Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11 УРОК. ПОКАЯНИЕ (ТАУБА). Обязательно ли покаяние?. Обязательные составные части (фарды) покаяния. Этика (адабы) покаяния




11 УРОК. ПОКАЯНИЕ (ТАУБА)

Всевышний Аллах говорит:

 

و َ ت ُ و ب ُ و ا إ ِ ل َ ى ا ل ل ّ َ ـ ه ِ ج َ م ِ ي ع ً ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت ُ ف ْ ل ِ ح ُ و ن َ

 

«Обращайтесь к Аллаху с покаянием, все вы, о верующие, может быть, вы преуспеете» (Коран 24: 31)

 

Обязательно ли покаяние?

 

Покаяние обязательно для каждого верующего-мукалляфа[1] на основании доводов Корана, сунны и иджмы (единогласного решения ученых) уммы.

 

Обязательные составные части (фарды) покаяния

 

У покаяния три фарда:

 

1. Сожаление о совершенном грехе, именно потому, что грех – это неподчинение Могущественному, а не потому что ты причинил этим вред своему телу или имуществу[2].

 

2. Прекращение совершения этого греховного действия как можно скорее без промедления.

 

3. Твердая решимость никогда больше этот грех не повторять. Эта решимость должна быть каждый раз, как человек совершит этот грех.

 

Этика (адабы) покаяния

 

У покаяния три адаба:

 

1. Признание греха с глубоким раскаянием.

 

2. Часто и много делать дуа и читать истигфар.

 

3. Совершать много хоро3ших поступков, чтобы стереть предыдущие грехи.

 

Уровни покаяния

 

Уровней покаяния семь:

 

1. Покаяние кафира в куфре.

 

2. Покаяние грешников в больших грехах.

 

3. Покаяние праведных в малых грехах.

 

4. Покаяние поклоняющихся в лености и вялости при поклонении.

 

5. Покаяние вставших на путь суфизма в болезнях и бедствиях сердца.

 

6. Покаяние людей щепетильных (ахлю аль-вараʼ ) в совершении сомнительного.

 

7. Покаяние обладателей духовного зрения (мушахада) в беспечности (отвлечении от Аллаха).

 

Стимулы к покаянию

 

Существует семь вещей, побуждающих к покаянию:

 

1. Страх наказания.

 

2. Надежда получить награду.

 

3. Стыд при отчете[3].

 

4. Любовь к Любимому (Аллаху).

 

5. Осознание, что Всевидящий и Близкий (Своим знанием) Аллах тебя видит.

 

6. Возвеличивание Аллаха.

 

7. Благодарность за (бесчисленные) блага[4].

 

[1] Достигшего совершеннолетия по Шариату и не сумасшедшего.

 

[2] Покаяние необходимо после греха, какими бы ни были последствия. Кроме того, если греховным действием был причинен ущерб другим, этот ущерб необходимо возместить.

 

[3] Страх разоблачения и стыда в том случае, если грехи человека станут известны людям во время отчета в Судный день.

 

[4] «Ат-Тасхиль», 2/90.

 

12 УРОК. ИСКРЕННОСТЬ (ИХЛЯС) (ОКОНЧАНИЕ ЦИКЛА)

Всевышний Аллах говорит:

 

و َ م َ ا أ ُ م ِ ر ُ و ا إ ِ ل ّ َ ا ل ِ ي َ ع ْ ب ُ د ُ و ا ا ل ل ّ َ ـ ه َ م ُ خ ْ ل ِ ص ِ ي ن َ ل َ ه ُ ا ل د ِ ّ ي ن َ ح ُ ن َ ف َ ا ء َ و َ ي ُ ق ِ ي م ُ و ا ا ل ص ّ َ ل َ ا ة َ و َ ي ُ ؤ ْ ت ُ و ا ا ل ز ّ َ ك َ ا ة َ و َ ذ َ ٰ ل ِ ك َ د ِ ي ن ُ ا ل ْ ق َ ي ِ ّ م َ ة ِ

 

«А ведь им было приказано только поклоняться Аллаху и быть искренними в вере, как ханифы (монотеисты доисламской эпохи), полноценно совершать намаз и выплачивать закят. Такова истинная религия» (Коран 98: 5).

 

В этом аяте под «искренностью» следует понимать либо таухид и отказ от язычества (ширка), либо отказ от совершения благодеяний напоказ (рия), ибо ихляс обязателен как в таухиде, так и в поступках.

 

Противоположность ихляса в таухиде – это явный ширк, а противоположность ихляса в поступках – скрытый ширк, то есть рия.

 

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

 

«Совершение благих дел напоказ (рия) – это малый ширк»[1].

 

Также он передал слова Господа:

 

«Я больше кого бы то ни было не нуждаюсь в сотоварищах. Если кто-то совершит какое-то дело, придав Мне в нем сотоварища, я откажусь от этого человека и его сотоварища»[2].

 

Виды поступков и искренность в них

 

Знай, что все поступки делятся на три вида:

 

1. Те, которые приказано совершать[3].

 

2. Те, которые запрещено совершать[4].

 

3. Те, которые можно совершать или не совершать[5].

 

Искренность в действиях, которые Аллах приказал совершать – это чистота намерения, то есть совершение действия только ради довольства Всевышнего Аллаха без примеси чего-либо другого в намерении. Если намерение таково, то дело будет искренним, и Аллах примет его.

 

Но если действие совершено с намерением не ради довольства Аллаха, а, например, ради мирской выгоды, похвалы окружающих и тому подобное, то действие будет совершенным напоказ (рия), и Аллах отвергнет его.

 

А если намерение будет смешанным[6], то в этом вопросе есть детализация, расхождения (среди ученых) и разные точки зрения.

 

Что касается запрещенных действий, то отказа от них без намерения[7] будет достаточно для выполнения обязательства[8], однако человек не получит награду за свой отказ. Если же верующий откажется от совершения чего-то запретного с намерением обрести через это довольство Всевышнего Аллаха, тогда он выполнит обязательство и получит награду.

 

Что касается допустимых действий[9], как, например, еда, сон, половой акт и т. п., то за совершение их без намерения награды не будет. Однако если человек совершит что-то из них с намерением обрести довольство Всевышнего, то в этом случае за такое действие положена награда. Любое допустимое действие (мубах) можно превратить в поклонение, если иметь при совершении этого действия намерение снискать довольство Аллаха. Например, есть с намерением получить силу для поклонения, или совершать половой акт с намерением защитить себя от запретного[10]. [11]

 

На этом, по милости Всевышнего Аллаха – заканчиваем перевод комментария имама Ибн Джузайя аль-Кальби, да помилует его Господь, к двенадцати аятам Священного Корана, в которых заложены основы и принципы тасаввуфа – шариатской науки о похвальных и порицаемых нравственных качествах и способах приобретения первых и избавления от последних.

 

Просим у Всевышнего помочь всем нам следовать тому, что написано на этих страницах!

 

[1] Хаким (7937).

 

[2] Муслим (2985).

 

[3] Сюда относятся обязательные действия (фард и ваджиб), желательные (сунна и мустахабб).

 

[4] К ним относятся действия, хукм которых харам и махрух тахриман.

 

[5] То есть мубах.

 

[6] То есть к намерению совершить некое дело ради Аллаха будет примешано намерение получить от этого дела финансовую выгоду, например.

 

[7] Без намерения отказаться от запретного ради Аллаха.

 

[8] Отказ от харама по Шариату обязателен.

 

[9] Мубах – то, за совершение чего нет ни награды, ни наказания, как и за отказ от этого.

 

[10] От прелюбодения, мастурбации, взглядов на запретное и т. п.

 

[11] «Ат-Тасхиль», 2/597.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...