Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Системах и новые стратегии научного поиска





Представление о том, что все предметы и явления в мире явля­ются системами различных видов сложности, легло в основание философского принципа системности, объединяющего и синтези­рующего идеи системности, целостности, всеобщности связей и отношений, специфики соотношения части и целого, причин и условий изменения структуры системы и т.д.

Идея системности и целостности была имманентна размышле­ниям античных философов о проблемах соотношения части и це­лого, единства и множественности, а также в той или иной мере она рассматривалась в философии Нового времени. Философы, особенно рационалисты, строили свои философские учения в виде системы, а потому говорят о философской системе Спинозы, Лей­бница, Канта, Гегеля и т.д. С середины XIX века принцип системно­сти бьш применен в социальной философии, рассматривающей общество как «органическую систему» (например, теория обще­ства Маркса).

В системной методологии основным является понятие «систе­ма», которым обозначается целостный комплекс взаимосвязанных элементов, целостно внутренне организованных, как функциональ­но, так и на основе неких закономерностей, таких, например, как осуществление процессов управления на основе различных типов це-леполагания. Каждая система является элементом системы более высокого порядка, а потому можно говорить об иерархичности систем. В нашей стране системная методология разрабатывается В.Н. Садовским, И.В. Блаубергом, Э.Г. Юдиным, которые выясни­ли специфические характеристики систем по сравнению с неор-


ганизованными в систему совокупностями, а также классифици­ровали системы на органические и неорганические. Органические системы — сложное саморазвивающееся целое, характеризующе­еся (а) наличием структурных и генетических связей, координа­ции и субординации элементов; (б) порождением особого свой­ства целого из свойств элементов и наоборот; (в) наличием у элементов системы определенного числа степеней свободы, что обусловливает вероятностный характер процессов управления системой. Неорганические системы — это менее сложное, по срав­нению с органической системой образование, характеризующееся отсутствием тесной связи между системой как некоей целостности и ее элементов, которые могут существовать самостоятельно и даже в своей активности превосходить активность системы. Изменения целого могут не сопровождаться изменениями элементов.



Начавшееся в начале 70-х гг. XX века изучение сложно органи­зованных неравновесных систем привело к созданию принципиаль­но новой теории самоорганизации систем — синергетики (греч. Synergeia — сотрудничество, содружество). Термин «синергетика», использовавшийся христианским богословием для обозначения со-работничества Бога и человека, был введен в научный обиход Г. Хакеном. Синергетика изменила существующие ранее представ­ления о системах и их развитии, что повлияло на методы и страте­гию научного поиска, вызвало изменение парадигмы современного естествознания. Н.Н. Моисеев и Э. Тоффлер приписывают синер­гетике статус новейшей научной революции.

Синергетика стала исследовать самоорганизацию нелинейных динамических «сильно неравновесных» систем. Анализ их пове­дения «вдали от равновесия» обнаружил, что системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться особым законам. Все процессы и явления в природе связаны постоянным обменом веществом, энергией, информацией с окружающей сре­дой, что неизбежно делает их неравновесными.

Кратко изложим суть синергетических открытий.

1. Неравновесные системы превалируют в природе, а потому «мы живем в мире неустойчивых процессов» (И. Пригожий). На


всех уровнях структурной организации бытия именно неравновес­ность является условием и источником возникновения порядка. Самопроизвольная самоорганизация материи возможна только в неравновесных системах.

2. При сильном отклонении от равновесной ситуации, когда флуктуации (нарушения, возмущения) вызывают случайные от­клонения параметров системы от их среднего значения, возника­ют диссипативные (диссипация - рассеяние энергии) системы и структуры. Их специфические характеристики таковы: (а) прин­ципиальная открытость, т.е. наличие постоянного обмена веще­ством, энергией, информацией с окружающей средой, что яв­ляется своего рода обменом беспорядка (хаоса) на порядок. Поэтому любая сложная система по определению не является равновесной. Если в классической термодинамике тепловое рас­сеяние считалось источником беспорядка, то в синергетике дисси­пация — источник порядка; (б) реагирование на факторы, которые в равновесном состоянии система воспринимала как индифферен­тные. Например, в сильно неравновесных состояниях химические реакции оказываются восприимчивы к гравитации; (в) наличие кооперативных взаимодействий на микроуровне: если в равновес­ном состоянии системы молекулы ведут себя независимо от дру­гих молекул, как бы «не замечая» их присутствия, то в неравновес­ном у молекул появляется способность «видеть» не только своих соседей, но и всю систему в целом. Такие изменения поведения молекул влияют на пространственно-временные макрохарактери­стики систем. Название «синергетика», введенное Хакеном, в не­малой степени было обусловлено фактом кооперативного взаимо­действия молекул, хотя сам Г.'Хакен писал: «Я назвал новую дисциплину «синергетикой» не только потому, что в ней исследу­ется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самооргани­заций, необходимо кооперирование многих различных дисциплин»; (г) необратимость во времени процессов формирования системы, что позволило различать состояния системы в настоящем, про­шлом и будущем, т.е. признавать эволюцию всех, а не только жи­вых систем.


