Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная философия и её основные проблемы. Философский анализ общества.




Предмет и методы социальной философии. Философское понимание общества и особенности социального познания. Системный подход к рассмотрению общества и специфика общественной системы. Общество как саморазвивающаяся система. Формирование представления о законах общественного развития (Дж.Вико, Ш.Монтескье, И.Гердер, Г.Гегель, К.Маркс, О.Конт). Натурализм и историзм об общественных законах. Социальные законы и их специфика. Классификация законов общества: по сфере действия, по временному признаку, по месту в общественной жизни.

Основные подходы к пониманию общества. Представления об обществе в древневосточной и античной философии. Тождественность понятий «общество» и «государство» в античности и в средние века. Теологическая модель общества (А.Августин, Ф.Аквинский). Теория естественного состояния и общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо). Понимание общества, гражданского общества и государства в философии Нового времени. Натуралистическая модель общественной жизни (Р.Декарт, Ш.Л.Монтескье, Дж.Локк). Идеалистическая модель Г.Гегеля. Диалектико-материалистическая модель понимания общества. Концепция интерпретации социального действия М.Вебера. Социологическая концепция социальной статики и социальной динамики О.Конта.

Структура социальной системы. Сущность, генезис и структура общественных отношений. Сферы общественной жизни – экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая), социальная. Развитие общества и динамика социальных процессов (К.Маркс, О.Конт, П.Сорокин).

Деятельность как способ общественного бытия. Объективные факторы деятельности. Атрибуты деятельности – субъектность, социальность, предметность, сознательность. Типы совместной деятельности. Потребности и их классификация. Полемика материализма и идеализма. Мотивы. Мотивационная сфера личности как устойчивая совокупность субъективных детерминант поведения и деятельности. Деятельность как способ развития человека. Специфика различных видов деятельности – учебная, игра, труд, Творчество. Регуляция деятельности человека.

Основные понятия темы.

Система, элемент, структура, социальная статика и социальная динамика, общественные отношения, общество, прогресс, социальная мобильность, ценность, социальный институт, материальная культура, материальная деятельность, объект и субъект, интерес, труд, мотив, мотивация, потребность, духовная деятельность, культура.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте понятие "общество".

2. В чем выражается взаимодействие различных сфер общественной жизни?

3. Почему общество следует рассматривать как целостную и саморазвивающуюся систему? Охарактеризуйте с этой точки зрения современное состояние российского общества.

4. Объясните понятие "правовое государство". Охарактеризуйте современное правовое состояние нашего общества.

5. Соотнесите понятия "общественное бытие" и "общественное сознание".

6. Какое место занимает общественное сознание в духовной жизни общества?

7. В чем сущность общественного сознания и какова его структура?

8. Каким образом происходит формирование сознания и самосознания общества и личности?

ТЕМА 8

Философская антропология и проблема человека

Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности человека в истории философии. Проблема человека в истории развития социально-философской мысли. Восточная и европейская модели мысли о бытии человека. Человек и общество в античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, стоики). Человек в учениях средневековой философии (Августин) и философии Нового времени (Ж.-Б. Ламетри, Г. Гельвеций). Антропология М. Шелера.

Биологизаторские и социологизаторские концепции. Диалектико-материалистическая философия о соотношении биологического и социального в человеке. Антропосоциогенез. Субъективный антропологизм (К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю). Философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер).

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь. Личность как социальная характеристика человека. Структура личности. Социализация и её основные факторы. Социальные роли (Т.Парсонс). Типология личностей. Личность и массы. Коллективизм и индивидуализм как личностные ориентации.

Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в истории философии. М.Хайдеггер о сознании смертности. Концепции смысла жизни в истории философии. Идея отсутствия смысла жизни в экзистенциализме. С.Л.Франк о бессмысленности жизни и внесении в неё смысла. Смысл жизни как забота о всеобщем благе у Л.Н.Толстого.

Проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях. Границы свободы. Свобода и необходимость. Историческая необходимость и свобода воли (фатализм, волюнтаризм, материалистический детерминизм). Насилие и ненасилие. Объективные и субъективные условия осуществления свободы. Свобода как внутреннее состояние, как осознанный выбор. Свобода и ответственность личности.

Онтологические основания свободы личности. Свобода как ценность. Свобода человека и свобода общества. Исторические и социальные границы свободы. Основные формы проявления свободы. Детерминанты свободы. Проблема свободы действия и свободы воли в истории философии. Соотношение разума и воли в учениях Аристотеля и Августина. Учение И. Канта о свободе воли человека. Свобода как предпосылка человеческой деятельности (Гегель). Понимание свободы личности в марксизме и экзистенциализме. Свобода и ответственность. Д. Дьюи об условиях развития и ограничения свободы людей. Социальная реализация свободы (гражданское общество и права человека). Свобода человека как свобода выбора между социальноструктурированными возможностями (Р. Мертон). Свобода и трагедия личности. Противоречия свободы: свобода и одиночество, «бегство от свободы» (Э. Фромм).

Основные понятия темы.

Человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, детерминизм, индетерминизм, фатализм, волюнтаризм, масса, объективные условия и субъективный фактор, социальная роль, гедонизм, экзистенциализм, отчуждение, необходимость и свобода, экзистенциализм.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит разница биологизаторского и социологизаторского подходов?

2. Какова структура личности?

3. Что общего и в чем разница между понятиями человек, индивид, личность и индивидуальность?

4. Назовите и охарактеризуйте известные вам концепции смысла жизни.

5. Какова структура личности?

6. Как определяется понятие деятельности в философии?

7. Какое значение имеет деятельность для существования общества и человека?

8. Назовите основные атрибуты деятельности7

ТЕМА 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...