Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические технологии развития экстремально необходимых человеку качеств





Общая

Методика развития качеств

Для уверенных действий в экстремальных ситуациях человеку нужны кроме навыков и умений, как отмечалось в главе 5, еще и различные качества. Их развитие — важная задача экстремаль-

ной подготовки.

Развитие качеств — процесс более сложный и длительный, чем формирование навыков и умений, однако его возможности в подростковом, юношеском возрасте и возрасте ранней взрослости достаточно велики. Это связано с продолжающимся возрастным развитием анатомии, нервной системы и психофизиологии человека

(до 22—24 лет), нарастающим жизненным опытом, находящим выражение в закладке основ многих качеств. Поэтому целенаправленное развитие качеств при экстремальной подготовке начинается не с нуля, а как бы продолжается. Специальными исследованиями В.Л. Марищука доказано, что «при отсутствии патологических изменений, недостатки в ряде психических, психомоторных и физических качеств могут быть в относительно короткое время (2—4 месяца) коррегиро-ваны до некоторого среднего уровня, обеспе-

чивающего достаточно успешную профессиональную подготовку»1.

Овладение навыками и умениями, о которых шла речь выше, связано с активизацией психофизиологических механизмов и это вносит свой вклад в развитие соответствующих качеств. Повышенные возможности специального развития качеств, нужных для действий в экстремальных ситуациях, обусловлены еще и тем, что речь идет не об общем, а об избирательном развитии; т.е. специальном развитии: не общей устойчивости, а устойчивости к определенным факторам и ситуациям, не бдительности вообще, а бдительности к определенным угрозам и опасностям, не общей внимательности, а внимательности к факторам и признакам, важным для успеха экстремальных действий и т.д.

Имеется опыт (A.M. Столяренко, 1963—1965 гг.) по развитию специальной памяти у операторов радиолокационных станций (запоминание отметок от целей на экране и их перемещений). Выделялось несколько экспериментальных и контрольных учебных групп. В экспериментальных группах в течение 9-ти месяцев проводились тренировки по целенаправленному развитию специальной памяти операторов РЛС. Результат оказался выразительным. У обучавшихся в экспериментальных группах показатели специальной памяти улучшились в среднем на 395% (вместо 3-х «целей», которые они были способны помнить и прослеживать в начале эксперимента, в конце обучения они работали уже с 12-ю), в то время как в контрольных группах улучшение (по механизму стихийного научения в имевшейся у них обычной практике работы на экране) составило около



1 Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дисс... докт. психол. наук. — Л., 1982. — С. 5. В.Л. Марищу-ком выполнены многие исследования проблем экстремальной психологии, нашедшие отражение в его книгах «Напряженность в полете» (1969), «Психология деятельности летчика в экстремальных условиях» (1980), «Эмоции в спортивном стрессе» (1995), «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса» (2001) и др.

66% (с 3-х «целей» до 5-ти). Показатели же общего развития памяти (измерялись несколькими тестами — таблица Анфимова, черно-белая таблица, тесты на словесную и образную память) в экспериментальных группах за то же время (9 месяцев) улучшились в среднем на 22%, а в контрольных — всего на 3%.

Основными психологическими причинами резкого улучшения специальной памяти у экспериментируемых, как было установлено, послужило повышение осмысленности восприятия экранного изображения и его изменений (оно воспринималось, как воздушная обстановка, перемещения самолетов, причем каждая отметка на экране, по особенностям размеров и формы, идентифицировалась, как одиночный самолет, группа самолетов в строю, истребитель, бомбардировщик, гражданский самолет); овладение комплексом специальных умений, облегчавших запоминание (группировка «целей», гибкое изменение последовательности переключения внимания, повторные контрольные просмотры, сличение и др.), повышение интереса к интерпретации происходящего на экране и др. В контрольных группах работа молодых операторов сводилась к неосмысленному мани-пулировнию с «точками» и «пятнами» на экране.

