Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи и обязанности консультантов

Часто школы пренебрегают физическим и социальным развитием детей, занимаясь исключительно интеллектуальным ростом (Thornburg, 1986). Консультирование и психологическое сопровождение школе средней ступени, подобно консультированию и сопровождению в начальной школе, пытается исправлять этот дисбаланс, сосредоточиваясь на гармоничном развитии ребенка. Подчеркивается холистический (целостный) характер подхода: консультант обращает внимание не только на рост и развитие, но также и на процесс перехода, связанный с расставанием с детством и вступлением в подростковый период (Schmidt, 1999). Вот основные направления работы консультантов (Campbell & Dahir, 1997):

· индивидуальная и групповая работа со школьниками;

· работа с учителями и администрацией;

· сотрудничество с образовательными агентствами, социальными службами и бизнесменами;

· сотрудничество с родителями в целях удовлетворения потребностей особых категорий детей.

Чтобы успешнее справляться со своими обязанностями, консультанты долж-: ны накапливать объем информации и программ определенными способами. Необходимая информация, согласно Торнбургу (Thornburg, 1986), включает знание общих характеристик развития средних школьников и специфических целей развития, которых должны достичь школьники. Кроме того, консультанты должны понимать особенности тех детей, с которыми они работают, и их возможности в отношении решения данной проблемы. Наконец, консультантам необходимо знать, как помочь учащимся принимать решения, чтобы учащиеся могли сами помогать себе в будущем.

Кроме того, в идеале роль консультанта в среднем звене включает обеспечение индивидуального консультирования, организацию групповой работы, налаживание систем взаимопомощи, предоставление экспертных консультаций учителям, проведение обследований учащихся, экспертные консультации для родителей и оценивание психологических услуг (Bonebrake& Borgers, 1984; Schmidt, 1999). На основании опроса руководителей и консультантов в штате Канзас Боунбрэйк и Борджерс (Bonebrake and Borgers) обнаружили, что участники не только соглашались с идеальной ролью консультанта среднего звена, но также проявили единодушие при определении наименее важных обязанностей консультанта. В их числе – выполнение административных функций, наблюдение за поведением в столовой и замещение учителей. Результаты обследования можно считать внушающими оптимизм, потому что они показывают тесное согласие между руководителями и консультантами относительно идеальных ролей. В конце концов, именно руководители обычно «определяют роль и обязанности консультанта в школе» (Ribak-Rosenthal, 1994, р. 158). Однако вне школы различные группы имеют разное представление относительно целей и приоритетов консультанта среднего школьного звена. Чтобы ослабить напряженность, которая может являться результатом расхождений оценок, Боунбрейк и Бордеро рекомендуют, чтобы консультанты документально оформляли свои функции и следовали «наглядно представляемой, четкой и тщательно продуманной программе» (Bonebrake & Borgers, 1984, p. 198). Кроме того, консультанты, работающие со средними классами школы, должны поддерживать постоянную связь с общественностью, информируя ее о своей деятельности. Гласность, равно как и доступность услуг, важна в работе консультантов среднего школьного звена не менее, чем в работе консультантов начальной школы (Ribak-Rosenthal, 1994).

Характер деятельности

Работа со школьниками средних классов направлена и на профилактику, и на коррекцию. Она подобна работе с учениками начальных классов, за исключением того, что консультанты должны преодолевать больше барьеров, если они действительно стремятся помочь формированию целостной личности.

Профилактика. Одной из наиболее перспективных профилактических программ для школьников средних классов является программа «Succeeding in School» («Успешность в школе») (Gerler & Anderson, 1986). Составленная в виде 50-минутных уроков, эта программа помогает детям стать более уверенными в себе, комфортно чувствовать себя в школе и взаимодействовать с учителями (Gerler, 1987). Это многосторонний подход, и направлен он на активное вовлечение детей в процесс обучения. План каждого урока сосредоточивается на просоциальной стороне личной и школьной жизни, например на идентификации с благополучными людьми, на достижении ощущения комфорта в школе, на установлении отношений сотрудничества со сверстниками и преподавателями и на постижении светлой стороны жизненных событий (Gerler, Drew & Mohr, 1990).

Дополнением к программе «Успешность в школе» являются сессии группового консультирования с младшими подростками (Morganett, 1990). Эти занятия посвящены развитию жизненных навыков. Поскольку упражнения для малых групп могут использоваться различными способами, консультанты среднего звена могут проявлять гибкость, помогая ученикам разобраться с болезненно переживаемыми проблемами, такими как гнев, печаль, стресс, развод родителей, переживание утрат, обретение уверенности в себе и дружба.

В дополнение к классным занятиям и работе в малых группах, консультант среднего школьного звена (подобно консультанту начальных классов) может использовать индивидуальное консультирование, консультирование через помощников и предоставление консультаций для предотвращения потенциальных проблем (Thompson & Rudolph, 1996). Другим типом превентивной работы является взаимовоспитаиие. Такая форма работы подразумевает, что более старшие школьники, например восьмиклассники, объединяются в пары с более младшими, например с шестиклассниками. Старшие школьники одновременно опекают и обучают младших школьников в процессе совместных мероприятий. Нолл (Noll, 1997) сообщает, что в программе разновозрастного воспитания, которую она разработала для школьников с проблемами в обучении с целью помочь младшим в усвоении социальных навыков, данная форма работы дала хорошие результаты. Младшие школьники сделали значительные шаги в своем социальном развитии, а старшие достигли увеличения «способности лучше относиться к родителям, повышения самооценки, усовершенствовали свои навыки улаживания конфликтов и развили организационные навыки» (р. 241).

