1 УРОК. ВВЕДЕНИЕ. Основы суфизма в Коране (Из тафсира имама Ибн Джузайя аль-Кальби). Предисловие переводчика. Краткая биография Ибн Джузайя аль-Кальби
Стр 1 из 10Следующая ⇒
1 УРОК. ВВЕДЕНИЕ Основы суфизма в Коране (Из тафсира имама Ибн Джузайя аль-Кальби)
Предисловие переводчика
ب س م ا ل ل ه ا ل ر ح م ن ا ل ر ح ي م
Хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров, Всемилостивому, Властелину Судного дня.
Возвеличь, о Аллах, степень Пророка милости, нашего господина Мухаммада и приветствуй его!
Среди комментариев к Благородному Корану небольшого объема одним из самых ценных, глубоких и производящих сильнейший духовный эффект, без сомнения, является тафсир «ат-Тасхиль ли ʼ улюм ат-танзиль» имама Абуль-Касима Мухаммада ибн Ахмада аль-Малики, известного как Ибн Джузай аль-Кальби (693 – 741 гг. по хиджре), да помилует его Всевышний Аллах.
Исследователь наследия имама аль-Кальби шейх Али Мухаммад аз-Зубайри пишет: «Когда я прочитал тафсир Ибн Джузайя, то понял, что это очень ценный труд, содержащий вещи, которые упустили великие толкователи Корана. Этот тафсир не менее ценный, чем тафсир ан-Насафи, аль-Байдави, не говоря уже о «Джалялейн» или «аль-Ваджиз» аль-Вахиди, более того, он в чем-то превосходит их…»[1]
Имам предварил свой тафсир введением, в котором кратко рассматриваются различные науки, связанные с Кораном (ʼ улюм аль-Куран). Одна из этих наук – тасаввуф (суфизм). Суть этой дисциплины – знание о похвальных нравственных качествах и способах их приобретения, а также о духовных пороках и способах избавления от них.
Ибн Джузай пишет, что суфизм берет свое начало в Коране, ибо в Коране много говорится о «воспитании души (нафса), озарении сердца и его очищении путем приобретения высокой нравственности и избавления от порицаемых душевных качеств». Имам перечислил двенадцать положений науки тасаввуф, которые он рассматривает в своем тафсире. К каждому положению он привел аят Корана, на котором оно основано.
Известный суфий из Марокко шейх Мунир аль-Кадири Будшиш издал в 1998 году в Касабланке книгу «Тасфийя аль-кулюб фи аль-вусуль иля хадрати ʼ Аллям аль-гуюб», автором которой назван имам Ибн Джузай аль-Кальби, да помилует его Аллах, единственную рукопись которой шейх Мунир обнаружил в библиотеке деревни Тамгрут на юге Марокко.
Текст этой небольшой книги по большей части соответствует тексту соответствующих мест из тафсира «ат-Тасхиль». И лишь Аллах доподлинно знает, является ли этот трактат той самой книгой, о которой пишет имам в предисловии к «ат-Тасхиль»[2], или – наоборот – кто-то составил из цитат тафсира отдельную книгу (мне лично этот вариант кажется наиболее правдоподобным). В любом случае нет никаких сомнений, что автором текста «Тасфийя» является имам аль-Кальби, однако неясно – отдельная ли это его книга (другие исследователи не упоминают в ее в списке трудов имама) или просто собранные кем-то выдержки из тафсира «ат-Тасхиль».
Шейх Муса Фербер из Абу Даби выпустил на английском языке свой вариант «Тасфийя», [3] однако он не упоминает о «Тасфийя» в своей книге. Возможно, шейх просто сам добавил к аятам из предисловия к тафсиру выдержки из комментария имама Ибн Джузая.
Мы перевели фрагменты из «Тасхиль» с арабского языка[4], ориентируясь на порядок изложения «Тасфийя» и книги шейха Фербера.
В результате получилcя небольшой трактат, в сжатом виде раскрывающий принципы тасаввуфа, взятые непосредственно из Священного Корана.
Надеемся, что этот цикл поспособствует выработке у мусульман иммунитета против доводов сектантов, убеждающих их, что суфизм – это якобы нововведение, не имеющее отношения к Исламу. Мы увидим, что основы практик суфизма взяты имамами этой законной шариатской науки из Корана – главного источника норм и правил Ислама. А то, что берется из Корана, никак не может быть нововведением!
Мы просим наших читателей упомянуть в своих дуа всех, кто имеет отношение к этой работе – особенно имама Ибн Джузайя. Просим у Аллаха укрепить нас на истинном пути!
Абу Яхья аль-Ханафи, Рамадан 1437
Краткая биография Ибн Джузайя аль-Кальби
Имам Абуль-Касим Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Джузай аль-Кальби родился в Гранаде (Андалусия) в 693-м году по хиджре.
Был талантливым поэтом и ученым, имамом во многих науках: арабском языке, усуль аль-фикх, хадисе, маликитском фикхе, коранических науках. Автор многих сочинений, среди которых самыми известными являются следующие:
· «ат-Танзиль ли ʼ улюм ат-танзиль» (тафсир Корана); · «Нур аль-мубин фи каваʼ ид ʼ акаид ад-дин» (акыда, переведена на русский язык и выпущена издательством «Дарульфикр»); · «Такриб аль-вусуль иля ʼ ильм аль-усуль» (усуль аль-фикх); · «аль-Каванин аль-фикхийя фи талхыс мазхаб аль-маликийя» (маликитский фикх); · «аль-Анвар ас-санийя фи аль-альфаз ас-суннийя» (хадис).
Имам стал шахидом в 741-м г. по хиджре. Да помилует его Всевышний Аллах и сделает его знания полезными для нас!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|