Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальная морально-психологическая подготовка




Сущность специальной

Морально-психологической

Подготовки, ее цели

И задачи

Жизнь на каждом шагу испытывает моральные устои человека. Экстремальные трудности не освобождают человека от необходимости соблюдать общепринятые моральные нормы. Морально-психологическая под-

готовленность человека к экстремальным ситуациям проявляется в его воспитанности, психологии, поведении, в:

• стремлении постоянно, в любых сложных условиях следоватьт-ребованиям гражданского патриотического, профессионального, человеческого долга;

• непоколебимой нацеленности в жизни и деятельности на утверждение должного добра и справедливости, на борьбу со злом и несправедливостью, во имя человека, во благо России;

• знании моральных норм, убежденности в их ценности, необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни, профессиональной деятельности и экстремальных ситуациях;

• глубоком понимании ценности любого человека, его достоинства и жизни, как высшей социальной и духовной ценности, обеспечении его безопасности в экстремальных ситуациях;

• понимании связи своей профессиональной деятельности и ее элементов с вопросами морали, стремлении достигать положительных не только чисто деловых, но моральных результатов;

• обладании привычкой всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;

• обладании высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих к отступлению от моральных норм.

Трудно придумать что-либо более психологически и педагогически безграмотное, чем попытку подготовить человека к успешным действиям в экстремальных ситуациях и повысить экстремальную устойчивость без создания и укрепления его морально-психологического фундамента.

В.А. Пономаренко и Н.Д. Завалова, известные отечественные психологи, посвятившие всю свою творческую жизнь исследованию экстремальных проблем операторской, летной и космической деятельности, пишут:

— «Проблема безопасности полета тесно связана с личностью летчика, его моральным и профессиональным обликом».

— «Подготовка и обучение курсанта (ученика) к действию в аварийной обстановке по своей сути составляет нравственное воспитание....»

— При подготовке специалистов опасных профессий «... преподавание даже общеобразовательных предметов выступает не только как усвоение знаний, но и как развитие своего «Я»... Нравственным содержанием воспитательной работы с учащимися опасной профессии останется то, к чему призывали гуманисты: развивать человека в человеке». «Воспитание личности человека опасной профессии можно решить только психолого-педагогическими способами, а не волевым нажимом и предметным изложением знаний»1.

Нельзя удержаться, чтобы не напомнить, что авторы этих строк десятилетия занимались проблемами инженерной психологии, которая традиционно обращала внимание на психофизиологические феномены и которой фактически был чужд личностный подход. То, что они делают выводы о решающей роли личностных, моральных, воспитательных факторов, о значении педагогической работы, имеет повышенную ценность, так как заподозрить их в какой-то идеологической тенденциозности невозможно.

Морально-психологические особенности личности формируются не только под влиянием поучительных слов о нравственности2, но и примеров нравственности окружающей жизни;/семьи, сверст-

1 Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. Практическая психология: Проблемы безопасности летного труда. — М., 1994. — С. 109, 114, 118.

2 Не вдаваясь в споры о соотношении понятий «мораль» и «нравственность», отметим, что, по существу, между ними мало различий. Слово мораль происходит от латинского moralis — нравственный. Русское «нравы» означает нормы поведения.

ников, школы, трудового коллектива, общества, деятельности государственных органов/Мы живем в трудное время, когда жизнь привела к падению нравов, и многие ради наживы или выживания обесчестили себя. К счастью, есть и немало людей, которые в экстремальных испытаниях 90-х годов сохранили в чистоте свои руки и душу, не «продались золотому дьяволу», морально не опустились, сохранили достоинство и самоуважение. Этот «эксперимент жизни», проделанный над многими миллионами людей, убедительно показал доминирующую роль жизненных обстоятельств, сложность и остроту морально-психологических проблем личности и общества. Трудно оставаться человеком в нечеловеческих условиях, сохранять честь и достоинство при отсутствии «моральных тормозов». Уроки последних 10—15 лет подчеркнули еще раз реальную, практическую важность духовности человека, его способности быть выше сиюминутных обстоятельств, быть самим собой, строить свою жизнь по возвышающим, а не унижающим образцам и нормам. В государственном масштабе острота нерешенных морально-психологических проблем обнаружилась в сложностях социально-экономических преобразовании и распространении негативных социальных явлений таких, как хищения и мошенничество, другие виды преступности, пьянство, наркомания и пр. Будущее российского общества непосредственно зависит от их решения. /

