Понятие градообразующих предприятий
Проблема признания банкротами крупных предприятий в России всегда была наиболее актуальной. В нашей стране всегда вокруг какого-либо нового производства (например, золотодобывающего предприятия, электростанции и др.) образуются населенные пункты, большинство жителей которых трудоустроены в данной, как правило, единственной организации. Актуальность указанной проблемы связана, во-первых, с тем, что крупных предприятий, с деятельностью которых связано значительное количество людей, в России очень много; во-вторых, с тем, что некоторая их часть является нерентабельной, поскольку само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики СССР. При этом многие предприятия-гиганты действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации, что, естественно, делает маловероятной возможность их эффективной и прибыльной работы в условиях рыночной экономики. Поэтому законодатель ввел ряд норм регулирующих банкротство таких предприятий с последующей их ликвидацией. Т.е. для определенных категорий крупных юридических лиц действующий Закон делает исключение, устанавливая особые правила производства по делу об их несостоятельности. Связано это с тем, что на первый план в случаях банкротства градообразующих должников выходит социальная проблема, вызванная тем, что от деятельности определенного юридического лица может зависеть жизнедеятельность целого населенного пункта или значительной его части. Проблема банкротства градообразующих организаций характерна именно для российской экономики. Само понятие "градообразующая организация" как таковое отсутствует в терминологии других законодательств, в связи с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому законодательству могут быть отнесены к градообразующим. Например, специальные правовые акты Германии (таковым является новое Положение о несостоятельности, которое вступило в силу с 1 января 1999 г.) выделяют некоторые особые виды производства по делу о несостоятельности, но банкротство градообразующих организаций там нет*(41).
В России установление специальных норм для производства по делу о несостоятельности градообразующих должников представляется необходимым для защиты интересов как кредиторов, так и должника, поскольку общие нормы не могут обеспечить баланс интересов указанных категорий участников производства по делу о банкротстве. Закон дает следующее определение градообразующей организации. Это юридическое лицо, численность работников которого составляет не менее 25 процентов численности работающего населения определенного населенного пункта. Закон 1998 г. определял статус градообразующего предприятия, как предприятия с численностью работников и членов их семей 50% численности всего населения населенного пункта. Таким образом законодатель идет на снижение статуса градообразующего предприятия. Крупные предприятия могут иметь филиалы и представительства, расположенные вне места расположения предприятия-должника. Как быть в этом случае. На мой взгляд, работники филиалов и представительств должны учитываться только в тех случаях, когда они не имеют возможности трудоустроиться в месте нахождения филиала (представительства) либо проживают в населенном пункте, где находится должник. Не вполне ясен следующий вопрос: кого считать работниками предприятия - только лиц, работающих по трудовому договору (контракту), либо и тех, кто работает по другим основаниям (в частности, по гражданско-правовому договору)? Телюкина М.В. эту проблему разрешает следующим образом. Она пишет: "включать лиц, работающих по гражданско-правовому договору, только в том случае, если у них отсутствует другое (постоянное) место работы или другое постоянное место жительства".*(42) Я.В. Номофилова в свою очередь считает, что "указанная численность определяется не по штатному расписанию, а по фактическому количеству работающих в данной организации".*(43) Это мнение представляется небесспорным, так как фактически в организации могут работать лица, имеющие постоянное место работы согласно штатному расписанию в другой организации.
Особенности банкротства
1. Закон предусматривает расширенный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации (помимо должника, конкурсных кредиторов, арбитражного управляющего, уполномоченных органов). Обязательное участие в конкурсном процессе должен принять соответствующий орган местного самоуправления; причем этот орган имеет значительные полномочия. По усмотрению арбитражного суда в случае необходимости к участию в деле о банкротстве могут привлекаться федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (случаев, когда указанные органы привлекаются к участию в деле о банкротстве в обязательном порядке, Закон не предусматривает, т.е. решение судом этого вопроса зависит от обстоятельств конкретного дела). 2. Арбитражный суд при решении вопроса о введении внешнего управления обладает более широкими полномочиями в отношении градообразующих организаций по сравнению с обычными юридическими лицами. Суд может принять решение о введении внешнего управления в отношении градообразующего должника в следующих случаях: а) На основании решения общего собрания кредиторов. б) А также при отсутствии решения собрания кредиторов, по собственной инициативе. Закон не говорит о случаях когда суд вопреки собранию кредиторов может принять такое решение. Но такие случаи могут быть. Например: - Когда есть основания полагать, что решение собрания кредиторов об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов, в то время как имеется реальная возможность оздоровления должника;
- После вынесения собранием кредиторов решения об открытии конкурсного производства появились основания полагать, что платежеспособность должника в результате внешнего управления может быть восстановлена. - А также еще один случай, когда при отсутствии решения собрания кредиторов арбитражный суд может принять решение о введении внешнего управления - при наличии двух условий одновременно: 1) ходатайство о введении внешнего управления, представлено органом местного самоуправления, или (в случае его участия в деле) федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Федерации; 2) предоставлено поручительства по обязательствам должника Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием в лице уполномоченного органа. В каждом из вышеперечисленных случаев арбитражный суд может назначить внешнее управление имуществом градообразующего предприятия вопреки воле собрания кредиторов. Таким образом, градообразующие предприятия имеют дополнительный шанс на спасение, если в результате проведения внешнего управления их платежеспособность восстановится. 3) Субъекты, предоставившие поручительство, наделены правом определить и требования к кандидатуре внешнего управляющего. Эти требования они направляют в саморегулируемую организацию. Если внешнее управление градообразующей организации введено в порядке предусмотренном гл. 9 Закона, то поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Следует учесть что при продлении внешнего управления под поручительство смена внешнего управляющего (на кандидатуру, представленную поручителем) не производится, так как ни общие, ни специальные нормы Закона таких оснований освобождения управляющего от исполнения его обязанностей, как продление внешнего управления под поручительство, не предусматривают.
