Ресурсы пространственных данных.
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Государственный контракт №120/1Д от 08 августа 2011 г на НИР по теме: «Разработка системного проекта создания Шифр НИР: «Инфраструктура» «Научно-технический отчет с материалами системного проекта ИПД РФ»
Москва 2011 г.
|
Список исполнителей
ФГУП «Госцентр «Природа», директор НТК, к.т.н. | С.А.Ефимов | |
ФГУП «ПКО «Картография», юрисконсульт | В.З.Усатин | |
ФГУП «Госцентр «Природа», ученый секретарь, начальник СНТИ, к.т.н. | Е.А.Бровко | |
ФГУП «Госцентр «Природа», ведущий научный сотрудник, к.т.н. | А.Е.Алтынов | |
ФГУП «Госцентр «Природа», старший научный сотрудник | А.А.Гаранин | |
ФГУП «Госцентр «Природа», инженер второй категории | Е.М. Мельникова | |
МАТИ Кафедра Космический мониторинг, заместитель заведующего кафедры, к.т.н. | Н.И.Сердюк | |
8. | ФГУП «Уралгеоинформ» Генеральный директор, к.т.н. | С.В.Серебряков |
ФГУП «Уралгеоинформ» системный аналитик | П.В.Цереня | |
ФКЦ «Земля» ведущий руководитель проекта, к.т.н. | В.Л. Глезер | |
Институт географии РАН, ведущий научный отрудник, к.г.н. | А.В.Кошкарев |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 5
I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 6
1. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИПД.. 6
1.1. Общий подход к формированию инфраструктур пространственных данных в зарубежных странах 7
1.2. Реализация ИПД в Европейском Сообществе. 10
1.3. Оценка состояния работ по стандартизации пространственных данных на международном уровне 15
1.4. Выводы по разделу. 33
2. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИПД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 35
|
|
2.1. Задачи и проблемы реализации Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. 35
2.2. Анализ состава пространственных данных, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и порядков предоставления доступа к ним.. 51
2.3. Анализ существующей системы сбора, обновления, хранения пространственной информации при выполнении картографических работ. 79
2.4. Анализ опыта создания региональных и локальных инфраструктур пространственных данных в Российской Федерации. 90
2.5. Оценка работ по техническому регулированию в сфере ИПД РФ.. 104
2.6. Выводы по разделу. 106
Библиография. 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНАЛИЗ ПЕРЕЧНЕЙ БПД.. 111
II. РАЗРАБОТКА СИСТЕМНОГО ПРОЕКТА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 128
Реферативный отчет. 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 133
СИСТЕМНЫЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 1
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3
1.1. Область применения. 3
1.2. Термины, определения и обозначения. 6
1.3. Цели и задачи. 9
1.4. Порядок пересмотра и корректировки настоящего Системного проекта. 11
2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИПД РФ... 12
2.1. Основные принципы формирования взаимосвязанных компонентов ИПД РФ.. 12
2.2. Общее описание модели и состава основных компонентов ИПД РФ.. 15
2.3. Деятельность в ИПД РФ. Организационно-функциональная модель. 18
2.4. Модель информационного обеспечения. 25
2.5. Единое правовое пространство ИПД РФ. Программа подготовки нормативной базы.. 64
2.6. Управление созданием и развитием ИПД РФ.. 83
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ 86
3.1. Общие положения технической архитектуры ИПД РФ.. 86
3.2. Информационно-технологическая платформа. 94
3.3. Пространственные данные и их метаданные. Форматы.. 96
3.4. Сервисы.. 101
3.5. Информационная безопасность. 107
|
|
Нормативные источники. 121
Список таблиц и иллюстраций. 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тематический перечень сведений, подлежащих обязательному предоставлению при создании и развитии инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Программа разработки нормативной правовой и нормативно-технической базы 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Сводная программа мероприятий по разделам и этапам реализации. 132
Приложение к Отчетному материалу – Форма № 1 (на7-ми стр.)