Рассматривая морально-психологическую проблему в индивидуальном плане, как проблему целенаправленного повышения морально-психологической подготовленности человека к/экстремальным ситуациям^/ следует сказать, что, во-первых, несмотря на ограниченные возможности,/такая подготовка бесспорно необходима, так как на положительные и достаточные формирующие влияния стихии жизни рассчитывать не приходится. Во-вторых, многое зависит от самого человека, от жизненных дорог, которые он выбирает сам. Не в воле человека выбирать родителей, но от него зависит круг друзей, образованность, выбор профессии, способов досуга и обеспечения жизни и др., что характеризует особенности образа жизни. В-третьих, чтобы выбирать, надо знать из чего и почему выбирать, чтобы идти по выбранному пути, надо уметь держать направление и преодолевать сбивающие с него трудности.

Специальная морально-психологическая подготовка (СМПП), как составная часть экстремальной подготовки — это педагогическая система целенаправленной помощи человеку в нравственном самовоспитании и укреплении морально-психологических сил, обязательно необходимых для успешного преодоления любых трудностей жизни и профессиональной деятельности. Психолого-педагогическая

цель СМПП — содействие человеку в формировании экстремальной морально-психологической подготовленности, повышении личной возможности осуществлять правильный моральный выбор в трудных жизненных и профессиональных ситуациях; не пасовать перед трудностями, а преодолевать их морально полноценными средствами.

В системе среднего образования предпочтителен акцент на проблемы жизни, а во всех видах, ступенях и уровнях профессионального образования — на профессиональные: профессиональную этику, профессиональную деонтологию.

Специальная морально-психологическая подготовленность человека предполагает наличие у него:

морально-психологических знаний, взглядов, убеждений, образующих моральное сознание и позволяющих правильно разбираться в морально-психологических аспектах трудностей жизни, профессиональной деятельности, конкретных ситуаций;

моральных мотивов — внутренних побуждений к неуклонному следованию требованиям морали в ситуациях любой сложности;

морально-психологических умений и навыков — основы умелой реализации моральных норм в экстремальных ситуациях общего и профессионального характера и возможности учитывать моральные аспекты и последствия принимаемых решений и действий;

морально-психологических качеств (определяющих отношение к труду, к другим людям и к самому себе, в частности — порядочности, преданности, ответственности, добросовестности, дисциплинированности, человечности, справедливости, доброжелательности, вежливости, отзывчивости, требовательности к себе, самообладании, морально-психологической устойчивости и др.) — гарантии постоянного, неуклонного и умелого соблюдения всех моральных требований в любой обстановке, следовании чувству совести, сохранении личной чести и человеческого достоинства.

Вспоминая эпизоды героической борьбы за живучесть подводных лодок, получивших пробоины при их бомбежке фашистскими самолетами и кораблями в годы Великой Отечественной войны, известный командир подводной лодки И.А. Колышкин писал: «Эти подвиги...были начисто лишены честолюбивых мотивов, заботы о славе. Это были не подвиги отчаяния, продиктованные чувством самосохранения. Конечно, моряки боролись за свою жизнь, которая зависит от жизни всего корабля. Люди испытывали больший риск по сравнению с другими. И делалось это ради других. Делалось обдуманно, расчетливо, с величайшим самообладанием, так, чтобы взять на себя основную часть опасности и снять ее с товарищей, с корабля»1.

' Колышкин И.А. В глубинах полярных морей. — М., 1964. — С. 261—262.

