Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи и обязанности консультантов

Консультанты, работающие в начальной школе, находятся в авангарде движения за психическое здоровье (Gysbers & Henderson, 1994). Никакая другая профессия никогда не организовывалась, чтобы работать с людьми исключительно в целях профилактики и развития. Вот перечень профессиональных обязанностей, которые регулярно выполняют консультанты начальной школы:

· внедрять эффективное классное руководство;

· проводить индивидуальное консультирование и консультирование в малых группах;

· помогать школьникам в идентификации ими своих умений и способностей;

· проводить работу с представителями специфических групп населения;

· развивать у учащихся представление о карьере;

· координировать школьные ресурсы и ресурсы общественных организаций и бизнеса;

· предоставлять консультации учителям и другим специалистам;

· взаимодействовать и обмениваться информацией с родителями и опекунами;

· участвовать в развитии школы и в работе междисциплинарных комиссий (Campbell & Dahir, 1997).

Как подчеркивают Уилсон и Роттер (Wilson & Rotter, 1980), «школьный консультант по начальным классам призван содействовать оптимальному развитию личности ребенка» (р. 179).

Анализ усвоенных, фактических и идеальных обязанностей консультантов начальной школы, проводившийся в штате Калифорния, показал, что большинство из участвовавших в исследовании консультантов тратили большую часть своего рабочего времени на консультирование, экспертное консультирование (см. главу 18) и помощь родителям (Furlong, Atkinson & J anoff, 1979). Их фактические и идеальные роли оказались практически идентичными. Шмидт и Осборн (Schmidt & Osborn, 1982) выявили подобные результаты в штате Северная Каролина при обследовании консультантов начальной школы, чьей основной деятельностью были.индивидуальное и групповое консультирование и консультации для преподавателей. Морзе и Расселл (Morse & Russell, 1988), занимавшиеся анализом обязанностей консультантов начальных школ (с детского сада до 5-го класса) северо-запада Тихоокеанского побережья, также выявили преобладание экспертных консультаций, консультирования и групповой работы. Три из пяти наиболее высокооцениваемых, фактически выполняемых обязанностей этих консультантов включали деятельность, связанную с экспертным консультированием, в то время как остальные две были связаны с индивидуальным консультированием учащихся. Эти же консультанты, говоря о своих основных идеальных обязанностях, в список из пяти пунктов четырежды включили виды работы, связанные с группами учащихся. Действительно, оказывается, что консультанты начальных школ предпочитают тратить большее количество времени на работу с детьми в группах (Partin, 1993).

Среди самых низкооцениваемых и наиболее неприемлемых обязанностей, которые остальной школьный персонал пытается навязывать консультантам начальных школ, отмечают замещение преподавателей, контроль поведения учеников в школьных столовых или на детских площадках и функционирование в качестве школьного администратора или школьного секретаря. То, что консультантам начальных школ нередко приходится заниматься работой, не имеющей отношения к консультированию, негативно сказывается как на них самих, так и на эффективности их работы, на детях и школах, которые они обслуживают.

В статье об эффективности консультирования в начальных школах Герлер (Gerler, 1985) приводит обзор отчетов о научно-исследовательской работе, публиковавшихся в журнале «Elementary School Guidance and Counseling» с 1974-го по 1984 год. Он сосредоточился на исследованиях, посвященных помощи детям в развитии поведенческих, эмоциональных, социальных и познавательных возможностей. Герлер отыскал веские доказательства того, что программы консультирования в начальной школе «могут положительно влиять на эмоциональные, поведенческие и межличностные аспекты жизни детей и в результате могут оказать положительное воздействие на детское развитие» (1985, р. 45). В другой статье Кит (Keat, 1990) детально описал, каким образом консультанты начальных школ могут использовать мультимодальный подход, кратко названный «HELPING» (HELPING – «ПОМОЩЬ» – акроним англ. слов health (здоровье); emotions (эмоции); learning (учеба); personal relationship (личные взаимоотношения); imagery (воображение); need to know (потребность знать); и guidance of actons, behaviors and consequences (руководство действиями, поведением и последствиями)), чтобы помочь молодым людям в их росте и развитии.

Тот факт, что консультанты начальной школы могут и действительно оказывают влияние на судьбу детей, с которыми они работают, являются сильным доводом для поддержания и расширения этой службы. Проще справляться с трудностями в молодые годы, чем откладывать это на более поздние времена (Bailey, Deery, Gehrke, Perry & Whitledge, 1989; Campbell & Dahir, 1997).

Характер деятельности

Консультанты начальной школы выполняют много различных обязанностей. Некоторые из них предписаны законом, например обязанность сообщать о жестоком обращении с детьми. «В США во всех 50 штатах и Округе Колумбия существуют законы, которые обязывают школьных работников и служащих других учреждений сообщать в местные агентства по защите детей о подозрениях или фактах неправильного обращения с детьми или пренебрежения родительскими обязанностями» (Barrett-Kruse, Martinez & Carll, 1998, p. 57). Однако большая часть деятельности консультантов начальной школы не так жестко регламентируется законом и включает целый ряд профилактических и коррекционных мероприятий. Профилактика считается более предпочтительным видом работы, поскольку дает лучшие результаты при меньших затратах.

