Клод Штайнер. СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. Школа Эрика Берна. Оглавление. то, что мы выбираем,. но можем не выбирать!
Стр 1 из 84Следующая ⇒
Клод Штайнер СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ Школа Эрика Берна
Оглавление Сценарии жизни - то, что мы выбираем, но можем не выбирать! ……. 7 Предисловие и благодарности …………………………………………... 13 Введение …………………………………………………………………. 16 Базовые утверждения теории транзактного анализа …………… 16 Люди душевно здоровы от рождения …………………………… 17 Общение и договор ……………………………………………….. 19 Я в порядке, Ты в порядке. Своей игрой ты даешь мне поглаживание. Ча-ча-ча! ………………………………………… 23 Эрик Берн ………………………………………………………… 26 Сценарии …………………………………………………………. 29 Сценарий Эрика Берна ………………………………………….. 31 Анализ сценариев ………………………………………………. 38 Сценарный анализ в психиатрии ……………………………… 39 Глава 1. Структурный и транзактный анализ ……………………….. 45 Структурный анализ …………………………………………… 45 Транзактный анализ …………………………………………… 52 Игры и выигрыши ……………………………………………… 55 Глава 2. Структурный анализ второго порядка …………………….. 62 Эгограммы ……………………………………………………… 67 Глава 3. Перечитывая трагедию " Царь Эдип" ………………………. 69 Глава 4. Затруднительное положение ребенка ……………………… 72 Колдуны, людоеды и проклятия ……………………………… 74 Запреты …………………………………………………………. 78 Предписания …………………………………………………… 79
Колдовство …………………………………………………….. 82 Белая магия ……………………………………………………. 83 Черная магия ………………………………………………….. 84 Глава 5. Решения ……………………………………………………. 88 Время решения ………………………………………………. 88 Форма решения ……………………………………………… 90 Лягушки, принцы и принцессы ……………………………. 92 Глава 6. Транзактный анализ сценариев …………………………. 95 Три основных жизненных сценария ……………………….. 96 Диагностика в транзактном анализе ……………………….. 99 Запреты и предписания ……………………………………… 105 Контрсценарий ………………………………………………. 108 Решение ……………………………………………………… 113 Телесный компонент ……………………………………….. 115 Глава 7. Сценарии: от трагических до банальных ………………. 118 Список признаков сценария ………………………………. 122 У всех ли есть сценарий? …………………………………. 126 Глава 8. Начальная подготовка: начальная подготовка по отсутствию любви ……………………………………… 128 Сказка про Пушистиков …………………………………… 130 Экономия поглаживаний ………………………………….. 134 Законы экономии поглаживаний …………………………. 139 Глава 9. Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию 143 Познание ……………………………………………………. 143 Игнорирование ……………………………………………… 145 Игнорирование интуиции ………………………………….. 148 Игнорирование чувств …………………………………….. 150 Игнорирование логики ……………………………………. 151 А король-то голый! ………………………………………… 155 Ложь ………………………………………………………… 156
Безумие …………………………………………………….. 160 Паранойя …………………………………………………… 162 Глава 10. Начальная подготовка: начальная подготовка по безрадостности ……………………………………. 167 Предписания и запреты, формирующие безрадостность.. 172
Глава 11. Игра в спасение: банальный сценарий беспомощности 175 Игра в спасение …………………………………………….. 175 Беспомощность …………………………………………….. 178 Треугольник спасения в нуклеарной семье ……………… 180 Три роли ……………………………………………………. 182 Глава 12. Соревнование: банальный сценарий неравенства …… 185 Индивидуализм …………………………………………….. 186 Соперничество …………………………………………….. 187 Дефицит ……………………………………………………. 188 Силовые игры ……………………………………………… 191 Глава 13. Полоролевое программирование мужчин и женщин (Ходжи Викофф) ……………………………. 193 Структурный анализ мужской роли …………………….. 194 Структурный анализ женской роли …………………….. 