Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовные плоды богобоязненности (таква)




Духовные плоды богобоязненности (таква)

 

В Коране упоминаются пятнадцать достоинств[2] богобоязненности:

 

1. Наставление на истинный путь. Аллах говорит:

 

«руководство (наставление на истинный путь) для богобоязненных» (Коран 2: 2).

 

2. Помощь Всевышнего. Аллах говорит:

 

«Поистине, Аллах с богобоязненными» (Коран 16: 128).

 

3. Его покровительство. Аллах говорит:

 

«Аллах – покровитель богобоязненных» (Коран 45: 19).

 

4. Его любовь. Аллах говорит:

 

«Аллах любит богобоязненных» (Коран 9: 4).

 

5. Духовные знания. Аллах говорит:

 

«Если вы будете богобоязненны, Аллах даст вам способность различать, где истина, а где ложь» (Коран 8: 29).

 

6. 7. Избавление от трудного положения и наделение средствами оттуда, откуда человек даже не ожидает:

 

«А того, кто богобоязнен, – Аллах избавит от трудного положения и даст ему пропитание оттуда, откуда он не предполагает» (Коран 65: 2-3).

 

8. Облегчение в делах:

 

«А тому, кто богобоязнен, Аллах облегчит его дела» (Коран 65: 4).

 

9. 10. Прощение грехов и увеличение награды. Аллах говорит:

 

«А тому, кто богобоязнен, Аллах простит ошибки и увеличит награду» (Коран 65: 5).

 

11. Принятие благодеяний:

 

«Поистине, Аллах принимает деяния только у богобоязненных» (Коран 5: 27).

 

12. Успех. Господь говорит:

 

«Бойтесь Аллаха, и вы преуспеете» (Коран 2: 189).

 

13. Радостная весть. Аллах говорит:

 

«Для них радостная весть в этом мире и мире вечном» (Коран 10: 64).

 

14. Рай. Всевышний говорит:

 

«Поистине, для богобоязненных подготовлены их Господом сады блаженства» (Коран 68: 34).

 

15. Избавление от Ада:

 

«Затем мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там (в Аду) стоять на коленях» (Коран 19: 72).

 

Что побуждает человека к богобоязненности

 

Десять вещей побуждают к приобретению таква[3]:

 

1. Страх наказания в следующей жизни.

 

2. Страх наказания в земной жизни.

 

3. Надежда на награду в этом мире.

 

4. Надежда на награду в вечной жизни.

 

5. Страх отчета (в Судный день).

 

6. Стеснение при осознании, что Аллах тебя видит. И это степень муракаба[4].

 

7. Выражение благодарности Аллаху за все блага через подчинение Ему[5].

 

8. Знания[6], ибо Аллах говорит: «Поистине, боятся Аллаха из его рабов только знающие» (Коран 35: 28).

 

9. Осознание величия Аллаха, и это называется степенью благоговения (макам аль-хайба)[7].

 

10. Истинная любовь к Аллаху. Поэт сказал:

 

Ты ослушаешься Аллаха, но выражаешь любовь в Нему –

Клянусь моей жизнью, это неслыханное дело.

Если бы твоя любовь была подлинной, ты бы слушался Его,

Поистине, любящий верен любимому.

 

И хорошо сказал другой:

 

Она ответила – и я спросил ее, каков ее возлюбленный:

«Ради Аллаха опиши его, ничего не убавляя и не прибавляя». –

Она ответила: «Если бы он умирал от жажды,

А я бы сказала ему: «Не приближайся к воде», он бы не подошел к ней».

 

Степени богобоязненности

 

Степеней богобоязненности пять:

 

1. Раб боится неверия. Это степень подчинения (ислам).

 

2. Бояться ослушания Аллаха и грехов. Это степень покаяния (тауба).

 

3. Остерегаться сомнительного. Это степень религиозной щепетильности (вараʼ ).

 

4. Остерегаться (избытка) дозволенного. Это степень аскетизма (зухд).