К основным задачам СМПП относятся:

• подготовка обучающихся к решению жизненных и профессиональных задач, отвечающих целям построения в России современного, цивилизованного, гуманного, морального, культурного, демократического, правового общества;

• формирование и развитие морально-психологических основ жизни и труда в обществе, патриотической заботы о процветании России и благополучии его народа, уважения к закону, верности профессиональному долгу, присяге;

• развитие морального сознания, морально-психологических качеств, навыков, умений, привычек высокоморального поведения в жизни, быту, работе, при жизненных испытаниях;

• формирование высоконравственного и культурного отношения к другим гражданам, родителям, супругу, детям; обучение этике общения, способам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций;

• формирование умения в любой тяжелой ситуации, какой бы безысходной она не казалась, исходить из оптимистической веры в ее разрешение; ориентация на высшие ценности человеческой жизни; проявление выдержки, терпения и неустанного поиска выхода из положения;

• сплочение коллективов на основе моральных традиций российского народа, честных и этичных отношений друг к другу, дружбы, товарищества, взаимной доброжелательной требовательности, коллективизма, готовности к взаимной выручке, поддержке, помощи в экстремальных ситуациях;

• повышение морально-психологической устойчивости в жизни и на работе; умение осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям профессионального долга, служебному предательству, личному бесчестью;

• формирование всех компонентов морально-психологической подготовленности.

Содержание

И разновидности

СМПП

Содержание СМПП определяется целью и задачами, выражается в программах, тематических планах и содержании занятий. В общем виде в него входят разделы:

• человек, общество, мораль;

• профессия и мораль;

• моральные вопросы гражданского и профессионального долга, профессиональная деонтология и этика;

• морально-психологические аспекты решения профессиональных задач;

• морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений с другими людьми, предупреждение и разрешение конфликтов, профессиональный этикет;

• морально-психологические вопросы поведения в коллективе;

• морально-психологические особенности поведения и действий в экстремальных условиях;

• морально-психологические основы здорового образа жизни;

• вопросы морали в работе личности, гражданина, профессионала над собой.

Как видно из целей, задач и содержания СМПП, это — комплексный вид подготовки, сочетающий нравственное воспитание со специфичным профессионально-воспитывающим обучением. СМПП, имея общую основу для всех категорий обучающихся, дифференцируется и приспосабливается к частным задачам, образуя разновидности (подвиды) СМПП:

по типам экстремальных ситуаций — подготовка к действиям в бытовых экстремальных ситуациях, при пожарах, наводнениях, землетрясениях, вооруженных конфликтах, при радиационной опасности, при тяжелых заболеваниях и др.;

по основным задачам — подготовка к общению в трудных условиях, к предупреждению экстремальных ситуаций в жизни и на работе, подготовка к встрече с экстремальными факторами и ситуациями, подготовка к самоуправлению в экстремальных ситуациях, к действиям при авариях и катастрофах, к действиям в ситуациях применения оружия, к хирургической операции и общению с больным и др.;

по времени проведения — предварительная подготовка (проводимая заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственная (проводимая непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий);

по основным категориям подготавливаемых граждан — подготовка населения, работающего на производстве, в организациях и сфере обслуживания, профессионалов в опасных видах деятельности (специалистов по экстремальным ситуациям);

по профессиям — СМПП учителя, социального работника, инженера, врача, военнослужащего, юриста и др.;

по должностному статусу подготавливающихся — СМПП рядового сотрудника и руководителя, начальника, командира;

по профессиональной опытности и уровню подготовленности людей — подготовка молодых и опытных, отдельно — лиц с нарушениями моральных норм поведения;

по месту проведения СМПП — по месту жительства, по месту работы, в образовательных учреждениях.

Организация СМПП

Достижение целей и решение задач СМПП возможно ее организацией и проведением по трем на-правлениям.

организацией изучения специального курса (раздела);

в процессе изучения различных учебных дисциплин;

особой организацией жизни и профессиональной деятельности.

Специальный курс морально-психологической подготовки необходим, ибо только с его помощью можно наиболее целеустремленно и цельно охватить все морально-психологические вопросы действий в экстремальных ситуациях, восполнить недостающие возможности других направлений. У него важна и организующая функция — придать системность, осмысленность всем другим направлениям, формам работы; объединить и укрепить взаимосвязи между ними. Формирование морально-психологической подготовленности и ее компонентов требует единства, непротиворечивости, что на практике достигается далеко не всегда.

