Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи и обязанности консультантов

Задачи и роли университетских консультантов разнообразны и зависят от используемой модели консультационной работы. Традиционно центры консультирования в колледжах и университетах работают в рамках четырех основных моделей предоставления услуг консультирования (Westbrooketal., 1993).

1.  Консультирование как психотерапия. Эта модель подразумевает долгосрочное консультирование и рассчитана на относительно небольшую группу студентов. Консультант занимается -вопросами, требующими личностных изменений, и направляет клиентов с другими (профессионально-ориентационными и образовательными) проблемами к студенческим академическим консультантам-экспертам.

2   Консультирование как профессиональная ориентация. Эта модель придает особое значение оказанию помощи студентам в продуктивном решении карьерных и академических вопросов. Консультант имеет дело со студентами, которые не решили свои академические или профессиональные вопросы, и направляет клиентов с личностными или эмоциональными проблемами в другие агентства.

3.   Консультирование в традиционном понимании. Эта модель ставит на первый план широкий диапазон услуг консультирования, включая краткие или долговременные отношения, в том числе занимается личностными, академическими и карьерными вопросами. Роли консультанта разнообразны.

4.   Консультирование как консультация. Эта модель подразумевает работу с различными организациями и персоналом, которые имеют прямое воздействие на психическое здоровье студентов. Консультант предлагает косвенные услуги студентам посредством стратегического вмешательства.

В последние годы появились доводы в пользу пятой – глобальной модели консультирования (то есть интерактивной, взаимозависимой общественной системы) (Расе et al., 1996). Эта модель носит динамичный и изменчивый характер. Она предполагает, что сотрудники центра консультирования работают во взаимодействии с другими членами университетского сообщества над созданием благоприятной рабочей обстановки и используют в этих целях различные ресурсы студенческого городка, в том числе персонал. Эта идея представляет собой эволюцию модели куба (Моггill, Oetting & Hurst, 1974, p. 355), которая определяет объект (личность, первичная группа, коллектив, учреждение или общество), цели (коррекционные, превентивные или развития) и методы (непосредственное вмешательство, консультация или обучение или опосредованное вмешательство) как пункты вмешательства консультантов. Глобальная модель изменяет роль консультанта и направленность деятельности университетского центра консультирования, вынуждая сотрудников быть более гибкими и интерактивными (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Куб (а); эволюция куба {б)

Источник: (a) «Dimensions of Counselor Functioning,» by W. H, Morrill E. R. Getting, and J. C. Hurst, 1974, Personnel and Guidance Journal, 42, p. 355; (6) From «Rounding

Gut the Cube: Evolution to a Global Model for Counseling Centers,» by D. PaceV. L. Stamler E. Yarris, and L. June, 1996, Journal of Counseling and Development, 74, p. 325.

В действительности большинство центров консультирования в университетах предлагают множество различных услуг, что позволяет им быть полезными для различных групп студентов и удовлетворять потребности местного студгородка.

Характер деятельности

Деятельность университетских консультантов по уровню сложности и по разнообразию напоминает действия работников студенческих служб, и даже сферы этих видов деятельности частично совпадают. Лыоинг и Коугер (Lewing & Cowger, 1982) выделяют девять функций консультирования, которые в целом определяют повестку дня консультантов в колледжах:

· академическое и образовательное консультирование;

· профориентационное консультирование;

· личностное консультирование;

· тестирование;

· супервизирование и обучение;

· исследование;

· обучение;

· профессиональное развитие;

· администрирование.

