Размещение предприятий автосервиса
Расположение предприятия автосервиса в городе или районе определяет главные требования к услугам, им оказываемым, их доступность и удобство пользования для клиента. Одновременно должна обеспечиваться достаточная загрузка производственных мощностей предприятия автосервиса. Известно, что трудоемкость до 85% услуг в автосервисе составляет не более 1,5-2 чел.-ч. (устранение мелких неисправностей, диагностирование и регулировка отдельных систем и механизмов, мойка автомобиля и др.), из оставшихся 15% трудоемких услуг только 1/3 являются сложными в технологическом отношении. Исходя из этого, общие принципы размещения предприятий автосервиса могут быть сформулированы следующим образом: - предприятия для устранения мелких неисправностей и услуг с небольшим объемом работ, но часто востребуемых, должны располагаться более часто и ближе к жилью клиентов или так, чтобы эти услуги могли выполняться попутно (у АЗС, гаражных кооперативов, платных стоянок и т.д.); - крупные СТОА и автоцентры, предназначенные для выполнения сложных и трудоемких услуг, могут располагаться более редко, например, одна-две на город (район); - не рекомендуется совмещать городские СТОА с АЗС, так как это резко усложняет и удорожает проекты; - напротив, дорожные СТОА следует совмещать с АЗС или располагать рядом, что повышает удобство для клиентов и уменьшает срок окупаемости как СТОА, так и АЗС; - считается, что хорошее обслуживание автомобилей в пути обеспечивается при среднем расстоянии между дорожными пунктами (АЗС, СТОА) не более 100 км. В настоящее время во многих городах России нередко затраты времени на то, чтобы добраться до гаража, стоянки, станции мойки и других подобного рода предприятий автосервиса, столь значительны, что пользование автомобилем становиться невыгодным. В то же время, например, для выполнения сложного ремонта кузова, клиенту выгодно обратиться за услугой за сотню километров (в другой город), если у него есть уверенность, что там качество этой сложной, дорогостоящей услуги, к которой он прибегает один раз в 5-7 лет, будет гарантированно высоким.
Ниже рассмотрены некоторые методические положения по размещению предприятий автосервиса в городе на примере станций мойки и платных стоянок для легковых автомобилей [19]. С точки зрения удобства для клиентов сеть этих предприятий должна быть достаточно частой, кроме того, расположение этих двух видов предприятий автосервиса взаимосвязано. Объясняется это тем, что длительность оказания услуг по внешнему уходу за автомобилем (уборка салона, мойка, полировка кузова и др.) небольшая и автовладельцы будут обращаться на станции мойки, расположенные ближе к месту хранения их автомобилей. Расположение открытых стоянок для постоянного хранения автомобилей регламентируется СНиП 2.07.01-89 [34] и СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 [35]. Они должны располагаться во вновь проектируемых районах с пешеходной доступностью не более 800 м, а для реконструируемых районов с неблагоприятной гидрологической обстановкой допускается увеличить этот параметр до 1500 м. Одновременно с точки зрения экологии ограничивается минимальное расстояние от жилых домов, общественных зданий и других объектов. Стоянки автомобилей должны располагаться, в зависимости от числа мест на них и назначения рядом расположенных зданий, на расстоянии от их границы до линии окон не менее 10-50м. Наибольшие допустимые расстояния устанавливаются для стоянок с числом мест хранения автомобилей более 300 и для школ, детских и лечебных учреждений. Для обеспечения безопасности движения на прилегающих к открытым стоянкам проездах общего пользования минимальные расстояния до въездов на них должны составлять: от перекрестков магистральных улиц-50 м, от остановочных пунктов общественного транспорта-30 м.
