Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи и обязанности консультантов

Первоначально работа студенческих служб в колледжах и университетах ограничивалась оказанием помощи первокурсникам в приспособлении к жизни университетского городка (Williamson, 1961). Эта задача по-прежнему остается актуальной, но теперь круг деятельности студенческих служб включает также заботу о возвращающихся в колледжи и университеты взрослых студентах и охватывает множество других аспектов жизни студенческого сообщества, таких как работа со студентами, принадлежащими к культурным меньшинствам, и студентами, испытывающими трудности в учебе (Boesch & Cimbolic, 1994; Lynch & Gussel, 1996; Tate & Schwartz, 1993). Для людей, которые в качестве профессии выбирают работу в студенческих службах, характерно гуманное качество: они пытаются максимизировать, персонализировать и индивидуализировать высшее образование, помогая студентам наиболее полно использовать возможности, предоставляемые окружением, для собственного развития. Побочным, но важным следствием этого процесса является то, что студенты легче и успешнее осуществляют переход от «обычной» жизни к студенческой и обратно (Berdie, 1966; Brown, 1986; Kuh, 1996). Таким образом, персонал студенческих служб является интегратором, который облегчает достижение целей, поставленных перед студентами, колледжем или университетом (Garland, 1985).

В учебном процессе существуют периоды (начальная ориентация, промежуточные экзамены и окончание семестра), когда нагрузка на работников студенческих служб резко увеличивается (Houston, 1971). Несмотря на то что некоторые проблемы (например, вопросы здоровья, тревожность, депрессия) универсальны, присущи всем студентам, независимо от возраста или стадии развития, существуют также проблемы, связанные непосредственно с конкретными группами студентов. Например, первокурсники могут особенно нуждаться в помощи в течение первых нескольких месяцев пребывания в колледже. Окончание высшего учебного заведения связано у выпускников с утратой идентичности, требует переоценки и определения новых целей, что часто нехарактерно для абитуриентов перед их зачислением (Hayes, 1981). Кроме того, первокурсники университетов сталкиваются с проблемами эффективного использования времени, выбора учебных предметов, сдачи экзаменов и решения одновременно возникающих финансовых, семейных й личных вопросов (Carrese, 1998). «Среди наиболее часто упоминаемых кризисов, характерных для студентов первого года обучения, выделяются трудности социальной адаптации, проявляющиеся в чувстве тоски по дому и в ощущении одиночества» (Gerdes & Mallinckrodt, 1994, p. 281). Нередко душевные страдания вызываются разрывом сформированной системы дружеских отношений и новыми стрессами (Ponzetti & Cate, 1988).

Другая уникальная проблема – это движение землячеств. Система конкуренции студенческих братств и землячеств, захватывающая многих студентов и дающая им возможность для самореализации, может одновременно стать причиной депрессии среди тех студентов, которые остались в стороне. Оказывая студентам помощь в подобных случаях, персонал студенческих служб должен проявлять чуткость к индивидуальным потребностям, предлагать поддержку и пытаться помочь отвергнутым студентам найти подходящую группу для самореализации (Atlas & Morier, 1994).

Говоря о проблеме переходного периода, можно отметить исследования Грайтса (Grites, 1979). Он обнаружил, что 12 из 43 пунктов Шкалы оценки социальной адаптации (Hoirnes & Rahe, 1967) фактически применимы исключительно для характеристики приспособления первокурсников к их новому окружению. Если эти факторы перевести в «единицы измерения жизненных изменений», общий показатель составляет 250, что авторы этой методики относят к категории «умеренного жизненного кризиса». В целом представители этой категории на 51% больше подвержены опасности ухудшения здоровья, чем те, чей показатель составляет 150 или ниже.

Далее Грайте отмечает, что, если студенты-первокурсники столкнутся еще и с дополнительными переменами за пределами колледжа или университета (например, со смертью члена семьи или друга), они, по всей вероятности, перейдут в состояние «глубокого жизненного кризиса», несущего в себе еще большую опасность для здоровья. Поэтому во многих колледжах и университетах теперь имеются специальные штатные сотрудники студенческой службы, работающие с каждым вновь поступившим, чтобы облегчить адаптацию первокурсников и способствовать их положительному индивидуальному развитию, а также формированию ощущения причастности к сообществу (Loxley & Whiteley, 1986; Whiteley, 1982).

Несмотря на такие профилактические усилия, приблизительно 10% от всего числа студентов сталкиваются в течение своего пребывания в университете с эмоциональными трудностями, достаточно серьезными, чтобы повлиять на академическую успеваемость (Mathiasen, 1984). Кроме того, стресс, сопутствующий сдаче экзаменов или поступлению в профессиональную школу, способствует увеличению числа случаев глубокой депрессии среди студентов (Clay, Anderson & Dixon, 1993). Студенты могут испытывать столь сильные эмоциональные, социальные или связанные с учебой проблемы, что, если вовремя не предложить соответствующего вмешательства (например, путем обучения приемлемым способам выражения агрессии или управлению стрессом), они могут выбыть из учебного заведения. От 40 до 60% студентов, приступающих к четырехгодичному обучению, не доходят до конца обучения (Brown, 1986; Gerdes & Mallinckrodt, 1994). Возможны даже более трагические исходы, Ежегодно примерно 6 из 100 000 студентов университетов в США кончают жизнь самоубийством (Chisolm, 1998).