Такой спецкурс, раздел учебной дисциплины «Обеспечение безопасности» или иной дисциплины желателен в профессионально-образовательных учреждениях и обязателен в системе подготовки, проводимой в организациях, решающих задачи преимущественно в экстремальных условиях — военных, правоохранительных, пожарных, аварийно-спасательных, летных, морских и т.п. В организациях изучение его уместно проводить ежегодно с дифференциацией подготовки по двум учебным группам: вновь принятых на работу и тех, которые уже его изучали.

i Необходимость и возможности СМПП в процессе изучения различных учебных дисциплин и вопросов обусловлена тем, что нет профессионализма без морали. Профессиональная деятельность по своим целям, средствам и субъектам осуществления насыщена моралью. Никакая цель не может оправдывать аморальные средства ее достижения. Никакой результат не может считаться профессиональным, если в нем заложена недобросовестность, халтура, обман, вред людям.; Производство, приносящее вред окружающей среде, а, значит жизни и здоровью живущих людей и их детей, непрофессионально и аморально. Бизнес, ориентированный на истощение запасов страны и износ оборудования с расчетом на перепродажу после того, как из них все будет выжато, с выгодой только лично для бизнесме-

на, ведет к разрушению производства, аморален по существу и сеет вокруг себя аморальность. /Мораль играет еще большую роль при решении задач в экстремальных условиях, ибо всегда связана с успехами или неудачами, радостями или страданиями, добром или злом, проявлениями коллективизма или предательства. /

Вопрос не в том, что морально-психологическая подготовка — это «добавка к профессионализму», а в том, что профессионализма просто не существует без нее. То, что без нее — это примитивное ремесленничество человека, профессиональная топорность. «Мы слишком уверовали в силу знаний и не понимаем, что во многих случаях человека может удержать от дурных поступков именно совесть, а не знание», — справедливо отмечает Л.П. Гримак1. Действия «профессионала», для которого моральные нормы честности, порядочности, добросовестности, человечности, патриотичности представляют пустой звук, есть ни что иное, как антипрофессиональный «технократизм», узость, формализм, халтура, обман.

Овладение профессионализмом неразрывно с вопросами морально-психологической подготовки обучающихся и требует ее осуществления. Самоустранение преподавателя любой дисциплины от этого, сведение ее преподавания к изучению «узко профессиональных вопросов» представляет собой демонстрацию его собственного педагогического непрофессионализма, непонимания того, что он творит с людьми, которых готовит как профессионалов.

СМПП в ходе преподавания и изучения любой дисциплины осуществляется путем:

♦ выделения в содержании занятий моральных аспектов изучаемых вопросов профессиональной деятельности, особенно связанных с ее трудностями;

♦ применения стиля и методов преподавания, способствующих формированию компонентов специальной морально-психологической подготовленности и проявляющихся в:

. интересном, страстном, убежденном изложении содержания учебного материала преподавателем;

. раскрытии моральных проблем профессиональной деятельности, моральных трудностей, моральных условий достижения успеха;

. практическом обучении способам осуществления правильных моральных выборов при решении профессиональных проблем и преодолении трудностей;

. убеждающем, эмоциональном, внушающем воздействие на обучающихся, формирующем у них любовь к профессии,

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. — М., 1987. — С. 19.

профессиональную преданность, ответственность, чувство долга особенно в критических, аварийных ситуациях;

♦ морально воспитывающего руководства учением студентов, курсантов, слушателей. Эффект повышается, когда преподаватель:

. постоянно оценивает, как обучающиеся относятся к овладению учебной дисциплиной, темой; к решению учебных задач и принимает меры по повышению интереса, добросовестности, ответственности, трудолюбия, глубины и прочности усвоения;

. активно руководит работой обучающихся на занятиях, поддерживает их активность, внимательность, интерес;

. постоянно и тщательно контролирует выполнение заданий на самостоятельную работу;

. оказывает помощь и поддержку испытывающим затруднения;

. объективно, строго, но справедливо оценивает результаты овладения учебным материалом;

. организует взаимопомощь в учебной группе, развивая коллективизм, дружбу, товарищество, профессиональную солидарность;

. проявляет нетерпимость к аморальным способам достижения цели;

♦ морально-психологического влияния примера личности преподавателя, поведения и взаимоотношений преподавателя с обучающимися. Только личность может формировать личность. Преподаватель повторяет себя в своих учениках. Они перенимают от него не только знания, но и моральные нормы поведения; отношение к разным вопросам жизни, профессии, отдельные качества и привычки поведения.