Свойства (метаданные) электронного документа
Атрибут | Значение атрибута | |
Название документа | Отчет о НИР | |
Тема | Разработка системного проекта создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации | |
Контракт № | 120/1Д от «8» августа 2011 года | |
Заказчик | Росреестр | |
Исполнитель | ФГУП "Госцентр "ПРИРОДА" | |
Автор | Авторский коллектив | |
Правообладатель | Росреестр от имени Российской Федерации | |
Комментарий | ||
Имя файла | Отчет_окончательный_v1 Системный проект ИПД | |
Ключевые слова | Системный проект, Инфраструктура пространственных данных, ИПД, Анализ, Модель, Архитектура, Правовые акты, Стандарты, Пространственные данные, Метаданные, Геопортал, Сервисы, Программа реализации, План. | |
Защита файла | ||
Объем документа: | ||
Размер файла | 5371 Kb | |
Количество страниц | ||
Количество знаков | без пробелов: 520110; c пробелами: 587165 | |
ВВЕДЕНИЕ
Разработка системного проекта создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (далее – ИПД РФ) является основной целью НИР, выполняемой в рамках Государственный контракт №120/1Д от 08 августа 2011 г
Порядок выполнения и приемки работы соответствует требованиям ГОСТ 101-98 (принят постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.09.1999 № 286-ст) и ГОСТ 15.101-98.
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи.
· разработаны предложения по структуре информационных ресурсов ИПД РФ, методам создания, ведения и администрирования среды информационного обмена ИПД РФ (обеспечение безопасности и устойчивости функционирования информационных систем и технологий, а также защиты информационных ресурсов);
|
|
· создана нормативная база ИПД РФ, содержащая перечень (включая описания предметов регулирования) нормативные правовые и нормативно-технические акты, обеспечивающие формирование и использование ИПД РФ;
· разработан порядок создания и ведения единой нормативной правовой, нормативно-технической и методической основы создания, накопления, обработки, хранения, защиты и распространения государственных информационных ресурсов, используемых в рамках ИПД РФ;
· определены функциональные задачи участников создания и ведения информационных ресурсов ИПД РФ;
· определены параметры опытного образца информационно-коммуникационной системы ИПД РФ и перечень мероприятий по его разработке и внедрению.
I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИПД
Началом к широкому внедрению инфраструктур пространственных данных в национальные и региональные экономики послужила Конференция ООН по проблемам окружающей среды и устойчивому развитию (РиодеЖанейро, 1992 год). На этой конференции была принята резолюция (Agenda 21), призвавшая участников организации сосредоточиться на борьбе с вредными воздействиями на окружающую среду и предложившая ряд мер по предотвращению вырубок леса, загрязнений, истощения рыбных запасов, по контролю за токсичными выбросами и т.п. Важность географической информации для процессов принятия решений и решения этих проблем на национальном, региональном и глобальные уровне была подчеркнута участниками той конференции, а также на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1997 г., на которой был проанализирован ход выполнения резолюции Agenda 21.
В 2003 г. на мировом саммите по устойчивому региональному развитию (Йоханнесбург, ЮАР) были наглядно продемонстрированы возможности и преимущества интерактивного использования цифровых пространственных данных для обеспечения социально-экономического прогресса и защиты окружающей среды.
Официальный сайт ООН (http://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=39166&Cr=telecom&Cr1) сообщил, что 27 июля 2011 г. комитет по экономике и социальным вопросам ООН (ECOSOC) учредил новую межправительственную структуру «Комитет ООН по управлению глобальной геоинформацией» (UN Committee on Global Geospatial Information Management). Этот комитет объединит правительственных экспертов со всех стран-участников ООН и экспертов международных организаций в качестве наблюдателей. Решение отражает намерение ECOSOC продвигать использование геоинформации для устойчивого развития государств.
|
|
В решении ECOSOC о создании комитета отмечается, что оно обусловлено быстрым развитием за последнее десятилетие новых технологий, которые глубоко трансформировали возможности и доступность пространственных данных. Изображения, получаемые со спутников, административные геокодированные данные, информационные системы с данными о местоположении пространственных объектов существенно усилили роль пространственных данных. Интернет и другие системы дают многочисленным пользователям доступ к геоинформации для использования во многих целях – от контроля и навигации транспортных средств с использованием глобальных навигационных спутниковых систем, до обращения с мобильных телефонов для получения помощи полиции или пожарных. Интернет сегодня позволяет каждому желающему с высокой детальностью рассмотреть любую часть поверхности планеты.