Платные стоянки автомобилей располагаются на жилых и прилегающих к ним территориях в соответствии с вышеперечисленными требованиями, при этом следует, по возможности, использовать пустыри, защитные зоны железных дорог и тому подобные непригодные для других целей территории. Плотность расположения станций мойки автомобилей определяется средним расстоянием (1ср) между вновь организуемыми и уже существующими станциями. Расчет среднего расстояния производится из условия отсутствия простоя моечного оборудования, для чего время ожидания клиента станцией (1ож) принимается равным времени мойки автомобиля [6]. Для станций с ручным выполнением работ tож=0,25 ч., для автоматизированных станций мойки - tож =0,1 ч. Среднее расстояние между станциями мойки в км определяется по формуле: (9.1)
где Тоб - продолжительность рабочего дня станции, ч; Х0 - общее необходимое число постов мойки для города (района); VT - средняя техническая скорость при движении по городу, км/ч; Nc - общее возможное суточное число заездов автомобилей на УМР, заезд./сут Кн - коэффициент неравномерности расположения станций; φ - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на станцию; η- коэффициент использования рабочего времени поста. Суточное число заездов автомобилей на станцию мойки можно определить по формуле:
(9.2)
где А - общее число легковых автомоОилей в городе; К - доля легковых автомобилей, постоянно находящихся в эксплуатации в течение года; dm - среднее число заездов одного автомобиля на станцию мойки в год, заезд./год на 1 авт.; ДрГ - число дней работы в году станции мойки. Однако при выборе конкретного места расположения станции мойки кроме основного параметра (lср) необходимо учитывать ряд дополнительных факторов, имеющих немаловажное значение, таких как близость гаражных кооперативов и платных стоянок; наличие на территории предполагаемого расположения станции инженерных сетей и подъездных путей. Последний фактор следует учитывать при размещении любых предприятий автосервиса, так как это позволяет значительно сократить затраты на их строительство.
Важным является экологический фактор. Может оказаться, что по основному критерию и с учетом всех дополнительных факторов место расположения предприятия выбрано идеально, но оно расположено вблизи природоохранных объектов или в районе, уже перенасыщенном предприятиями, производственная деятельность которых сопряжена с выделением вредных веществ и их со держание в воде, почве, воздухе близко или превышает предельно допустимые концентрации. В этом случае разрешение на проектирование и строительство таких предприятий автосервиса (новых потенциальных загрязнителей окружающей среды), как платная стоянка или станция мойки автомобилей, не может быть получено. Графическая иллюстрация методики размещения станции мойки и платной стоянки для легковых автомобилей для гипотетического района города представлена на рисунке 9.1. Рисунок 9.1 - Пример определения мест расположения платной стоянки и станции мойки
Таким образом, применение изложенного выше подхода к размещению предприятий автосервиса в городе позволяет: - повысить для клиентов удобство пользования услугами данных предприятий (экономия времени и средств); - осуществить более равномерную загрузку предприятий и повысить их эффективность; - повысить экологическую безопасность в городе. 9.2 Генеральный план Генплан предприятия автосервиса - это план отведенного под застройку земельного участка, ориентированный относительно проезда общего пользования и соседних владений, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, стоянок автомобилей, основных и вспомогательных проездов, путей движения автомобилей по территории. Перед разработкой генплана определяется перечень зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия; их площади и размеры. Состав помещений и площадь основного производственного здания, при условии одноэтажной блокированной застройки, определяется по итогам технологического расчета (таблица 5.8).
В небольших по мощности (до 6 рабочих постов) предприятиях административно-бытовые помещения обычно располагаются в едином здании с производственными. В средних и больших СТОА они могут выноситься в отдельный административно-бытовой корпус. В этом случае необходимо определить площадь, занимаемую административно-бытовым зданием в м2: (9.3)
где NэT - число этажей (принимается 1 -3). Общая площадь административно-бытового корпуса (РобщАБК) находится как сумма по результатам расчета (п.5.6.5). Габаритные размеры и конфигурация здания предприятия автосервиса определяются планировочным решением производственной его части (см п.9.3) и ее взаимосвязью с административно-бытовым корпусом. Последний может примыкать к производственному корпусу, соединяться с ним теплым переходом или располагаться отдельно. Размеры административно-бытового корпуса определяются, исходя из расчетной площади (FABK) и соотношения сторон от 1:1,5 до 1:3. Стороны здания должны быть округленны до кратных 6 м. Необходимая площадь участка под застройку в м2:
(9.4)
где FпK FAбк Fct - соответственно, площадь застройки производственного корпуса, административно-бытового корпуса, площадь стоянки автомобилей на территории станции, м2; Fi- площадь застройки другими, отдельно вынесенными зданиями и сооружениями, м2; К3 - плотность застройки территории, % [5, с Л 23]. Площадь участка может быть увеличена на 10% (с учетом перспективы развития предприятия). Размеры и форма участка выбираются, исходя из Fуч и ситуационного плана (расположение отводимого участка в плане населенного пункта). По возможности, участок должен иметь прямоугольную форму с соотношением сторон от 1:1 до 1:3. На плане участка в масштабе с помощью условных обозначений по ГОСТ 21.108-78 наносятся здания и сооружения по их габаритному очертанию. Административно-бытовое здание должно располагаться вблизи от главного входа на территорию предприятия автосервиса. Ворота для въезда и выезда необходимо располагать с отступом от красной линии (лини отвода участка), равным не менее длины автомобиля. Противопожарные разрывы между зданиями принимаются согласно ВСН-01 -89 [28]. Кроме рассмотренных выше зданий, на генплане должны быть показаны: очистные сооружения; расположение пожарных гидрантов или резервной емкости для воды; площадка для отдыха; площадка (навес) для хранения утиля; резервная площадь; запасные (хозяйственные) ворота. Территория платных стоянок и АЗС выполняется с уклоном для стока ливневых вод в очистные сооружения. Прямой слив сточных вод без предварительной очистки запрещен.
Очистные сооружения и установки замкнутого цикла для повторного использования воды должны предусматриваться для станций мойки и всех СТОА, имеющих посты и линии мойки автомобилей. На плане наносятся также линии движения автомобилей по территории. Пересечение основных потоков движения автомобилей на территории СТОА интенсивностью более 100 автомобилей в сутки не допускается. При наличии въездных и выездных ворот с расстоянием между ними менее 30 м необходимо, чтобы въезд предшествовал выезду, считая по ходу уличного движения. Территория предприятия должна быть огорожена и озеленена. Ширина проездов на территории предприятия должна быть не менее 6 м при двустороннем движении и не менее 3,5 м при одностороннем. Перед предприятием автосервиса со стороны, примыкающей к проезду общего пользования, должна предусматриваться стоянка для автомобилей клиентов. На рисунках 9.2, 9.3, 9.4 показаны макеты типовых и оригинальных отечественных проектов станций и автоцентров по обслуживанию легковых автомобилей. По данным рисункам можно составить представление о генеральных планах этих предприятий. а - на 6 постов, б - на 11 постов, в на 15 постов
Рисунок 9.2 Типовые проекты станций технического обслуживания легковых автомобилей
Примеры генеральных планов СТОА различного типа и мощности представлены в проектах венгерских проектировщиков (по книге К.Херцега) [37] в приложении А данного пособия, а также в других источниках [4,5,6,38].
а - на 25 постов, б - на 50 постов Рисунок 9.3 - Типовые проекты станций технического обслуживания легковых автомобилей
Генеральные планы и проекты в целом, представленные в вышеперечисленных источниках, следует рассматривать лишь как примерные схемы, так как некоторые правила и условные изображения при оформлении их чертежей изменились.
Рисунок 9.4 - Индивидуальный проект автоцентра технического обслуживания легковых автомобилей Генплан выполняется в масштабе 1:500 или 1:200 в зависимости от размеров и удобства размещения его на листе. Чертеж располагается так, чтобы линия юг-север была направлена снизу вверх. Допускается разворот чертежа генплана относительно указанного направления, но не более чем на 90°. На генплане приводятся: ’’роза ветров", экспликация зданий и сооружений, основные показатели (площадь участка, площадь застройки, процент застройки, площадь озеленения). ’’Роза ветров” располагается в верхнем левом углу листа, она характеризует ветровой режим в данном районе по результатам многолетних наблюдений. Пример потроения "розы ветров" для г. Кургана приведен на рисунке 9.5. Информация, которую несет "роза ветров", учитывается при выборе расположения зданий и сооружений. Они должны располагаться относительно преобладающих ветров так, чтобы потери тепла в зимнее время были минимальны, предотвращались снежные заносы и др. Рисунок 9.6 - Пример оформления чертежа генплана СТОА
Величина отрезков от вершин многоугольника к центру соответствует количеству дней в году в % с данным направлением ветров. Сумма отрезков равна 100 %. Стрелка показывает направление с юга на север. Пример оформления чертежа генплана автосервисного центра с продажей автомобилей приведен на рисунке 9.6. Условные обозначения на генеральных планах и формы таблиц экспликации зданий и сооружений и показателей генплана приведены в справочных материалах [24].
Рисунок 9.5 - "Роза ветров" для г. Кургана
При описании генплана в пояснительной записке отражаются характеристика территории, отведенной под предприятие, ориентация по сторонам света, климатологические данные, направление господствующих ветров, краткие сведения о благоустройстве, показатели генплана. Отмечаются перспективы расширения предприятия.
9.3 Объемно-планировочное решение здания предприятия автосервиса
Объемно-планировочное решение здания автосервиса складывается из его планировки и объемной конструкции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|