Опрометчиво полагать, что преподаватель может не хотеть оказывать морально-психологическое влияние на обучающихся, не ставить перед собой такую задачу и ничего при этом не будет происходить. На самом деле, он всегда и всем воздействует на них, хочет он того или не хочет, понимает это или нет. Моральным примером служит его внешний вид, культура и этика поведения и общения, манера общения, выдержка и самообладание, добросовестное отношение к занятиям, справедливость в оценке личности и работы обучающихся, построение взаимоотношений с ними и др. Бесстрастный, равнодушный, грубый, несправедливый, недобросовестный и нетребовательный преподаватель плодит себе подобных. Поэтому ответственность преподавателя за формирование молодого профессионала-личности велика.

Необходимость третьего направления — особой, способствующей формированию морально-психологической подготовленности обучаю-

щихся и сотрудников, организации жизни, образовательного процесса и профессиональной деятельности — задается общеизвестным фактом. Человек воспитывается не словами, а всей жизнью; какова жизнь — таково и сознание, какова мораль жизни — таковы и его морально-психологические качества, устремления и поведение. При расхождении между должным и действительным, между словами и реалиями жизни, перевес чаще всего оказывается за последними.

Все расхождения при СМПП не устранить, но в рамках организации, образовательного учреждения, в себе самом расхождений между тем, чему учат, что требуют и тем, что в действительности есть, быть не должно. Поэтому каждому человеку следует самостоятельно строить жизнь, деятельность, труд по высоким нормам морали, строго блюсти их. Ответственным должностным лицам, работникам аппарата управления и сферы обслуживания следует всегда отдавать себе ясный отчет в том, как их решения, действия, результаты, отношение к работе и людям, особенности личности морально-психологически отражаются на коллективе и отдельных людях. Надо предвидеть не только непосредственные результаты, но и отсроченные морально-психологические последствия, т.е. формированию каких морально-психологических взглядов, ценностей, установок, привычек, качеств у обучающихся и сотрудников они способствуют, и не допускать порождения противоречий в их моральном сознании.

Особое внимание при этом надо уделять морально должному:

• примеру личности и деятельности, по меньшей, мере основных фигур в системе управления, начиная с первого руководителя;

• изучению, оценке и созданию здорового социально-психологического климата в коллективе, настроений, взаимоотношений, господствующих моральных норм поведения, традиций и обычаев;

• совершенствованию всех факторов, оказывающих влияние на специальную морально-психологическую подготовленность персонала и отдельных сотрудников, особенно стимулам к должному поведению, условиям труда и учебы;

• изучению и оценке внеколлективных морально-психологических влияний и нейтрализации негативных;

• совершенствованию условий быта, положения в семье, организации досуга, оказанию возможной помощи в решении их проблем и укреплении здоровья.

Методика занятий по СМПП

Специфика и сложность этой методики в том, что обучающиеся должны приобрести не знания о морали и ее вопросах в экстремальных ситуациях, но

моральные убеждения, идеалы, установки, навыки, умения, привычки, развить моральные качества. Мораль должна стать не знанием, а

неотъемлемой частью их психологии, устойчивости, основой всех поступков1. Именно поэтому подготовка именуется морально-психологической. На занятиях обучающиеся должны услышать не проповеди о нравственности, правильные и возвышенные слова о справедливости и добре. Слова «отскакивают» от сознания обучающихся, как горох от стены, если риторика не подкрепляется практикой. Занятия поэтому должны быть по преимуществу практическими — семинарами, дискуссиями, насыщенными упражнениями и играми. Основными элементами оптимальной методики занятий по СМПП выступают:

• ликвидация и профилактика формализма, показухи, скуки на занятиях;

• открытость, честность, откровенность разговора, доказательств, сомнений при обсуждении всех проблем, недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов;

• диалогичность, обмен мнениями, суждениями, доказательствами, обоснованиями;

• свобода высказываний любых мнений, суждений, оценок каждым обучающимся;

• требование аргументированного морального обоснования личных мнений, оценок, суждений обучающимися;

• недопущение резких, оскорбительных оценок и критики руководителем и другими обучающимися спорных и даже ошибочных суждений кого либо из занимающихся;

