Несостоятельность (банкротство) субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность
Понятие субъектов осуществляющих сельскохозяйственную деятельность
Деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции может осуществляться как юридическими, так и физическими лицами. В настоящее время отсутствует легальное определение сельскохозяйственной организации, но очевидно, что юридические лица, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, должны функционировать в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ: товарищества, общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, учреждения, ассоциации (союзы), общественные и религиозные организации, фонды. Кроме того, некоммерческие организации могут существовать в иных формах, предусмотренных федеральными законами. Естественно, далеко не все из указанных организационно-правовых форм применимы к сельскохозяйственным организациям. В области сельского хозяйства действуют юридические лица, в частности, в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, унитарных предприятий, производственных кооперативов, потребительских кооперативов. Правовое регулирование акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью осуществляется путем применения помимо ГК РФ специальных законов: "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Однако положение акционерных обществ, созданных на базе предприятий агропромышленного комплекса, имеет особенности, определенные ч. 4 ст. 1 Закона об акционерных обществах. Эти особенности определяются тем, что статус указанных обществ может устанавливаться федеральными законами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что по сути речь идет об особой разновидности акционерного общества, имеющего особое правовое регулирование. К этой разновидности следует относить не все сельскохозяйственные акционерные общества, а только те, которые были образованы в результате приватизации предприятий агропромышленного комплекса.
Закон о сельскохозяйственной кооперации выделяет несколько видов кооперативов - как производственных, так и потребительских. В области производственной кооперации можно выделить сельскохозяйственную артель, рыболовецкая артель, кооперативное хозяйство. В области потребительской кооперации: садоводческие, огороднические, сбытовые, обслуживающие и другие кооперативы. Помимо юридических лиц сельскохозяйственную деятельность могут осуществлять лица физические. Очевидно, что такая деятельность ведется независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя, поскольку сама по себе сельскохозяйственная деятельность не является предпринимательской. От статуса индивидуального предпринимателя зависит применение конкурсного законодательства, о чем будет сказано ниже. Физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, может быть главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Само крестьянское (фермерское) хозяйство юридическим лицом в настоящее время не является. Следует отметить, что до вступления в силу гл. 4 первой части ГК РФ (т.е. до 8 декабря 1994 г.) крестьянские (фермерские) хозяйства могли являться юридическими лицами, что допускалось Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Поскольку ГК РФ в ст. 23, которая называется "Предпринимательская деятельность граждан", определил, что предпринимателем признается глава крестьянского хозяйства, а в перечне организационно-правовых форм юридических лиц крестьянского хозяйства нет, вполне правомерно возник вопрос, связанный со статусом крестьянских хозяйств, являвшихся до 8 декабря 1994 г. юридическими лицами.
В результате решения данного вопроса в настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства могут образовываться только без статуса юридического лица, но продолжают существовать и юридические лица. Очевидно, к таким юридическим лицам мы будем относиться как к сельскохозяйственным организациям с применением соответствующих норм Закона о банкротстве. Таким образом, физические лица, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, могут быть, во-первых, субъектами, не имеющими статуса предпринимателя; во-вторых, индивидуальными предпринимателями; в-третьих, главами крестьянских (фермерских) хозяйств. Следует отметить, что в большинстве случаев индивидуальный предприниматель действует именно как глава крестьянского хозяйства. Сельскохозяйственная деятельность - это деятельность, особенность которой состоит в том, что на ее результаты нередко влияют факторы, на которые субъекты хозяйствования не могут как-либо воздействовать. Это климатические, погодные, иные природные условия, как связанные, так и не связанные с действием непреодолимой силы. Вследствие этого сельскохозяйственный производитель находится в более незащищенном положении, чем другие участники оборота. Поэтому совершенно логичными представляются положения гражданского законодательства, предоставляющие льготы сельскохозяйственным субъектам. В частности, в соответствии со ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший надлежащим образом договор контрактации, несет ответственность только при наличии его вины. Это существенная особенность для сельскохозяйственных предпринимателей, т.к. коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии со ст. 401 ГК РФ по общему правилу несут ответственность независимо от наличия вины.
Особенности банкротства
Закон о банкротстве определяет особые правила банкротства сельскохозяйственных производителей, вызванные, во-первых, важностью сельскохозяйственного производства, во-вторых, влиянием на него природных факторов.
1. Прежде всего выясним, к каким субъектам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, применяется Закон о банкротстве и в частности пр. 3 гл. 9 Закона. Ст. 177 Закона говорит, что сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица основными видами деятельности которых являются производство и переработка сельхозпродукции и выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей выручки предприятия. Закон также говорит, что особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также и к рыболовецким артелям (колхозам). Из сказанного следует, что сельскохозяйственный производитель, чтобы воспользоваться льготами, предоставляемыми конкурсным законодательством для сельскохозяйственных организаций, должен представить в суд финансовые документы, позволяющие определить общий размер выручки и размер выручки от реализации сельскохозяйственной продукции. К сожалению, законодательство оставляет открытым ответ на вопрос о том, за какой период, т.е. в течение какого времени, выручка должна превышать 50%. С одной стороны, можно сказать, что должен учитываться усредненный показатель, т.е. нужно взять среднюю выручку за весь период существования юридического лица. Однако это в ряде случаев может быть невыгодным для юридического лица, например осуществлявшего на первых порах не только сельскохозяйственную деятельность. Поэтому наиболее правильная позиция как мне представляется сводиться к следующему: для определения 50% выручки необходимо учитывать последний сельскохозяйственный период, т.е. время, необходимое для выращивания (производства) и реализации данного вида сельскохозяйственной продукции. Например, производственный кооператив в течение 4 лет занимался посреднической деятельностью, выступая заготовителем по договорам контрактации, затем на 5-й год взял в аренду землю с целью вырастить овощные культуры. Еще через год у кооператива возникли сложности, связанные с выращиванием овощей, в связи с чем был поставлен вопрос: можно ли данный кооператив считать сельскохозяйственной организацией для целей конкурсного права? Ответ на него должен быть положительным, если за последний (5-й год существования) период выручка от реализации овощей превысила 50% общей выручки от других видов деятельности. Из описанного выше примера следует еще один вопрос, на который не отвечает действующее законодательство: какая именно выручка имеет значение - реальная или предполагаемая, т.е. может ли быть признано сельскохозяйственной организацией для целей конкурсного права юридическое лицо, ранее не имевшее выручки от реализации сельскохозяйственной продукции? По мнению некоторых ученых, среди которых можно назвать М.В. Телюкину "необходимо учитывать предполагаемый, т.е. расчетный, размер выручки и, следовательно, применять предусмотренные Законом особенности банкротства сельскохозяйственных организаций и к тем организациям, которые, занимаясь сельскохозяйственным производством, по каким-либо причинам не смогли получить какую-либо выручку от реализации сельскохозяйственной продукции, которую они произвели либо должны били произвести*(44)".