То, что развитие качеств из области стихийности переводится в область осознанных усилий, осуществляемых по оптимальным методикам и под руководством квалифицированного специалиста — руководителя занятий — весьма продуктивно. Благоприятствует развитию и мотивация обучающихся: кому не хочется стать стойким, волевым, способным с честью выходить из испытаний судьбы человеком?

Однако не все качества одинаково податливы развитию. Психофизиологические особенности человека, обусловленные свойствами нервной системы, меняются мало, трудно и требуют длительных (многолетних) целеустремленных усилий. Известный отечественный психолог А.Г. Ковалев писал1: «...пластичность, открывающая широкие возможности развитию, не есть пластичность воска, который изменяет свою форму под влиянием однократных и незначительных воздействий на него. Пластичность нервной системы — это пластичность стали, требующая больших усилий, многократных воздействий для изменения ее формы».

Основными особенностями методики развития разных экстремально необходимых обучающимся качеств выступают:

• преимущественная специализация развития качеств — не общее развитие восприятий, памяти, мышления, устойчивости и др., а применительно к тем экстремальным ситуациям, к которым готовятся обучающиеся;

Ковалев А.Г. Психология личности. — М., 1970. — С. 109.

• прицельное развитие конкретного качества с учетом его специализации1;

• активизация психических процессов и состояний, связанных с развиваемым качеством (например, для развития наблюдательности, надо выполнять упражнения по наблюдению, разглядыванию, выявлению признаков, их идентификации);

• постепенное повышение соответствующей развиваемому качеству психологической активности и трудностей ее осуществления до экстремальных (продолжая пример с наблюдением, это значит: усложнять условия наблюдения; затруднять выявление важных признаков; делать признаки малозаметными, маскируемыми и пр.);

• подбор учебного материала, упражнений, трудностей, строго соответствующих особенностям осуществляемого вида подготовки, типа экстремальных ситуаций, к которым готовятся обучающиеся;

• всемерная активизация мышления при выполнении всех упражнений по развитию любых качеств путем объяснений, постановки вопросов, ответов на вопросы обучающихся; проговариванием выполняемых действий, самоанализом вслух результатов действий, анализом новых ситуаций, принимаемых решений; объяснением причин совершенных упущений и ошибок, внесением предложений по их недопущению впредь.

Гидроакустиков кораблей обучали идентифицировать подводные шумы, выявляемые при прослушивании звуков моря. Подводный мир наполнен звуками, и гидроакустики должны были уметь определять по звукам, шумам кому они принадлежат: надводным судам, кораблям или подводным лодкам, определять их класс и тип, оценивать скорость, примерный курс, не путать с шумами стай рыб, волнением моря, прибоем и др. Обучение осуществлялось путем прослушивания магнитофонных записей разных шумов. Перед или после прослушивания определенного шума объявлялось, кто его издает, и предлагалось запомнить особенности. Обучение шло туго, прогресс был медленным.

Решили поставить эксперимент. Создали две новые учебные группы. Одну — контрольную — обучали, как описано выше. Вторую — экспериментальную — стали обучать иначе. Гидроакустикам этой группы поручали после прослушивания очередного шума и объявления от кого он исходит, описывать его отличительные особенности. Оказалось, что это чрезвы-

1 Это относится даже к такому качеству как работоспособность, казалось бы общему, нужному одинаково везде. Конечно, есть и общая работоспособность человека, но при экстремальной подготовке нужно развивать специальную работоспособность, работоспособность в осуществлении конкретной деятельности, в конкретных условиях, что экспериментально доказано О.Е. Сапариным {Сапарин О.Е. Формирование психологической устойчивости работников милиции в стрессовых ситуациях /Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. — М., 1989).

чайно трудно, некоторые отказывались, но руководитель занятий был настойчив. Письменные характеристики носили крайне индивидуальный характер. Один и что же шум описывался разными акустиками так, что трудно было поверить, то характеризовалось одно и то же. Употреблялись, например, такие выражения: «Как будто гром с удаляющимися раскатами», «Словно кто-то по крыше идет, а потом вроде бы чириканье», «Как поезд стучит на стыках, а между стуками какое-то жужжание» и т.п. При всем этом, как потом оказалось, за разными словами и выражениями у каждого обучающегося стоял слуховой образ, слова ассоциировались с определенными звуками, звучали в слуховой памяти. После каждого следующего прослушивания письменные характеристики обогащались новыми выражениями и сравнениями.

