Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание человеческой природы

Адлер считал, что люди прежде всего руководствуются социальным интересом, то есть «ощущением собственной причастности к социальному целому, заинтересованностью со стороны других людей, равно как и потребностью и желанием внести свой вклад во всеобщее благоденствие» (Corsini & Wedding,.1995, р. 441). Согласно его теории, сознательные аспекты поведения в большей степени, чем бессознательные, определяют развитие личности. Главный адлерианский принцип состоит в том, что люди стремятся стать успешными (то есть быть как можно лучше), следовательно, их поведение является целеустремленным и сознательным. Б подчеркивании этого принципа проявляется убеждение Адлера, что каждый человек добивается личностного роста и имеет потребность в целостности. «Адлер назвал свое учение индивидуальной психологией, чтобы подчеркнуть холистическую направленность теории, а термин индивидуальная рассматривался как производный от латинского слова индивидуум, означающего "нечто неделимое, неразложимое”» (Mosak & Maniacci, 1998, p. 19).

.Людям свойственна тенденция реализовывать свой собственный уникальный потенциал – тенденция, которую Адлер называл стремлением к совершенству или завершенности (Adler, 1964). Кроме того, каждому человеку изначально присуща тенденция чувствовать себя подчиненным другим. Если это чувство не преодолевается, то у человека развивается комплекс неполноценности. Этот комплекс, если не произойдут изменения, может стать базисом, определяющим личность. Напротив, в случае гиперкомпенсации чувства неполноценности может развиться комплекс превосходства, являющийся по определению Адлера, невропатической фантазией, которая сама по себе непродуктивна.

Адлер полагал, что на людей влияют как прошедшие причины, так и будущие, (телеологические) цели. Его теория придает большое значение порядку рождения детей в семье: те, кто имеют одинаковые порядковые номера (например, первенцы), могут иметь больше общего друг с другом, чем дети, рожденные в одной семье (Dreikurs, 1950). В работах Адлера, посвященных составу семьи, описываются пять порядковых положений: первенцы, рожденные вторыми, средние дети, младшие дети и единственный ребенок (Dreikurs, 1967; Dreikurs & Soltz, 1964; Sweeney, 1998).

· Первенцы. Первенцы изначально являются «баловнями» семьи, потому что они безраздельно пользуются вниманием родителей. Они приспособлены к тому, чтобы согласовывать свои действия, стремиться к достижению общественно признанных целей, вести себя в соответствии с общественными нормами. В отсутствие родителей они склонны брать ответственность на себя и в больших семействах часто замещают родителей. Все первенцы переживают потерю их уникального положения в семье, когда рождается второй ребенок. Переживание «смещенности» может вызвать у них обидчивость или помочь им лучше усвоить значение силы и власти.

· Рожденные вторыми. Положение вторых детей в семье, согласно Адлеру, является завидным, однако имеет и недостатки, Рожденным вторыми, в отличие о первенцев, никогда не приходится решать проблем, связанных с распределением силы и власти, потому что они с рождения находятся в таком положении, из которого они не могут быть «смещены». Обычно эти люди менее домашние, более беззаботные и творческие и меньше связаны правилами, чем первенцы. Они часто принимают роли, не присущие первенцам, и, очень вероятно, представляют собой противоположность своим старшим братьям или сестрам.

· Средние дети. Дети, находящиеся в середине последовательности рождений, часто ощущают себя «ненужными» и незаслуженно наказываемыми. Они не склонны устанавливать тесные личностные отношения, которые свойственны более старшим или более младшим детям. Однако благодаря своему положению средние дети хорошо усваивают тонкости семейной политики и искусство переговоров. Эти качества могут оказаться полезными для манипулирования обстоятельствами, чтобы добиться желаемого и выбирать области, в которых им больше сопутствует успех.

