Нейрогенез и синаптогенез.
В последнее время в результате открытия нейрогенных ниш в субвентрикулярной зоне боковых желудочков и субгранулярной зоне гиппокампа, новый толчок к развитию получили идеи регенеративной неврологии, суть которых состоит в изучении механизмов и методов стимуляции нейрогенеза (17, 29, 30, 31).
В вышеуказанных нейрогенных зонах на протяжении всего онтогенеза образуются клетки-предшественники (нервные стволовые клетки), способные дифференцироваться в специализированные нейроны и клетки нейроглии, мигрировать в ассоциативную новую кору, энториальную кору, обонятельные луковицы, слой гранулярных клеток зубчатой извилины гиппокампа и включаться в работу нервной системы (17, 18, 19, 29, 30, 31).
Как известно, естественное восстановление функциональности нервной системы после локальных повреждений, вызванных инфекционными, физическими, химическими, аутоимунными и другими факторами, происходит за счёт компенсирующих процессов синаптогенеза -- мобильного образования новых синаптических соединений в обход разорванных из-за гибели связующего нейрона или его аксона, и в некоторых областях нервной системы -- нейрогенеза, призванного восстановить количество нейронов в структуре (17, 18, 19, 29, 30, 31).
Несмотря на то, что способность к нейрогенезу сохраняется в течение всей жизни, его активность и результативность (пролиферация, выживание, миграция и включение дифференцированной клетки в необходимую область) к концу жизни снижается, что может способствовать формированию неврологического дефицита, наблюдаемого при нейродегенеративных заболеваниях (17, 18, 19, 29, 30, 31).
В ряде исследований было показано, что скорость нейрогенеза в нейрогенных нишах в течение зрелого периода нервной системы (с 20 до 35 лет для человека) непостоянна и зависит от непосредственных ситуаций в жизни организма (17, 18, 19, 29, 30, 31).
Нейрогенез усиливается в ситуациях:
1. Требующих от организма проявления повышенной интеллектуальной и физической активности, в ситуациях «новизны» происходящего, в ситуациях активного сомато-интеллектуального обучения (в первой фазе стресса -- активной адаптации). 2. Сразу после локальных поражений нервной системы (в первой фазе стресса -- активной адаптации). 3. В благоприятной экологической среде (взаимодействие с микроорганизмами, химическое воздействие, э/м влияния и т. д. ) (17, 18, 19, 29, 30, 31).
Нейрогенез регрессирует в периоды:
1. Когда процессы обучения и адаптации протекают в равномерном, монотонном режиме. 2. Во второй фазе стресса -- ресурсной адаптации. 3. В третьей фазе стресса -- истощении. 4. В неблагоприятной экологической среде (взаимодействие с микроорганизмами, э/м влияния, химическое воздействие и т. д. ). 5. На поздних этапах онтогенеза (17, 18, 19, 29, 30, 31).
Чтобы не перегружать теоретические рассуждения, аксиоматично заметим, что синаптогенез имеет схожие условия своей активации и регрессии (17, 18, 19, 29, 30, 31).
Суммируя все вышесказанное, строим логическую цепь:
Замедление негативной рекурсии есть условие замедления развития нейродегенераций, прямо коррелирующих с процессом естественного старения организма.
Замедление негативной рекурсии находится в прямой зависимости от скорости витаукта -- процесса непрерывной адаптации.
Скорость витаукта зависит от степени способности нервной системы к развитию и самокомпенсации.
Развитие и самокомпенсация нервной системы на синаптических уровнях зависят от мобильности синаптогенеза, оптимального прироста нервных клеток -- нейрогенеза, а также нормального проведения биоэлектрического нервного импульса.
Условия для эволюции синаптогенеза и нейрогенеза создаются в первой фазе биологического стресса -- фазе активной адаптации.
Условия для инволюции синаптогенеза и нейрогенеза создаются во второй и третьей фазе стресса -- ресурсной адаптации и истощении. Ресурсы для проведения нервного импульса должны постоянно восстанавливаться в прежнем объёме или иметь положительный прирост.
Ресурсы структур нервной системы имеют возможность восстанавливаться тогда, когда структура нервной системы не расходует, или минимально расходует ресурсы для передачи импульса -- в моменты минимальной активности психических функций -- в фазе глубокого отдыха.
В фазах глубокого отдыха для восстановления нервных ресурсов должен обеспечиваться своевременный приток материи для биосинтеза ресурсов и не допускаться приток материи, тормозящей или разрушающей биосинтез ресурсов.
Тактика профилактики нейродегенераций должна выполнять условия определённого чередования первой фазы биологического стресса и глубокого отдыха организма. Не допускать создания условий для перехода работы организма во вторую и третью фазу биологического стресса. А также должна обеспечивать приток адекватной материи для биосинтеза ресурсов.
Переведённая на язык жизни, эта тактика выглядит как:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|