После нескольких десятков тренировок в экспериментальной и контрольной группах была проведена проверка достигнутых результатов. Обучаемым предъявляли для опознания разные шумы вразброс и экспериментальная группа оказалась в шесть раз успешнее.

Подобный способ активизации мышления (порой только с устной характеристикой) использовался и при подготовке других специалистов, подтвердив свою эффективность;

• вооружение обучающихся рекомевдациями по вопросам как различать, сравнивать, выявлять, анализировать, координировать, действовать и т.п., приемами выполнения таких операций с практической их отработкой;

• постоянное варьирование ситуаций, условий, трудностей, проблем, связанных с необходимостью проявления развиваемого качества, и их постепенным усложнением;

• создание ситуаций, условий, трудностей, проблем, требующих проявления развиваемого качества в комплексе с другими качествами, умениями, навыками и действиями;

• всемерное повышение и поддержание увлеченности, усердия, настойчивости, интереса обучающихся к тренингу по развитию качеств.

Развитие

Качеств

На занятиях

Развитие различных экстремально значимых качеств имеет свои методические особенности. Богатые возможности для этого содержатся в методике проведения занятий.

Чтобы развивать в обучающихся готовность действовать решительно в любой момент, переходить от ожидания к действиям, быстро мобилизовывать свои возможности:

• проводятся неожиданные тревоги и проверки готовности;

• на фоне длительно сохраняющихся стабильных и спокойных условий на занятиях «взрывным» образом создаются экстремальные;

• постоянно вводятся элементы внезапности по времени, месту, характеру, направлению, факторам;

• обстановка постоянно, резко и значительно меняется;

• создаются условия, когда нет времени на подготовку, а действовать требуется немедленно;

• обеспечивается высокий темп учебных действий, соответствующий тому, который бывает реально в экстремальных ситуациях;

• применяется «рваный» темп действий: он то спокоен, то повышается до максимального; опять спокоен и опять максимален;

• неожиданно создаются разные по характеру препятствия и усложнения («потеряна связь», «пропало электропитание», «кончилась вода», «вышла из строя техника», «получил травму и потерял способность действовать напарник» и т.п.);

• намеренно нарушается план занятия, известный или объявленный обучаемым перед его началом.

Находчивость, сообразительность, смекалка, «привычка к непривычному» формируется у студентов, курсантов, слушателей, сотрудников, воинов для действий в экстремальных условиях, в которых всегда много непредусмотренного и далеко не все идет по плану и «как надо». Это достигается:

• постоянным разнообразием учебных задач и условий их решения;

• широким и частым введением элементов неясности обстановки, неполного понимания происходящего и его причин, отсутствием достаточной информации;

• созданием условий, когда обстановка не полностью ясна, информации о ней мало или излишне много (когда не ясно, что важно, а что не важно, что учитывать, а что не надо), когда часть информации противоречива, неточна, устарела, а действовать надо;

• непредвиденностью возникающих задач, трудностей и условий;

• отсутствием по непонятным причинам чего-то, что должно было бы быть;

• введением трудно предсказуемых перемен, при возникновении которых, тем не менее, действовать надо;

• нарушением людьми, с которыми совместно решается учебная задача, предварительно обговоренных совместных действий;

• созданием трудностей, при которых нельзя выполнять действия, отрабатывавшиеся при обучении;

• постановкой необычных задач, возложением необычных обязанностей и поручений, приучением самостоятельно, без подсказок и предварительной отработки находить совершенно новые решения.

