Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 16. Консультирование в университетах и студенческие службы

 

Каждый раз в сентябре, словно за листопадом, мы наблюдаем за тем, что происходит с тобой.

Твои перемены не так бросаются в глаза, как красный цвет кленов, и не столь горячи, как апельсины вечерних огней.

Но твое присутствие ~ одного или в компании друзей, – подобно осенним листьям, расцвечивает жизнь студенческого городка, который иначе кажется бледным в оттенках административной серости.

Мы радуемся твоему прибытию так, как радуемся свежему прохладному воздуху в конце лета,

Мы радостно принимаем твое воодушевление, вдохновляющее нас на метафоры и идеалы, которые живут неизменной жизнью...

«Through the seasons to New Life» by S. T. Gladding, 1982. Humanist Educator, 20, 122.


Система высшего образования США принадлежит к числу наиболее значительных достижений страны. Она ежегодно пополняется приблизительно 12-13 миллионами человек, зачисляемых в учебные заведения. К началу XXI столетия свыше 25% взрослого населения США в возрасте от 25 до 34 лет закончили четырех- и более годичное обучение в системе высшего образования. Такой результат находится на одном уровне с показателями Японии, тогда как подобный показатель в Канаде составляет 18%, в Великобритании, во Франции и в Германии – 12% (Horton, 1994). В дополнение к учебным программам, в системе высшего образования учреждены студенческие службы. Деятельность этих служб осуществляется прежде всего в форме мероприятий, проводимых в помощь учебным программам, программам поддержки и консультирования (Komives, Woodard & Delworth, 1996).

Студенческие службы в городках американских колледжей и университетов впервые появились в начале XX столетия. Э. Г. Уильямсон, декан по работе со студентами в Университете Миннесоты в 1930-1940-х годах, сформулировал то, что было позже названо «точкой зрения персонала студенческих служб» (Williamson, 1939). Его модель студенческих служб явилась стандартом для своего времени. Она была в значительной степени директивной и консультант-центрированной. Кредо Уильямсона состояло в том, что «недостаточно помочь консультируемым стать теми, кем они хотят стать; в большей степени важно помочь им стать теми, кем они должны хотеть стать» (Ewing, 1990, р. 104). «Точка зрения персонала студенческих служб», иногда называемая Миннесотской точкой зрения, оставалась в силе до окончания Второй мировой войны. Именно в это время федеральное правительство начало вкладывать деньги в различные службы системы высшего образования и стали появляться иные взгляды на систему студенческих служб.

Идея студенческих служб, консультирования и программ развития для студентов стала стремительно развиваться с 1940-х годов. Эти идеи стали существенной частью студенческого движения 1970-х годов (Canon, 1988; Winston & Creamer, 1997). Иногда студенческие службы и университетское консультирование объединяются тем или иным образом (Evans, Carr & Stone, 1982), иногда такого объединения не происходит. Независимо от этого, они имеют много точек соприкосновения (например, забота о здоровье и развитии целостной личности) и рассматриваются в этой главе вместе, поскольку имеют общую направленность, сочетаются друг с другом и влияют на общую жизнь студентов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников и администраторов университетского городка.

Проблемами студентов за пределами учебных аудиторий занимаются профессионалы разных специальностей, обладающие различными навыками (Bloland, 1992; Komives et al., 1996). В их число входят те, кто обеспечивают финансовую помощь, прием в учебное заведение, планирование карьеры и распределение на работу, просвещение в области здорового образа жизни, работу студенческих союзов, регистрацию, проживание, консультации и международную деятельность. Вот некоторые из предлагаемых ими услуг (Kuh, Bean, Bradley & Coomes, 1986):

· работа, связанная со студенческой деятельностью (успеваемость, отсев и участие в работе студенческого городка);

· услуги, связанные с определением индивидуальных особенностей студентов (например, способностей и стремлений);

· услуги, имеющие отношение к развитию студентов (познавательному, нравственному, социальному и эмоциональному);

· услуги, связанные с академической деятельностью (например, навыки исследования).

Консультанты и персонал студенческих служб придают особое значение заботе о всестороннем развитии людей, которых они обслуживают (Brown & Helms, 1986; Johnson, 1985; Komives et al., 1996). Многие из них являются членами различных профессиональных организаций. Одна из наиболее разносторонних профессиональных групп – Американская ассоциация персонала колледжей (American College Personnel Association – АСРА) – до 1992 года входила в состав АСА. Эта ассоциация, которая официально была создана в 1924 году, трижды меняла свое название. Ее члены принимают участие в различных направлениях деятельности студенческих служб. Еще одной значительной профессиональной организацией является Американская ассоциация консультирования в колледжах (American College Counseling Association – ACCA), начиная с 1992 года – подразделение АСА. Члены этой ассоциации профессионально работают в колледжах и университетах главным образом в качестве консультантов (Davis, 1998; Dean, 1994). К числу других организаций в сфере студенческих услуг относятся: Национальная ассоциация администраторов студенческого персонала (National Association of Student Personnel Administrators – NASPA), 17-е отделение (психологии консультирования) АРА и Подразделение послешкольного образования Американской ассоциации школьных консультантов (American School Counselor Association – ASCA).

На протяжении ряда лет предпринималось несколько попыток объединить в одну организацию всех профессионалов, работающих в различных студенческих службах, однако ни одна из этих попыток не была доведена до конца (Sheeley, 1983). Частично эта неудача может быть объяснена различиями подготовки и обучения (Bloland, 1992). Поскольку специалисты, работающие со студентами, занимаются решением различных задач, они склонны группировать свои службы в соответствии с характером проблем и особенностями разных категорией студентов. Профиль учебного заведения также способствует дифференциации. Некоторые университеты придерживаются исследовательской и образовательной направленности (так называемая германская университетская традиция), другие – направленности на формирование целостной личности {английская либеральная гуманитарная традиция), а некоторые ориентированы на профессиональное обучение (американская парадигма) (Rodgers, 1989; Rubin, 1990). Весьма часто специалисты студенческих служб имеют собственные взгляды, мнения и ценности относительно программ, сформированных или заимствованных теми учреждениями, в которых работают эти специалисты (Canon, 1985). Публикации по студенческим службам также имеют тенденцию к дифференциации. Ведущими периодическими изданиями являются «Journal of College Student Development-, «National Association of Student Personnel Administrators Journal» и «Journalof the College Counseling». Тематические ежеквартальные выпуски «New Directions for Student Services» издаваемые Джосси-Басс (Jossey-Bass), также влиятельны и популярны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...