Как мир наилучшим образом должен использовать новые возможности? Какие их ограничения и потенциал? Какова наилучшая практика управления пространственными данными на национальных и глобальном уровнях? Кто обладает правами на информацию, собираемую дистанционно новыми технологиями? Всё это – вопросы нового комитета. Предполагается, что он будет собираться, по крайней мере, один раз в год и будет подотчетен непосредственно ECOSOC. Комитет должен содействовать использованию «полного потенциала пространственной информации и соответствующих технологий» и разработать «эффективные стратегии усиления национальных возможностей, особенно в развивающихся странах». Комитет получил полномочия «компиляции и распространения передовых методов и опыта национальных, региональных и международных органов по геопространственной информации, касающихся правовых инструментов, моделей управления и технических стандартов, тем самым способствуя созданию инфраструктур пространственных данных».
Таким образом, значимость инфраструктур пространственных данных для успешного и устойчивого развития экономик признана на мировом уровне, в том числе и ООН.
1.1. Общий подход к формированию инфраструктур пространственных данных в зарубежных странах
|
|
В последние годы все более привлекательной становится идея создания общемировой Инфраструктуры пространственных данных (ИПД, англ. SDI – Spatial Data Infrastructure), путь к которой – объединение самих информационных ресурсов и метаданных («информации об информации») в форме ГИС-портала, обеспечивающего доступ к наборам и источникам пространственных данных. В США подобные работы начались еще в конце 20 века, и сейчас прототипы создаваемой национальной ИПД США (NSDI – National Spatial Data Infrastructure) могут служить наглядным примером того, к чему возможно стремиться.
Для всех компонентов государственных ИПД формируются национальные стандарты, основанные на международных. Примерами таких ИПД и их действующих прототипов могут служить также национальные ИПД Канады, Испании, Нидерландов, Германии, Австралии, Франции, Литвы и других стран. Наиболее активно развиваются государственные ИПД стран Европейского союза в рамках программы INSPIRE (Infrastructure for Spatial Information in Europe).
Во всех национальных ИПД пространственные данные собирают в наборы базовых пространственных данных (БПД), состав которых закреплен в национальной нормативной документации. БПД определены как разрешенные к открытому опубликованию цифровые данные о наиболее используемых пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и служащих основой позиционирования других пространственных объектов.
Уровни БПД
Как правило, БПД представляют собой общенациональный набор данных с полным пространственным охватом территории страны (а возможно, и прибрежных акваторий). Разномасштабность данных и их разнодетальность обусловлены как существом данных, так и требованиями к ним со стороны сообщества пользователей, а также возможностями их сбора и обработки в обозримые сроки и с разумными затратами. Например, в составе ИПД Канады CGDI выделяются три уровня — национальный, региональный и местный, в ИПД Швейцарии также выделяются три уровня: Содружества в целом, кантонов и коммун, что в более общей терминологии соответствует национальному, региональному и местному уровням. Концепция ИПД США NSDI декларирует единый и единственный уровень БПД, однако механизм ее реализации, основанный на партнерстве структур всех уровней в рамках реализации проектов штатов и локальных проектов, фактически образуют пространственно дискретный фрагментарный набор разномасштабных и разнодетальных данных, которые на уровне регионов и более мелких территориальных образований с неизбежностью воспроизводят детализированные подобия общей национальной БПД.
Механизм обновления
Диапазон частоты обновления пространственных данных чрезвычайно широк: от ежедневного обновления до десяти или более лет. С точки зрения механизма (механизмов) и режима (режимов) актуализации БПД их можно разделить на три категории:
1. Практически не обновляемые и не нуждающиеся в обновлении: цифровые модели рельефа, некоторые изменения, в версиях которых могут быть связаны лишь с уточнением модели, например, с устранением грубых погрешностей.
