Степени поминающих Аллаха. Виды зикра. Духовные плоды зикра
ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ا ذ ْ ك ُ ر ُ و ا ا ل ل ّ َ ـ ه َ ذ ِ ك ْ ر ً ا ك َ ث ِ ي ر ً ا
«О верующие! Поминайте Аллаха многократно (и часто)! » (Коран 33: 41).
Также Аллах говорит:
و َ ا ل ذ ّ َ ا ك ِ ر ِ ي ن َ ا ل ل ّ َ ـ ه َ ك َ ث ِ ي ر ً ا و َ ا ل ذ ّ َ ا ك ِ ر َ ا ت ِ
«Многократно (и часто) поминающим Аллаха мужчинам и женщинам (Аллах уготовил прощение и великую награду)» (Коран 33: 35).
Всевышний не ставит такого условия для других видов поклонения.
3. У зикра есть особенная черта, которой нет у других видов поклонения: это пребывание в высочайшем обществе и достижение степени близости к Тому, кто – как сказано в хадисе – присутствует и находится рядом[6].
Поистине, Всевышний Аллах говорит (в хадисе кудси):
«Я нахожусь рядом с тем, кто поминает Меня»[7].
Также Он говорит:
«Я таков, как обо мне думает Мой раб, и Я рядом с ним, когда он поминает меня…»[8]
Степени поминающих Аллаха
С точки зрения результата зикра люди делятся на два вида:
1. Для простых мусульман (аввам) – это получение награды.
2. Для особых (хаввас) – это близость к Аллаху и ощущение Его присутствия.
Как же велик разрыв между этими двумя степенями! Насколько же велика разница между тем, кто получает вознаграждение из-за завесы, и тем, кто приближен и стал одним из избранных любимцев!
Виды зикра
Знай, что видов зикра очень много. Среди них:
1. Тахлиль (слова «ля иляха илляЛлах»[9] и другие формы); 2. тасбих (слова «субханаЛлах»[10] и т. п. ); 3. такбир (слова «Аллаху акбар»[11] и др. ); 4. хамд (слова «альхамдулиЛлях»[12] и т. п. ); 5. хаукаля (слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях»[13]); 6. хасбаля (слова «хасбунаЛлах»[14] и др. ); 7. зикр путем перечисления имен Аллаха; 8. салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха; 9. истигфар (слова «астагфируЛлах»[15] и т. п. )
И другие формы.
Духовные плоды зикра
У каждой формы зикра свои особенности и свои плоды:
1. Итог тахлиля – единобожие (таухид). Я имею в виду особую степень таухида, ибо общим таухидом обладают все верующие[16].
2. Результат такбира – это возвеличивание и почитание Величайшего.
3. Плоды восхваления Аллаха и упоминания его имен со значением милости и благодеяний, таких как ар-Рахман, ар-Рахим[17], аль-Карим[18], аль-Гаффар[19] и подобных, – плоды эти имеют три степени (макама):
- благодарность (шукр); - сильная надежда; - любовь.
Безусловно, ты любишь того, кто одаряет тебя благами.
4. Плоды хаукали и хасбали – упование на Аллаха (таваккуль) и передача Ему всех своих дел и доверие Ему.
5. Плоды зикра путем упоминания имен со значением всезнания и восприятия, например, аль-ʼ Алим[20], ас-Самиʼ [21], аль-Басыр[22], аль-Кариб[23] и подобных – муракаба.
6. Результат чтения салавата Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, – усиление любви к нему и укрепление на пути следования его сунне.
7. Плоды истигфара – приобретение неуклонного следования Шариату (истикама), богобоязненности (таква) и усиление выполнений условий покаяния (тауба) вместе с внутренним отторжением предыдущих грехов.
8. Плоды всех зикров с упоминанием всех имен и атрибутов Всевышнего вбирает в себя один единственный зикр – и это зикр «Аллах…Аллах…». Это – предел и конечная цель[24].
