Реактивное образование часто можно определить по интенсивности, с которой выражается противоположная эмоция.

· Замещение. Замещение переадресует энергию от одного объекта к его альтернативе, то есть к такой цели, достижение которой безопасно. Например, после трудного рабочего дня человек может, придя домой, накричать на собаку. Положительная форма вытеснения известна как сублимация, при которой мотив, который не может быть выражен непосредственно, направляется на конструктивную деятельность. Например, люди, которые не способны выразить себя сексуально, могут взять на себя заботу о детях. Фрейд считал сублимацию основным средством построения цивилизации.

· Регрессия. В случае регрессии личность возвращается к более ранней ступени развития. Например, ребенок раннего пубертатного возраста в результате пережитой травмы, под воздействием стресса, может начать мочиться в постель. В сущности, все люди подвержены регрессу, если оказываются под достаточным давлением или находятся в стрессе.

· Рационализация, Рационализация означает, что человек ищет приемлемые толкования неблагоразумного или недопустимого поведения, чтобы представить их логичными и допустимыми. Например, клиент может сказать, «я сделал это, потому что все так поступали» или «я действительно не подозревал, что это окупило бы время, которое я израсходовал, поэтому я не сделал этого».

· Отрицание. В случае использования механизма отрицания человек не признает наличие неприятного или травмирующего события или ситуации. Отрицание защищает людей от необходимости сталкиваться с болезненными переживаниями. Например, супруги могут отрицать, что они имеют проблемы в браке, хотя оба сознают, что отношения ухудшаются. Отрицание может первоначально помочь человеку справиться с некоторыми ситуациями, такими как война, но, будучи постоянно применяемым, оно в конечном счете становится деструктивным.

· Идентификация. В идентификации человек присоединяет себе качества другого. Идентификация устраняет любой страх в отношении другого человека и дает новые поведенческие навыки. Например, ребенок может идентифицироваться с родителем, которого он боится. Идентификация, подобно сублимации, отличается от других механизмов защиты тем, что может помочь человеку действительно решать проблемы.

Точка зрения Фрейда на человеческую природу подчеркивает конфликт между сознательными и бессознательными силами (Arlow, 1995; Monte, 1991). Теория является детерминистской, проводящей идею, что личность взрослого человека формируется при прохождении психосексуальных стадий детства. Если человек в детстве пережил травмирующее событие и прошел определенную психосексуальную стадию развития, не решив специфических для нее проблем, он должен будет пройти эту нерешенную стадию позже в жизни.

Роль консультанта

Профессионалы, практикующие классический психоанализ, исполняют роль экспертов. Они поощряют клиентов рассказывать все, что приходит на ум, особенно переживания детства. Чтобы создать атмосферу, позволяющую клиенту более свободно высказывать мысли, по различным причинам наиболее трудно поддающиеся выражению, психоаналитик, после нескольких сессий лицом к лицу, часто укладывает клиента на кушетку, в то время как сам остается вне поля зрения (обычно сидит позади изголовья клиента). Роль аналитика заключается в том, чтобы помочь клиенту добиться инсайта, который достигается путем повторного переживания и перерабатывания нерешенных проблем прошлого, попадающих в зону внимания в течение сессии. Поощряется развитие переноса, с тем чтобы помочь клиенту реалистично работать с бессознательным материалом. В отличие от некоторых других подходов, психоанализ поощряет консультанта интерпретировать высказывания клиента. В целом консультант использует и активные и пассивные методы. Иногда используются психологические инструменты оценки, особенно проективные тесты типа чернильных пятен Роршаха. Консультанты -психоаналитики также используют систему диагнозов, чтобы классифицировать клиентов, для которых разрабатываются соответствующие планы лечения.

Цели

Психоанализ преследует различные цели, в зависимости от особенностей клиента, но они сосредоточиваются в основном на личностной адаптации, обычно вызывая реорганизацию внутренних сил личности. В большинстве случаев первоочередная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту лучше узнать бессознательные стороны своей личности. Бессознательное включает в себя подавляемые воспоминания и желания, слишком болезненные или угрожающие, с которыми когда-либо сталкивался клиент. Но подавление мыслей не устраняет их влияния; подавление только делает идентификацию этих мыслей более трудной. Психоанализ стремится помочь клиентам понять себя.

Вторая главная цель, часто связанная с первой, состоит в том, чтобы помочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продуктивно. Прохождение через не пройденные ранее стадии развития может потребовать значительной реконструкции личности. Вследствие этого психоанализ часто является длительным, интенсивным и дорогостоящим процессом (Nye, 1996).

Конечная цель состоит в том, чтобы помочь клиентам справиться с требованиями общества, в котором они живут. Несчастные люди, согласно этой теории, не могут достичь гармонии с самими собой или с обществом. Психоанализ подчеркивает значение приспособления к окружающей среде, особенно в работе и личной жизни. В центре внимания находится укрепление Эго таким образом, чтобы восприятие и планирование стали более реалистичными.

