Последствия введения внешнего управления
1) Прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия. Внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством. Полномочия руководителя и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве, а именно: на принятие решений о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций; об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций; об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника; о замещении активов должника; некоторых других решений. Перечень полномочий органов управления должника, сохраненных за ними в период внешнего управления, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. 2) Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. В определении о введении внешнего управления может быть указано, что меры по обеспечению требований кредиторов, принятые на основании Закона о банкротстве, отменяются. Однако, если это не будет сделано, отмена ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов происходит автоматически в силу принятия определения о введении внешнего управления. Вынесение арбитражным судом отдельного определения об отмене ранее принятых им мер по обеспечению требований кредиторов не требуется.
3) Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, который распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления (ст. 95 Закона о банкротстве). Введение моратория означает, что в течение срока действия моратория (т.е. срока внешнего управления): - приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке; не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда, о взыскании задолженности по текущим платежам; - не начисляются финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом. Однако в целях компенсации потерь конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, на сумму их требований начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения внешнего управления (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве). Мораторий не распространяется на текущие требования, т.е. требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (ст. 5 Закона о банкротстве); и привилегированные требования, подлежащие удовлетворению в первую и вторую очередь (о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о возмещении морального вреда).
Требования, на которые мораторий не распространяется, включая требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, удовлетворяются в период внешнего управления в общем порядке с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ и федеральными законами. Кроме того, Президиум ВАС РФ обратил внимание на еще одно важное исключение из принципа моратория: п. 16 Информационного письма N 43 на вопрос о том, распространяется ли мораторий на удовлетворение требований кредиторов в части внесения должником в бюджет сумм подоходного налога по заработной плате в случаях осуществления платежей в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 70 Закона о банкротстве, отвечает следующее: "В соответствии со ст. 24 части первой Налогового кодекса РФ при перечислении в бюджет сумм подоходного налога, удержанных с заработной платы работников, должник выступает в качестве налогового агента. Поэтому мораторий на удовлетворение требований кредиторов на случаи перечисления в бюджет сумм подоходного налога не распространяется". Мораторий, безусловно, служит интересам должника, позволяя ему функционировать, не расплачиваясь по старым долгам. Каково положение кредиторов, вынужденных ждать окончания моратория для удовлетворения своих требований? Какие требования могут быть предъявлены должнику по окончании внешнего управления? В зависимости от ответа на эти вопросы наука выделяет три концепции моратория. 1. Продолжниковая концепция В соответствии с ней в течение внешнего управления вместе с приостановлением исполнения требований прекращается начисление санкций, установленных законом или договором за неисполнение обязательства. Следовательно, по окончании моратория кредиторы могут рассчитывать только на получение суммы основного долга и санкций, зафиксированных на момент введения внешнего управления. Безусловно, такое положение крайне невыгодно кредиторам (в результате они могут не пожелать вводить восстановительные процедуры даже при наличии такой возможности).
2. Прокредиторская концепция В соответствии с ней, несмотря на то что исполнение требований приостанавливается, все проценты и санкции продолжают начисляться. Следовательно, по окончании моратория кредитор может требовать уплаты основного долга и санкций за весь срок внешнего управления. Поскольку проценты могут представлять собой значительную сумму, предъявление такого требования может весьма отрицательно сказаться на судьбе должника, восстановившего свою платежеспособность в течение внешнего управления. Очевидно, такая ситуация крайне невыгодна должнику. Следует отметить, что именно такая концепция моратория существовала до 1 марта 1998 г.. Поскольку Закон 1992 г. прямо не отвечал на вопрос о судьбе санкций, а судебная практика пошла по пути их начисления, так ВАС РФ устанавливал следующее: "Кредиторы, у которых право требования долга вытекает из обязательств, возникших до введения моратория, имеют право в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однако предъявление должнику указанных требований возможно только после окончания моратория, т.е. после прекращения внешнего управления имуществом должника. Это правило применяется и в отношении обязательств должника перед бюджетом". 3. Нейтральная концепция Эта концепция принята ныне действующим Законом. В соответствии с ней с момента введения внешнего управления исполнение требований приостанавливается, а начисление санкций, предусмотренных законом или договором, прекращается, но начинается начисление на сумму основного долга процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Следовательно, кредиторы могут по окончании моратория претендовать на удовлетворение требования в части основного долга и процентов по ставке рефинансирования Банка России. Безусловно, указанные проценты подлежат начислению по окончании внешнего управления (за весь его период).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|