Духовные плоды богобоязненности (таква)
Духовные плоды богобоязненности (таква)
В Коране упоминаются пятнадцать достоинств[2] богобоязненности:
1. Наставление на истинный путь. Аллах говорит:
«руководство (наставление на истинный путь) для богобоязненных» (Коран 2: 2).
2. Помощь Всевышнего. Аллах говорит:
«Поистине, Аллах с богобоязненными» (Коран 16: 128).
3. Его покровительство. Аллах говорит:
«Аллах – покровитель богобоязненных» (Коран 45: 19).
4. Его любовь. Аллах говорит:
«Аллах любит богобоязненных» (Коран 9: 4).
5. Духовные знания. Аллах говорит:
«Если вы будете богобоязненны, Аллах даст вам способность различать, где истина, а где ложь» (Коран 8: 29).
6. 7. Избавление от трудного положения и наделение средствами оттуда, откуда человек даже не ожидает:
«А того, кто богобоязнен, – Аллах избавит от трудного положения и даст ему пропитание оттуда, откуда он не предполагает» (Коран 65: 2-3).
8. Облегчение в делах:
«А тому, кто богобоязнен, Аллах облегчит его дела» (Коран 65: 4).
9. 10. Прощение грехов и увеличение награды. Аллах говорит:
«А тому, кто богобоязнен, Аллах простит ошибки и увеличит награду» (Коран 65: 5).
11. Принятие благодеяний:
«Поистине, Аллах принимает деяния только у богобоязненных» (Коран 5: 27).
12. Успех. Господь говорит:
«Бойтесь Аллаха, и вы преуспеете» (Коран 2: 189).
13. Радостная весть. Аллах говорит:
«Для них радостная весть в этом мире и мире вечном» (Коран 10: 64).
14. Рай. Всевышний говорит:
«Поистине, для богобоязненных подготовлены их Господом сады блаженства» (Коран 68: 34).
15. Избавление от Ада:
«Затем мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там (в Аду) стоять на коленях» (Коран 19: 72).
Что побуждает человека к богобоязненности
Десять вещей побуждают к приобретению таква[3]:
1. Страх наказания в следующей жизни.
2. Страх наказания в земной жизни.
3. Надежда на награду в этом мире.
4. Надежда на награду в вечной жизни.
5. Страх отчета (в Судный день).
6. Стеснение при осознании, что Аллах тебя видит. И это степень муракаба[4].
7. Выражение благодарности Аллаху за все блага через подчинение Ему[5].
8. Знания[6], ибо Аллах говорит: «Поистине, боятся Аллаха из его рабов только знающие» (Коран 35: 28).
9. Осознание величия Аллаха, и это называется степенью благоговения (макам аль-хайба)[7].
10. Истинная любовь к Аллаху. Поэт сказал:
Ты ослушаешься Аллаха, но выражаешь любовь в Нему – Клянусь моей жизнью, это неслыханное дело. Если бы твоя любовь была подлинной, ты бы слушался Его, Поистине, любящий верен любимому.
И хорошо сказал другой:
Она ответила – и я спросил ее, каков ее возлюбленный: «Ради Аллаха опиши его, ничего не убавляя и не прибавляя». – Она ответила: «Если бы он умирал от жажды, А я бы сказала ему: «Не приближайся к воде», он бы не подошел к ней».
Степени богобоязненности
Степеней богобоязненности пять:
1. Раб боится неверия. Это степень подчинения (ислам).
2. Бояться ослушания Аллаха и грехов. Это степень покаяния (тауба).
3. Остерегаться сомнительного. Это степень религиозной щепетильности (вараʼ ).
4. Остерегаться (избытка) дозволенного. Это степень аскетизма (зухд).
5. Остерегаться, чтобы в сердце было что-то помимо Аллаха. Это степень духовного созерцания (мушахада)[8].
[1] «Ат-Тасхиль», 1/24.
[2] Под «достоинствами» имам Ибн Джузай, да помилует его Аллах, подразумевает плоды богобоязненности: придерживаясь таква, человек достигает этих пятнадцати достойных вещей.
[3] Изложенные ниже причины помогают человеку в каждой конкретной ситуации воздерживаться от совершения греха и побуждают к благодеяниям.
[4] Об этом состоянии пойдет речь дальше, иншааЛлах.
[5] Это выражение благодарности Аллаху делами, о чем шла речь выше.
[6] Приобретение религиозных знаний – это один из основных путей приобретения богобоязненности.
[7] Это одна из степеней (макамов) в суфизме – почтительный страх и благоговение перед Всевышним Аллахом.
[8] «Ат-Тасхиль», 1/50 – 51.
4 УРОК. ПОМИНАНИЕ АЛЛАХА (ЗИКР)
Всевышний Аллах говорит:
ف َ ا ذ ْ ك ُ ر ُ و ن ِ ي أ َ ذ ْ ك ُ ر ْ ك ُ م ْ و َ ا ش ْ ك ُ ر ُ و ا ل ِ ي و َ ل َ ا ت َ ك ْ ف ُ ر ُ و ن ِ
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите меня и не будьте неблагодарны» (Коран 2: 152).
Саʼ ид ибн аль-Мусаййиб[1] так толковал этот аят: « Поминайте Меня, то есть занимайтесь поклонением, и я буду помнить о вас, то есть награжу вас за него».
Также есть такое толкование: «Упоминайте Меня в ваших мольбах (дуа), тасбихах и т. п. »
Комментаторы Корана, особенно суфии, очень часто предлагали конкретные толкования[2] этого аята, однако на самом деле нет доказательства, что эти слова Аллаха имеют узкий смысл. Этот аят имеет общий смысл, указывающий на важность совершения зикра в целом.
Также существует хадис, в котором Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, передает слова Господа:
«Я таков, как обо мне думает Мой раб, и Я рядом с ним, когда он поминает меня. Если он упомянет Меня про себя, то и Я помяну его про себя. А если он помянет Меня в обществе, то и Я помяну его в обществе лучшем, чем его»[3].
Способы совершения зикра
Зикр можно совершать тремя способами:
1. Языком. 2. Сердцем. 3. Тем и другим вместе.
Зикр – самый лучший вид поклонения
Знай, что зикр в целом – это лучший вид поклонения. Если даже в некоторых хадисах сказано, что лучшее поклонение – это что-то иное: намаз и т. д., то это только потому, что в них присутствует зикр и осознание своего нахождения перед Аллахом (хузур).
Существует три доказательства превосходства зикра (над другими видами поклонения):
1. Шариатские тексты, в которых говорится, что зикр – лучшее дело.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
«Сообщить ли вам о самом лучшем из ваших деяний, самом чистом перед Аллахом, быстрее всего повышающем ваши степени, которое лучше для вас, чем встретиться с врагом и обезглавить его? » Сподвижники ответили: «Конечно, о Посланник Аллаха! » Он сказал: « Поминание Аллаха (зикр) »[4].
Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, спросили: «Какое дело лучше всего? » Он ответил: « Поминание Аллаха ». Его спросили: «Зикр лучше, чем сражаться на пути Аллаха? » Он ответил:
« Даже если воин будет рубить кафиров мечом, пока его меч не сломается и он не будет весь покрыт кровью – да, поминание Аллаха лучше »[5].
2. Каждый раз, когда Аллах повелевает поминать Его или восхваляет зикр, он ставит условие, чтобы зикр был обильным.
Всевышний говорит:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|