Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3. Разведка телом или мизансценирование




Наиболее наглядно художественная форма спектакля обнаруживает себя в мизансценах. В своем  замысле режиссер намечает вчерне основные мизансцены, но только  при последующей работе с исполнителями, на репетициях в «выгородке» и на сцене, режиссер найдет окончательное их решение.

Под композицией спектакля понимается деление пьесы на режиссерские куски, распределение режиссерских акцентов и пауз, определение ритма действия в отдельных эпизодах, картинах, актах и
во всем спектакле в целом, определение мизансцен и решение
оформления.

Как же возникает процесс мизансценирования?  А. Гончаров в своей книге «Поиски выразительности» писал: « Существуют два взгляда на эту проблему. Некоторые режиссеры, считая себя крупными мастерами построения мизансцен, полностью мысленно «разводят спектакль» у себя дома, порой заранее составляют подробные чертежи с обозначением всех актерских переходов и затем заставляют исполнителей ролей выполнять их согласно плану. Подобная «разводка», как бы талантливо она не производилась, мало содействует созданию вдохновенных, выразительных спектаклей, так как сковывает творческую инициативу актеров, глушит их самостоятельность и далеко не всегда им удается внутренне оправдать директивно предложенную мизансцену».

Существует и другой взгляд на мизансцену. По мысли некоторых режиссеров и теоретиков театра, она должна рождаться сама, стоит только актерам обрести линию логически верных и целесообразных поступков, лежащих на сквозном действии пьесы. И это мнение отличается односторонностью и упрощенчеством. Оно дает необозримый простор для всевозможных случайностей в мизансценировании, отрицает, по существу, необходимость отбора в его процессе, ставит под угрозу достижение образности мизансцен. Ведь ее поиски могут стать плодотворными только при условии, что мизансценированием руководит режиссер, как единственный из всех создателей постановки, который обязан видеть ее будущий облик в его идейно-художественной целостности. Наконец, сторонники непроизвольного возникновения мизансцен не учитывают, что они могут быть использованы в качестве режиссерских акцентов. Мизансцена часто заостряет внимание зрителей на событии, персонаже, конфликте, имеющих на данном этапе наибольшее значение для выявления ведущей идеи произведения.

Истина, очевидно, таиться посередине между двумя крайними воззрениями. Нельзя согласиться с умозрительностью всех пространственных решений режиссера и его диктатом актерам. Но никогда ни одно подлинное произведение не создавалось и по принципу «что естественно, правдоподобно, то и хорошо».

В застольном периоде постановщик проверяет свои первые режиссерские видения при помощи действенного анализа пьесы.

· Определяет основные, узловые события пьесы, прослеживает, какие поступки персонажей они вызывают.

· Нужно выявить главный конфликт произведения, разделить персонажей на действующих, контрдействующих лиц и промежуточную группу (если она есть).

· На основании полученных данных уже сравнительно не трудно ясно определить сквозное действие пьесы. Ее тему, идею, характеры действующих лиц.

После того, когда артисты и постановочная группа прошли этап анализа литературного и музыкального материала, труппа под руководством режиссера приступает к мизансценированию или постановке эстрадного номера, эстрадной программы, музыкального спектакля.

Режиссер как бы предощущает многие ключевые мизансцены и общие принципы их построения уже в работе с художником над оформлением спектакля. Иначе и быть не может: ведь планировка, расположение декораций и «игровых точек» очень многое предопределяют в мизансценировании.

Построение мизансцены должно исходить в первую очередь из логики действий всех участвующих в данном эпизоде персонажей.

Постановочный период делится на несколько этапов:

· Важнейшая задача режиссера в аналитическо-творческой части постановочного плана – организация борьбы действующих и контрдействующих сил пьесы.

· Понять жанр – это в первую очередь, значит, уяснить себе и ощутить авторское отношение к изображаемому куску жизни, к своим героям и художественное своеобразие пьесы.

· Всегда определение зерна исходит из главных тем произведения, конфликтов. Определение зерна обязательно предусматривает и современность толкования пьесы, учитывает сегодняшнее восприятие ее зрителями.

· Образные видения пронизывают все части постановочного плана (как и вообще все этапы работы над спектаклем) – поиски определенной идеи, темы, конфликта, сквозного действия, узловых событий и поступков и тем более стремление совместить все эти конструктивные основы будущего спектакля в их целостном художественном единстве.

· С помощью всех работников, принимающих участие в постановке, режиссер намечает пути создания конкретной обстановки, в которой будет протекать действие, то есть атмосферы спектакля.
Атмосферу спектакля создают, прежде всего, актеры. Она выражается  в самочувствии персонажей, в ритме их речи, в их  действиях. Дополняет атмосферу спектакля оформление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...