Следует отметить, что в настоящее время вопрос о назначении арбитражного управляющего имуществом градообразующего должника решается без учета мнения кредиторов. Что само по себе вряд ли можно признать обоснованным. 4) Предоставление поручительства как способ обеспечения исполнения обязательств служит как раз цели защиты интересов кредиторов градообразующего должника. Закон не регламентирует порядка заключения договора поручительства. Неясно также, должен ли быть заключен договор поручительства к моменту рассмотрения вопроса о назначении внешнего управления арбитражным судом, поскольку даже при наличии договора поручительства арбитражный суд может не назначить внешнее управление. Думается, что договор поручительства должен быть заключен до проведения арбитражным судом соответствующего заседания, но в договор возможно включить условие, в соответствии с которым он вступает в силу в случае, если внешнее управление имуществом градообразующего должника будет назначено арбитражным судом, т.е. в данном случае возникает условный договор поручительства. Требования к поручителю могут быть предъявлены любым из кредиторов после прекращения внешнего управления, если требования кредиторов не будут удовлетворены должником. В период проведения внешнего управления требования к поручителю предъявляться не могут. К отношениям, связанным с поручительством, применяются нормы § 5 гл. 23 ГК РФ. По правилам указанного параграфа ГК РФ определяются форма договора поручительства, права и обязанности сторон по договору, порядок прекращения поручительства. Закон (ст. 173) устанавливает одно очень важное правило, отличающееся от соответствующей нормы ГК РФ, - относительно характера обязательства поручителя. Обязательство поручителя перед кредиторами градообразующего должника является субсидиарным - по Закону, а в соответствии с п. 1 ст. 363 ГК РФ устанавливается, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрено иное. В то время как субсидиарная ответственность поручителя означает, что обязанность поручителя удовлетворить предъявленные требования в части, не удовлетворенной должником, возникает после окончания внешнего управления в случае невозможности для должника исполнить предъявленные ему кредитором требования, т.е. это ответственность дополнительная. Закон не дает ответа на вопрос о том, в какой момент наступает право кредиторов предъявить требования к поручителю: сразу после окончания внешнего управления (если в течение внешнего управления не удовлетворены требования всех кредиторов) либо после реализации имущества (т.е. уже на стадии конкурсного производства). Между тем этот вопрос имеет принципиальное значение. Представляется наиболее правильным ответом на этот вопрос следующий - субсидиарная ответственность поручителя может быть осуществлена после полной реализации имущества должника и сопоставления его стоимости с суммой обязательств.