Под контролем студенческих служб находятся некоторые из наиболее существенных факторов, характеризующих пребывание в учебном заведении и способствующих поддержанию психического здоровья (Polansky, Horan & Hanish, 1993). Чтобы помочь студентам сделать время своего пребывания в высшем учебном заведении наиболее успешным и продуктивным, профессиональные студенческие службы предлагают как индивидуальные, так и общие для всего студенческого городка программы помощи. Цель таких всесторонних программ состоит в том, чтобы оказать положительное воздействие на студентов, помочь им идентифицировать свои проблемы и задачи, наметив точки наиболее эффективных воздействий. Деятельность персонала студенческих служб направлена на то, чтобы помочь студентам настроиться на многочисленные проблемы, которые стоят перед ними, и конструктивно разрешать эти проблемы по мере возникновения (Creamer & Associates, 1990; Deegan & O'Banion, 1989). Например, студенты должны достичь определенной формы независимости от своих родителей и семей в процессе становления своей собственной идентичности через индивидуализацию. Существует корреляция между адаптацией студентов к колледжу и привязанностью к родителям (Rice & Whaley, 1994). «Исследование показало, что студенты колледжа выигрывают: а) от безопасной привязанности к родителям, когда имеется взаимное доверие, общение и почти нет конфликтов или отчуждения; б) от отношений с родителями, когда их независимость и индивидуальность замечается, признается и поддерживается» (Quintana & Kerr, 1993, p. 349). Помогая студентам конструктивно решить проблему отделения/поддержания отношений с семьей, персонал студенческих служб способствует улучшению общей адаптации студентов и повышению их достижений в колледже и вне его.

Характер деятельности

Деятельность работников студенческих служб связана со спецификой избранного ими направления: администрация, развитие или консультирование. «В основе административной модели... лежит предпосылка, что студенческие службы по роду своих занятий в системе высшего образования являются административной, вспомогательной структурой, которая выполняет различные функции по облегчению адаптации и развитию студентов» (Ambler, 1989, р. 247). Примеры таких функций – прием в учебное заведение, ведение документации, обеспечение питания, мероприятий здравоохранения, финансовой помощи. В модели развития основное внимание уделяется образованию (например, помощи студентам в выработке навыков принятия решений), осуществляемому путем проведения семинаров по развитию навыков руководства; также внимание уделяется поддержанию роста самостоятельности в деятельности студенческих городков. Наконец, модель консультирования подчеркивает важность социального и эмоционального развития в решении межличностных и профессиональных задач и включает проведение глубинных личностных семинаров на интересующие темы (личные отношения, карьера, стресс) (Forrest, 1989).

Не все сотрудники студенческих служб придерживаются данных моделей и не '. все действия студенческих служб проводятся профессионалами. Последний национальный обзор выявил, что 72% всех подразделений студенческих служб колледжей и университетов для осуществления своих функций используют непрофессиональных помощников из числа студентов (Winston & Ender, 1988). Эти парапрофессио- I налы – «студенты старших курсов, специально отобранные и обученные для того, чтобы предлагать услуги или программы своим товарищам. Эти услуги специально предназначены, чтобы помочь студентам в адаптации, в удовлетворении своих потребностей и/или поддержании стабильного положения» (р. 466). Парапрофессионалы из числа студентов часто используются в программах работы в студенческих общежитиях и программах ориентации; кроме того, они работают на телефонах доверия, в студенческих судах, в службах академической и финансовой помощи, в международных студенческих программах и в студенческом движении.

Вовлекая студентов-парапрофессионалов в участие в структурированных программах, работники студенческих служб прямо и косвенно предоставляют им возможности проявить свои лидерские качества, улучшить качество жизни университетского городка и решить неотложные задачи. Более 600 американских колледжей и университетов (и это количество постоянно возрастает) предоставляют студентам ту или иную форму практики формального лидерства (Freeman, Knott & Schwartz; Gregory & Britt, 1987). Однако, прежде чем любая такая деятельность станет эффективной, должны быть усвоены определенные основные убеждения и принципы, пройдены необходимые темы учебного плана (Roberts & Ullom, 1989). Профессионалы по работе со студентами становятся все более заинтересованными в улучшении своих руководящих способностей, а также тратят немало времени и усилий для того, чтобы помогать студентам в развитии этих способностей (McDade, 1989). Такая двойная направленность помогает учебным заведениям проявлять больше инициативы и способствовать укреплению чувства причастности к сообществу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...