Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7 урок. Любовь к Аллаху. Степени любви верующих к Аллаху. Причины любви к Аллаху. Плоды любви к Аллаху. 8 урок. Упование на Аллаха (таваккуль)




7 УРОК. ЛЮБОВЬ К АЛЛАХУ

Всевышний Господь говорит:

 

و َ م ِ ن َ ا ل ن ّ َ ا س ِ م َ ن ْ ي َ ت ّ َ خ ِ ذ ُ م ِ ن ْ د ُ و ن ِ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ن ْ د َ ا د ً ا ي ُ ح ِ ب ّ ُ و ن َ ه ُ م ْ ك َ ح ُ ب ّ ِ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا أ َ ش َ د ّ ُ ح ُ ب ّ ً ا ل ِ ل ّ َ ه ِ و َ ل َ و ْ ي َ ر َ ى ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ظ َ ل َ م ُ و ا إ ِ ذ ْ ي َ ر َ و ْ ن َ ا ل ْ ع َ ذ َ ا ب َ أ َ ن ّ َ ا ل ْ ق ُ و ّ َ ة َ ل ِ ل ّ َ ه ِ ج َ م ِ ي ع ً ا و َ أ َ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ش َ د ِ ي د ُ ا ل ْ ع َ ذ َ ا ب ِ

 

«Среди людей есть такие, которые считают, что есть кто-то равный Аллаху и любят их так же, как (должны) любить Аллаха. Но верующие любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели (ожидающие их) мучения, то поняли бы, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах наказывает сурово» (Коран 2: 165).

 

Степени любви верующих к Аллаху

 

Знай, что любовь раба к своему Господу имеет два уровня:

 

1. Общая любовь. Ее испытывает к Аллаху каждый верующий, и она обязательна (по Шариату).

 

2. Особая любовь. Ее способны испытывать только преданные ученые, любимцы Аллаха (аулия) и чистые (сердцем) верующие. Это самая высокая степень (макам) из всех степеней. Это предел стремлений. Поистине, во всех остальных степенях – страхе, надежде, уповании (таваккуль) и других – есть доля нафса. Известно, что боящийся боится за себя, а надеющийся надеется на благо для себя. Но не такова любовь. Любовь – ради любимого, она не требует ничего взамен.

 

Причины любви к Аллаху

 

Знай, что причина любви к Аллаху – это знание о Нем. Чем больше знания – тем сильнее любовь. И чем меньше знания – тем слабее любовь.

 

Вызывает любовь одна из двух вещей. Но когда обе они соединяются в одном творении Всевышнего Аллаха, такой человек будет совершенным.

 

Первая вещь – это доброта (хусн) и красота (джамаль).

 

Вторая – совершение добра (ихсан) и гармоничность (иджмаль).

 

Красивое вызывает к себе любовь – такова человеческая природа. Человек инстинктивно любит все, что считает красивым.

 

А гармоничность (иджмаль) – это, например, красота Всевышнего в Его безграничной мудрости, удивительных творениях, Его сияющих светом великолепия атрибутах, которые (при изучении их) насыщают умы и пробуждают сердца. А красота Всевышнего Аллаха постигается духовным видением, а не глазами.

 

Что касается совершения добра (ихсан), то сердца людей по природе любят тех, кто делает им добро. А добро, творимое Аллахом для его рабов, беспредельно, как и количество данных Им явных и скрытых милостей:

 

«Если вы захотите сосчитать блага Аллаха, то не сможете» (Коран 14: 34).

 

Достаточно тебе для понимания того факта, что Аллах наделяет благами как праведников, так и грешников, как верующих, так и неверующих. Любое благодеяние, совершенное творением, на самом же деле совершено Аллахом. Поэтому в действительности лишь Аллах заслуживает любви.

 

Плоды любви к Аллаху

 

Знай, что, если любовь к Аллаху прочно осядет в сердце, ее плоды проявятся в остальном теле:

 

· человек будет проявлять старание в подчинении Господу,

· с вдохновением поклоняться Ему,

· стремиться лишь к Его довольству,

· находить удовольствие в тайной беседе с Ним,

· будет доволен Его предопределением,

· будет стремиться к встрече с Ним,

· будет любить поминание Его (зикр),

· будет чувствовать себя неуютно среди людей,

· начнет избегать людей,

· полюбит уединение,

· мирское покинет его сердце,

· человек будет любить тех, кого любит Аллах, и предпочитать таких людей всем остальным.

 

Аль-Харис аль-Мухасиби[1] говорил: «Любовь – это твое полное подчинение любимому, предпочтение его своему нафсу и своему духу, внутреннее и внешнее согласие с ним, а также осознание недостаточности твоей любви к нему»[2]. [3]

 

[1] Великий суфий и мутакаллим эпохи саляфов (170 – 243 г. по хиджре), учитель имама тасаввуфа Джунайда аль-Багдади.

 

[2] Эти слова приводятся во многих книгах по суфизму. Например, в «ар-Рисаля аль-Кушайрийя» имама аль-Кушайри и в «Рауда аль-мухиббин» Ибн Каййима.

 

[3] «Ат-Тасхиль», 1/92.

 

8 УРОК. УПОВАНИЕ НА АЛЛАХА (ТАВАККУЛЬ)

Всевышний и Всемогущий Аллах говорит:

 

ف َ ب ِ م َ ا ر َ ح ْ م َ ة ٍ م ِ ن َ ا ل ل ّ َ ه ِ ل ِ ن ْ ت َ ل َ ه ُ م ْ و َ ل َ و ْ ك ُ ن ْ ت َ ف َ ظ ّ ً ا غ َ ل ِ ي ظ َ ا ل ْ ق َ ل ْ ب ِ ل َ ا ن ْ ف َ ض ّ ُ و ا م ِ ن ْ ح َ و ْ ل ِ ك َ ف َ ا ع ْ ف ُ ع َ ن ْ ه ُ م ْ و َ ا س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ْ ل َ ه ُ م ْ و َ ش َ ا و ِ ر ْ ه ُ م ْ ف ِ ي ا ل ْ أ َ م ْ ر ِ ف َ إ ِ ذ َ ا ع َ ز َ م ْ ت َ ف َ ت َ و َ ك ّ َ ل ْ ع َ ل َ ى ا ل ل ّ َ ه ِ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ي ُ ح ِ ب ّ ُ ا ل ْ م ُ ت َ و َ ك ّ ِ ل ِ ي ن َ

 

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним (сподвижникам). А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их (за то, что было в битве при Ухуде), попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит тех, кто уповает на Него» (Коран 3: 159).

 

Таваккуль – это полное упование на Аллаха в получении любых благ и сохранении их, когда они даны, а также в избегании вреда и в избавлении от него, если что-то плохое уже произошло. И это одна из самых высоких степеней (макамов) по двум причинам:

 

1. Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Аллах любит тех, кто уповает на Него» (Коран 3: 159).

 

2. Вторая причина – это то, что Аллах гарантирует: «Тому, кто полагается на Аллаха, будет Его достаточно» (Коран 65: 3).

 

Обязателен ли таваккуль?

 

Вероятнее всего, таваккуль является обязательным, поскольку Аллах говорит:

 

« Если вы верующие, то полагайтесь на Аллаха » (Коран 5: 23). В этом аяте таваккуль назван условием веры.

 

Также внешний смысл слов Аллаха: «Пусть верующие полагаются на Аллаха» (Коран 3: 122) также подтверждает, что повеление здесь подразумевает обязательность[1].

 

Уровни таваккуля

 

Знай, что люди делятся на три группы по степени таваккуля:

 

1. Раб Аллаха полагается на своего Господа так, как он полагается на своего представителя (вакиля), которому полностью доверяет, и нисколько не сомневается, что вакиль честно заботится об интересах уполномочившего его.

 

2. Отношение раба к своему Господу подобны отношению младенца к матери: он знает лишь ее и всегда прибегает лишь к ее защите.

 

3. Раб по отношению к своему Господу подобен покойнику по отношению к омывающему его – он весь целиком и без остатка находится в распоряжении последнего.

 

В таваккуле людей первой группы есть доля их собственных интересов, в отличие от людей, достигших второго уровня.

 

В таваккуле людей второй группы есть доля их собственных желаний и воли, в отличие от людей, достигших третьего уровня.

 

Таваккуль этого уровня основывается на таухиде особых людей, о котором мы говорили в комментарии к словам Аллаха: «Ваш Бог – Бог Единственный…» (Коран 2: 163) [2]. Таваккуль этого уровня увеличивается по мере укрепления этого вида таухида и слабеет по мере его ослабления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...