· Самые младшие дети. Как трудности, так и возможности самых младших детей в семье отличаются от таковых у их старших братьев и сестер. Самые младшие дети получают много внимания от других, которые, как правило, стараются угодить их желаниям. Эти дети обычно научаются быть очаровательными, но у них могут возникнуть трудности при попытке вырваться из роли «маленького» и «любимца семьи». Для них существует риск стать избалованными. В то же самое время самые младшие дети могут добиваться больших успехов благодаря возможности подражания старшим братьям и сестрам.

· Единственные дети. Любой ребенок, рожденный спустя семь или более лет после рождения старших детей, психологически является единственным ребенком. Эти дети в целом никогда не теряют своей позиции, и, как и самым старшим детям, им уделяется преимущественное внимание. Они могут рано созреть и добиться высоких результатов. У них зачастую сильно развитое воображение из-за количества времени, которое они проводят в одиночестве. Главным их недостатком является то, что единственные дети могут стать избалованными, эгоистичными и недостаточно социализованными.

Кроме порядка рождения, на развитие человека, особенно на протяжении первых пяти лет жизни, влияет семейное окружение. Теория Адлера подчеркивает, что каждый человек к 5 годам формирует стиль жизни, осуществляя это прежде всего через взаимодействие с другими членами семьи. Негативная семейная атмосфера может относиться к одному из следующих типов: авторитарная, подавляющая, меркантильная; возможна также ситуация отверженности или, напротив, гиперопеки или жалости (Dreikurs & Soltz, 1964). Позитивная семейная атмосфера – демократическая, принимающая, открытая, социально направленная. В любом случае семейная атмосфера является критическим фактором для развития стиля жизни и влияет на него больше, чем любые события сами по себе (Adler, 1964). Люди ведут себя так, как будто бы мир представляет собой определенный путь, по которому они идут, руководствуясь своими фантазиями – то есть своими субъективными оценками себя и своего окружения. Пять основных ошибок вызываются фантазиями (Mosak, 1995, р. 87).

· Сверхгенерализация. Стандартный подход ко всему.

· Ложные или невозможные цели безопасности. Попытка угодить каждому.

· Ошибочное восприятие жизни и предъявляемых ею требований. Убеждение, что кто-то может быть непогрешимым.

· Л. Минимизация или отрицание чьих-либо достоинств. Считать другого неспособным достичь чего-нибудь.

· Ложные ценности. Убеждение в необходимости быть первым, независимо от того, что для этого нужно сделать.

Напротив, здоровый стиль жизни сосредоточивается на трех главных задачах: общение, работа и сексуальность. Адлерианская теория делает сильный акцент на развитии социальных интересов и на потребности внести свой вклад в общественную жизнь. Согласно теории Адлера, работа является необходимой для человеческого выживания, и мы должны учиться быть взаимозависимыми. Кроме того, человек должен определять свою сексуальную роль в отношении себя и других в духе сотрудничества, а не конкуренции. Адлер также упоминает два других предназначения жизни, хотя он полностью не конкретизирует их: духовность и преодоление себя (Dreikurs & Mosak, 1966). Необходимо подчеркнуть, что, согласно теории Адлера, при столкновении с любой жизненной задачей требуется мужество (готовность рисковать, не зная ничего о возможных последствиях).

Роль консультанта

Консультанты адлерианского направления выступают прежде всего в качестве диагностов, учителей и образцов поведения в равноправных отношениях, которые они устанавливают со своими клиентами. Они пытаются выяснить, почему клиенты склоняются к тому или иному способу мышления и поведения. Консультанты делают вывод, опираясь на накопленную информацию о членах семьи и ранних детских воспоминаниях клиента. Затем консультанты обсуждают с клиентами свои интерпретации, впечатления, мнения и чувства и стараются установить терапевтические отношения. Клиента поощряют к анализу и изменению неправильного образа жизни, развивая его социальную направленность (Adler, 1927, 1931).