2. Обновляемые нерегулярно, по мере необходимости или с «традиционной» периодичностью (с частотой 1–10 лет и более): ортоизображения, гидрографическая сеть.
3. Обновляемые постоянно и непрерывно — большая (практически вся остальная) часть БПД.
Частота обновления может достигать суток – с такой периодичностью обновляются данные о геодезической основе США. Диапазон в пределах от месяца до полугода характерен для интегральных данных о топографических объектах и кадастровых данных.
Состав БПД
Число наборов (слоев) данных в составе национальных БПД не превышает одиннадцати. Среднее число слоев – семь-восемь. Отсутствие какого-либо набора данных в составе БПД не всегда означает, что такого рода продукт не создается и не поддерживается вовсе: он только не входит в число официально объявленных базовыми и формируется вне БПД.
Ранжирование мотивов отнесения пространственных данных к базовым примерно таково:
1) всеобщая востребованность;
2) наличие готовых данных, на основе которых возможно в обозримое время и с минимальными затратами наладить их производство и поддержку актуальности;
3) наличие производственных структур и отлаженных современных технологий их производства.
Помимо «стандартного» набора БПД ряд программных документов национальных ИПД определяет достаточно специфические слои, такие как границы особо охраняемых природных объектов и др. Например, циркуляром А-16 Бюджетного комитета США, принятом в 2002 г. и определяющим перспективы работ над ИПД США, помимо базовых, выделено еще 26 групп данных: климат, социально-демографическая статистика, биологические ресурсы и т. п., а европейской директивой INSPIRE установлены 34 «темы» БПД, объединенных в три группы (соответственно 9, 4 и 21 «тем», из которых первые 2 группы можно отнести к «наиболее базовым») в соответствии с этапностью их создания. Ряд БПД США с течением времени лишился статуса БПД, например, «ЦМР суши», поскольку этот национальный набор данных считается полностью готовым и не требующим обновления в обозримом будущем, а в разряд БПД попала ЦМР океанского дна. Возможен вариант, когда конкретный набор БПД после его формирования поэтапно замещается одноименным более детальным продуктом (версией, или уровнем продукта), т. е., либо производится в виде нового продукта с более высоким пространственным разрешением (ортоизображения) или с более мелким шагом сетки ЦМР.
Структура данных одноименных слоев в разных БПД существенно различна. Различен и их объем. Так, объемы БД географических названий США и Канады составляют 2 млн. и 330 тыс. записей, соответственно. В то же время аналогичная БД Великобритании, несравнимой по площади с Канадой, содержит тоже примерно столько же наименований географических объектов (250 тыс.)
Общее состояние работ
Наборы данных, соответствующие избранным объектам топографических карт, как правило, в диапазоне масштабов 1:1000–1:50 000, существуют в 23 странах более чем в 25 странах. Их общий список, необязательно включаемый полностью в состав БПД каждой из национальных ИПД, содержит:
· автомобильные дороги,
· административные границы,
· железные дороги,
· водоемы,
· водотоки,
· береговую линию,
· географические названия,
· горизонтали рельефа суши,
· единицы административно-территориального деления,
· здания,
· реперы геодезических и нивелирных сетей,
· районы новостроек,
· земельные участки,
· транспортные развязки (узлы),
· почтовые адреса.
Подготовка данных земельного кадастра, как правило, в виде данных о земельных участках, завершена также более чем в 25 странах. В целом для 68% готовых наборов существует система их мониторинга и перманентного обновления. Цифровые модели рельефа имеют 26 стран. Их преимущественное разрешение составляет 20–50 м. Слой ортоизображений создается в 27 странах, причем в большинстве из них он сформировал полностью, покрывая всю территорию страны с разрешением, превышающим 0,5 м. Основой их источник — аэросъемка, используются также материалы дистанционного зондирования Земли из космоса в различных частях диапазона электромагнитных волн.
