Кол.переговоры и порядок их ведения.
В соответствии со статьей 356 ТК РБ представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором кол.переговоров по заключению и изменению коллективного договора.
Действующим зак-вом сторонам предоставлено право самим определять время начала кол.переговоров, а, следовательно, и подготовки нового проекта коллективного договора. При этом профсоюзам следует иметь ввиду, что для обеспечения наиболее полной защиты трудовых и социально-экономических прав работников необходимо определить время начала переговоров с таким расчетом, чтобы окончательно согласовать проект коллективного договора до окончания срока действующего коллективного договора.
Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении кол.переговоров по заключению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в 7дневный срок (статья 357 ТК РБ). Примерная форма требования приведена в приложении 1.
Статья 357 ТК РБ предусма3вает для ведения кол.переговоров создание на равноправной основе комиссии из равного числа уполномоченных представителей сторон.
Количество представителей от каждой из сторон переговоров устанавливается по взаимной договоренности сторон. Количество представителей от каждой стороны должно быть не менее трех человек.
Персональный состав комиссии по кол.переговорам от профсоюза утверждается на заседании профсоюзного комитета.
В случае подготовки к заключению первого коллективного договора (вновь созданная организация, профсоюзная организация или коллективный договор не заключался) и распространения его действия на всех работников полномочия на ведение переговоров профсоюзному комитету необходимо получить на собрании (конференции) работников организации.
Руководитель организации в свою очередь принимает меры по созданию комиссии – издает приказ о назначении представителей Нанимателя в комиссию по кол.переговорам.
Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета и копия приказа по организации будут являться документами, подтверждающими полномочия сторон на ведение кол.переговоров.
На первой встрече представители сторон договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, оговаривают функции председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.
На заседаниях комиссии функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон кол.переговоров.
На последующих встречах представители сторон рассма3вают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. Если в ходе переговоров возникают разногласия по каким-либо вопросам, каждая сторона вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений.
При этом следует иметь ввиду, что согласно статье 357 ТК РБ стороны не имеют права прекратить кол.переговоры в одностороннем порядке.
Каждое заседание комиссии обязательно протоколируется.
Профсоюзному комитету целесообразно подготовить свой вариант проекта коллективного договора, взяв за основу нормы Генерального, тарифного и местного соглашений и действующий в организации коллективный договор. В коллективном договоре рекомендуется предусма3вать работникам дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами Генерального, тарифного и местного соглашений.
Процесс разработки проекта и заключения коллективного договора, как правило, состоит из следующих основных этапов:
· проведение разъяснительной работы в структурных подразделениях о значении коллективного договора, о необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и интересов работников;
· организация сбора предложений от работников (по оплате труда, условиям труда и т. д.);
· анализ и систематизация поступивших предложений работников;
· подготовка проекта коллективного договора;
· обсуждение проекта коллективного договора работниками организации;
· доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;
· проведение кол.переговоров по проекту коллективного договора;
· принятие коллективного договора на собрании (конференции) работников (членов профсоюза);
· подписание коллективного договора.
В соответствии со статьей 368 ТК РБ проект коллективного договора обсуждается сторонами в определенном ими порядке, а также может публиковаться в печати.
Целесообразно, чтобы все работники (в соответствии со сферой действия договора) приняли участие в обсуждении проекта коллективного договора, поскольку его нормы и положения касаются каждого из них. Для этого следует организовать обсуждение проекта коллективного договора во всех структурных подразделениях организации.
Наниматель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного проекта коллективного договора до каждого члена коллектива.
При необходимости следует проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, перспективы ее развития. Для этого следует запросить у нанимателя необходимую информацию, которую согласно части четвертой статьи 357 ТК РБ наниматель обязан представить. Право профсоюзов на получение от нанимателей информации закреплено также и в статье 20 Закона РБ "О профессиональных союзах".
После обсуждения проекта договора профком дорабатывает его с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений и представляет в комиссию по ведению кол.переговоров.
После проведения представителями сторон кол.переговоров по проекту коллективного договора он вносится на утверждение собрания (конференции).
Целесообразно проект нового коллективного договора выносить на собрание (конференцию) с одновременным подведением итогов выполнения действующего коллективного договора, срок действия которого истекает.