Решительность, смелость, активность развиваются не только созданием опасностей для здоровья и жизни, но и для сохранности материальных ценностей, денег, оборудования, техники, вооружения, горючих и взрывчатых веществ, опасением получить низкую

оценку по итогам проверки, экзамена, нанести урон личному достоинству, престижу, самоуважению, потерять уважение других, утратить авторитет, подвести коллектив и пр. Если руководитель, начальник или командир создает на занятиях с сотрудниками, военнослужащими примитивную, предельно упрощенную обстановку из-за боязни ответственности за возможные случайности, то это, в известной мере, свидетельствует о недостатках его собственных управленческих, командирских качеств. Если ответственность и риск непосильны для него в учебной обстановке, то в экстремальной он вероятнее всего окажется беспомощным перед их лицом.

Элементы опасности и риска, требующие смелости, решительности, стойкости перед ответственностью, вводятся на занятиях путем:

• создания обстановки, вынуждающей самостоятельно, без консультаций и получения одобрения принимать решения и брать на себя ответственность;

• возникновения учебных ситуаций, в которых возможно несколько вариантов решений, очевидно предпочтительного нет, но срочно надо выбирать один;

• постоянного ограничения времени на оценку обстановки и принятие решений;

• отработки действий в экстремальных ситуациях, которые в. реальности всегда бывают опасными: спасение утопающего, вынос ребенка их горящего дома, нападение насильника, захват транспортного средства террористами, вооруженная борьба и др.;

• решения сложных задач в неблагоприятных условиях, чреватых возможностями срыва и неудач;

• значительных усложнений обстановки, приводящих к неудаче при первой попытке решения отрабатываемой задачи, а иногда и второй, если обучающимся не вносятся соответствующие коррективы в совершенствование действий;

• имитации сильного противодействия «противника» — умного, хитрого, активного, изворотливого, постоянно совершающего неожиданное и наказывающего за промахи, а не «играющего в поддавки»;

• имитации «потерь» — выхода из строя части сил и средств, руководителя — вынуждающих действовать за двоих или брать на себя временно обязанности старшего;

• создания обстановки невыполнимости задачи во всем объеме и требовании достигать результата, максимально возможного в данной ситуации;

• выполнения действий, требующих определенной смелости, мужества, стойкости, самообладания — спортивных единоборств, акробатических прыжков, прыжков в воду с высоты, прыжков с пара-

шютом, плавания на лодке при волнении моря (озера), преодоления водных препятствий на подручных средствах (плотах, досках, бревнах), лазания по высоким лестницам, прыжков через канавы или очаг огня, перепрыгивания через невысокие заборы, прыжков через спортивный снаряд — «коня» в длину, через «козла» при большом расстоянии между трамплином и снарядом, падения вперед прямым телом на руки, падение назад прямым телом на гимнастический мат, подушки или руки страхующего, прыжков на батуте, упражнений на колесе, прыжков через «окно» размером 80 х 80 см, сделанное в щите и находящееся на высоте 70—110 см;

• имитацией задержек, необходимости ждать и быть готовым к действиям в любую минуту и др.

Стойкость, выносливость, мужество развиваются:

• проведением занятий в неблагоприятных погодных условиях, на сложном или непривычном рельефе местности, в темное временя суток;

• введением лишений и умышленным нарушением порядка обеспечения;

• высокими физическими нагрузками;

• многократным повторением действий в высоком темпе и без предоставления времени на достаточный отдых;

• совмещением обязанностей 2—3 человек, «выбывших» по разным причинам;

• доведением темпа занятий до максимального с сохранением его в течение максимально возможного времени;

• высоким напряжением, создаваемым в ходе всего занятия, игры, учения;

• увеличением продолжительности напряженных учебных занятий;

• максимально возможным наращиванием трудностей от занятия к занятию.

А.В. Родионов рекомендует1 развивать волевые качества путем особой организации и методики спортивных тренировок, на которых:

. широко использовать соревновательные упражнения, причем любой выигрыш желательно отмечать, за него можно как-то премировать, а за проигрыш — штрафовать;

. строго требовать соблюдения техники выполнения при прогрессирующем утомлении или намеренно жестком сопротивлении условного противника;

. использовать различные гандикапы;

1 Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1995. - С. 101-102.