Профилактика. Программы консультирования в начальной школе направлены на создание благоприятной школьной среды для учащихся. Работа консультантов строится по принципу четырех «С»: counseling services – консультирование, coordination of activities – координация действий, consultation with otheis – организация консультаций со специалистами, curriculum development – развитие программ обучения. Этот последний вид деятельности – разработка учебных программ, направлен как на развитие, так и на обучение. Он сосредоточивается на выработке «принципов обучения жизненным навыкам и на предотвращении <...> трудностей», которые в противном случае могли бы возникнуть (Bailey et al., 1989, p. 9). В качестве примера проактивной школьной работы можно привести разработку урока для четвероклассников (Magnuson 1996), в котором проводится параллель между паутиной, которую плетет паучиха Шарлотта из книжки «Паутина Шарлотты» (White, 1952) для добывания пищи (физического развития), и созданием «сетей» людьми для своего личностного развития. На уроке обращается внимание детей на то, что как Шарлотте для нормального питания и развития нужно поймать в паутину много различных насекомых, так и человеку для полноценной жизни нужны друзья. Урок заканчивается не только обсуждением детьми параллелей между поведением Шарлотты и действиями человека, но также и созданием «собственной, паутины», заполненной значимыми и важными в жизни людьми (рис. 15.1).

Первоочередным приоритетом для консультантов начальной школы является широкое представление себя в качестве консультанта и налаживание отношений с другими участниками школьного процесса. «Школьный персонал обычно не рассматривается младшими школьниками в качестве первого источника помощи» (Bachman, 1975, р. 108). Следовательно, консультантам начальной школы необходимо рассказать о себе, объяснить, что они делают, в каких случаях и как они могут помочь. Этот процесс обычно лучше всего осуществляется через программы ориентации, визиты в классы или обоими этими способами. Важно дать детям понять, что службы консультирования и психологического сопровождения являются неотъемлемой частью обшей школьной среды.

Например, в ситуациях, когда очень маленькие дети (3-5 лет) – тоже часть школьной среды, консультанты начальной школы могут заявить о себе, оказывая специальную помощь таким детям и их семьям, осуществляя мониторинг различных аспектов развития этих детей (Hohenshil & Hohenshi], 1989). Нередко дети этого возрастном диапазона сталкиваются со множеством вредных воздействий, включая бедность, насилие в семье/обществе и безнадзорность (Carnegie Task Force on Meetig the Needs of Young Children, 1994). Работа консультантов начальной школы с такими детьми может включать просоциальные классные уроки развития, направленные на развитие социальных навыков (Morganett, 1994; Paisley & Hubbard, 1994). Кроме того, консультанты начальной школы могут консультировать учителей и других специалистов в области психического здоровья, с тем чтобы гарантировать, что усилия в оказании помощи маленьким детям максимизированы.

Рис. 15.1

Источник: Charlotte's Web: Expanding a Classroom Activity for a Guidance Lesson» by S. Magnuson, 1996, Elementary School Guidance and Counseling, 31, p. 76.

Особенно важно работать с родителями и с общественными организациями в тех случаях, когда существует опасность формирования у детей, независимо от возраста, низкой самооценки или антиобщественных установок. Проведение школьными консультантами сессий семейного консультирования все чаще происходит с применением подходов, фокусирующихся на трех главных подсистемах; семье, школе и подсистеме, формируемой взаимодействиями школы и семьи (Lewis, 1996). Консультанты начальной школы (а в подобных случаях и консультанты двух других ступеней школы) избегают приписывать большинство проблем учащихся только влиянию дисфункциональной семьи и вместо этого конструктивно рассматривают все три субсистемы. Другой способ преодоления потенциальной деструктивности известен как множественные согласованные действия. При таком подходе консультанты имеют доступ одновременно к нескольким видам услуг в общественном агентстве, например к услугам социальных служб и специалистов по обучению детей с инвалидностью. Такой тип координированных действий между школой и общественными агентствами представляет собой образец сотрудничества и интеграции и требует со стороны консультанта усилий и ответственности (Keys, Bemak, Carpenter & King-Sears, 1998).

Одновременно с представлением своих услуг и установлением отношений с окружающими консультанты начальной школы должны активно приниматься за самые разные виды деятельности, особенно в русле психологической работы со школьниками. Мирик (Myrick, 1993) рекомендует проактивный, развивающий комплексный подход к созданию программ психологической работы: две-три встречи каждую неделю с классом и две сессии в малых группах. Эти занятия нацелены на структурированное обучение, направленное, например, на понимание себя, принятие решений, разрешение проблем, установление здоровых отношений мальчиков и девочек, обучение ладить с преподавателями и умение дружить (Сорроск, 1993; Snyder & Daly, 1993). Психологическая работа в школе должна также направляться на разрешение конфликтов и обучение навыкам посредничества в конфликтах; школьники обучаются мирным и конструктивным способам сглаживания различий и предотвращения насилия (Carruthers, Sweeney, Kmitta & Harris, 1996)..