Коррекция. Один из самых лучших способов проведения коррекционной работы со школьниками средних классов заключается в комбинировании ее с профилактическим подходом. Согласно Стамму и Ниссману (Stamm & Nissman, 1979), действия школьного консультанта среднего звена лучше всего рассматривать как деятельность в русле программы «Центра развития человека (Human Development CenterHDC), которая направлена на работу с впечатлительными людьми (ученики, преподаватели, родители и общество в целом)» (р. 52). Стамм и Ниссман (Stamm & Nissman, 1979) рекомендуют развивать взаимопонимание с работающими по этой программе людьми и координировать работу служб консультирования и психологического сопровождения в средних классах школы со всеми остальными участниками, чтобы добиться максимальной возможной продуктивности программы. Стамм и Ниссман описывают восемь направлений предоставления услуг, которые, по их мнению, необходимо реализовать для организации всесторонней программы консультирования и психологической работы в среднем звене школы (см. рис. 15.2).

Все блоки предоставляемых услуг связаны между собой. Однако школьный консультант не может выполнять все рекомендуемые функции в одиночку, поэтому он должен делегировать часть ответственности и обращаться за помощью к школьному персоналу, родителям и добровольным общественным помощникам. Помимо непосредственного предоставления услуг, в обязанности консультанта входит посильная координация деятельности служб.

 

Обновление информации по профессиям и по доступным возможностям получения услуг

 

Рис. 15.2. Области, представляющие интерес для программ консультирования и психологической работы в среднем звене

Источник: Improving middle school guidance (p. 54), by M.L. Stamm and BS M {1979) Bt Ali & B proving middle school guidance (p. 54), by M.L B.S. Mssman, {1979). Boston: Aliyn & Bacon.

Блок коммуникативных услуг в первую очередь включает связи с широкой публикой. Он является средством распространения взглядов консультанта и обладает первостепенным значением для информирования общественности о работе, проводимой в рамках программы школьного консультирования. Блок учебной деятельности, с другой стороны, концентрируется на подборе вспомогательных курсов и на корректировке учебных программ. Консультант должен помогать учителям «психологизировать» учебный план, чтобы школьники учились разбираться в важных жизненных проблемах, таких как отношения со сверстниками и жизненные ценности (Веапе, 1986). Если учебная программа не соответствует возрасту детей, они часто переключают свою энергию на непроизводительные действия. Блок диагностических услуг обеспечивает услуги тестирования и оценки и часто связан с блоком карьерных ресурсов, который фокусируется на будущих целях учеников и выборе профессии.

Блок консультационных услуг и кризисный центр также тесно связаны между собой. Услуги консультирования предоставляются индивидуально, с привлечением помощников консультанта и на групповом уровне, как в учебное время, так и после занятий. Иногда активность консультанта нацелена на инициацию самоконсультирования, которое происходит, «когда люди (в том числе ученики средних классов школы) мыслят в соответствии с тем, во что они верят, затем реагируют на свои мысли разумными эмоциональными реакциями и разумными физическими действиями» (Maultsby, 1986, р. 207). Рациональное самоконсультирование – это один из экспериментально обоснованных способов обучения школьников самостоятельно помогать себе эффективно справляться с эмоциями. В других случаях помощники консультанта помогают школьникам налаживать отношения и больше узнавать об окружающем мире и школьной деятельности (Bowman, 1986; Sprinthall, Hall & Gerler, 1992).

В модели Стамма и Ниссмана (Stamm and Nissman, 1979) предусмотрен также специально назначаемый на целый день кризисный дежурный. Этот человек занимается экстренными делами и с помощью консультанта находит соответствующие способы помощи тем детям, которые внезапно оказались в неблагоприятной ситуации. У отдельных школьников кризис или дистресс могут быть связаны с потерями, с внешним или внутренним давлением, которые приводят к действию назло или к замыканию в себе. На уровне группы кризис и результат дистресса могут быть следствием «случаев травмирующих воздействий, с которыми сталкиваются многие школьники, таких как убийство, самоубийство, случайная гибель или тяжелая авария» (Lokhart & Keys, 1998, p. 4). (Важно, чтобы консультанты начальной и старшей школы в своих программах школьного консультирования также предусматривали кризисный план и кризисного дежурного.)

Блок контактов с общественностью фокусируется на работе с родителями и другими заинтересованными людьми, на установлении связи между школой и другими агентствами. Блок профессионального роста обеспечивает программы для школьного персонала и для парапрофессионалов. Эта задача очень важна для успешной работы консультанта. Чтобы позитивно воздействовать на общую школьную среду, консультанты средних классов школы должны помогать «учителям развивать умения, способствующие расширению "я-концепции" и повышению самооценки учеников» (Веапе, 1986, р. 192).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...