Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психотехника боевого транса




Последние десятилетия умы исследователей и практиков привлекает идея более полного раскрытия возможностей организма и психики человека в экстре-

мальных ситуациях (чаще всего боевых и имитирующих их спортивных) на основе древнего опыта Востока. Приходится учитывать, что техники этого опыта складывались в соответствии с мировоззренческими, культурно-историческими и религиозными особенностями народов Востока, существенно отличающихся от народов Запада1. Запад всегда видел главные достоинства человека в разуме, позволяющем ставить цели, планировать пути их достижения, произ-

1 Зуев Юрий. Сознание в поединке //ж. «Кээмпо» — Минск. 1995, № 2. — С. 332—348.

вольно мобилизовать свои возможности, опираясь на убеждения, идеалы, веру, чувство патриотизма, совместные действия и иную подобную мотивацию. Восток же ориентировался на индивидуальную подготовку, на подавление сознания, на самоотдачу человека в особом состоянии боевого транса, боевого безумия, «безмыслия», на формирование которого и нацелены психотехники самоуправления, ведущие начало от таинств шаманов, жрецов, колдунов. Поэтому считается, что «восточные» системы психопрактики чужеродны духу, психологии «западного» человека. Решение видится в «третьем пути» — адаптации восточного опыта к западной традиции, его видоизменения в соответствии с нею.

Одной из, по-видимому, удачных попыток, заслуживающих внимания и применения, является разработанная в 90-е годы белорусским специалистом по экстремальным проблемам А.Е. Тарасом психотехника боевого транса^. Она отражает опыт спортивных единоборств и ориентирована на них, но, судя по публикациям автора, он считает возможным использовать ее и при самозащите, и в других видах экстремальной деятельности2. Под трансом автор понимает особое, измененное состояние психики, похожее на ту стадию опьянения, когда человеку кажется, что ему «море по колено», и он может совершать поступки, которые на трезвую голову никогда бы не сделал. Состояние боевого транса — «это безумие воина», «холодная ярость», безудержность, бешенство, неистовство, неукротимость, остервенев ние. Оно, по мнению А.Е. Тараса, позволяет действовать в экстремальной ситуации бесстрашно с полной мобилизацией возможностей организма (но, по нашему мнению, не психики). Это состояние:

• временно вытесняет другие эмоции;

• подавляет сомнения, колебания, страхи, человек делается необыкновенно решительным, его воля полностью реализуется в действиях;

1 Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите. — Минск, 1997. — С. 25—31, 521—569; Тарас А.Е. Боевая машина //Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А.Е. Тарас, В.К. Сельгенок. — Минск, 1999. — С. 362—422.'

2 Нашему читателю, если он лично будет изучать упомянутые работы, следует знать, что при отличной разработке прикладной части психотехники, некоторые теоретические обоснования, утверждения и выражения в тексте (без которых, на наш взгляд, можно было бы безболезненно обойтись) по меньшей мере не бесспорны и к ним следует отнестись критически, например: сравнение человека с «боевой машиной», «боевым роботом» и стремление сделать его таким; задача научить человека сражаться в бою без участия сознания, на «автопилоте» (и первое, и второе утверждение возможно правомерны для спорта, драки — о ней автор вскользь упоминает — но не для, например, боевой деятельности военнослужащих или аварийно-спасательных работ); необходимость «навсегда устранить» эмоцию страха из своей психики; обоснование необходимости и возможности «притормозить» работу левого полушария мозга, освободить «ум тела» от «цепей разума» и др.

• значительно снижает чувствительность к боли и другим неприятным ощущениям, вплоть до их полного исчезновения;

• повышает энергетические возможности организма за счет более полной мобилизации его ресурсов;

• ускоряет реагирование на изменения обстановки;

• позволяет одерживать верх в труднейших спортивных поединках и при тяжелейших физических и эмоциональных нагрузках.

Психотехника боевого транса, разработанная А.Е. Тарасом, открывает перед тренированным человеком возможность произвольно, по своему желанию войти в такое состояние в нужный момент.