• организация руководителем занятий соударения моральных мнений и оценок обучающихся с последующим детальным коллективным анализом их, выявлением сильных и слабых сторон каждого, групповым морально обоснованным выбором лучшего;

• коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально аргументированных решений, оценок действий в сложных профессиональных, учебных и жизненных ситуациях;

• теснейшая связь занятий с практикой, с трудными, экстремальными проблемами и ситуациями, конкретными событиями и поступками в образовательном учреждении или организации, их коллективный моральный анализ и оценка;

• коллективная моральная проработка предстоящих, предвидимых или типичных для экстремальных ситуаций планов действий;

' Поступок — социально оцениваемый акт, сознательное действие человека, которое оказывается в неразрывных отношениях с моральными нормами и подпадает под оценку с их позиций; акт нравственного выбора и самоопределения человека, в котором он проявляет моральность своей личности.

• активизация самооценки моральности своего поведения, действий, решений, морально-психологической подготовленности обучающимися к действиям в экстремальных ситуациях;

• расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных решений, профессиональных поступков, решений (их влияние на других людей и себя), принимаемых в сложных ситуациях;

• коллективные упражнения в разработке новых, профессионально специализированных моральных норм и правил поведения в экстремальных ситуациях или их детализации, конкретизации для коллектива или себя лично;

• обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений в коллективе;

• совместный поиск ответов на причины неприживаемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в СМПП отдельных членов коллектива и путей их повышения;

• обсуждение путей совершенствования личной морально-психологической подготовленности каждым, j

Основным методом проведения занятий выступает особый метод — метод ситуативного морального выбора («моральных дилемм», моральных казусов). Суть его в том, что обучающимся предлагается заранее подготовленная жизненная или профессиональная ситуация, экстремальная или близкая к экстремальной и характерная наличием выраженного морального аспекта.

Например. Задержан подозреваемый в краже из ювелирного магазина. Достоверных данных, что кража совершена именно им или он причастен к ней, нет. Двум сотрудникам поручено в кратчайший срок получить такие данные. В первых разговорах с задержанным у обоих сложилось мнение, что он неискренен. Они решили, что можно выполнить задачу путем получения достоверной информации от задержанного, осуществляя искусную тактику допроса. Какой конкретно она должна быть они не смогли договориться и стали действовать каждый по-своему. Первый избрал «силовую» тактику, а второй — тактику «обещаний и обмана». Первый при допросах прибегал к разным словесным угрозам, резким высказываниям, ругани, запугиваниям, угрожающим действиям (хватал за грудь, за шиворот, подбородок, волосы). Второй объявлял себя доброжелателем задержанного, сочувствующим ему; говорил, что, если тот будет искренним с ним и поделится частью украденного, он поможет ему уйти от ответственности; обещал помочь ему совершить побег из-под стражи.

Обучающимся предлагается дать и обосновать моральные оценки действий каждого сотрудника и предложить морально корректные и эффективные способы действий.

Ситуации, содержащие моральный аспект, могут предлагаться обучающимся на занятиях в словесном виде, словесно с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагмента видео- или кинофильма, а также как игровой розыгрыш.

Каждая ситуация должна:

• иметь непосредственное отношение к жизни, учебной или профессиональной деятельности обучающихся и экстремальным событиям в них;

• обладать достаточно выраженным и доступным пониманию обучаемых моральным аспектом;

• не содержать подсказок правильных оценок ситуаций и носить проблемный характер.

После ознакомления с ситуацией обучающимся предлагается ответить на ряд (2—5 и больше) вопросов, наполненных моральным смыслом и все больше углубляющихся в тонкости ситуации.

Например, по приведенной выше ситуации могут быть заданы такие вопросы:

— Каков моральный смысл действий первого сотрудника?

— Чем в моральном плане характеризуются действия второго сотрудника?

— Какие моральные нормы, принципы, правила поведения ими соблюдались, а какие нарушались?

— Предположим сотрудники знали, что преступают моральные требования; что заставило их пойти на нарушения? Всякий ли на их месте пошел бы на это? Если — нет, то почему?

— Какую тактику допроса избрали бы Вы, будучи на месте сотрудников в данной ситуации?