Таблица 1.
Сравнительный анализ базовых пространственных данных в ряде стран мира
Большинство БПД четырех проанализированных типов производятся национальными топографо-картографическими (в ряде стран и земельно-кадастровыми) службами, и только 8% — иными организациями. В рамках программы EuroSpec разрабатываются единая спецификация, направленная на унификацию подходов к их созданию, составу, моделям и форматам данных, процедурам их модификации и обновления.
1.2. Реализация ИПД в Европейском Сообществе
Директива 2007/2/ЕС Европейского парламента и Совета Европы от 14 марта 2007г. по созданию инфраструктуры пространственной информации Европейского Союза (INSPIRE - Infrastructure for Spatial Information in Europe, Европейская Инфраструктура Пространственной Информации) возникла в 2001 году как инициатива специалистов в области геоматики. Были проведены серьезные исследования, учет мнений и возможностей стран-участниц Евросоюза, определены основные препятствия к построению европейской инфраструктуры. С мая 2007 года Директива INSPIRE действует как официальный документ Евросоюза (далее также – Директива).
В Директиве, помимо прочего, указано:
«Создание инфраструктуры пространственной информации европейского сообщества будет полезным для других европейских инициатив, например таких, как предусмотренный решением Евросовета № 876/2002 от 21 мая 2002 г. проект Galileo6 и система глобального мониторинга для охраны окружающей среды и обеспечения безопасности (GMES), которая должна начать работу в 2008 г. В свою очередь, реализация этих инициатив будет способствовать созданию европейской ИПД. Странам-членам ЕС следует готовиться к использованию информации и услуг, которые будут предоставлять указанные выше проекты, особенно это относится к системе Galileo (п.10).
На национальном уровне и уровне европейского сообщества уже реализуется ряд инициатив по сбору пространственных данных, их гармонизации, распространению и использованию. Такие инициативы могут разворачиваться в соответствии с принятыми ЕС законами. В качестве примера можно привести решение Еврокомиссии 2000/479/EC от 17 июля 2000 г. по созданию европейского регистра выбросов загрязняющих веществ (EPER), основанное на ст. 15 Директивы 96/61/EC по предотвращению загрязнения окружающей среды (IPPC)7, Инструкцию № 2152/2003 Европейского парламента и Евросовета от 17 ноября 2003 г. по мониторингу состояния лесов, проект CORINE (растительный покров) и ряд других. Инициативы, возникающие на национальном или региональном уровне, будут поддерживаться положениями данной Директивы, которые обеспечат структуру для успешного взаимодействия с учетом накопленного опыта и, по возможности, исключат дублирование работ (п.11).
Положения настоящей Директивы должны распространяться на пространственные данные, находящиеся в распоряжении органов власти, и их использование в интересах общества. На определенных условиях положения Директивы могут относиться и к данным, которыми владеют юридические или физические лица (п.12).
Затраты времени и средств на поиск пространственных данных и установление их пригодности для решения конкретных задач являются серьезным препятствием для полноценного использования данных. По этой причине страны-члены ЕС должны создать описание доступных наборов пространственных данных и сопутствующих сервисов в виде метаданных (п.15).
Для содействия интеграции национальных ИПД в единую инфраструктуру страны-члены ЕС должны обеспечить доступ к своим инфраструктурам через геопортал, который будет находиться под управлением Еврокомиссии, а также через другие точки доступа, которые, возможно, потребуется создать (п.20)».
ИПД, по мнению евросообщества, состоит из пяти компонент:
Законодательный каркас и механизм финансирования;
1. Географические данные – базовые и основные тематические;
2. Метаданные;
3. Сервисы доступа (сервисы, доступные через геопорталы);
4. Стандарты.
