Определение оптимального уровня механизации работ на предприятии автосервиса
Уровень механизации служит ориентиром при оснащении предприятий автосервиса оборудованием. Повышение У оказывает большое влияние на показатели работы предприятия. По данным [33], при увеличении уровня механизации с 10 до 15 % трудоемкость ТО и Р уменьшаются на 20%. Однако повышение У требует значительных дополнительных затрат на оборудование. И эти затраты тем выше, чем более высокий уровень механизации стремятся достигнуть. Эффективность механизации зависит от ряда конкретных факторов: числа автомобилей в сфере обслуживания предприятия автосервиса и марочного состава, технологической сложности оказываемых услуг, уровня специализации производства и др. Поскольку для каждого предприятия существует свой уровень значения этих факторов, то для него существует и свой оптимальный уровень механизации, после которого эффективность от дальнейшего его повышения резко падает. В условиях рыночных отношений предприятиям необходимо ориентироваться при оснащении ПТБ не на максимальный, а на оптимальный уровень механизации (У„1ГГ), причем он должен определяться по экономическому критерию. В качестве критерия оптимизации предложена максимальная годовая прибыль в руб. от повышения уровня механизации. Целевая функция оптимизации выглядит следующим образом:
(8.6) где Рг - среднегодовая прибыль, руб./l раб.пост; Dr - средний годовой доход с одного поста, руб./ 1 раб.пост; Sзп - средний годовой фонд заработной платы персонала, руб./l раб.пост; So - затраты на приобретение оборудования, руб./l раб.пост; Кн - нормативный коэффициент (0,12-0,15).. Показатели, входящие в целевую функцию (8.6), определяются с помощью следующих уровнений регрессии, полученных на основе данных [42]:
(8.7)
где Sд - дневной доход с одного рабочего поста, руб; К1, К2 - коэффициенты коррекции, соответственно, дохода и затрат на оборудование от мощности станции (при изменении числа рабочих постов от 5 до 50 К1 изменяется от 0,87 до 1,17, а К2 от 1,15 до 0,85); W - средний возраст автомобиля в парке, обслуживаемом станцией, годы; Gu - доля в парке характерной марки автомобиля; q - класс автомобиля характерной марки (особо малый - 1, малый - 2, средний - 3, большой - 4). При вычислении прибыли по уравнениям (8.6), (8.7) необходимо учитывать инфляцию относительно 1985 года. Процесс оптимизации состоит в том, что, меняя с каким-то шагом величину уровня механизации (У) от начального в большую сторону, вычисляется прибыль. Оптимум У определяется по максимальной прибыли. Результаты оптимизации лучше представлять графически в виде зависимости Рr = f (У). На рисунке 8.3 приведены результаты определения оптимального уровня механизации для комплексной СТОА на 18 рабочих постов. Рисунок 8.3 - Оптимальный уровень механизации для СТОА на 18 рабочих постов
8.5 Подбор оборудования с учетом Уопт Подбираемое оборудование при проектировании или реконструкции предприятия автосервиса должно обеспечивать найденный для него оптимальный уровень механизации процессов обслуживания. Для того, чтобы выполнить это условие, необходимо после выбора оборудования рассчитывать уровень механизации по формулам (8.2), (8.3), (8.4) и сравнивать его с оптимальным значением. Если уровень механизации при данном наборе оборудования будет ниже или выше оптимального, то необходимо заменить некоторое оборудование на другое того же назначения, но с большей или меньшей производительностью, т.е. обеспечивающее другие коэффициенты К или И механизации работ, и снова рассчитать уровень механизации работ. Общий алгоритм подбора оборудования с учетом У011Т представлен на рисунке 8.4.
Рисунок 8.4 Общий порядок формирования комплекта оборудования для автосервиса
На основе целевой функции, зависимостей (8.7) и алгоритма (рисунок 8.4) на кафедре «Автомобильный транспорт и автосервис» разработана компьютерная программа подбора технологического оборудования для участков предприятий автосервиса. Только после того, как будет установлено, что данный комплект оборудования обеспечивает оптимальный уровень механизации, можно окончательно рассчитать площадь участка. Как было показано выше, оснащение автосервиса оборудованием является непростым вопросом. Поэтому многие предприятия автосервиса сегодня обращаются за решением этой задачи к специалистам ряда фирм, занимающихся не только продажей оборудования, но и его комплектованием по заказу клиентов под определенный набор услуг, предполагаемых к оказанию на их сервисе. Причем в последнее время сервисные центы все чаще стремятся иметь дело с одним поставщиком оборудованием, осуществляющим не только его продажу, но и обеспечивающим запуск в эксплуатацию, плановое ТО и обучение персонала. Это позволяет существенно снизить общие затраты за весь период работы оборудования. В свою очередь среди фирм-поставщиков оборудования идет жесткая конкурентная борьба за клиента и это заставлет их искать новые направления деятельности, например, оказывать проектно-консультационные услуги самого широкого профиля по организации современного автосервисного бизнеса. Они предлагают готовые решения от быстровозводимых боксов, оснащенных зарубежным и отечетвенным оборудованием, и небольших сервисных пунктов, рассчитанных на обслуживание 3-4 автомобилей в день, до крупных станций автосервиса на несколько> десятков постов. К таким фирмам относятся БАРКЛАИ - АВТО, ГАРДИА-ХОЛДИНГ, АВТОЛАК, ЕВРОСИВ, и ряд других, адреса и сведения о деятельности которых можно найти в журнале «АБС Автомобиль и сервис» за 1999 - 2005 гг. Эти фирмы вплотную подошли к продаже бизнеса в целом для новых предприятий и комплектов новых участков «под ключ» для действующих станций. Иными словами, если предприниматели не уверены в правильности своих собственных решений, то следует подумать о приобретении таких решений у профессионалов.
РАЗРАБОТКА ПЛАНИРОВОЧНОГО РЕШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОСЕРВИСА
Нормативными документами при разработке планировочного решения предприятия служат СНиП П-89-80 [36], ВСН 01-89 [28] и ОНТП-01-91 [22]. Целью планировки является решение вопросов использования и застройки земельного участка; организации территории предприятия; взаимного расположения зданий и сооружений; размещения рабочих и вспомогательных постов, автомобиле-мест ожидания и хранения, технологического оборудования и организационной оснастки. Планировка предприятия автосервиса складывается из генерального плана, объемно-планировочного решения здания предприятия, планировок участков, постов, складов. Планировку предприятия следует начинать с выбора места его расположения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|