Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Работа с художником. Первый этап.




2. 3. Работа с художником

Художник должен активно участвовать во всех этапах и периодах работы театра над спектаклем – от первых встреч с режиссером до дня премьерного спектакля. Однако самым существенным моментом его работы является сдача эскизов и макета. Ибо самое ценное – это идея. Идея, воплощенная зримо на плоскости эскиза или в пространстве макета. Участие художника в процессе реализации этой идеи, авторский надзор над материальным воплощением художественного замысла чрезвычайно важен, но это уже другой процесс, процесс не рождения идеи, а ее реализации, тяжесть которой ложится на работников художественно-постановочной части. В основе плодотворной работы режиссера с художником лежат:

· Общность мировоззрения;

· Единые эстетические критерии;

· Одинаковое понимание драматургии;

· Единство цели;

· Доверие, взаимоуважение, взаимообогащение.

Режиссер должен работать только с тем художником, которому всецело верит. И как личности и как творцу.

«Не так-то легко режиссеру «увидеть» будущий спектакль. Без художника это сделать почти невозможно» – писал Евгений Вахтангов.

«Режиссеры справедливо досадуют на художников, берущихся за декорации, не обладая знанием законов театра и сценическим темпераментом. Но не менее правы и художники в своем негодовании на режиссеров, необразованных в той области, в которой они мнят себя хозяевами; Гордон Крэг уж не так парадоксален, когда он утверждает, что режиссер, не живописец в душе, также бесполезен для театра, как палач для больницы. Нельзя говорить на разных языках, когда создается единое; в противном случае постройку (постановку) ожидает участь Вавилонской башни» (Н. Евреинов).

Работа режиссера с художником условно делится на три этапа.

Первый этап – беседы связанные с разбором литературного материала и зарождением замысла.

Второй этап – работа в эскизах, макете. Материализация замысла.

Третий этап – работа на площадке от первой монтировки до завершающей стадии – премьеры.

Первый этап.

«Мне в начале работы вовсе не нужны «конкретные задания». Для меня значительно важнее встретится с чем-то неожиданным, даже растеряться на первых порах, но уйти после первой встречи взволнованным, растроганным, радостным. С хорошим режиссером так было всегда. Готовясь к первой встрече с режиссером, я тоже стремлюсь к тому, чтобы в моем воображении возникал мир, а не декорации, чтобы из густого зарева воспоминаний, фантазий и знаний можно было выбрать самое яркое» (А. Константинопольский).

На первом этапе работы необходимо совместное изучение специфики отражения жизни в данном произведении, ознакомление художника с результатами режиссерского анализа и замыслом постановки.

«... талантливое создается совместно. Неважно, кто первый сказал, сделал. Важен результат. А результат – плод общей взаимообязывающей, взаимооплодотворяющей деятельности» (С. Юнович).

 Второй этап. Макет и эскизы можно считать своеобразными инструментами для реализации образного видения. Это этап перехода от замысла к воплощению. В макете есть возможность выверить, уточнить все необходимые параметры и компоненты. В макете режиссер имеет возможность разрабатывать основные узловые моменты постановки. Создание макета предваряет работа с «почеркушками» и эскизами, но только макет дает возможность расставить точки над «и», и определится с пластической средой.

Остается один вопрос, должны ли макет и эскизы быть созданы до начала работы над постановкой или в прошествии целого ряда репетиций, в каждом конкретном случае решается отдельно. Макет как художественное произведение должен обладать большой образной ёмкостью. Сцепления его образной структуры должны быть эластичны, подвижны, чтобы в созданных по макету декорациях режиссер имел возможность импровизационных действий.

При этом не должна разрушаться образная структура сценографии в целом. «Я хочу, чтобы он (художник) приходил на сцену во славу ее единственного властителя – актера, своим искусством не оттесняя его, а, создавая в творческом содружестве с режиссером ту сценическую атмосферу, при помощи которой искусство актера с наибольшей полнотой могло бы найти и раскрыть себя» (А. Таиров).

Многие театральные художники из-за отсутствия времени и средств отказываются делать макеты и работают с компьютерными программами. В этом случае необходимо просить художника делать «прирезку» макета, чтобы на планшете подмакетника работать над постановкой спектакля, эстрадной программы, мизансценировать будущее театральное действо.