2. По стадиям обозначим некоторые особенности банкротства На стадии подачи заявления о признании должника банкротом для сельскохозяйственных организаций применяются общие правила, установленные Законом о банкротстве. Особенности наблюдения, касающиеся сельскохозяйственной организации, установлены ст. 178 Закона о банкротстве. Они касаются проведения финансового анализа на стадии наблюдения. Временный управляющий, составляя заключение о состоянии платежеспособности должника и возможностях его восстановления, обязан учитывать сезонность производства; периодичность производства конкретного вида продукции конкретным хозяйством (например, возможность получения второго или третьего урожая за сезон); влияние природно-климатических факторов; возможность получения доходов по окончании текущего сельскохозяйственного периода и размер этих доходов. Только с учетом этих факторов временный управляющий может сделать вывод о целесообразности введения временного управления либо о необходимости признания организации банкротом и ее ликвидации. Закон не предъявляет никаких особых требований к кандидатуре временного управляющего, что является одним из его недостатков. Представляется, что к кандидатуре управляющего должны предъявляться дополнительные требования, например наличие специальных знаний в области сельскохозяйственного производства. Финансовое оздоровление - вводится на срок до окончания соответствующего сельскохозяйственного периода с учетом времени необходимого для переработки и продажи продукции. А если в период финансового оздоровления были какие-либо катаклизмы в природе, то срок финансового оздоровления может быть увеличен на год.
Внешнее управление вводится до окончания периода сельскохозяйственных работ с учетом времени необходимого для реализации продукции. А в случае если в этот период были природные катаклизмы, срок внешнего управления может быть также продлен на один год. Например, при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве сельскохозяйственного кооператива "Н" кооператив заявил ходатайство о введении внешнего управления, мотивировав это тем, что финансовые трудности вызваны природным явлением - нашествием саранчи, уничтожившей продукцию. В ответ один из кредиторов, настаивающий на немедленном признании должника банкротом, заявил, что саранча могла быть побеждена, если бы кооператив вовремя принял необходимые меры против вредителя, как это было сделано соседними хозяйствами. В ответ кооператив сослался на отсутствие средств для приобретения препаратов против вредителя, а также на то, что он выращивает только экологически чистую продукцию. Кроме того, представитель кооператива заявил, что восстановить финансовое положение будет возможно. Суд попал в сложное положение, поскольку очевидно, что ухудшение платежеспособности лишь косвенно было вызвано природными явлениями. Тем не менее, в данной ситуации суд ввел внешнее управление. Следующая стадия конкурсного процесса - конкурсное производство. Оно вводится в случаях, когда восстановить платежеспособность должника не представляется возможным, о чем стало известно либо на первом заседании арбитражного суда, либо после проведения внешнего управления. Особо определяется судьба земельного участка, принадлежащего сельскохозяйственной организации. Отчуждение земельных участков при продаже имущества в ходе конкурсного производства допускается в соответствии с земельным законодательством в той мере, в какой допускается оборот конкретных видов земельных участков. Интересные правила установлены Законом для продажи иного (помимо земельных участков) недвижимого имущества должника. При продаже недвижимости сельскохозяйственной организации ст. 177 Закона устанавливает преимущественное право на его приобретение (при прочих равных условиях). Этим правом могут воспользоваться сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности (правда, Закон не отвечает на вопрос о том, что делать, если несколько субъектов, расположенных "в данной местности", изъявляют желание приобрести принадлежащую должнику недвижимость). Это связывается, прежде всего с тем, что местное население имеет навыки работы по выращиванию (производству) сельскохозяйственной и (или) рыбной продукции. Норма ст. 177 п. 3 Закона о которой говорилось выше имеет, один недостаток. Вследствие буквального ее толкования данная норма распространяется только на случаи продажи объектов недвижимости на этапе конкурсного производства. Между тем не исключено, что продажа, как бизнеса так и отдельных объектов недвижимости может осуществляться на этапе внешнего управления. Поэтому, было бы логично распространить положение о преимущественном праве покупки и на случаи продажи недвижимости в течение внешнего управления. Закон также устанавливает особенности продажи имущества или имущественных прав сельскохозяйственной организации. Арбитражный управляющий должен выставить сразу на первых торгах все предприятие целиком. Причем он обязан перед этим провести независимую оценку имущества или прав. И если в течение месяца предприятие не будет куплено, то в этом случае оно продается как имущество, а не имущественный комплекс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|