Стандартизация. Директива INSPIRE предлагает широкое применение международных стандартов, что должно предотвратить значительные расходы. Такие международные стандарты и спецификации в данной области технологий вырабатываются двумя организациями: техническим комитетом ISO/TC 211 «Географическая информация/Геоматика» (стандарты серии 19000) и открытым консорциумом Open Geospatial Consortium (OGC). Анализ состояния международной стандартизации в сфере ИПД приведен в пункте 1.3 Отчета
Провайдеры. Пункт 26 директивы INSPIRE рекомендует стимулирование участия в проекте INSPIRE третьих лиц - провайдеров данных и услуг (Value-Added Providers).
16 мая 2007г. Европейским парламентом и Советом Европы принята Рабочая программа INSPIRE (Переходный этап 2007 – 2009 гг.), разработанная Европейской Комиссией (European Commission) и изданная Группой Объединения разработок INSPIRE (INSPIRE Consolidation Team).
Каждая из стран-членов ЕС обязана в установленные директивой сроки принять новое национальное законодательство в области ИПД.
1.2.1. Содержание национальных законодательных новаций на примере Дании
Билль 12 (Билль): билль об инфраструктуре пространственной информации Дании, представленный 8 октября 2008 г. Министром окружающей среды (Troels Lund Poulsen) и утвержденный парламентом Дании, Folketinget, 9 декабря 2008 г., в частности, определяет следующее.
Билль частично реализует Директиву 2007/2/EC Европейского Парламента и Совета от 14 марта 2007, учредившую Инфраструктуру Пространственной Информации в Европейском Сообществе (INSPIRE).
Билль относится к данным и коллекциям данных, которые могут быть соотнесены с положением в пространстве, и находятся в распоряжении органов власти. Он накладывает на органы власти обязанности по совместному использованию данных как в пределах государственных структур, так и на уровне общества или бизнеса. С этой целью учреждается сеть сервисов в интернет, в которой будет обеспечена возможность поиска, отображения или загрузки данных.
Инфраструктура пространственной информации обеспечивает простой доступ к пространственной информации, общий для всех органов власти разных уровней. Инфраструктура пространственной информации может использоваться многими людьми. Пространственная информация должна быть доступной при разработке, реализации и контроле политики ЕС в области охраны окружающей среды. Появится также возможность комбинирования данных нескольких стран в связи с рассмотрением международных инцидентов типа загрязнения местности. Следствием принятия настоящего Акта станет появление первых доступных интернет-сервисов к концу 2010 – началу 2011 г. Данные, составляющие предмет регулирования настоящим Биллем должны стать доступными в период 2011-19 гг.
1) Инфраструктура пространственной информации – метаданные, наборы пространственных данных и сервисы пространственных данных; сетевые сервисы и технологии; соглашения о правах доступа и использования, о совместном использовании наборов данных и сервисов пространственных данных; а также механизмы координации и мониторинга, процессы и процедуры – установленные, регулируемые либо ставшие доступными в соответствии с настоящим Актом.
2) Пространственные данные – любые данные с прямым или косвенным указанием на конкретное положение или на географическую область.
3) Набор пространственных данных – идентифицируемая коллекция пространственных данных.
4) Сервисы пространственных данных – операции с данными из наборов пространственных данных либо с соответствующими метаданными, которые могут выполняться за счет вызова компьютерного приложения.
5) Mетаданные – информация, описывающая наборы пространственных данных и сервисы пространственных данных и дающая возможность их обнаружения, учета и использования.
6) Интероперабельность – возможность комбинирования наборов пространственных данных и взаимодействия сервисов без постоянного ручного вмешательства таким образом, что результат является понятным и появляется добавленная ценность наборов данных и сервисов.
Органы власти Дании обязаны подключить свои наборы пространственных данных и сервисы пространственных данных к датскому INSPIRE-геопорталу.
Прочие субъекты, имеющие наборы пространственных данных и сервисы пространственных данных, соответствующие настоящему Акту, регулирующим документам, принятым в обеспечение Акта, а также положениям о метаданных, сетевых сервисах и интероперабельности, изданным Комиссией по воплощению Директивы Европейского Парламента и Совета по Инфраструктуры Пространственной Информации в Европейском Сообществе, могут по запросу подключать свои наборы пространственных данных и сервисы пространственных данных к датскому INSPIRE-геопорталу.