. действовать в условиях более трудных, чем на соревнованиях (на ограниченной площадке, с препятствиями, при жестком лимите времени);

• моделировать наиболее сложные условия соревнований (например, боксеру в ходе спарринга перед третьим раундом говорят, что он проигрывает два очка и их необходимо, во что бы то ни стало, отыграть; фехтовальщику дают задание провести весь бой у линии предупреждения и т.п.);

• проводить тренировочные занятия в условиях утомления и отягощения; . ставить тактические задачи, требующие предельной мобилизации интеллектуальных и физических сил;

• проводить условные бои, схватки, игры с односторонним ограничением тактических возможностей (например, один из боксеров атакует только левой рукой; один из фехтовальщиков использует только защитно-ответную форму ведения боя; одна их футбольных команд передает мяч только в одно касание);

• требовать выполнения всех действий с максимальной быстротой (разумеется, кроме тех, которым по тактическому назначению максимальная быстрота противопоказана);

• решать новые тактические задачи «с листа», без предварительного заучивания;

• предлагать спортсмену роль лидера, даже если она ему не свойственна.

Развитие уверенности в себе, своих товарищах, в успехпроисходит в ходе проведения занятий по всем описанным выше вопросам развития, а также предполагает:

• изучение истории действий в экстремальных ситуациях определенного типа, фактов проявления самоотверженности и героизма, основанных на хорошей подготовленности людей, профессионалов;

• встречи с опытными работниками, побывавшими в экстремальных ситуациях (участниками ликвидации крупных аварий, боевых действий, тушения пожаров, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пр.);

• достижение высоких личных показателей в овладении профессиональным мастерством;

• личный опыт фактического и успешного использования всех средств, предусмотренных к использованию в экстремальных ситуациях;

• наглядное убеждение обучающихся в надежности индивидуальных средств защиты;

• хорошую подготовку по вопросам обеспечения личной безопасности;

• сплочение группы (коллектива) и развитие честных, доброжелательных, товарищеских, коллективистских отношений в нем;

• накопление личного опыта действий в составе группы при решении трудных и приближающихся к экстремальным учебных задач;

• завоевание личного делового и боевого авторитета руководителями, начальниками, командирами.

Формируя уверенность обучающихся в успехе и в своих возможностях, следует остерегаться появления легкомысленной самоуверенности, недооценки реальных противников, «шапкозакидательства», чреватых утратой бдительности, беспечностью, прекращением работы над собой и, как следствие, серьезными проблемами и неудачами.

Специальный

Развивающий

Психологический

Тренинг

В начале 80-х годов группой психологов и педагогов1 был разработан специальный психологический тренинг (практикум) по развитию профессионально-значимых качеств, получивший затем распространение в системе профессионального образо-

вания и служебной подготовки в МВД. Он был опробован первоначально для развития профессиональной чувствительности (зрения, слуха, обоняния, осязания), профессионального восприятия, профессиональной наблюдательности, профессионального внимания, профессиональной памяти, но его психолого-педагогическая технология пригодна и для развития многих других качеств.

Для развития профессионального восприятия, например, с обучающимися проводились тренировки по: развитию глазомера; ознакомлению с иллюзиями восприятия; определению источника звука, направления и расстояния до него; развитию точности восприятия времени; восприятию предметов на ощупь; ознакомления со звуками и световыми раздражителями, типичными для ночного времени и обучения их идентификации. Развитие профессиональной памяти проводилось на тренировках по запоминанию инструкций, адресов, фамилий, номеров автомашин, номеров телефонов, паспортных данных, дословных выражений собеседника, деталей сообщаемых фактов и др. Развитие профессиональной общительности осуществлялось путем упражнений в оценке ситуации общения, выборе тактики общения; средств и личной позиции, установления психологического контакта, преодоления психологических барьеров и трудностей общения, визуальной психодиагностики личностных качеств собеседника, мотивов общения, занятой позиции, линии поведения и применяемой тактике и т.д. Тренажи проводились на местности, например, по определению расстояний до разных объектов, высот объектов, роста лю-

1 В ее состав входили: Велик Я.Я., Бшпянова Н.Р., Волков А.А., Данилов В.А., Дебольский М.Г., Пономарев И.Б., Постоев В.И., Сташренко A.M., Токарев Н.А., Токарева Л.А., Трубочкин В.П., Фатеев Н.М., Черненилов В.И. Результаты работы группы нашли отражение в методическом пособии «Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны» /Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., 1990.

