Судебные процедуры в отношении кредитной организации
Принятие арбитражным судом заявления о банкротстве кредитной организации возможно, как отмечалось выше, только после того, как Банк России отозвал лицензию у кредитной организации, т.е. меры внесудебного характера либо не вводились, либо не дали результата. Тем не менее, Закон о банкротстве банков содержит механизмы, позволяющие обратиться в суд с заявлением о банкротстве банка, у которого не отозвана лицензия. По сути, должник, кредиторы, прокурор, налоговые или иные уполномоченные органы при наступлении признаков банкротства могут сначала обратиться в Банк России с заявлением об отзыве лицензии; при неполучении ответа в течение двух месяцев можно обращаться непосредственно в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. В последнем случае суд, получив заявление должен послать запрос в Банк России, который в течение месяца после его получения обязан представить в арбитражный суд заключение о целесообразности отзыва лицензии либо копию приказа о состоявшемся отзыве лицензии. Только при получении копии приказа об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций арбитражный суд возбуждает производство по делу о банкротстве. Суд возвращает заявление в том случае, когда Банк России в течение предоставленного Законом месячного срока никак не отреагировал на запрос суда. Но при этом ч. 5 п. 4 ст. 35 Закона о банкротстве банков устанавливает, что "лицо, направившее в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, вправе требовать в арбитражном суде возмещения Банком России убытков, причиненных непринятием Банком России решения об отзыве у кредитной организации указанной лицензии либо непринятием Банком России решений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и отнесенных к компетенции Банка России.
Естественно, размер этих убытков и причинную связь между бездействием Банка России и их возникновением необходимо доказать. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной организации обладают, должник (кредитная организация); кредиторы (включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договорам банковского вклада или банковского счета); Банк России; прокурор; налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган (в связи с уплатой обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды). Закон о банкротстве банков специально не указывает на ситуации, когда подача соответствующего заявления в суд является обязательной для должника. Представляется возможным, поскольку это не запрещено Законом о банкротстве банков, применять ст. 9 Закона о банкротстве, устанавливающую соответственно обязанность по обращению руководителя юридического лица - должника в суд и последствия неисполнения этой обязанности. При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Закона о банкротстве, должник обязан обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. Безусловно, вопрос о возникновении этой обязанности для кредитной организации ставится не с момента возникновения соответствующих обстоятельств, а с момента отзыва лицензии. В деле о банкротстве кредитной организации участвуют: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также Банк России, если ему принадлежала инициатива в возбуждении производства по делу о банкротстве. Подобное правило установлено и для лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в нем участвуют лица, указанные в Законе о банкротстве (представитель работников, свидетели, эксперты, представители), а также Банк России - в тех случаях, когда инициатива в возбуждении производства по делу о банкротстве принадлежала не ему, а третьим лицам.
К содержанию и оформлению заявления о банкротстве кредитной организации предъявляются те же требования, что и к заявлению о банкротстве обычного должника; эти требования установлены Законом о банкротстве. Таким образом, в соответствии с Законом о банкротстве банков на этапе возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации подлежат применению нормы Закона о банкротстве, в которых говорится соответственно о заявлении должника; документах, прилагаемых к заявлению должника; заявлении кредитора, объединении требований кредиторов; документах, прилагаемых к заявлению кредитора; заявлении кредитора - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; заявлении уполномоченного органа. В соответствии со ст. 40 Закона о банкротстве банков к заявлению о банкротстве кредитной организации необходимо приложить копию приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, опубликованного в "Вестнике Банка России", или копию приказа, заверенную Банком России. В соответствии с общими правилами решаются вопросы об отказе в принятии арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом. Судья отказывает в принятии заявления, если нет в наличии всех признаков банкротства, указанных в ст. 36 Закона о банкротстве банков и возвращает заявление о банкротстве (ст. 43 Закона о банкротстве банков) если заявление о признании кредитной организации банкротом, не соответствующее требованиям, предусмотренным ст. 39 и 40 этого Закона. В отношении кредитной организации невозможно применение таких судебных процедур, как финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, таким образом, возбуждение производства по делу о ее банкротстве должно означать только ликвидацию, которая через определенное время будет произведена в ходе конкурсного производства.
