Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последствия введения конкурсного производства




 

Открытие конкурсного производства влечет последствия, предусмотренные ст. 126 Закона о банкротстве, а именно:

1) Сроки исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считаются наступившими;

2) Прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

3) Сведения о финансовом состоянии должника перестают носить характер конфиденциальных (ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации") или уже не представляют коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ);

4) Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, предусмотренном правилами конкурсного производства;

5) Прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Исключение составляет, например, исполнение по исполнительным документам, связанных с текущими платежами, с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и некоторых других;

6) Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

7) Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о банкротстве, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;

8) Снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения им не допускается;

9) Исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных правилами конкурсного производства.

В целях исполнения решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий наделяется определенными правами и обязанностями, перечень которых является исчерпывающим (ст. 129 Закона о банкротстве). При этом основными задачами конкурсного управляющего являются:

1) формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства;

2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований в очередности предусмотренной Законом о банкротстве.

 

Конкурсная масса

 

- это все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе, на которое может быть обращено взыскание. Если быть точнее, то конкурсная масса - это не только вещи и вещные права должника, но и другие имущественные права должника (обязательственные, творческие, наследственные), а в определенных случаях и обязанности должника (например, при продаже предприятия несостоятельного должника целиком как имущественного комплекса (ст. 132 ГК РФ, ст. 139 Закона о банкротстве). По мнению Г.Ф. Шершеневича: "Конкурсная масса - это совокупность прав вещных и обязательственных".

С юридической точки зрения конкурсная масса выступает объектом удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника, но не непосредственно: в виде вещей и прав, а посредством соразмерного удовлетворения этих требований из стоимости реализованных вещей и прав, составляющих конкурсную массу, в очередности, предусмотренной законом (ст. 134 Закона о банкротстве). Среди кредиторов распределяется не имущество должника как таковое, а денежные средства, вырученные от реализации этого имущества.

По мнению А.Н. Семиной, в период конкурсного производства отсутствует личность должника, право собственности на имущество должника с момента открытия конкурсного производства переходит к кредиторам*(38). С такой точкой зрения не соглашается Попондопуло В.Ф., который отмечает, что "в активы имущества кредитора входит право требования к должнику. У должника соответствующие обязательства отражаются в пассиве имущества. Если должник признан банкротом, за счет его имущества (вещных и других имущественных прав) формируется конкурсная масса, стоимость которой является гарантией прав требования кредиторов. Отсюда следует, что кредиторы получают в удовлетворение своих требований не имущество должника как таковое (вещи и другие имущественные права, принадлежащие должнику), а денежные средства, вырученные от реализации имущества должника".*(39)

И действительно личность должника сохраняется вплоть до внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 149 Закона о банкротстве). До этого сохраняется ряд полномочий органов управления должника, в частности, полномочия принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника (ст. 125 Закона о банкротстве).

Формируя конкурсную массу, конкурсный управляющий должен, с одной стороны, принять все необходимые меры для возврата имущества должника и погашения дебиторской задолженности. С другой стороны, Закон о банкротстве предусматривает виды имущества, не подлежащего включению в конкурсную массу.

Принимая меры для возврата имущества должника и погашения дебиторской задолженности, конкурсный управляющий предъявляет иски: о признании недействительными сделок, совершенных должником; дебиторам т.е. должникам должника о взыскании задолженности; третьим лицам об истребовании имущества должника; о расторжении договоров должника; совершает иные необходимые действия.

Важным как с теоретической, так и с практической точек зрения является вопрос о возможности применения зачета, как средства ликвидации дебиторской задолженности по делам о банкротстве. С теоретической точки зрения использование зачета взаимных требований должника и кредитора в процедурах банкротства, в частности в конкурсном производстве, должно соответствовать общим целям законодательства о банкротстве.

"Так, в английском законодательстве, защищающем интересы кредиторов, взаимозачет является допустимым. Во французском законодательстве, направленном на оздоровление юридического лица - должника, запрещается проводить взаимозачет".*(40)

В Законе о банкротстве 1998 г. положений, регулирующих особенности применения зачета в деле о банкротстве, не предусматривалось. Казалось бы, поскольку нет специальных норм, действуют общие нормы ГК РФ о зачете как способе прекращения обязательств. Именно так мотивировали свои решения некоторые арбитражные суды, обосновывая их ссылкой на ст. 410 ГК РФ. Вряд ли такую практику следует признать правильной и обоснованной, если исходить из заведомой недостаточности имущества должника для полного удовлетворения требований кредиторов и правил о том, что требования кредиторов удовлетворяются соразмерно и в очередности, предусмотренной законом (три очереди). Т.к. неограниченное допущение зачета в деле о банкротстве нередко ставило бы отдельных кредиторов (заявляющих о зачете своих требований) в преимущественное положение по отношению к другим кредиторам. Например, кредитор третьей очереди получает полное удовлетворение своих требований в результате проведенного взаимозачета требований должника к нему, а требования кредиторов первой и второй очередей остаются без удовлетворения, так как имущества должника не осталось.