деи, скорости движения транспортных средств, интервалов времени, различных звуков, запахов и др. В учебных классах использовались специально подготовленные цветные слайды, диафильмы, видеофильмы, дискеты для компьютеров, наборы реальных предметов.

Вот пример одного занятия с использованием самостоятельно снятого диафильма (набора слайдов) по запоминанию лиц людей. Демонстрируется первый кадр — фотография мужчины. Предварительно задание обучающимся: в течение 10 секунд запомнить его особенности. Демонстрируется второй кадр, на котором помещено 3—5 фотографий мужчин, среди которых может быть (вариант в серии упражнений — может и не быть) изображение того же человека. Фотография его не идентична запоминавшейся: он снят в другом ракурсе, в иное время, возможно в головном уборе, с усами, в рост, в компании. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: «Есть ли среди них человек, которого вы видели? На какой фотографии он?» Аналогичны последующие 5—10 и более упражнений, но фотографии усложняются, их число увеличивается, а время на запоминание и идентификацию сокращается. Возможны дополнительные вопросы: «Опишите все различия между двумя схожими портретами», или «За 20 секунд назовите максимум различительных признаков двух фотографий одного и того же человека».

Хороши для развития качеств и тренажи с использованием самостоятельно снятых учебно-тренировочных видеофильмов, ориентированных на развитие определенных качеств, формирование навыков и умений. О технике их разработки упоминалось выше.

Каждую тренировку (а при необходимости и упражнение) руководитель предваряет пояснениями и советами, а завершает разбором; длительность каждой чаще всего 10—15 мин. В течение трех-четырех месяцев тренировок по пять раз в неделю показатели развитости соответствующих качеств обучающихся повышались в 2—3 раза.

Имеется интересный опыт включения психологических тренингов в расписание занятий в образовательном учреждении, например, проведения их одновременно во всех учебных группах, по местам занятий по 10— 15 мин. в начале первого часа. Хорошо использовать для демонстрации заданий внутреннюю телевизионную сеть.

Практикуется и такой прием: несколько раз в неделю в вестибюле или коридорах образовательного учреждения или практической организации вывешивается ориентировка в виде словесного, составного (комбинированного) портрета или фотографии на поиск и идентификацию одного— трех лиц. Последние относятся к студентам, преподавателям или сотрудникам. Фотография берется устаревшая или представляющая лицо, подлежащее идентификации в необычном виде — в шапке, темных очках, с бородой, в парике и пр. Всем предлагается найти его и сообщить фамилию и место нахождения дежурному (или по объявленному телефону). Фамилии первых студентов, сотрудников, выполнивших задание правильно, как самых наблюдательных, объявляются всем и им начисляются очки, которые потом используются для выявления самого наблюдательного.

Развивающие

Возможности

Физической

Культуры

И спорта

Научные исследования и практика систематических занятий физической культурой и спортом свидетельствуют о многогранном воспитывающем и развивающем влиянии их на личность. Спорт — хорошее и полезное во всех отношениях занятие, особенно в молодости; в целом оно способствует формирова-

нию гармоничной личности и повышает ее устойчивость к трудностям жизни. На это влияют и мотивы занятий спортом: стремление к совершенству, к испытанию себя в трудном и достойном деле, к самоутверждению и достижению определенного социально-психологического статуса в среде, потребность быть частью дружного и увлеченного коллектива, желание укрепить характер, стать мужественным и волевым, укрепить свое здоровье, улучшить материальное положение. Установлено, что плавание, бег, лыжи, гребля, парусный спорт особенно хорошо развивают настойчивость, выдержку и самообладание; бокс, борьба, водные лыжи, слалом, прыжки в воду — решительность и смелость; волейбол, футбол, регби, хоккей, баскетбол — инициативность, находчивость, упорство, коллективизм. Разные виды спорта привлекают людей с разными чертами личности и развивают их по-разному:

• у спортсменов, деятельность которых непосредственно направлена против своих соперников и имеется непосредственный физический контакт с ними (бокс, борьба, карате, фехтование и др.), постепенно развивается склонность к доминированию во взаимоотношениях, обвинительный уклон при собственных неудачах, проявление агрессивности, причем, как правило, и вне спортивной борьбы;

• у спортсменов, занимающихся такими видами спорта как теннис, спортивные игры, легкая атлетика и пр., развивается повышенная уверенность в себе; они свободнее чувствуют себя в неопределенных ситуациях, приобретают качества, позволяющие им легко приспосабливаться к внешним изменениям1.

Психологически эффективны соревнования, особенно командные. Они развивают чувство ответственности перед товарищами, коллективом; выдержку, стойкость, дисциплинированность, способность не отчаиваться при неблагоприятном ходе соревнования, бороться общими усилиями за победу до конца. Занятия спортом полезно включать в систему экстремальной подготовки в образовательных учреждениях и по месту работы, причем делать это избирательно: культивировать те виды спорта, которые развивают нужные в данном виде деятельности, в том числе и экстремальной, каче-

Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978. — С. 19.

ства. Командные спортивные соревнования очень хорошо сплачивают и профессиональные, и воинские коллективы.

В нашем практическом опыте это было многократно проверено на экипажах небольших кораблей — тральщиков, охотников за подводными лодками, ракетных катеров. На судостроительные заводы, где завершалось строительство таких новых кораблей, прибывали их экипажи. Они комплектовались отделами кадров действующих соединений кораблей с «миру по нитке»: с разных действующих кораблей откомандировывались определенные специалисты. В экипаже собирались люди, не знакомые друг с другом, но они должны были в кратчайшие сроки (нередко в 2—3 месяца) превратиться в дружный, сплоченный коллектив. Морякам предстояло далее служить и плавать вместе, осваивать технику и оружие корабля, участвовать в завершающих сдаточных испытаниях достраивающегося корабля, отработать и сдать две контрольные задачи и, таким образом, войти в строй находящихся в кампании кораблей. Сложность заключалась и в том, что нередко с кораблей присылали не лучших моряков, пытаясь избавиться таким образом от «неугодного», «сложного» человека.

Среди различных мер по обучению и сплочению экипажа, проводимых руководством, эффективными оказались командные спортивные соревнования. Буквально через 5—7 дней после комплектования экипажу предлагалось выставить спортивную команду и принять участие в идущем в соединении строящихся кораблей соревновании, в котором уже участвовали команды около десятка других, ранее сформированных экипажей. Это были соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, хоккею, перетягиванию каната, плаванию, хождению на шлюпках, эстафеты, кроссы, бег в мешках и др. Соревнования шли перманентно круглый год.

Все соревнования проходили в свободное время, по вечерам, при стечении большого числа зрителей — моряков всех экипажей. Естественным был ажиотаж среди болельщиков, шум, крики, реплики «Дави!», «На мыло!» и пр. Команде только что сформированного экипажа на первых порах доставалось. Это задевало моряков. Они впервые начинали ощущать себя чем-то целым, идентифицировали себя как экипаж. Начинался поиск путей улучшения комплектования команды, проведения тренировок, разработки тактик, обеспечивалась явка всего экипажа на соревнования, чтобы «болеть» и поддерживать свою команду.

Все это происходило каждый день и быстро зарождало психологические связи между незнакомыми до этого людьми, формировало настроения, общие стремления, поиски согласия. Экипаж начинал приобретать признаки воспитывающего коллектива, начинал бороться за свою честь, зарождались требования «не подводить», «не позорить», «действовать, как надо», что безусловно положительно отражалось и на организованности, дисциплине, учебе, работах по уходу и налаживанию техники.