Общая схема овладения психотехникой боевого транса включает пять позиций:

1) программирование себя пакетом команд мировоззренческого плана;

2) («блок А») «пропитка» себя через медитацию образом идеального бойца, избранного в качестве объекта отождествления (идентификации);

3) («блок Б») проигрывание («прокручивание») в своем воображении, тоже посредством медитации, различных вариантов ведения боя (или действий в экстремальной и гиперэкстремальной обстановке) в избранном образе идеального бойца;

4) («блок В») выработка конкретного пускового механизма вхождения в боевой транс на основе самогипноза;

5) периодическая проверка достигнутых при тренировках результатов с помощью упражнения «перешагни черту».

Как видно, методика включает в себя элементы других психотехник (волевой саморегуляции, психорегулирующей преднастрой-ки, аутогипноза) в комбинации.

Нужны ежедневные занятия. На овладение техникой «блока А» требуется месяц, «блока Б» — два месяца, «блока В» — три месяца. В дальнейшем поддерживающий тренинг проводится по 2—3 раза в неделю.

Тренинг проводится в спокойном состоянии, а поэтому каждая тренировка начинается с достижения состояния релаксации — мышечного расслабления, успокоения дыхания и работы сердца, сосредоточения внимания на мышечных ощущениях тяжести, тепла, холода, отдыха — с помощью любой из описанных выше психотехник. Затем отрабатываются техники блоков1. Правильная поза при этом — «поза лотоса»: спина выпрямлена, голова на одной линии с позвоночником, мышцы расслаблены (кроме тех, которые обеспечивают позу). Во всем теле чувство тепла. Дышать через нос, легко, поверхностно (как бы дыхание исчезло). Лучшее время — 3—5 ч

В их описание нами внесены небольшие коррективы. — А.С.

утра (индусы называют это время «часом Бога», а китайцы «часом тигра»), но не позже 7 ч и всегда в одно и то же время. Техника «блока А» — техника медитации:

• упражнение «Точка». Вешается на стене на уровне глаз белый лист бумаги с черной точкой диаметром 2—3 мм. Обучающийся сидит так, чтобы глаза находились на расстояние 25 см от точки и непрерывно, пристально всматривается в нее. Через 2—3 минуты ему надо представить, что он погружается в нее все глубже и глубже. Постараться почувствовать глубину точки и ощутить пространственно, почти физически, что лицо, уменьшаясь и вытягиваясь, вливается в нее, как в воронку. Потом — что она дышит, что его вдохи, выдохи входят и выходят из нее, а он весь как бы сливается с точкой в ритмичном движении вперед-назад. Через 10—15 минут «выйти» из точки. Упражнения продолжать, пока описанные ощущения не станут возникать быстро и отчетливо;

• упражнение «Круг». Тоже бумага с кругом диаметром до 5— 7 см, а в центре черная точка. Обучающийся располагается на расстоянии 1 м от круга. Прилагая усилия, ему надо постараться почувствовать, что от него, от точки, находящейся между бровями (как бы «третьего глаза»), исходит сила, энергия и устремляется сквозь круг в стену. Сначала достигать такого ощущения с закрытыми глазами. Потом, открыв глаза, обучающемуся надо постараться представить и ощутить, что, уменьшаясь в размерах и вытягиваясь, он, вместе с исходящей от него энергией, легко и уверенно входит в «воронку» точки. Овладев этим, продолжать упражнения с попытками после мысленного «вливания» в точу «посмотреть» оттуда, из глубины точки на свое тело, оставшееся «снаружи». Если это удается — хорошо.

Эти упражнения подготавливают овладение психотехникой «блока Б» — входа в образ.