Координационный комитет по инфраструктуре пространственной информации формулирует рекомендации в связи с инициативами по развитию инфраструктуры пространственной информации Дании».
1.2.2. Архитектура инфраструктуры пространственных данных Германии
В Германии начальник федеральной канцелярии и начальники государственных и сенатских канцелярий земель в ноябре 2003 г. объявили о начале разработки инфраструктуры пространственных данных Германии (ИПД ФРГ) как совместного проекта Федерации, Земель и муниципалитетов. Основными компонентами охватывающей все уровни управления федеральной инфраструктурой пространственных данных являются национальная система пространственных данных в качестве исходной основы данных, геосервисы, административные структуры для координации, а также технические и семантические стандарты по пространственных данным и геосервисам.
В комитете по геоинформатике федеральной администрации (IMAGI) определены составные компоненты и критерии национальной исходной системы пространственных данных на федеральном уровне. В отношении административных структур в рамках построения ИПД ФРГ были созданы руководящий орган ИНД ФРГ, а также на паритетных правах соответствующие отделения и координирующие пункты. В этом руководящем органе ИПД ФРГ совместно работают Федерация, представленная федеральным министерством внутренних дел и федеральным министерством по экономике и технологиям, Земли и административные органы муниципалитетов. Согласование технических и семантических стандартов для ИПД ФРГ осуществляется с учетом того, что они не противоречат положениям, вытекающим из правил реализации директивы INSPIRE.
Для того чтобы, с одной стороны, учитывать требования директивы на локальном, региональном и национальном уровне и, с другой стороны, принимать во внимание организационную структуру Федерации и Земель, был принят, вступивший в силу в феврале 2009 г., Закон о доступе к цифровым пространственных данным для реализации Директивы INSPIRE на федеральном уровне совместно с землями и при участии глав муниципалитетов, и административное соглашение между центральным правительством и всеми федеральными землями.
Вслед за законом GeoGZ подобные законы начали разрабатываться и утверждаться в федеральных землях.
Из содержания статей 1, 5 и 10, относящихся к национальной ИПД, четко видно, что данный закон следует понимать как столп национальной ИПД, и активизация дальнейшей разработки ИПД ФРГ ориентируется на положения директивы INSPIRE и правил реализации. Не в последнюю очередь, с точки зрения возможностей согласования на основе технического прогресса, следует отметить и распределение регламентаций по ИПД ФРГ на основе совместного соглашения между Федерацией и Землями для достижения без ненужных бюрократических затрат отвечающей требованиям современности общегосударственной цели.
Базовые пространственные данные из тех, что готовятся региональными поставщиками, оплачиваются федеральными властями на условии ежегодных платежей. Базовые пространственные данные регионального уровня, более детальные, нежели БПД федерального уровня не покрывают полностью территории федеральных земель. Например, в линейке цифровых моделей рельефа, начиная с высоко детальных (шаг сетки в матрице высот 2 м) и заканчивая низко детальной ЦМР с шагом сетки 1000 м высоко детальные данные имеют не все федеральные земли, как следует из Ежегодного национального отчета ФРГ руководству программы INSPIRE; такая же ситуация, по-видимому, с другими наборами БПД и данными по темам Директивы INSPIRE. Все без исключения федеральные земли разрабатываю региональные ИПД, имеют свои геопорталы, различные по устройству, структуре, содержанию, интерфейсу и дизайну.
При разработке семантического стандарта для ИПД ФРГ должны быть введены согласованные в рамках Германского онлайн-проекта «Стандартизация» концепции по разработке электронных интерфейсов, поскольку они не вступают в противоречие с правилами реализации директивы INSPIRE. Это в первую очередь касается применения согласованных в Корпоративном комитете по автоматизированной обработке данных (KoopA ADV) базовых XOV-компонентов.