Методы

Фрейдистские методы чаще всего применяются в определенной обстановке, например в кабинете консультанта или в комнате для бесед в больнице. Среди наиболее известных психоаналитических методов – метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ переноса, анализ сопротивления и интерпретация. Хотя каждый метод здесь рассматривается независимо, на практике они применяются интегрировано.

Метод свободных ассоциаций. Сдерживаемое содержание бессознательного всегда ищет выхода. В повседневной жизни это содержание может проявляться в форме сексуальных или агрессивных шуток или в виде фрейдистских оговорок – речевых ошибок типа «я ненавижу вас» вместо «я люблю вас» { loathe вместо love, что близко по звучанию. – Примеч. перев.). В психоанализе клиенту помогают расслабиться и свободно вспоминать события или эмоциональные переживания раннего детства. В свободных ассоциациях клиент отказывается от обычной цензуры мыслей, сознательно сдерживая ее, и вместо этого говорит все, что приходит на ум, даже если мысли кажутся глупыми, иррациональными, непристойными или болезненными. Таким образом, происходит обращение к Ид, тогда как Эго молчит (Freud, 1936). Содержимое бессознательного попадает в сознание, и консультант может интерпретировать его.

Иногда клиенты противятся течению свободных ассоциаций, блокируя свои мысли, отрицая их значение или делая и то и другое вместе. Психоаналитики максимально используют эти моменты, делая попытку помочь клиентам побороть сопротивление. Часто такое сопротивление имеет отношение к значимым, ранее нерешенным отношениям. В любом случае консультант уверяет клиентов, что даже кажущиеся тривиальными мысли или чувства являются важными. Во многих случаях такого заверения достаточно, чтобы преодолеть сопротивление.

Толкование сновидений. Клиенты регулярно сообщают консультантам содержание своих сновидений. Фрейд считал сны главным звеном в понимании бессознательного. Он даже называл их «самым легким путем к бессознательному». Он рассматривал сны как попытку исполнения детских желаний или как проявление отрицаемых сексуальных стремлений. Он проявлял упорство в постижении природы сновидений, раскладывая их на части и анализируя их мельчайшие подробности, насколько это оказывалось возможным (Capuzzi & Black, 1986).

В процессе анализа сновидений клиентов поощряют видеть сны и рассказывать о них. Не все считается значимым в сновидениях. Консультант особенно обращает внимание на два аспекта: на явное содержание (очевидное значение) и скрытое содержание (скрытое, но истинное значение) (Jones, 1979). Аналитик помогает интерпретировать оба аспекта. Некоторые символы сновидений являются очевидными, например выражение враждебности через смерть или несчастный случай (Nye, 1996). Другие символы являются неопределенными и трудно интерпретируемыми. Метод толкования сновидений Фрейда считается первым научным подходом к изучению снов.

Анализ переноса. Перенос представляет собой реакцию клиента на консультанта, как если бы консультант был некоторой значащей фигурой в прошлом клиента, как правило, фигурой отца. Аналитик поощряет этот перенос и интерпретирует положительные или отрицательные выражения эмоций. Высвобождение эмоций является терапевтическим, эмоциональным катарсисом. Но реальная значимость этих переживаний заключается в увеличении знания клиента о себе, которое происходит через анализ переноса консультантом. Переживание и осознание переноса помогает клиенту легче перейти к другой стадии развития (Singer, 1970). Необходимо подчеркнуть, что «прорабатывание» переноса является продолжительным процессом, который «состоит из повторения, детальной проработки и усиления» (Aiiow, 1995, р. 32). Способность к пониманию и инсайту возрастает по мере анализа переноса.

Анализ сопротивления. Иногда клиенты первоначально делают успехи, но по мере продвижения психоанализа, их работа замедляется или совсем прекращается. Их сопротивление терапевтическому процессу может принимать разные формы, например пропуск назначенных встреч, опоздания, возникновение сложностей с оплатой консультирования, продолжение развития процессов переноса, блокирование мыслей в методе свободных ассоциаций, отказ рассказывать сновидения или ранние воспоминания. При наличии любой формы сопротивления важно, чтобы консультант реагировал на него немедленно. Анализ консультантом сопротивления может помочь клиентам постичь его суть, так же как и другие проявления поведения. Если сопротивление не преодолеть, терапевтический процесс, возможно, придет к остановке.

Интерпретация. Интерпретация должна рассматриваться как часть четырех уже рассмотренных методов и как дополнение к ним. При интерпретации консультант помогает клиенту понять значение прошлых и настоящих событий. Интерпретация затрагивает объяснение и анализ мыслей клиента, его переживаний и действий. Консультанты должны тщательно выбирать время использования интерпретации. Если ее проводить слишком рано, в начале отношений консультирования, то это может увести клиента в сторону. С другой стороны, если ее не использовать вообще или использовать нечасто, клиент может не достичь инсайта. Только когда клиент подготовлен, интерпретация может оказать значительное воздействие на его рост и развитие.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...