Консультанты-адлерианцы часто активнощелятся с клиентами догадками или предположениями и зачастую руководят их действиями, давая подготовительные задания, например действовать «как если бы» клиент был тем, кем ему хотелось бы. Консультанты, придерживающиеся адлерианского подхода, используют множество методов, некоторые из которых заимствованы из других подходов. (Адлер не давал четких указаний о том, как конкретно консультанты должны применять его теорию.) Как правило, консультанты – последователи Адлера мало используют оценочные методы типа психологических тестов, но они обычно используют анкетные автобиографические опросники для сбора данных. Они в целом избегают диагнозов, основанных на DSM-IV, но используют свои собственные термины, например «обескураженность», для описания динамики, с которой сталкиваются при изучении личности.

Цели

Цели консультирования по Адлеру группируются вокруг помощи людям в формировании здорового образа жизни. Это может быть развитие у клиентов представлений о том, что считается здоровым образом жизни, или помощь клиентам в преодолении чувства неполноценности. Одна из главных задач консультирования по

Адлеру состоит в том, чтобы поддержать клиентов в формировании социального интереса (Adler, 1931). Согласно Адлеру, социальный интерес является внутренним потенциалом «который должен сознательно развиваться и усваиваться» (Watts, 1996, р. 169). Неправильным стилем жизни считается эгоцентрический, основанный на ложных целях и неправильных представлениях и связанный с чувством неполноценности. Чувство неполноценности может быть обусловлено врожденными физическими или психическими дефектами, а также семейной атмосферой: избалованностью родителями или отверженностью. Необходимо корректировать такие чувства и избавляться от нежелательных форм поведения. Чтобы добиться этого, консультант принимает роль учителя и интерпретатора событий. Консультирование по Адлеру направлено на целостную личность (Kern & Watts, 1993).

Клиент в конечном счете вправе решать, какие интересы предпочесть – социальные или личные, однако специалисты, придерживающиеся адлериаиского подхода к консультированию, настаивают на четырех целях терапевтического процесса (Dreikurs, 1967; Kottman & Wariick, 1990; Mosak, 1995).

1. Установление и поддержание равноправных отношений консультирования.

2. Анализ стиля жизни клиента.

3. Интерпретация стиля жизни клиента, способствующая пониманию его сущности.

4. Переориентация и переобучение клиента, сопровождающиеся изменением поведения.

Методы

Установление отношений консультирования является критическим моментом в достижении целей адлерианского консультирования. Существует ряд методов, которые помогают ускорить этот процесс. Консультанты этой школы пытаются устанавливать теплые, благожелательные, сочувственные, дружественные и равноправные отношения с клиентами. Консультирование считается плодом совместных усилий (Adler, 1956). Консультанты активно выслушивают клиентов и реагируют «примерно таким же способом, как это делают приверженцы личностно-центрированного консультирования» (Gilliland & James, 1998, p. 57). Они пытаются помочь своим клиентам определить конкретные цели и установить, что должно предшествовать достижению этих целей. Консультант также может сосредоточиться на мобилизации возможностей клиента. Время от времени консультант может применить метод конфронтации, чтобы продемонстрировать непоследовательность клиента. Основная цель консультанта состоит в том, чтобы сохранять гибкость процесса взаимодействия и с его помощью стимулировать ответственность клиента (Dinkmeyer, Dinkmeyer & Sperry, 1987).