 

5. Остерегаться, чтобы в сердце было что-то помимо Аллаха. Это степень духовного созерцания (мушахада)[8].

 

[1] «Ат-Тасхиль», 1/24.

 

[2] Под «достоинствами» имам Ибн Джузай, да помилует его Аллах, подразумевает плоды богобоязненности: придерживаясь таква, человек достигает этих пятнадцати достойных вещей.

 

[3] Изложенные ниже причины помогают человеку в каждой конкретной ситуации воздерживаться от совершения греха и побуждают к благодеяниям.

 

[4] Об этом состоянии пойдет речь дальше, иншааЛлах.

 

[5] Это выражение благодарности Аллаху делами, о чем шла речь выше.

 

[6] Приобретение религиозных знаний – это один из основных путей приобретения богобоязненности.

 

[7] Это одна из степеней (макамов) в суфизме – почтительный страх и благоговение перед Всевышним Аллахом.

 

[8] «Ат-Тасхиль», 1/50 – 51.

 

4 УРОК. ПОМИНАНИЕ АЛЛАХА (ЗИКР)

 

Всевышний Аллах говорит:

 

ف َ ا ذ ْ ك ُ ر ُ و ن ِ ي أ َ ذ ْ ك ُ ر ْ ك ُ م ْ و َ ا ش ْ ك ُ ر ُ و ا ل ِ ي و َ ل َ ا ت َ ك ْ ف ُ ر ُ و ن ِ

 

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите меня и не будьте неблагодарны» (Коран 2: 152).

 

Саʼ ид ибн аль-Мусаййиб[1] так толковал этот аят: « Поминайте Меня, то есть занимайтесь поклонением, и я буду помнить о вас, то есть награжу вас за него».

 

Также есть такое толкование: «Упоминайте Меня в ваших мольбах (дуа), тасбихах и т. п. »

 

Комментаторы Корана, особенно суфии, очень часто предлагали конкретные толкования[2] этого аята, однако на самом деле нет доказательства, что эти слова Аллаха имеют узкий смысл. Этот аят имеет общий смысл, указывающий на важность совершения зикра в целом.

 

Также существует хадис, в котором Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, передает слова Господа:

 

«Я таков, как обо мне думает Мой раб, и Я рядом с ним, когда он поминает меня. Если он упомянет Меня про себя, то и Я помяну его про себя. А если он помянет Меня в обществе, то и Я помяну его в обществе лучшем, чем его»[3].

 

Способы совершения зикра

 

Зикр можно совершать тремя способами:

 

1. Языком.

2. Сердцем.

3. Тем и другим вместе.

 

Зикр – самый лучший вид поклонения

 

Знай, что зикр в целом – это лучший вид поклонения. Если даже в некоторых хадисах сказано, что лучшее поклонение – это что-то иное: намаз и т. д., то это только потому, что в них присутствует зикр и осознание своего нахождения перед Аллахом (хузур).

 

Существует три доказательства превосходства зикра (над другими видами поклонения):

 

1. Шариатские тексты, в которых говорится, что зикр – лучшее дело.

 

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

 

«Сообщить ли вам о самом лучшем из ваших деяний, самом чистом перед Аллахом, быстрее всего повышающем ваши степени, которое лучше для вас, чем встретиться с врагом и обезглавить его? » Сподвижники ответили: «Конечно, о Посланник Аллаха! » Он сказал: « Поминание Аллаха (зикр) »[4].

 

Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, спросили: «Какое дело лучше всего? » Он ответил: « Поминание Аллаха ». Его спросили: «Зикр лучше, чем сражаться на пути Аллаха? » Он ответил:

 

« Даже если воин будет рубить кафиров мечом, пока его меч не сломается и он не будет весь покрыт кровью – да, поминание Аллаха лучше »[5].

 

2. Каждый раз, когда Аллах повелевает поминать Его или восхваляет зикр, он ставит условие, чтобы зикр был обильным.

 

Всевышний говорит:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...