Все технические решения по геосервисам, в том числе с разделением функций между федеральным и региональным уровнями, приведены в документе «Архитектура инфраструктуры пространственных данных Германии» Версия 2.0. Данный документ создан по поручению ученого совета GDI-DE рабочей группой по архитектуре ИПД Германии. Окончательная редакция осуществлена координационным советом GDI-DE. Документ предназначен для заинтересованных представителей научно-исследовательских институтов, промышленных и общественных организаций, а также для заинтересованных граждан. В нем представлена достаточно полная концепция создания всеобъемлющей базы пространственных данных в рамках программы создания «электронного правительства» в Германии.
Ряд решений и подходов, изложенных в данном документе рекомендуется использовать при проектировании архитектуры и информационных систем ИПД РФ.
1.3. Оценка состояния работ по стандартизации пространственных данных на международном уровне
Международная организация по стандартизации ИСО, учрежденная в 1946 г. со штаб-квартирой в Лондоне, является официальной межправительственной организацией, стандарты которой нацелены на обеспечение международного сотрудничества и сокращение технических барьеров (политические, социальные и др. – вне ее компетенции). Членами ISO являются национальные органы стандартизации стран-участниц. Использование стандартов ISO является обязательным для стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО), в которую собирается вступать в ближайшее время Россия.
Современная система стандартизации в области геоинформатики, пространственных данных и связанных с ними сервисов (геосервисов) в составе ИПД базируется на стандартах и иных документах Технического комитета по стандартизации ИСО ТК 211 «Географическая информация/геоматика (ISO/TC 211 «Geographic information/Geomatics»: http://www.isotc211.org), учрежденного в 1993 г.
В составе комитета 5 тематических рабочих групп и 13 рабочих групп по различным направлениям деятельности, включая стратегическое планирование, стандартизацию терминологии, сотрудничеству с другими организациями по стандартизации и общественностью и т.п.
Все стандарты этого направления объединены в общую серию под названием ISO 19100 (некоторые из них до этого имели другие номера). Сейчас в этой серии 79 "номерных" проекта (19101 - 19158), среди которых 54 действующих международных стандартов, 25 стандартов – в разработке (разработки новых стандартов, разработка поправок к действующим стандартам, разработка «расширений» стандартов для различных моделей пространственных данных).
Опираясь на более общие международные стандарты в области информационно-телекоммуникационных технологий, предметная область стандартизации ИСО ТК 211 охватывает геоинформационные методы, средства и сервисы, используемые для целей управления, сбора, обработки, анализа, визуализации пространственных данных, доступа к ним, обмена ими в цифровой и электронной формах между различными пользователями и системами.
Они могут быть подразделены на следующие группы:
· стандарты, определяющие инфраструктуру деятельности по стандартизации пространственных данных;
· стандарты, описывающие модели пространственных данных;
· стандарты для управления пространственными данными;
· стандарты на геосервисы;
· стандарты кодирования пространственных данных;
· стандарты для отдельных предметных областей.
Стандартизаций в области геоинформатики и ИПД на европейском уровне занимается Технический комитет Европейского комитета по стандартизации CEN/NC 278 «Geographic information» (Географическая информация), образованный в 1992 г.: http://www.gistandards.eu.
Начиная с 2005 г. работа комитета строится на адаптации международных стандартов ИСО серии 19100. В 2005-2006 гг. было утверждено в качестве европейских 14 стандартов этой серии в дополнение к ранее подготовленным (до 1999 г.). Адаптированные стандарты сохраняют нумерацию стандартов ИСО с добавлением префикса EN (например, европейский стандарт EN ISO 19115:2005 наследует стандарт ISO 19115:2003). Всего, по состоянию на ноябрь 2011 г. комитетом разработан 41 документ, из них 40 стандартов на основе стандартов ИСО, включая 39 стандартов серии ИСО 19100, и технический отчет CEN/TR 15449:2011 Geographic information - Standards, specifications, technical reports and guidelines, required to implement Spatial Data Infrastructures (Географическая информация стандарты, спецификации, технические отчеты и основные принципы, необходимые для реализации инфраструктуры пространственных данных), текст проекта которого известен в русском переводе: http://www.gisa.ru/31541.html.
В плане стандар
|
|