После того как отношения установлены, консультант концентрируется на анализе стиля жизни клиента, включая исследование семейной истории, анализ ранних воспоминаний, сновидений и приоритетов. Как отмечалось раньше, состав семьи и атмосфера, в которой растут дети, значительно влияют как на самовосприятие, так и на восприятие других. Не существует детей, рожденных в абсолютно одинаковых условиях, но «порядковый номер» ребенка и семейная атмосфера оказывают огромное воздействие на развитие и поведение. Часто клиент оказывается способен добиться инсайта, обращаясь к детским воспоминаниям, особенно к воспоминаниям о событиях, произошедших до десятилетнего возраста. Адлер (Adler, 1931) утверждал, что человек хранит те личные воспоминания о событиях детства, которые совместимы с его нынешними представлениями о себе самом, о других и мире вообще. Консультанты – последователи Адлера занимаются анализом содержания и изучением определенных деталей ранних воспоминаний (Slavik, 1991; Statton & Wilborn, 1991; Watkins, 1985). Фигуры прошлого трактуются скорее как прототипы, а не как конкретные личности: они могут олицетворять отношение клиента к силе, слабости, мужчинам, женщинам и ко всему остальному. Анализ недавних и прошлых сновидений – это часть анализа стиля жизни. Согласно теории Адлера, сновидения являются репетицией возможных в будущем действий. Особенно важны повторяющиеся сновидения. Анализ приоритетов клиента также полезен в понимании его стиля жизни. Клиент может постоянно придерживаться одного доминирующего стиля жизни, например всегда пытаться угождать другим, если его не вынудят измениться.

Далее консультанты стараются помочь клиентам достичь понимания, главным образом задавая открытые вопросы и интерпретируя ответы. Открытые вопросы дают возможность клиентам исследовать отдельные моменты своей жизни, на которые ранее он не обращал особого внимания. Интерпретация часто принимает форму интуитивных предположений. Способность к сопереживанию особенно важна в этом процессе, консультант должен почувствовать, что переживает клиент, приступая к анализу глубинных причин своего поведения. Б некоторых случаях интерпретация основывается на общем знании консультантом порядка рождения и состава семьи. Для консультирования, основанного на принципе равноправия, характерно, что клиента никогда не принуждают принимать точку зрения консультанта. Чтобы добиться изменения поведения, консультант использует ряд специфических методов.

· Конфронтация. Консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты, исследуя собственную логику, осознают, что могут изменить как ее, так и свое поведение..

· Задавание ^вопроса». Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы вам было хорошо?» Клиентам часто задают «вопрос» в течение первичного интервью, но это уместно и в другое время.

· Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека (Dinkmeyег & Losoncy, 1980; Dreikurs & Soltz, 1964). Консультанты поддерживают своих клиентов, сообщая им веру в то, что изменение поведения возможно. Поддержка – ключ к продуктивному выбору жизненного стиля.

· Действие «как будто». Клиентам предлагается действовать так, будто они являются теми, кем они хотят быть, – например, персонажами своих снов (Gold, 1979). Адлер первоначально позаимствовал идею действия «как будто» от Ганса Вейхингера (Vaihinger, 1911), который написал, что люди создают миры, в которых они живут, исходя из своих предположений о мире.

·   «Плевок в суп клиенту». Консультант обращает внимание клиента на некоторые проявления поведения и таким образом разрушает ценность определенного типа поведения. Например, мать, которая всегда действует свысока по отношению к дочери, после изобличения ее в этом может продолжать так действовать и дальше, но уже с другим результатом.

· Владение собой. Клиенты учатся распознавать саморазрушительные действия или мысли. Сначала консультант может помогать в этом процессе, но, в конечном счете клиенты принимают ответственность на себя.

· Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные, достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям. Консультирование заканчивается, когда клиент достигает изменения поведения и начинает осуществлять некоторый контроль над своей жизнью.

· Кнопка пуска. Клиентам дают понять, что они имеют возможность выбрать, на какие стимулы в их жизни обращать внимание. Они учатся вызывать чувства (в которых они испытывают недостаток), концентрируясь на них мысленно. Эта техника подобна «нажатию кнопки», потому что клиенты могут выбирать, какие переживания им запомнить – отрицательные или положительные (Mosak, 1995).

Применяя все эти техники, консультанты не должны смотреть на клиента как на «восковую куклу» – то есть «считать, что клиент "включается" в консультирование и пытается выполнить все требования консультанта. Злость, разочарование, соблазны, мучения и масса других ловушек поджидают излишне доверчивого консультанта в том случае, если клиент настроен против изменения» (Gilliland & James, 1998, p. 63).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...