Среди других профилактических работ, выполняемых консультантами начальной школы, – внедрение программы работы сверстников-помощников консультанта и консультационно-образовательная деятельность. Сверстники-помощники консультантов – это специально подобранные и обученные школьники, которые выполняют для школы и консультанта определенные полезные и уникальные виды работ. Они помогают ученикам лучше узнать друг друга, создать атмосферу сотрудничества и приязни или обеспечить возможность другим учащимся преодолевать личностные проблемы, действуя в качестве ассистента консультанта (Garner, Martin & Martin, 1989). Такими способами помощники помогают консультантам начальной школы расширить круг детей, охваченных консультационными услугами. Они также укрепляют общую атмосферу сотрудничества и способствуют развитию у учащихся умений преодолевать трудности (Joynt, 1993).

Проводя консультационно-образовательные сессии для преподавателей, администраторов и родителей, консультант обращается к общим вопросам и обучает новым способам преодоления старых проблем, привлекая к участию в совместной работе многих заинтересованных людей (Dougherty, 1986). Например, консультанты могут предложить помощь в формировании культурно совместимых классов, в которых многообразие школьников признается, принимается и используется (Herring & White, 1995). Развитие коммуникативных навыков, используемых в отношениях между учителями и учениками, является другим важным видом совместной деятельности, который может быть введен консультантами (Hawes, 1989). Наконец, третий вид услуг школьных консультантов – обучение воспитательным навыкам, которые делают упор на формирование эффективных процедур общения и навыков регуляции поведения (Ritchie и Partin, 1994).

Опытные консультанты начальной школы могут даже использовать свою роль консультанта в превентивных целях. Одним из примеров такой работы является проведение регулярных индивидуальных сессий с детьми «группы риска» (т. е. с детьми, которые, вследствие определенных предпосылок или поведения, наиболее предрасположены к возникновению проблем). В ходе таких сессий консультанты могут оценить успешность развития этих детей и установить, есть ли необходимость во вмешательстве и какие именно виды воздействия были бы наиболее полезны для детей и для их «значимых других» (Webb, 1992). Профилактические услуги также необходимы одаренным и талантливым ученикам. Хотя эта подгруппа учащихся может выглядеть благополучной, фактически здесь может возникнуть множество проблем, таких как низкая (для детей с подобным потенциалом) успеваемость, переутомляемость, потребность в выработке устойчивости к стрессам (Kaplan & Geoffroy, 1993).

Значительная часть профилактической деятельности консультантов начальной школы отводится работе с детьми, пережившими развод родителей (Crosbie-Burnett & Newcomer, 1989). Предварительно можно обратиться к теме разводов на психологическом занятии с классом. Такие занятия должны носить ознакомительный, гуманный характер и быть нацелены на нейтрализацию многих негативных стереотипов и мифов, которые окружают развод. Консультанты начальной школы также могут использовать работу в малых группах, чтобы сосредоточиться на особых потребностях детей, переживших развод родителей, предотвращая, таким образом, возможные осложнения. Установлено, что групповая работа эффективна для уменьшения случаев дисфункционального поведения, особенно если в этой работе участвуют родители и/или опекуны (Frieman, 1994).

Коррекция. Коррекция { remediation) представляет собой попытку исправить уже возникшую проблемную ситуацию. Сам термин remediation подразумевает наличие неблагоприятного положения, которое должно быть исправлено в ходе проделанной работы. В практике консультирования в начальной школе понятием «коррекция» охватывается ряд мероприятий. Среди них – работа по коррекции детской самооценки.

Самооценка ребенка связана с «я-копцепцией», с тем, как человек «воспринимает себя в различных аспектах – учебном, физическом, социальном и т. д.» (McWhirter, McWhirter, McWhirter & McWhirter, 1994, p. 190). Самооценка является результатом сравнения себя с другими в группе сверстников. Хотя самооценка может быть ситуативной или характерологической, она, как правило, отражает, насколько человеку нравится то, что он видит, как он оценивает себя (Street &

Isaacs, 1998). Повышение самооценки – это трудный процесс. Для решения этой задачи консультанты должны помогать детям, предрасположенным к неудачам из-за низкой самооценки, добиваться улучшения по следующим направлениям: ус-;; певаемость по главным школьным предметам, «я-концепция», коммуникативные навыки, устойчивость к стрессам, навыки самоконтроля. Мак-Виртер с коллегами называют эти направления «пять "С" компетентности» (по первым буквам английских слов.' critical school academic competencies – успеваемость по главным школьным предметам, self- concept – «я-концепция», communication skills – коммуникативные навыки, coping ability – устойчивость к стрессам, control – контроль) (McWhirter & McWhirter, 1994, p. 188).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...