Послеоперационный уход
Перевязочные сестры или стоматерапевты осуществляют наблюдение за сто-мой после операции. Нужно регулярно осматривать стому, чтобы оценить ее цвет и обеспечить целостность линии шва между стомой и кожей. Красный цвет кишки означает ее жизнеспособность, кишка с нарушенным кровообращением выглядит темной. Сразу же после операции через стому начинает выделяться слизь — в течение первых 24—48 ч серознокровянистая. По мере того, как возвращается функция кишечника, из кишечника (через стому) начнут выделяться газы. При всех стомах фекальное отделяемое вначале жидкое. В зависимости от локализации стомы изменяется характер отделяемого (могут наблюдаться признаки нарушения водного баланса, раздражение кожи, см. таблицу). Важный компонент ухода за стомой — защита кожи. Фекальное отделяемое может очень сильно раздражать кожу вокруг стомы. Фирма «КонваТек», являющаяся одним из мировых лидеров в области производства изделий для стомированных больных (пациентов с илео-, коло- и уростомами), выпускает специальные липкие пластины (рис. 2. 17, цветня вкладка), изготовленные из нераздражающих кожу компонентов. Она держится на теле пациента до 7 дней, при наложении легко разглаживается, не образуя изгибов, представляет собой как бы «вторую кожу». К этой пластине надежно прикрепляется сборный мешочек, предотвращая таким образом вытекание содержимого. Кроме того, кожа вокруг колостомы обрабатывается лекарственными средствами (по назначению врача), которые не только защищают ее от соприкосновения с фекалиями, но и оказывают противовоспалительное действие. Так, Стомагезив-паста («КонваТек») является дополнительным средством защиты и лечения кожи, а также улучшает прилипание пластины к телу (см. цветную вкладку).
В послеоперационном периоде в лечебном учреждении проводится: • подбор соответствующих средств ухода за стомой в домашних условиях; • информирование пациента и его родственников о том, где и как они будут получать или приобретать изделия (пластины., сборные мешочки., пасту}; • обеспечение современными средствами ухода за стомой (в период пребывания в стационаре); •наблюдение стомированного пациента (состояние кожи, стомы и т. д. ); • регистрация пациента в стомакабинете для дальнейшего регулярного наблю Подбор средств ухода за стомой. Выбор калоприемника, обучение обращению с конкретным видом калоприем-ника проводит сестра (стоматерапевт). Она же дает рекомендации по использованию в будущем других видов калоприемников. Калоприемники бывают различного устройства: мешочки — прозрачные и матовые, однократного и многократного использования. На цветной вкладке представлены различные виды калоприемников и их характеристики. Хорошо подобранный калоприемник защищает кожу, в нем помещаются испражнения, он соответствует изгибам тела, позволяет без помех наклоняться, незаметен и не пропускает запаха.
Запомните! Выбор подходящего для конкретного пациента калоприемника — решающий компонент для реабилитации. Прежде чем обучать пациента уходу за стомой и применению калоприемника, нужно учесть, что он нуждается в помощи для психологической адаптации к новому образу тела. Эту помощь может оказать и специально подготовленная сестра, но в некоторых случаях требуется помощь психотерапевта. Большинство людей (не только пациентов, но и их близких) не хотят сразу же смотреть на стому. Ни в коем случае не следует их принуждать. Нужно очень де-.. ликатно способствовать тому, чтобы они посмотрели на нее тогда, когда проявят интерес.