Н.В. Цзеном и Ю.В. Пахомовым разработаны психотехнические игры для спортсменов1. Идеи, заложенные в их организацию и методику, находят сейчас воплощение и в подготовке профессионалов.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.

Например, Н.А. Минжановым разработан комплекс профессионализированных психотехнических игр для занятий по физической подготовке с сотрудниками правоохранительных органов1. Общие правила аналогичны, тем, которые предложены Н.В. Цзеном и Ю.В. Пахомовым: обучаемые учебной группы разбиваются на пары; каждый в паре выполняет определенную роль; в следующих друг за другом упражнениях, выполняемых по командам руководителя заданий, обучаемые в парах меняются ролями; после каждого упражнения проводится разбор и оценка правильности действий самими участниками пар; игры длятся 5—7 мин., в течение которых выполняются А—8 упражнений.

1. Игра «Догони». Развивается внимание, наблюдательность, скорость реакций и умение быстро передвигаться в толпе. Проводится в спортивном зале или на площадке 10 х 10 м при участии всей группы, разбитой на пары. В парах один «сотрудник», другой — «преступник». Задача первого догнать второго.

2. Игра «Зри в оба». Развивается внимание, наблюдательность при быстрых перемещениях. Обучающиеся группы выстраиваются в две шеренги на расстоянии 7—8 м друг от друга и лицом в одну сторону. Назначаются пары. Одни — «наблюдатели», вторые, стоящие за их спиной, — «натурщики». По команде преподавателя «натурщики» принимают по своему выбору любые позы. По второй команде «наблюдатели» совершают прыжок с поворотом на 360° или кувырок вперед, назад, а «натурщики» после этого сразу возвращаются в исходное положение. По третьей команде «наблюдатели» подходят к своим «натурщикам» и воспроизводят их позы, которые они запомнили при совершении прыжков и кувырков.

3. Игра «Вижу и слышу». Развивается внимание, наблюдательность, память. Пары по команде руководителя занятий вступают в единоборство (бокс, борьба) без особого напряжения, но непрерывно двигаясь. Задача — замечать все, что происходит вокруг. По команде «стоп», подаваемой преподавателем через каждые 10—30 сек., схватка прекращается, и слушатели обмениваются впечатлениями: кто был рядом и что делал, что произошло нового на месте занятий, какие звуки раздавались, какие слова произносились и пр. Все эти изменения (кроме первого) вносит преподаватель.

4. Игра «Лабиринт». Развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки. В парах один «ведущий», второй «ведомый». Первый использует три команды «прямо», «направо», «налево», которые сразу выполняются «ведомым». Каждое упражнение состоит из 5—10 команд (трудность наращивается последовательно). После исполнения всех команд «ведомый» разворачивается на 180° и в обратном порядке воспроизводит маршрут.

5. Игра «Робот». Развитие чувства партнера, умения точно выражать свои намерения в словах. «Оператор» и «робот» (с закрытыми, завязанными глазами). На полу разбрасываются спички или предметы. «Оператор» подает односложные команды, направляя движения тела, ног и рук «робота» для того, чтобы тот собрал спички или предметы. Робот обязан точно выполнять команды, не проявляя никакой инициативы.

1 Минжанов НА. Повышение профессионально-психологической подготовленности слушателей учебных заведений органов внутренних дел в процессе физической подготовки. — Караганда. 1994. — С. 64—71.

6. Игра «Защита». Пары — «нападающий» и «защищающийся» в боевой стойке на расстоянии метра. Первый готовится нанести определенный удар, второй, наблюдая за первым пытается угадать его намерение и заранее решает, какой защитный прием использовать. По команде руководителя «Хоп!» оба, строго одновременно, выполняют свои заготовки — удар (не прикасаясь к другому) и защиту. Оценивается правильность угадывания «защищающегося». Так повторяется 20—30 раз, задача «защищающегося» распознать стратегию нанесения ударов в серии и повысить успешность угадывания. После этого роли меняются.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.