Каковы последствия введения наблюдения в отношении кредитной организации? Закон о банкротстве банков на этот вопрос не отвечает, упоминая только о самом факте введения данной процедуры. Следовательно, мы можем субсидиарно применять положения Закона о банкротстве. Следует отметить, что поскольку наблюдение в отношении кредитной организации не имеет реабилитационной цели, то вполне возможно наложение ареста на имущество данного должника. В течение наблюдения весьма актуальным является вопрос о работе с кредиторами, которые должны быть выявлены управляющим. Требования кредиторов подлежат установлению в соответствии с Законом о банкротстве - только конкурсные кредиторы с установленными требованиями могут участвовать в процедурах конкурсного производства. После окончания наблюдения на первом заседании арбитражного суда в отношении кредитной организации возможно принятие одного единственного решения - о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Тем не менее, проведение первого собрания кредиторов на стадии наблюдения представляется целесообразным. Закон о банкротстве банков не содержит подробных положений об арбитражном управляющем, его правах и обязанностях, из чего мы можем сделать вывод о применении соответствующих общих норм Закона о банкротстве. К числу специальных норм можно отнести положения п. 2 ст. 6 и ст. 45 Закона о банкротстве банков, устанавливающие соответственно необходимость для управляющего иметь квалификационный аттестат Банка России и последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей. Квалификационные аттестаты выдаются в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации, утвержденным приказом Центрального банка РФ. Исходя из положений этого документа, аттестат должен выдаваться субъекту, обладающему уровнем знаний, достаточным для осуществления процедур арбитражного управления кредитными организациями.
Далее выясним, каковы последствия неисполнения управляющим своих обязанностей. По сравнению с общими положениями, установленными Законом о банкротстве, можно выделить следующее последствие. Банк России имеет право аннулировать квалификационный аттестат арбитражного управляющего в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей. Порядок аннулирования аттестата определяется нормативными актами Банка России. Часть 2 п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве банков определяет, что решение Банка России об аннулировании аттестата может быть обжаловано управляющим в арбитражный суд. Однако этот Закон не устанавливает обязанность арбитражного суда отстранить управляющего, аттестат которого аннулирован Банком России, от исполнения его обязанностей.
Конкурсное производство
Порядку осуществления конкурсного производства, т.е. ликвидационных процедур в отношении кредитной организации, посвящена гл. VI Закона о банкротстве банков. Не останавливаясь подробно на тех нормах, которые установлены Законом о банкротстве и применяются при банкротстве кредитных организаций, рассмотрим особые правила, применяемые для данного вида должников. 1. Одной из таких особенностей можно считать правила, установленные ст. 46 Закона о банкротстве банков, применительно к использованию должником счетов в ходе конкурсного производства. Эти правила закрепляют, что конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), для чего другие счета в банках или иных кредитных организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения, а остатки денежных средств с этих счетов перечисляются на основной счет должника. Применительно к кредитной организации речь идет о ее корреспондентских отношениях с другими кредитными организациями. Статья 46 Закона о банкротстве банков уточняет, что в ходе конкурсного производства используется только корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учреждении Банка России. Соответственно нормативные акты Банка России могут устанавливать порядок открытия указанного счета и осуществления расчетов по нему. 2. Следует отметить, что Закон о банкротстве дает примерный перечень расходов, связанных с осуществлением конкурсного производства, оплачиваемых с основного счета. Это вознаграждение конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; расходы, связанные с публикацией сообщения о банкротстве и с уведомлением кредиторов; иные расходы. Поскольку Закон о банкротстве не устанавливает ни очередности погашения данных расходов в случае недостаточности денежных средств на счету, ни иных правил осуществления расходования средств с основного счета должника, то полномочия Банка России в урегулировании данного вопроса являются весьма широкими. Кроме того, представляется, что Банк России определяет и порядок поступления денежных средств на счет кредитной организации, полученных в результате реализации ее имущества.