[1] Выдающийся ученый эпохи табиʼ инов (14 – 94 г. по хиджре), жил в Медине, учился у многих сподвижников.
[2] О конкретной форме поклонения, конкретной форме зикра и т. п.
[3] Бухари (7405), Муслим (2672/2).
[4] Ат-Тирмизи (3377).
[5] Ат-Тирмизи (3376).
[6] Разумеется, речь идет о знании Аллаха и Его милости, а не присутствии Его Самого.
[7] Аль-Байхакы «Шуʼ аб аль-иман» (670).
[8] В некоторых издания тафсира есть добавление: «Этот хадис передают Бухари и Муслим от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен. А в версии аль-Байхакы есть добавление: «И Я рядом с ним всегда, когда он поминает Меня»».
[9] Нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха.
[10] Аллах пречист от любых недостатков.
[11] Аллах велик.
[12] Хвала Аллаху.
[13] Нет ни силы, ни могущества иначе, как от Аллаха.
[14] Достаточно нам Аллаха.
[15] Я прошу прощения у Аллаха.
[16] Об общем и особом таухиде пойдет речь дальше, иншааЛлах, в разделе «Таухид».
[17] Ар-Рахман – Обладатель Милости, Ар-Рахим – Проявляющий Милость.
По другому мнению, ар-Рахман – наделяющий пропитанием все живое в этом мире, ар-Рахим – проявляющий Свою Милость только к верующим в вечной жизни.
Имам ас-Сануси приводит другое толкование, которое большинство ученых по акыде посчитали самым верным: ар-Рахман – наделяющий значительными благами, а ар-Рахим – наделяющий небольшими благами.
И смысл объединения этих имен в Коране и в нашей речи (когда мы говорим: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим») в том, что у Всевышнего следует просить как о значительных вещах, так и о самых незначительных, на что указал имам аль-Байджури в «Тухфат аль-Мюрид» (из книги переводчика «Прекрасные имена Аллаха и их краткое толкование»).
[18] Тот, Кто чист от всего недостойного Его Величия.
Другое толкование: Щедрый, Наделяющий многочисленными благами.
Третье толкование: Проявляющий Доброту, хоть и не обязан. Прощающий то, что творения не выполнили из того, к чему Он их обязал.
Ас-Сануси:
«Это одно из самых многозначных имен Аллаха: оно обозначает и Его высокое положение, и Его господство, и то, что Он помогает попавшим в беду, и Его Величие, и Его Доброту, прощение, Милость, и все виды блага, дарованные Им рабам» (там же).
[19] Тот, Кто скрывает грехи своих рабов (от других рабов).
Ас-Сануси:
«А также Тот, Кто устраняет бедствия обоих миров от раба на основании Своей Милости» (там же).
[20] Знающий в превосходной степени. И Знание — это атрибут (сыфат), которым описана Его Сущность. Ас-Сануси: «Тот, Чье знание в предвечности охватывало все познаваемое» (там же).
[21] Тот, Кто описан Слухом, а Слух — это атрибут, которым описана Его Сущность. Ас-Сануси: «Тот, для Кого раскрывается все существующее — будь то вечное или сотворенное — через атрибут Слух» (там же).
[22] Тот, Кто описан Зрением, и это атрибут, которым описана Его Сущность. Ахмад Заррук: «Кто осознал, что Аллах — Слышащий и Видящий, тот будет ощущать божественное присутствие (муракаба) во всех своих состояниях, в движении и покое, и будет совершать то, что Аллах ему повелел, и воздерживаться от того, что Всевышний запретил» (там же).
[23] Близкий. И смысл имени следующий: Аллах Своим Знанием (ʼ ильм) близок к творениям, близок к обращающемуся к Нему с мольбой, отвечая на нее (там же).
[24] «Ат-Тасхиль», 1/87 – 89.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|