Точнее говоря, три из перечисленных видов деятельности – личностное, профориентационное и образовательное консультирование – занимают более 50% от всего времени работы консультантов. Большинство теорий консультирования, рассматриваемых в этой книге, находят свое применение в центрах консультирования при колледжах. Например, Турман (Thurman, 1983) установил, что рационально-эмотивная терапия поведения, включая использование методики рационально-эмотивного воображения, может успешно применяться для уменьшения действий по типу поведения «А» (проявления нетерпеливости, соперничества и враждебности) среди студентов колледжа и помогает улучшить успеваемость. Уоткинс (Watkins, 1983), с другой стороны, находит, что личностно-центрированный подход с наибольшим успехом может использоваться для помощи студентам при оценке существующих и будущих планов и в принятии решения, оставаться ли в университете. Даже теория систем, наиболее часто применяемая в консультировании по вопросам брака и семьи, доказала свою эффективность в случаях; когда студентам помогают осознать динамику семьи и модели взаимодействия, а также понять, как семейные стереотипы продолжают влиять на важные решения, касающиеся образования (Openlander & Searight, 1983). Краткосрочная терапия, форма системной терапии, применялась в центрах консультирования при университетах с целью расширения «терапевтической схемы, чтобы включить в нее тех, кто не является членом семьи, но может оказать влияние на терапевтический прогресс» в лучшую или в худшую сторону (Terry, 1989, р. 352). При таком способе терапии участники конфликта в общине студенческого городка собираются вмесите, чтобы сформировать значимые отношения и изменить проблемную ситуацию. Идея, лежащая в основании этого терапевтического подхода, заключается в том, что студенты в студенческих городках могут помогать друг другу разрешать проблемы и, благодаря разрешению проблем, делать свою среду более здоровой. Такая работа позволяет прекратить взаимные обвинения и поиск «козлов отпущения».

Одна из проблем, с которой сталкиваются консультанты в колледжах, заключается в непрерывном изменении студенческой субкультуры (Bishop, 1992). Поведение студентов изменяется с каждым поколением. Культура «поколения X» (текущая студенческая популяция) отличается от культуры предшествующего поколения. Действительно, работники центров консультирования при университетах в последние годы «выражают озабоченность по поводу возрастающего количества студентов, которые имеют серьезные психологические проблемы, а также относительно общего увеличения тяжести представляемых проблем (Sharkin, 1997, р. 257). В центрах университетского консультирования «ежегодно бывают на сессиях консультирования до 20% всех студентов, и ожидается, что это количество будет расти и дальше» (Geraghty, 1997, А32). Следовательно, и образовательные, и превентивные программы должны регулярно пересматриваться, чтобы помогать студентам справляться с их текущими проблемами..

Все заинтересованы в том, чтобы услуги студенческих служб были гибкими и многочисленными и предоставлялись на профессиональном уровне. Для выявления общих проблем развития и психологических проблем у студентов разработаны «Шкалы адаптации в университете» (Anton & Reed, 1991). Девять шкал этого опросника измеряют психологический дискомфорт по следующим параметрам: тревожность, депрессия, суицидальные мысли, наркомания, проблемы самооценки, межличностные проблемы, семейные проблемы, проблемы с учебой и проблемы выбора карьеры. Опросник также может служить для оценки того, какие услуги и программы требуют особого внимания.

Другой эффективный путь широкого охвата студентов – работа консультантов-сверстников. Как правило, студенты в первую очередь обращаются за помощью к друзьям, затем к близким родственникам и лишь затем – к преподавателям и в службы консультирования. Рэйгл и Кроун (Ragle & Krone, 1985) обнаружили, что студенты-первокурсники, прошедшие предварительное летнее ориентационное обучение в Техасском университете в Остине, были значительно непринужденнее, говоря по телефону о различных проблемах с помощниками консультанта из числа студентов. Кроме того, они чувствовали, что контакт с помощниками консультанта был полезным, и указывали, что университет в результате стал казаться менее безликим.

Иногда помощники консультантов принимают на себя роль ассистентов в общежитиях (resident assistants – RAs) (Nickerson & Harrington, 1968). При такой форме работы RAs-ассистенты должны проживать в специально отведенных для них комнатах в городке. Их услугам, включающим коррекционную, профилактическую и развивающую работу, придается большое значение (Schuh, Shipton & Edman, 1986). RAs- ассистенты обеспечивают кризисное вмешательство, краткосрочное консультирование, посредничество в конфликтах и выдачу направлений (Blimling & Miltenberger, 1981). Они помогают студентам сохранить благоприятные установки в отношении консультирования и связанных с консультированием услуг и одновременно получить информацию о возможностях, предлагаемых центрами университетского консультирования (Johnson, Nelson & Wooden, 1985). Кроме того, спонсорские программы поддержки RAs по вопросам психического и физического здоровья привлекают профессорско-преподавательский состав и штатных сотрудников со всего студенческого городка для собственных презентаций. Ras- ассистенты обычно проходят непрерывное профессиональное обучение и стажировку в центрах консультирования при студенческих городках. Эта практика благодаря своей интегрирующей и профилактической направленности приносит пользу ассистентам, проживающим в общежитиях студентам и университетскому городку в целом.

Университетские консультанты могут также предлагать свои услуги и программы совместно с другим персоналом студенческих служб. Три наиболее необходимые услуги касаются злоупотребления алкоголем, сексуальных извращений и насилия, расстройств приема пищи. Приблизительно 90% студентов эпизодически употребляют алкоголь в течение учебного года, и около 20% считаются сильно пьющими, потребляя алкоголь ежедневно (Steenbarger, 1998). Таким образом, неудивительно, что связанные с алкоголем проблемы, включающие злоупотребление алкоголем и сопутствующие ему нарушения, являются преобладающими в университетских з городках. Неумеренное пьянство (пять или больше стопок[25] за один раз для мужчин: и четыре или больше стопок за один раз для женщин) становится все более распространенным. Каждый третий студент колледжа выпивает главным образом, чтобы напиться (Commission on Substance Abuse at College and Universities, 1994). Кроме того, неумеренное пьянство может привести к изнасилованиям, небезопасному сексу, затруднениям в учебе и попыткам суицида. При попытках университетской администрации запретить алкоголь на определенных мероприятиях или в пределах тех или иных территорий городка могут происходить нарушения общественного порядка в студенческих городках или в их окрестностях. Наличие множества вредных привычек и проблем, сопутствующих злоупотреблению алкоголем, приводит к формированию дисфункциональной алкогольной семьи (Lively, 1998).

Таким образом, злоупотребление алкоголем обычно приводит к необходимости обращения студентов к консультантам и другим работникам студенческих служб (Gill-Wigal, Heaton, Burke & Gleason, 1988). Как правило, в таких ситуациях оказывается необходимым предпринять систематические шаги, направленные на то, чтобы помочь студентам преодолеть отрицательное отношение к консультированию, которое может быть связано со злоупотреблением алкоголем, поскольку, чтобы лечение было эффективным, студентам необходимо осознать свою потребность в поддержке для исправления неконтролируемого поведения. Вмешательство иногда проводится индивидуально, но часто оно охватывает группу и включает в себя большое разнообразие приемов, в том числе инсайт и бихевиоралъное изменение.

Многие студенты, злоупотребляющие алкоголем, росли в дисфункциональных семьях. Воспитание в таких условиях часто приводит к проблемам (например, трудоголизм, депрессии, различные зависимости, тенденции к антиобщественному поведению, склонность к перееданию). При работе с такими студентами консультативное вмешательство носит форму помощи студентам в более четком определении ролей, которые они играли в жизни семьи, а затем помощь в ломке непродуктивных стереотипов взаимодействия (Crawford & Phyfer, 1988). Один из способов, которым консультанты могут сломать непродуктивные стереотипы, заключается в том, чтобы обращаться с этими студентами функционально здоровым способом, который контрастирует с тем, что они испытывали прежде (табл. 16.1). Здесь также может оказаться эффективной работа консультантов-сверстников.

Таблица 16.1

Стратегии вмешательства при работе со стереотипными ролями

Стереотипная роль Проявления Методы консультирования
Герой Перегрузка Тревожность Стресс Чрезмерный контроль Повышение самооценки; упражнения для создания источников внутреннего подкрепления, включая самоутверждения   Исследование влияния досуга на личностное обновление и рост Исследование иррациональных убеждений относительно перфекционизма (стремления добиваться совершенства во всем)и потребности в одобрении
Козел отпущения Делинквентное поведение Ролевые нарушения Импульсивность Химическая зависимость Сдерживание порывов через разговор о самом себе     Бихевиоральное заключение контракта на задержку вознаграждения Терапия для наркоманов (если есть)
Потерянный ребенок Социальная изоляция Застенчивость Ожирение Депрессия Обучение навыкам межличностного общения     Бихевиоралыюе заключение контракта на неподкрепление социальной изоляции   Упражнения, повышающие самооценку Когнитивное реструктурирование для положительной интерпретации опыта
Талисман Страх Шутовство Ипохондрия Гиперактивность Упражнения, повышающие самооценку   Упражнения на принятие ответственности Обучение уверенности в себе

Источник: «Adult Children of Alcoholics: A Counseling Model» by R. L. Crawford and A. Phyfer, 1988, Journal of College Student Development, 29, p. 110.

Многим студентам, прежде всего девушкам, в течение их пребывания в университете приходится иметь дело с сексуальными домогательствами и насилием включая инцест и изнасилование. Динамика различных сексуальных преступлений имеет ряд общих черт и различий. Общим знаменателем во многих случаях является злоупотребление алкоголем: 90% всех изнасилований в студенческих городках происходит в случаях, когда алкоголь употреблялся насильником, жертвой или ими обоими (Commission on Substance Abuse at College and Universities, 1994). В процессе восстановительной работы с жертвами изнасилования существует по крайней мере две стадии: 1) острая, которая характеризуется дезорганизацией; 2) длительная реорганизация, которая включает снятие боли от травмы и поддержку в восстановлении нормальной жизни (Burgess & Holstrom, 1974; Scrignar.'l 1984).

Расстройства пищевого поведения, особенно булимия и нервная анорексия – третья область, в которой университетские консультанты должны работать рука об руку с другим персоналом студенческих городков. В университетах существует большая потребность в работе с этими расстройствами, так как, по некоторым оценкам, до 65% женщин в течение первого года обучения демонстрируют «определенные поведенческие и психологические признаки нарушения питания» (Meyer & Russell, 1998, p. 166). Для того чтобы работа в этой области была возможна, расстройства пищевого поведения должны «рассматриваться в контексте процесса развития» (Sharkin, 1997, р. 275). Программы, выдвигающие на первый план в особенности расстройств поведения, связанного с приемом пищи, а также способы преодоления таких тенденций, до своего полного становления могут быть во многом полезны для просвещения тех, кому они предположительно предназначены. Более того, составление таких программ может дать их участникам источники, к которым они могут обращаться в случаях, если они или кто-либо из знакомых страдает булимией.

Профилактические меры, которые предпринимают университетские консультанты в сотрудничестве с работниками студенческих служб, занимаясь проблемами студентов, могут относиться к одному из трех уровней – третичному, вторичному и первичному. «Третичная профилактика близка к лечению и включает непосредственное обслуживание пострадавшего» (Roark, 1987, р. 369). Она включает поощрение рассказа об агрессии и помощь жертве в использовании доступных ресурсов. Вторичная профилактика направлена на проблемы, уже существующие в университетском городке (например, насилие), и нацелена на рост осознания среди потенциальных жертв и злоумышленников и проведение мер для прекращения известных злоупотреблений. Первичная профилактика нацелена на искоренение проблемы еще в зародыше. Она включает в себя изменение физического окружения, а также устранение причин проблем и организацию обучения, направленного на формирование осведомленности и изменение ценностей. Например, чтобы помочь студентам научиться управлять стрессом, может быть предложена программа, которая по первым буквам известна как BRIMS (breathing – дыхание, relaxing – релаксация, imagery – воображение, message – сообщение, signs – -сигнал) (Carrese, 1998). Эта программа представляет собой вариант когнитивного самогипноза, который помогает студентам расслабляться как физически, так и психически, с помощью направляемых себе позитивных сообщений и физических сигналов, которые помогают вспомнить конструктивные способы ощущения и видения ситуации. В процессе этого студенты «трансформируют негативные мысли в.конструктивную энергию, устанавливая контроль над ситуацией, которая вызывает ненужную тревогу» (р. 140).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...