Следует отметить, что Закон 2002 г. решил правовую природу поручительства в процессе банкротства. И предлагает квалифицировать данные правоотношения не как обычное гражданско-правовое поручительство, т.е. не как способ обеспечения исполнения обязательств (гл. 23 ГК РФ) заключаемое в виде двухстороннего договора, а поручительство, выдаваемое местными органами и исполнительными органами государственной власти, и представляет собой уже не договор, а одностороннюю сделку, в соответствии с которой соответствующий государственный или местный орган принимает на себя обязательство перед кредиторами нести субсидиарную ответственность с должником в случае неудачи внешнего управления. 5) Особые правила предусматриваются Законом для продления срока внешнего управления имуществом градообразующей организации либо финансового оздоровления. При наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле федерального органа исполнительной власти или органа власти субъекта РФ внешнее управление и финансовое оздоровление может быть продлено судом на срок не более года. При этом не имеет значения, на каком этапе ставится вопрос о продлении максимального 18-месячного срока внешнего управления или финансового оздоровления (это может быть ходатайство о продлении срока скажем, внешнего управления, назначенного на один год, и продленного после этого до 18 месяцев). Но обязательно должно быть поручительство вышеуказанных органов. 6) Обоснование необходимости продления срока внешнего управления как правило излагаться в плане финансового оздоровления должника - градообразующего предприятия. Этот план должен быть составлен административным управляющим и одобрен собранием кредиторов, хотя наличию или отсутствию одобрения не придается решающего значения. Следует отметить, что в случае продления внешнего управления необходимо внесение собранием кредиторов изменений в план внешнего управления или финансового оздоровления. Утвержденный кредиторами план должен быть представлен в арбитражный суд. План финансового оздоровления может включать предложения об инвестициях в деятельность должника, о перепрофилировании производства, об изменении структуры производства и управления, о продаже имущества должника и т.д., а также обязательно условия социального характера, причем последние имеют решающее значение при оценке судом необходимости продления внешнего управления имуществом градообразующего должника. Социальными условиями могут являться мероприятия по трудоустройству работников должника, созданию новых рабочих мест, переобучению персонала, повышению квалификации работников, обучению руководящего персонала стратегии маркетинга и т.д. Все эти меры должны быть направлены на то, чтобы работники должника смогли существовать в случае как ликвидации предприятия, так и его существенного перепрофилирования. В случае продления внешнего управления до максимально возможного срока после истечения этого срока суд может принять один из двух документов: а) Определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если в течение внешнего управления или финансового оздоровления должник осуществил расчеты со всеми кредиторами. б) Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В Законе 1998 г. был определен и еще один документ которые суд мог принять после истечения максимального срока внешнего управления, а именно суд мог вынести определение о продлении внешнего управления на срок до 10 лет. В настоящее время такого права у суда нет. Расчеты с кредиторами осуществляются в соответствии с их очередностью с применением ст. 174-176 Закона. В соответствии с ГК РФ (ст. 313) и Законом возможно исполнение обязательств должника третьим лицом (третьими лицами). 7) В силу Закона (общее правило) в любое время до окончания внешнего управления или финансового оздоровления собственник имущества должника либо любое третье лицо (третьи лица) могут удовлетворить требования кредиторов должника. Обязательными условиями при этом являются, во-первых, полное, во-вторых, одновременное удовлетворение всех требований. Ст. 174 Закона для градообразующих организаций предусматривает иное правило. Эта статья определяет круг лиц, которые могут исполнить обязательства должника - градообразующего предприятия в процессе проведения внешнего управления или финансового оздоровления: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в лице их уполномоченных органов. Исполнение обязательств, во-первых, должно касаться одновременно всех требований кредиторов; во-вторых, как сказано в Законе - кредиторов по денежным обязательствам. Погашение требований кредиторов может происходить как путем денежных расчетов, так и другими способами, предусмотренными Законом. Удовлетворение требований кредиторов производится в соответствии с общими правилами т.е. по правилам ст. 134-138 Закона. После погашения всех требований посредством их исполнения или другим способом внешний управляющий должен представить в арбитражный суд доказательства погашения требований, что служит основанием для вынесения судом определения о прекращении производства по делу о несостоятельности градообразующего должника. 8) При продаже предприятия либо бизнеса градообразующей организации применяются некоторые особенности, установленные специальной статьей, по сравнению с общими нормами Закона, предусматривающей продажу бизнеса должника. Такие особенности предусмотрены ст. 175 Закона. Продажу предприятия можно осуществить уже на этапе внешнего управления или конкурсного производства. Торги по продаже бизнеса градообразующего должника проводятся сначала в форме конкурса. При наличии ходатайства органа местного самоуправления или (если они привлечены к делу) федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50 процентов работников на дату продажи в течение определенного срока, но не более чем на 3 года. Для сравнения по Закону 1998 г. процент сохранения рабочих мест был равен 70. Закон говорит, что договором могут быть предусмотрены и другие условия. Но остальные условия должны быть приняты собранием кредиторов большинством голосов от числа голосов присутствующих на собрании кредиторов. Продажа бизнеса градообразующего должника на аукционе может производиться, во-первых, при отсутствии ходатайства указанных органов; во-вторых, только если проведение конкурса не завершилось продажей предприятия. Порядок заключения договора купли-продажи бизнеса градообразующей организации не установлен нормами специального параграфа, из чего следует, что в этой части применяются общие нормы гражданского законодательства. 9) Ну и еще одна особенность о которой говорит законодатель. В случае признания градообразующего должника банкротом арбитражный управляющий обязан, приступая к реализации имущества должника, осуществить попытку продажи бизнеса, т.е. выставить на первые торги в форме конкурса предприятие как имущественный комплекс, но на выше оговоренных условиях. Эта норма служит целям защиты интересов работников, так как продажа бизнеса должника не означает их увольнение, а влечет переход к покупателю предприятия прав работодателя. Если же предприятие не будет продано, то оно продается в соответствии со ст. 111 Закона, на общих условиях - по частям, на открытых торгах и в этом случае мы уже можем говорить не о продаже предприятия, а о продаже имущества. В свою очередь порядок продажи первого и второго различен и регулируется ст. 110 и 111 Закона соответственно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|