Режиссер – постановщик приходит со своими наметками на будущее оформление:

· Создание эскизов сценографии – эскизы созданные студентом не обязаны претендовать на высокое качество исполнения. Главная задача – создание образа спектакля, материал для работы с художником. Эскиз, созданный режиссером, должен дать направление для развития художественного решения спектакля, которое впоследствии будет реализовано совместно с художником-постановщиком.

· Создание эскизов костюмов – ставит перед собой задачу разработки образов персонажей, их характерных качеств подчеркнутых костюмом, и так же как эскизы сценографии не обязаны претендовать на высокое качество исполнения, однако должны служить основой для совместной работы с художником по костюмам.

· Создание эскизов реквизита и мебели – ставит перед собой задачу разработки эскизов мебели, реквизита, используемого артистами в будущем спектакле.

Третий этап. Начиная с первой репетиции, и далее на протяжении всей работы рядом с режиссером должен находиться художник. Он входит в творческий штаб постановки, и порой его подсказки бывают бесценны. Режиссер, назначенный на постановку, должен иметь время на формирование идеи спектакля при помощи художника, который разделяет с режиссером трактовку выбранной пьесы. Следовательно, к моменту выхода приказа о постановке режиссер и художник уже ведут активный творческий поиск зримого образа спектакля в его принципиальном решении.

Театр может заключить договор с художником только на представление эскиза или макета, беря, таким образом, на себя ответственность за качество исполнения декораций и костюмов. Однако новый типовой договор с художником предусматривает процедуру официальной приемки готового оформления художником-автором и его согласия на показ спектакля в данной декорации. Таким образом, новая форма договора предусматривает значительное повышение роли авторского права и ставит перед театром довольно жесткие условия в этой области.

«Самая главная наша задача – это привлечь зрителя. Сделать так, чтобы было интересно. Находить какие–то приемы, чтобы достучаться до внутренних структур человека. Те струны, за которые мы можем зацепить и повлиять на его восприятие.

И тут уж начинаются наши маленькие секреты. Это может быть черный тюль или видеопроектор. Мы как фокусники работаем. Мы воздействуем на воображение зрителя, потому что возможности нашей сцены это позволяют. Но готовых рецептов тут нет. Мы каждый раз пробуем, потому что не всегда получается. И потом анализируем, где сработало, а где нет. В музыкальном театре – свои требования. Нужно, чтобы все двигалось под музыку, а декорации излучали и усиливали звук. А главное – в каждом спектакле должна быть своя изюминка. Должна быть основная идея, которая в конце спектакля полностью раскрывается перед зрителем» (А. Константинопольский).

Примерами творческих союзов художника – постановщика и режиссера – постановщика, потрясающих своей художественной результативностью, являются Э. Кочергин и Г. Товстоногов, Ю. Любимов и Д. Боровский, М. Захаров и О. Шейнцис, проработавшие вместе в театре многие годы. Их спектакли до сих пор поражают воображение.

Основные этапы работы молодого режиссера – постановщика с художником – постановщиком над созданием эскизов декорации, эскизов костюмов, эскизов реквизита для дипломного концерта, эстрадного номера, музыкального спектакля:

· Сбор режиссером – постановщиком иконографического материала – исторический костюм, живопись, скульптура, реквизит и т. д.

· Создание режиссером, перед встречей с художником, своих «почеркушек» будущего спектакля, эстрадного концерта, эстрадного номера.

· Знакомство с творчеством театрального художника – постановщика, с которым предстоит работать над спектаклем.

· Первые встречи. Изложение своего видения будущей постановки – оформления, костюмов, реквизита.

· Совместная работа с художником – постановщиком над макетом, эскизами оформления, эскизами костюмов, реквизита.

· Выбор окончательного варианта оформления эстрадного концерта, эстрадного номера, музыкального спектакля.

· Сдача эскизов оформления, макета, эскизов костюмов художественному совету театра.

· Сдача рабочих чертежей техническим цехам.

· Сдача эскизов костюмов пошивочному цеху и эскизов бутафории реквизиторскому цеху с обязательной подписью режиссера – постановщика и датой сдачи в эксплуатацию, чтобы не было опозданий к генеральным репетициям и премьере.

· Совместная работа с художником – постановщиком во время репетиционного постановочного периода до самой премьеры. Внесение возможных изменений в оформление будущей постановки.

· Совместные примерки костюмов.

· Монтировка декораций.

· Постановка света.

· Совместная работа над созданием афиши мероприятия, плаката, программки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...