Исходя из этого, судебная практика впоследствии пошла по пути недопущения зачета после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Действующий Закон о банкротстве предусматривает ряд специальных положений о зачете, суть которых сводится к тому, что прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования допускается, если при этом не нарушается установленная Законом о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 8 ст. 142 Закона о банкротстве).

Следующее на чем бы я хотел остановиться. Закон о банкротстве по определенным соображениям не включает в состав конкурсной массы некоторое имущество, освобождая его от взыскания (п. 2 ст. 131, ст. 132 и др.).

Из конкурсной массы исключается имущества, изъятое из оборота, а также имущественные права, неразрывно связанных с личностью должника.

При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества, который принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами (п. 1-3 ст. 132 Закона о банкротстве).

В соответствии со ст. 205 Закона о банкротстве в конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание (вещи, которые необходимы гражданину для его личного пользования, предметы домашнего обихода и т.п. - ст. 446 ГПК РФ).

Арбитражный суд вправе по ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ может быть обращено взыскание, но которое является неликвидным или доход, от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. При этом общая стоимость такого имущества гражданина, исключаемого из конкурсной массы, не может превышать 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Перечень соответствующего имущества гражданина, исключаемого из конкурсной массы, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано (ст. 205 Закона о банкротстве).

Законом о банкротстве 1998 г. были предусмотрены некоторые изъятия из конкурсной массы, которые не были известны ни дореволюционному Российскому законодательству о банкротстве, ни законодательствам о банкротстве западных стран. Это так называемые социально значимые объекты, в частности, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона. По сложившейся судебной практике такие объекты изымались из конкурсной массы и без какой-либо компенсации передавались муниципальным образованиям.

Вряд ли можно возражать против права государства на принудительное отчуждение имущества для обеспечения жизненно необходимых интересов региона (публичных интересов). Такое право закреплено п. 3 ст. 35 Конституции РФ. Однако реализация этого права государства должна быть поставлена в зависимость от условия равноценного возмещения стоимости этого имущества.

Именно такое решение нашло закрепление в Постановлении Конституционного Суда РФ, который постановил признать не соответствующими Конституции РФ положения п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, позволяют передавать соответствующим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам-собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускают судебной проверки такой передачи по существу.

В соответствии с действующим Законом о банкротстве социально значимые объекты (дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системе жизнеобеспечения) по существу включены в конкурсную массу. Они подлежат продаже путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110 Закона о банкротстве. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу (п. 4 ст. 132). Социально значимые объекты а также жилищный фонд, не проданные на торгах в форме конкурса, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. Передача объектов осуществляется с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты. Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.

Разногласия между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность рассматриваются арбитражным судом, в производстве которого находится дело о банкротстве. По результатам рассмотрения заявлений арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению но может быть обжаловано (п. 5-11 ст. 132 Закона о банкротстве).

Конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Оценка имущества должника проводится независимым оценщиком, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве (ст. 130).

Заключительным этапом формирования конкурсной массы является реализация всего имущества, составляющего конкурсную массу, в целях обращения в денежные средства. В соответствии со ст. 209 Закона о банкротстве продажа имущества должника-гражданина осуществляется судебным приставом-исполнителем, которому направляется решение арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства и исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина. Если назначается конкурсный управляющий, то продажа имущества осуществляется им по правилам Закона о банкротстве. Исполнительный лист в этом случае не выдается.

Если иное не предусмотрено Законом о банкротстве, продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах в форме аукциона, что позволяет получить максимально возможную цену. Имущество, ограниченное в обороте продается на закрытых торгах, в которых участвуют только лица, которые имеют право иметь в собственности или на ином вещном праве соответствующие объекты (например, оружие). Торги проводятся в соответствии со ст. 447-449 ГК РФ в форме аукциона или конкурса. Организатором торгов может выступать конкурсный управляющий или на основе соглашения с ним специализированная организация. Судебный пристав-исполнитель не вправе проводить продажу имущества должника. И продажа осуществляется только специализированной организацией.

Наряду с продажей имущества должника, Закон о банкротстве предусматривает возможность уступки прав требования должника (ст. 140), а также замещения активов должника в ходе конкурсного производства (ст. 141).

Все счета должника в кредитных организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет.

Остатки денежных средств должника с закрытых счетов подлежат перечислению на основной счет должника. На этот счет зачисляются также денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства от реализации имущества должника. С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве.

Денежные средства, вырученные от продажи имущества гражданина, а также имеющиеся в наличии, вносятся в депозит арбитражного суда, принявшего решение о признании гражданина банкротом (п. 3 ст. 209 Закона о банкротстве).

Погашенными требованиями кредиторов считаются: а) удовлетворенные требования; б) требования, в связи с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим заявлено о зачете требований, или имеются иные основания для прекращения обязательств; в) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника; г) требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными. Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур банкротства, за исключением требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора и не погашенных в порядке исполнения решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом, либо погашенных частично. Указанные требования кредиторов сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина соответственно в полном объеме либо в непогашенной их части в общем исковом порядке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...