При подборе средств ухода за стомой нужно учитывать: • прогноз пациента, то есть его врачебный диагноз и степень радикальности операции; • конституцию пациента, так как форма, общий размер изделия должен соответствовать контурам тела; •локализацию стомы, ее размер и форму: вид, размер изделия должны выбираться индивидуально (одно- или двухкомпонентные изделия), стартовые или готовые отверстия, различные типы пластин; • характер отделяемого из стомы: в зависимости от этого выбирают дрениру •социальную адаптированность пациента, в том числе возраст и интеллект (например, для пожилого пациента с тремором рук главный критерий выбора изделия — простота его использования); •физические возможности пациента, ловкость рук: при наличии у него выраженных физических недостатков (артрит, гемиплегия) нужны изделия с готовыми отверстиями; • стиль жизни: имеется широкий ассортимент изделий для разных случаев. Не Обучение пациента уходу за стомой Осуществляя уход за стомой, нужно оценить готовность пациента к периоду обучения. Необходимо и словами, и мимикой выражать пациенту сопереживание по поводу его нынешнего состояния. Планируя содержание обучения, предусмотрите все проблемы, связанные с удовлетворением различных фундаментальных потребностей: • нормально выделять продукты жизнедеятельности; • адекватно питаться; • обеспечивать безопасность в повседневной жизни; • чувствовать поддержку семьи и друзей; • чувствовать поддержку при освоении навыков ухода за стомой; • быть психологически адаптированным к стоме; • иметь возможность удовлетворить все другие потребности. Нужно обучить пациента этапам смены калоприемника и обязательно дать ему письменные инструкции перед выпиской из стационара. Обычно требуется 3—4 «урока». Во время первого «урока» пациент наблюдает за этапами процедуры, которые выполняет сестра. Она сообщает ему, что стома «не чувствует» прикосновения и что красный цвет свидетельствует о ее хорошем состоянии. Нужно ответить на все вопросы, интересующие пациента (если вопросы находятся в рамках сестринской компетенции).
На втором «уроке» пациент помогает подготовить калоприемник, очистить кожу и установить чистый калоприемник в центре вокруг стомы. На третье «уроке» он уже меняет калоприемник под наблюдением сестры. Некоторым пациентам может понадобиться больше практики, в этом случае планируют больше занятий. Перед выпиской пациенту необходимо иметь запас мешочков и липких пластин.
Запомните! На основании Постановления Правительства РФ № 890 от 30. 06. 94 г. стомированные пациенты имеют право на получение калоприем-ников и пластин к ним бесплатно. В Москве приказом Комитета Здравоохранения открыт кабинет реабилитационной помощи стомированным пациентам (тел. (095)299-94-01). Работает также Ассоциация стомированных больных. Частота смены зависит от того, каким типом капоприемника пользуется пациент. Так, однокомпонентный адгезивный калоприемник (см. цветную вкладку) нужно менять, когда уровень содержимого доходит до половины, или когда пациент начинает ощущать неудобство от мешка. Не следует менять калоприемник без реальной необходимости, поскольку это может привести к раздражению и повреждению кожи. При использовании двухкомпонентной системы клеящуюся пластину оставляют на 3—4 дня, а закрывающийся или дренируемый мешочек меняют тогда, когда. удобно. Калоприемник лучше всего менять в ванной комнате, но надо научиться делать это и в туалете, так как это наиболее приемлемое место вне дома. Все необходимые для ухода за стомой предметы нужно хранить вместе в емкости с крышкой и в готовом для использования виде. Для замены капоприемника необходимы: • новый калоприемник (соответствующего типа и размера); • мерка (трафарет) для проверки того, не изменился ли размер стомы (такую мерку дает сестра по уходу за стомами);
•дополнительные материалы, которыми пользуется пациент (например, паста Стомагезив, эпилятор, фен, дезодорант и т. п. ); •бумажные полотенца и салфетки, мягкая губка, мыло, ножницы, пластыри; • бумажный мешок, пластиковый пакет или газета (для использованного калоп-риемника); • небольшие ножницы (предпочтительно с одним закругленным и другим острым концами); •запасной зажим (для дренируемых калоприемников); • маленькое зеркальце. Желательно иметь второй такой же набор, но в меньшем объеме и количестве компонентов, который можно брать с собой в небольшой сумке, выходя из дома.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|