Одновременно на собрание (конференцию) выносятся и все разногласия сторон по проекту коллективного договора для принятия решения о достижении согласия или возбуждения коллективного трудового спора.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта стороны могут, при соответствующем решении собрания, подписать коллективный договор по согласованным позициям, а неурегулированные разногласия могут быть по решению собрания (конференции) предметом дальнейших переговоров или разрешаться в соответствии с действующим зак-вом (глава 36 ТК РБ).
Профсоюзный комитет совместно с нанимателем определяет какое собрание (конференцию) проводить в зависимости от сферы действия коллективного договора: если коллективный договор распространяется на всех работников организации, то проводится общее собрание (конференция), если только на членов профсоюза, то проводится профсоюзное собрание (конференция).
Собрание считается полномочным, если на нем присутствовало более половины работников, а конференция – не менее 2-х третей делегатов. (Вопрос правомочности собрания, конференции оговаривается в Уставе соответствующего отраслевого профсоюза).
Коллективный договор считается одобренным, если за него проголосовало более 50 % присутствующих на собрании (конференции).
12. Понятие, стороны и содержание коллективного договора. Порядок заключения, изменения и расторжения ТД.
Коллективный договор – это локальный НПА, регулирующий трудовые и соц-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Это всегда 2-хсторонний акт. Сторонами КД являются работники организации в лице их представительного органа. Со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией необходимой для ведения кол.переговоров.
Содержание КД определяются сторонами в соответствии с генеральными и местным соглашением, а также зак. актами, предусмотренных в данном случае. Содержание КД являются условия, определенные права и обязанности сторон и ответственность за их нарушения. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с зак-вом, являются недействительными.
Трудовые договоры могут заключаться на:
1) неопределенный срок;
2) определенный срок не более 5 лет (срочный ТД);
3) время выполнения определенной работы;
4) время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы;
5) время выполнения сезонных работ.
Срочный ТДр заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных ТК РБ. Разновидностью срочного ТД является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусм.зак-вом о труде. ТДр на время выполнения определенной работы заключается в случаях, когда время завершения работы не может быть определено точно.
ТДр на время выполнения сезонных работ заключается в случаях, когда работы в силу природных и климатических условий могут выполняться только в течение определенного сезона.
Если в ТД не оговорен срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок.
Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовые договоры на срок до 2-х месяцев, установлены главой 23 ТК РБ.
ТД заключается в письменной форме, составляется в 2-х экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.
Примерная форма ТД утверждается Правительством РБ или уполномоченным им органом.
Содержание и условия ТД определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных ТК РБ.
Обязательные сведения и условия ТД:
1) данные о работнике и нанимателе, заключивших ТД;
2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
3) трудовая функция (работа по 1 или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).
Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РБ;
4) основные права и обязанности работника и нанимателя;
5) срок ТД (для срочных ТД);
6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);
7) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В ТД могут предусма3ваться дополнительные условия об установлении испытательного срока, об обязанности отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя, и иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с зак-вом и коллективным договором.
ТД может быть изменен только с согласия сторон.
ТД может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным ТК РБ.
Основаниями прекращения ТД являются:
1) соглашение сторон (статья 37);
2) истечение срока ТД (пункты 2 и 3 статьи 17), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) расторжение ТД по собственному желанию (статья 40), или по требованию работника (статья 41), или по инициативе нанимателя (статья 42);
4) перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность;
5) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации;
6) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 44);
7) расторжение ТД с пре2рительным испытанием (статья 29).
13. Понятие и виды соглашений. Стороны и содержание соглашений.
Соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
Сторонами соглашений могут быть:
· На республиканском уровне – республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также правительство РБ;
· На отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы гос. управления;
· На местном уровне – соответствующие профсоюзы
(их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.
Содержание соглашений согласно ст. 360 ТК определяется сторонами в пределах их компетенции.
Генеральное соглашение может содержать положения о (об):
1. развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;
2. основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
3. заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;
4. обеспечении занятости;
5. охране окружающей среды;
6. иных трудовых и социально-экономических условиях.
В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений различают:
1. Генеральные—заключенные на республиканском уровне.
2. Тарифные—заключенные на отраслевом уровне.
3. Местные—заключенные на определенной территории.
В зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах по заключению соглашения:
- двусторонние;
- трехсторонние;
Третья сторона—орган гос. управления, если он не является нанимателем.
Количество участников определяется соглашением сторон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: