Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение автора. 2 урок. Благодарность (шукр)




Введение автора

 

Имам Абуль-Касим ибн Джузай аль-Кальби, да помилует его Аллах, пишет:

 

Суфизм связан с Кораном, ибо в Коране говорится о познании Аллаха, воспитании души (нафса), озарении сердца и его очищении путем приобретения высокой нравственности и избавления от порицаемых душевных качеств.

 

Суфии также писали комментарии к Корану. Одни оставили хорошие тафсиры, проникнув светом сокровенных знаний к тонкостям смыслов аятов, раскрыв их глубинное значение. Другие же, претендуя на тайные знания, приписали Корану смыслы, которых не существует в арабском языке.

 

Абу Абдуррахман ас-Сулями собрал толкования Корана суфиями в книге «аль-Хакаик» («Истины»)[5], которую некоторые ученые назвали ее «аль-Баватыль» («Выдумки)». Однако если быть справедливыми, то стоит признать, что в ней есть как одно, так и другое.

 

Мы в нашей книге[6] привели некоторые из приемлемых «раскрытий»[7] (ишарат) суфиев, но только такие, которые не критиковали и не оспаривали ученые.

 

Также мы говорим о двенадцати положениях суфизма, которые встречаются в Коране:

 

1. Мы говорим о благодарности (шукр) в «Умм аль-Куран»[8], ведь между понятиями «благодарность» и «хвала» (хамд) есть сходство значений.

 

2. Мы говорим о богобоязненности (таква) в словах Аллаха «…руководство для богобоязненных» (Коран 2: 2)[9].

 

3. О зикре в словах Аллаха в суре «аль-Бакара» «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас…» (Коран 2: 152).

 

4. О терпении (сабр) в словах Аллаха в этой же суре «Обрадуй терпеливых» (Коран 2: 155).

 

5. О единобожии (таухид) в словах Аллаха в той же суре «Ваш Бог – Бог Единственный…» (Коран 2: 163).

 

6. Мы говорим о любви к Аллаху в Его словах в той же суре «Верующие любят Аллаха сильнее…» (Коран 2: 165).

 

7. Об уповании на Аллаха (таваккуль) в Его словах в суре «Алю Имран» «А когда решитесь, то уповайте на Аллаха» (Коран 3: 159).

 

8. Самоконтроль (муракаба)[10] в словах Аллаха в суре «ан-Ниса» «Поистине, Аллах всегда наблюдает за вами» (Коран 4: 1)

 

9. 10. Страх и надежда в словах Аллаха в суре «аль-Аʼ раф» «Взывайте к Нему со страхом и надеждой» (Коран 7: 56).

 

11. Покаяние (тауба) в словах Аллаха в суре «ан-Нур» «Обращайтесь к Аллаху с покаянием, все вы» (Коран 24: 31).

 

12. Искренность (ихляс) в словах Аллаха в суре в суре «аль-Баййина» «А ведь им было приказано только поклоняться Аллаху и быть искренними в вере» (Коран 98: 5).

 

[1] «Ибн Джузай ва манхаджуху фи ат-тафсир», т. 1, с. 14, Дамаск, Дар аль-калям, 1987.

 

[2] См. ниже.

 

[3] «Ibn Juzay’s Sufic Exegesis», Ibn Juzay al-Kalbi, Musa Furber, Islamosaic, 2015.

 

[4] По изданию: «ат-Тасхиль ли ʼ улюм ат-танзиль» в 2-х томах, 1-е изд., Бейрут, Дар аль-кутуб аль-ʼ ильмийя, 1995.

 

[5] Мухаммад ибн аль-Хусайн Ас-Сулями, ученый и суфий из Нишапура (325 – 412 гг. по хиджре), автор «Хакаик ат-тафсир», один из известнейших суфийских комментариев к Корану.

 

[6] Некоторые исследователи считают, что речь идет о самом тафсире «ат-Тасхиль». Доктор Сулейман Абу ар-Риш в книге «Ибн Джузай аль-Кальби ва асаруху фи аль-фикх аль-ислями» высказал предположение, что речь идет об отдельной книге имама под названием «Ма юстахсану мин аль-ишарат ас-суфийя». Шейх Али Мухаммад аз-Зубайри в книге «Ибн Джузай ва манхаджуху фи ат-тафсир» (с. 607 – 608) предполагает, что упоминание о книге здесь – это искажение или ошибка переписчика. Шейх же Мунир аль-Кадири Будшиш из Марокко убежден, что имам Ибн Джузай имеет в виду свою отдельную книгу об истоках суфизма в Коране – «Тасфийя аль-кулюб фи аль-вусуль иля хадрати ʼ Аллям аль-гуюб», о которой мы говорим в предисловии к нашему циклу.

 

[7] Намеки, указания на скрытые знания. Имеется в виду метод толкования Корана путем приведения неочевидных на первый взгляд смыслов, которые раскрылись обладателям степеней в тасаввуфе, при условии, что эти смыслы не противоречат явным смыслам аятов.

 

[8] В суре «аль-Фатиха».

 

[9] Ссылки на аяты Корана даны в таком виде: первая цифра – номер суры, вторая – номер аята. Например, «2: 2» означает 2-ой аят суры «аль-Бакара».

 

[10] Постоянное осознание того, что Аллах видит человека и знает обо всех его мыслях, чувствах, словах и поступках.

 

2 УРОК. БЛАГОДАРНОСТЬ (ШУКР)

Всевышний Аллах говорит:

 

ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ل ل ّ ه ِ ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ

 

«Вся хвала Аллаху, Господу миров» (Коран 1: 1).

 

Понятие «восхваление» (хамд) имеет более общее значение, чем «благодарность» (шукр), поскольку благодарностью называется именно ответ на благодеяние, а восхваление может быть как в ответ на благодеяние, так и без всякого повода.

 

Однако, с другой стороны, благодарность имеет более общее значение, чем восхваление, ибо восхваление осуществляется словами, а благодарность может быть как скрыта в сердце, так и выражена словами или действиями.

 

Если ты поймешь общий смысл восхваления, то поймешь следом и то, что слова Всевышнего «Вся хвала Аллаху» – это восхваление Его за Его величие, великолепие, единственность, могущество, превосходство, знание, силу, мудрость и другие атрибуты, а также за смыслы девяноста девяти Его прекрасных имен. Кроме того, этот аят включает в себя благодарность и восхваление за все блага, которые он дал, и за все Его милости, оказанные творениям в этом мире и в вечности.

 

Эти слова – «Вся хвала Аллаху» – содержат смыслы, которые невозможно описать в великом множестве томов; количество этих смыслов разум людей не способен сосчитать! Тебе достаточно уже того, что Всевышний Аллах сделал эти слова началом Его Книги, и обитатели Рая будут ими завершать свои речи[1].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...