— Что бы Вы чувствовали и о чем думали, если бы оказались в этой ситуации на месте гражданина и действительно были бы непричастны к краже?

Ситуация и ответы на вопросы обсуждаются коллективно, и обучающиеся совместно приходят к общим или компромиссным оценкам и выводам.

Ценность этого метода в том, что он превращает занятия по морально-психологической подготовке в практические, в ходе которых процессы сознания переводятся в плоскость моральных рассуждений, оценок, прикладного оперирования моральными знаниями (которые становятся «работающими»), приложения их к себе, приобретения личностного смысла, выработки личностной позиции. Упражнения в таком анализе, повторяющиеся регулярно, способствуют формированию морально-психологических установок, привычек, моральных навыков и умений.

Разработан и подтвердил свою педагогическую эффективность и другой метод«Я сам» (в вариантах «поведение» и «сверка»). Эф-

фективность метода в том, что он охватывает не только плановые занятия, но пролонгируется на практическую деятельность, что повышает его психолого-педагогическую эффективность.

Вариант «Я сам — поведение» базируется на особой методической разработке, воплощенной в «Учебной книжке — памятке», которая выдается каждому обучающемуся и содержит три части: рекомендации по организации работы, методические рекомендации и лист самоконтроля. Сердцевина ее — методические рекомендации.

Вот пример раздела одного из вариантов «Учебной книжки-памятки».

Раздел 3. Для повышения своей морально-психологической культуры общения с людьми:

3.1 — стремитесь строить нормальное общение, добивайтесь психологического контакта, стройте общение ровно, спокойно, добивайтесь взаимоуважительных отношений; верно говорят: ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость; с такой внутренней установкой вступайте в каждое общение, с кем бы вы не встречались;

3.2 — посмотрите в зеркало и обратите внимание на то, какое у вас выражение лица: спокойное, доброжелательное, располагающее или злое, хмурое, усталое, отталкивающее. Расслабьтесь! Почаще заглядывайте в зеркало. Встречайте собеседника с нормальным, человеческим выражением на лице;

3.3 — научитесь культурно начинать общение: поздоровайтесь, встаньте, пожмите доброжелательно руку, пригласите сесть, сами сядьте нормально, не разваливайтесь, не ковыряйте в зубах, не чмокайте губами и не дымите в лицо собеседнику;

3.4 — помните, что собеседник практически всегда начинает себя вести так, как ведете себя в общении с ним вы; своим ровным, выдержанным, вежливым поведением показывайте пример и устанавливайте спокойную и уважительную атмосферу общения;

3.5 — знайте, что вы можете стать уважаемым и даже нравиться собеседнику, если сами будете демонстративно проявлять уважение к нему и показывать, что у вас вызывает удовлетворение встреча и разговор с ним; не скупитесь на добрые и вежливые слова;

3.6 — улыбайтесь!

3.7 — держите инициативу разговора в своих руках, но и не превращайте его «в дорогу с односторонним движением», когда говорите только вы, а собеседнику не даете и слова молвить;

3.8 — слушайте и учитесь слушать: всем видом своим выражайте внимание к словам собеседника, стимулируйте его активность в нужных местах репликами («это интересно», «неужели?», «не совсем понял, повторите и поподробнее» и др.), не придирайтесь зря к словам, а старайтесь понять, что и почему он говорит;

3.9...........................и т.д.

Другие разделы «Учебной книжки-памятки»: (1) морально-психологические отношения к труду (учебе) и своим обязанностям, (2) морально-психологические отношения к товарищам, (4) морально-психологические

отношения к себе. Возможны и иные наборы норм поведения и отношений, например, актуальные для данного коллектива в связи с часто встречающимися в нем недостатками.

Методика использования «Учебной книжки-памятки»:

• обучающимся разъясняются цели, задачи и дается подробный комментарий методическим рекомендациям;

• указывается на необходимость ежедневно, в начале рабочего дня, прочитывать методические рекомендации и руководствоваться ими при выполнении всех дел, а в конце дня анализировать свое поведение;

• так поступать в течение недели (или иного установленного срока), при необходимости консультируясь с руководителем занятий, начальником или с его заместителем по работе с персоналом;

• через неделю обобщить результаты своей работы и оценить их. Последнее делать с помощью листа самоконтроля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...