Но следует отметить, что первый важный шаг в осознании того факта, что время является существенным параметром физической картины мира, был сделан еще в XIX веке вторым началом термо­динамики, согласно которому Вселенная идет к тепловой смерти и повернуть время вспять, чтобы воспрепятствовать возрастанию энтропии, невозможно: (д) наличие аттрактора (лат. attractio — притяжение), т.е. финальной цели-состояния, направляющей эво­люцию системы и «гарантирующей» стабильность состояния по­рядка. То состояние самоорганизации системы, когда аттрактор еще не сформировался, называется хаосом, который на микроуров­не является силой, способствующей переходу системы в нелиней­ный режим. Порядок рождается из хаоса, который выполняет кон­структивную роль в процессе выхода системы на один из аттракторов. Сам хаос обладает сложным, внутренним порядком, а потому его противопоставление порядку не может быть абсолют­ным. Идея «порядка из хаоса» вызывает идеологические споры, вызванные обоснованными опасениями, что «индустриально раз­витые страны могут по своему усмотрению вызвать хаос в нужной точке планеты, чтобы установить тот порядок, который им нужен» (К. X. Делокаров); (е) нелинейный характер описывающих пове­дение систем дифференциальных уравнений, которые в отличие от дифференциальных уравнений, носящих линейный характер, имеют более чем один тип решения.

3. При критическом изменении главных параметров системы она достигает некоторого «порога» устойчивости, за которым (если не произошло разрушения системы) открывается несколько воз­можных путей развития. Этот «порог» называется точкой бифур­кации ('англ. fork— вилка). В ней траектория развития системы раз­деляется на равно возможные «ветви» дальнейшего движения системы, из которых осуществится только одна: происходит вы­бор системой одного из возможных вариантов развития. За «вы­бор той ветви, которая возникнет после точки бифуркации», от­ветственны «флуктуации на микроскопическом уровне». Они «определяют то событие, которое произойдет», сами же флуктуа­ции «являются следствием индивидуальных действий» (И. Приго-


жин). Н.Н. Моисеев проинтерпретировал бифуркационный пере­ход как «быструю, коренную перестройку характера развития сис­темы», смену ее пространственно-временной организации. Бифур­кация, как считает Пригожий, является (а) источником инноваций эволюционного развития системы, а это означает, что «природа созидательна на всех уровнях ее организации»; (б) точкой макси­мальной чувствительности системы к любым внешним и внутрен­ним воздействиям: вблизи нее даже самые незначительные флук­туации того или иного параметра могут сдвинуть систему в совершенно новом направлении развития, что демонстрирует не­устойчивость нашего мира. Это приводит, писал Пригожий, к «кон­цу Определенности» (так называется его последняя книга).

4. Бифуркационный переход обусловливает нелинейность, т.е. многовариантность, альтернативность эволюции системы, а по­тому «будущее не дано нам заранее» (И. Пригожий), его нельзя просчитать, опираясь на принципы детерминизма. В выборе сис­темой пути дальнейшего развития неизбежно присутствует элемент случайности, которая приобретает в синергетике фундаменталь­ный статус. Эволюция в этом контексте предстает как процесс последовательных бифуркационных переходов, в которых господ­ствует элемент случайности, аналогичный бросанию игральной кости.

Но, как известно, синергетика сформулировала свои основные принципы в ходе изучения неравновесных процессов в термоди­намике. Можно ли эти принципы применять к изучению обще­ства? Сам Пригожий выступает против редукции (сведения) гума­нитарных наук к физике, но при этом считает, что изучение общества как сложной системы допускает применение синерге-тической метафоры: «событие представляет собой возникновение новой социальной структуры после прохождения бифуркации», а «история является последовательностью бифуркаций». Всякая же бифуркация «влечет за собой и позитивные сдвиги, и определен­ные жертвы», что можно проиллюстрировать на примере любой революции. Социально-историческое событие имеет «микрострук­туру», где и происходят флуктуации, вызванные индивидуальны-


ми действиями людей. Поэтому, как пишет Пригожий, «мир есть конструкция, в построении которой мы все можем принимать уча­стие».

Синергетика существенным образом повлияла на философ­скую мысль, эпистемологию, мировоззрение, так как (а) потребо­вала от них осмысления понятий «порядок и хаос», «существова­ние и возникновение», «открытость», «сложность», «случайность» и др. Уже само название ряда работ Пригожина и других авторов — «От существующего к возникающему», «Порядок из хаоса» — включают термины, не являющиеся общепринятыми в науке; (б) придала онтологический статус многообразию, в то время как в европейском типе рациональности всегда господствовала онто­логия Единого, что привело к необходимости расширения смысла рациональности; (в) сформулировала новую поведенческую установ­ку для индивида и социума: «человек должен научиться жить в этом нестабильном, неопределенном, сложном и открытом мире», ибо «один неосторожный шаг - и он сорвется в бездну. Одно необдуман­ное действие — и человечество может исчезнуть с лица Земли» (Н.Н. Моисеев).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.