3. Следующая особенность правил о банкротстве кредитных организаций состоит в особом порядке опубликования информации о банкротстве. В соответствии с общими правилами Закона о банкротстве конкурсный управляющий в течение 10 дней с момента своего утверждения должен направить определенные сведения (наименование и реквизиты должника; наименование арбитражного суда; дата принятия решения о банкротстве) для опубликования в "Вестнике ВАС РФ" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Закон о банкротстве банков устанавливает несколько иной срок для направления конкурсным управляющим сведений для опубликования - 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих его право совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации - банкрота. Публикация о банкротстве кредитной организации должна осуществляться в трех печатных изданиях - "Вестнике ВАС РФ", "Вестнике Банка России", в местной печати по месту нахождения кредитной организации. Все публикации осуществляются за счет должника. 4. Следующие особенности ликвидации кредитной организации и распределения ее конкурсной массы, т.е. особенности, связанные с проведением конкурсного производства. На основании решения арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом Банк России вносит соответствующую запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, что по сути означает нахождение должника в процессе ликвидации. 5. При осуществлении мероприятий конкурсного производства конкурсный управляющий обязан отчитываться не только перед кредиторами и арбитражным судом в соответствии с Законом о банкротстве, но и перед Банком России в соответствии с п. 2 ст. 48 Закона о банкротстве банков. Последняя норма определяет, что конкурсный управляющий обязан представлять в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации ежемесячно. Перечень информации и порядок ее предоставления определяются нормативными актами Банка России. Конкурсный управляющий составляет и ведет реестр требований кредиторов в соответствии с требованиями Закона о банкротстве. При банкротстве кредитной организации реестр должен быть составлен не более чем в течение шести месяцев со дня открытия конкурсного производства и даже раньше, так как в течение этого периода (но после составления реестра), управляющий обязан разработать промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный баланс должен содержать сведения о составе имущества должника; перечень предъявленных ему требований; результаты их рассмотрения. Итак, для составления реестра требований кредиторов и затем промежуточного ликвидационного баланса конкурсному управляющему дается шесть месяцев с момента признания должника банкротом. Этот срок может быть продлен арбитражным судом по заявлению управляющего. Промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемой кредитной организации подлежит проверке Банком России; только если в результате такой проверки установлено соответствие данного документа всем требованиям законодательства, конкурсный управляющий может начинать расчеты с кредиторами. Формирование конкурсной массы (включая продажу имущества, добавление в конкурсную массу и изъятия из нее), и распределение ее между кредиторами подчиняются общим правилам Закона о банкротстве, поскольку Закон о банкротстве банков специальных норм не устанавливает. 6. Следует отметить, что действующий ГК РФ, устанавливает, что "при ликвидации банков и иных кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан". Данная формулировка является настолько широкой, что в результате ее буквального толкования мы придем к выводу о том, что все граждане-кредиторы кредитной организации (независимо от оснований возникновения обязательства) являются кредиторами первой очереди. О. Богомолов выделяет примерный список граждан-кредиторов, которые могут претендовать на включение их требований в первую очередь: граждане, перед которыми банк несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; граждане, заключившие с банком договор банковского счета; граждане, являющиеся законными держателями долговых обязательств банка, оформленных ценными бумагами (векселя, облигации); граждане, работающие по трудовому договору (контракту) или имеющие право на вознаграждение по авторскому договору; граждане-предприниматели без образования юридического лица, перед которыми банк имеет задолженность по расчетам за выполненные работы, оказанные услуги; граждане, воспользовавшиеся услугами банка для осуществления перевода денежных средств без открытия депозитного счета, при невыполнении банком принятых обязательств по переводу. Подобное толкование является буквальным, хотя и противоречащим логике закона. ГК РФ стремился защитить не просто граждан-кредиторов, а граждан-кредиторов, являющихся вкладчиками, т.