Овладение техникой «блока Б» связано с продолжением упражнений по медитации, визуальной медитацией, «пропитыванием» себя образом идеального бойца — того, мощью которого обучающемуся хотелось бы обладать. Порядок занятия таков:

• сидя, поставить близко перед собой (лучше на расстоянии 20— 30 см) выразительное фото, рисунок идеального (по мнению обучающегося) бойца1 или человека, достоинствами и возможностями которого он хотел бы обладать (А.Е. Тарас рекомендует Киборга, Брюса Ли, Дона Уилсона или иных, известных героев художественных фильмов),

1 «Идеальный боец не думает о том, что врагов слишком много, что шансы на победу невелики, что можно сдаться на милость неприятеля... Он рассуждает иначе: меня хотят убить, значит враг должен быть уничтожен!» — Тарас А.Е. Боевая машина /Психология экстремальных ситуаций. Часть II. — С. 416.

2—3 мин. пристально рассматривать его, «ощупывая» взглядом все его детали, особенно воплощающие в себе его силу, мощь, волю, ум;

• закрыть глаза и в течение 2—3 мин. мысленно ярко и отчетливо представлять себе образ, воспроизводя все детали;

• открыть глаза и, впиваясь в фото, рисунок, в течение 10— 15 мин. стараться почувствовать себя этим идеальным бойцом, «втягивая» в себя энергию его силы («холодной ярости»): «Я — это он, Он — это я»;

• если после 5—10 упражнений ощущения слитности с образом не возникает, то перейти к упражнениям по типу «Точка» и «Круг», но используя фото, рисунок и концентрируясь на точках изображения идеального бойца, воплощающих в себе силу, мощь, волю, ум. Начав с 10—15 мин., доводить упражнения до 30 мин., стараясь в течение всего времени удерживать состояние слитности с образом идеального бойца1. Испытывающим затруднения, можно осуществлять прием вхождения в образ (мысленного воспроизведения его), приемом скручивающейся спирали, а «втягивание» энергии — раскручивающейся, или наоборот — как нравится;

• после выполнения названных выше упражнений, переходить к мысленному проигрыванию («прокручиванию») сцен рукопашных схваток, энергичных, мужественных и победных действий в предвидимых экстремальных ситуациях, причем представляя себя в образе идеального бойца (человека) и воспроизводя то ощущение силы и энергии, которого удавалось достигать в предшествующих меди-тационных упражнениях. Начинать упражнения с 10—15 мин., постепенно прибавлять по 5 мин., доводя продолжительность до 2 ч.

Упражнения при формировании «блока В» нацелены на формирование пускового механизма («якоря», сигнала, команды), по которому приводятся в действие сложившиеся в «блоках А» и «Б» навыки и психофизиологические механизмы. Это нужно, чтобы, когда надо, в трудной обстановке привести себя в состояние боевого транса. Пусковые сигналы могут быть визуальными, звуковыми и кинестезическими (двигательно-мышечными) или комплексными, что лучше всего. К ним или в их комплекс могут входить и те, о которых говорилось в технике волевой саморегуляции:

• сжатие кистей в кулаки;

• сжимание большого пальца одной руки пальцами другой;

• резкое, решительное движение рукой или обеими руками;

1 В принципе, по-видимому, можно использовать такой медитационный тренинг при развитии у себя и иных качеств личности: смелости, решительности, порядочности, воли, моральных качеств, но такой практики пока нет.

• сильный удар (по чему-то);

• зрительное представление того идеального бойца, с которым обучающийся отождествлял себя при тренинге;

• короткое резкое «секретное» слово, словосочетание, не встречающееся в обиходной речи, придуманное для себя и не сообщаемое другим («мантра»). Чтобы это слово вошло в динамический стереотип состояния боевого транса, стало частью его и приобрело запускающую силу, надо каждый тренинг завершать решительным произнесением его вслух, громким возгласом. Возможно так: «Каждый раз, когда я сожму с силой кулаки и произнесу....(мантра)...., я превращаюсь......(называется образ, на котором осуществлялась медитация). Я непобедим!».

Пусковой сигнал надо систематически закреплять в упражнении «перешагни черту», когда в жизни или какой-то деятельности возникает трудность, слабость, колебания, нерешительность, нежелание что-то сделать, когда это нужно сделать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...