е. сторонами по договору банковского вклада. С гражданами-вкладчиками, точнее, с их статусом как кредиторов первой очереди связана одна проблема, в последнее время нередко возникающая на практике. Эта проблема сводится к ответам на 2 вопроса: может ли вкладчик по своему усмотрению уступить право требования к кредитной организации третьему лицу? Кредитором какой очереди будет это третье лицо? Следует отметить, что на практике уступка прав требований из договоров банковского вклада и банковского счета получила некоторое распространение. При этом вкладчик-гражданин получает от контрагента, который, как правило, является юридическим лицом, удовлетворение в определенной части своих требований к банку немедленно по заключении договора цессии, не ожидая окончания процедур банкротства кредитной организации. Очевидно, заключение такого договора законодательству не противоречит, а следовательно, вполне допускается. Безусловно, в первую очередь удовлетворяются только требования из договоров банковского вклада и банковского счета, а не любые другие требования физических лиц. В связи с этим представляется совершенно обоснованным мнение К.Т. Трофимова о невозможности перевода требований юридических лиц на граждан с целью изменить очередность (путем уступки прав требования, передачи векселя и т.д.), т.е. сама уступка, по которой физическое лицо получает требование пятой очереди, вполне возможна, но в таком случае цессионарий будет кредитором пятой очереди в рамках полученного требования. В настоящее время принят Закон "О гарантировании вкладов граждан в банках" В соответствии с этим Законом предполагается создание некоммерческой организации - Федеральной резервной корпорации, гарантирующей вклады в банках. Ликвидация кредитной организации завершается внесением соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Основанием для осуществления такой записи является определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, которое выносится судом после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства. Это определение суда должно быть представлено конкурсным управляющим в течение 10 дней с момента его вынесения в Банк России, который осуществляет запись о ликвидации кредитной организации. Особое внимание Закон о банкротстве банков уделяет ликвидируемым и отсутствующим кредитным организациям, посвящая правилам их банкротства гл. VII. Выделим основные особенности, предусмотренные этой главой. 1. Право заявлять о банкротстве ликвидируемой кредитной организации (независимо от того, добровольным либо принудительным было банкротство) принадлежит в соответствии с п. 2 ст. 51 Закона о банкротстве банков кредиторам и Банку России. 2. С момента принятия заявления о банкротстве ликвидируемой кредитной организации до рассмотрения дела арбитражным судом должно пройти не более месяца; рассмотрение дела осуществляется в соответствии с положениями Закона о банкротстве (также решаются и иные вопросы, в частности связанные со статусом ликвидируемого должника, с обязанностью определенных лиц заявить о банкротстве такого должника, с ответственностью за неисполнение этой обязанности и т.д.). 3. Приняв решение о банкротстве отсутствующей кредитной организации (ее статус определяется в соответствии с положениями Закона о банкротстве), арбитражный суд направляет его в Банк России, который в течение двух недель со дня получения решения представляет арбитражному суду кандидатуру конкурсного управляющего. Очевидно, в данном случае управляющий назначается из числа сотрудников Банка России. Закон о банкротстве банков не определяет последствий отсутствия ответа со стороны Банка России в течение двух недель с момента получения указанного выше определения арбитражного суда. Не сказано и о том, что только Банк России может назначать управляющего в рассматриваемой ситуации. Поэтому представляется возможным по истечении двух недель молчания Банка России в соответствии с Законом о банкротстве, в соответствии с которым решение о банкротстве отсутствующего должника направляется арбитражным судом в саморегулируемую организацию, которая в недельный срок со дня получения данного решения может представить суду кандидатуру конкурсного управляющего. Все остальные вопросы банкротства кредитной организации (о сроке рассмотрения дел; о субъектах, являющихся отсутствующими; о распределении средств должника и последствиях обнаружения его имущества и др.) решаются в соответствии с положениями Закона о банкротстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|