196 Половые роли и семья …………………………………… 198 Половые роли и отношения …………………………….. 200 Заговор половых ролей …………………………………. 202 Борьба с половыми ролями …………………………….. 204 Глава 14. Наиболее распространенные женские сценарии (Ходжи Викофф) …………………………. 206 Матушка Хаббард, или Женщина на службе семьи ….. 207 Искусственная женщина ……………………………….. 209 Женщина за спиной мужчины …………………………. 212 Я бедняжечка ……………………………………………. 214 Непривлекательная красавица …………………………. 216 Медсестра ……………………………………………….. 218 Полная женщина ……………………………………….. 221 Учительница ……………………………………………. 223 Демоническая женщина ………………………………. 225 Сильная женщина ……………………………………… 228 Королева пчел ………………………………………….. 230 Глава 15. Наиболее распространенные мужские сценарии 231
Большой и сильный папочка ……………………….. 231 Мужчина перед женщиной ………………………… 233 Плейбой ……………………………………………… 234 Простой парень ……………………………………… 236 Интеллектуал ………………………………………… 237 Женоненавистник ……………………………………. 239 Глава 16. Отношения и сценарии ………………………….. 241 Трагические и банальные отношения ……………… 242 Три врага любви …………………………………….. 244 Глава 17. Силовые игры …………………………………… 247 Сила …………………………………………………. 247 Силовые игры ……………………………………… 250 Открытая борьба …………………………………… 257 Анализ силовых игр ……………………………….. 259 Глава 18. Мифы о терапии ………………………………. 262 Введение …………………………………………… 262 Миф о важности индивидуальной терапии ……… 263 Миф о бесполезности здравого смысла ………….. 265 Миф о душевных болезнях и пользе медицинского подхода в терапии …………………………………. 268 Глава 19. Как не играть в спасение ……………………… 270 Спасательный треугольник в терапии …………….. 270 Как не вступать в игру " Спасение" ……………….. 272 Глава 20. Договоры ………………………………………. 278 Взаимное согласие ………………………………… 279 Вознаграждение …………………………………… 284 Вопрос правомочности …………………………… 286 Вопрос законности ……………………………….. 287
Глава 21. Стратегии анализа сценариев ………………………… 288 Деятельность ………………………………………………. 288 Антитезис, или команда ………………………………….. 293
Веселье ……………………………………………………. 294 Разрешение ……………………………………………….. 296 Защита ……………………………………………………. 298 Потенциал ……………………………………………….. 301 Избавляясь от негативных чувств ………………………. 306 Глава 22. Терапия депрессии ………………………………….. 309 Отмена экономии поглаживаний ……………………… 310 Общество взаимного поглаживания …………………… 316 Упражнения ……………………………………………… 316 Глава 23. Терапия безумия ……………………………………. 319 Объяснение ……………………………………………… 320 Силовые игры и игнорирование ………………………. 322 Принимать во внимание " паранойяльные" мысли клиента 323 Глава 24. Терапия безрадостности ……………………………. 327 Дыхание …………………………………………………… 329 Центрирование …………………………………………... 330 Глава 25. Сотрудничество ……………………………………… 334 Правила сотрудничества ………………………………… 334 Два, три или больше …………………………………….. 341 Глава 26. Как вырастить детей самостоятельными …………… 342 Как вырастить детей самостоятельными: десять правил 347 Глава 27. Освобождение мужчины и женщины ……………… 349 Тирания половых ролей ………………………………… 352 Мужской круг доверия …………………………………. 354 Проклятия мужчины: ответственность и вина ……….. 356 Свободные отношения и стиль жизни ………………… 359 Глава 28. Что дальше? ………………………………………… 360 Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!
Книга Клода Штайнера появилась в русском переводе хотя и с временной задержкой, но тем не менее чрезвычайно своевременно. Более ранняя публикация в России работ Эрика Берна в конце 80-х и начале 90-х годов XX века, с одной стороны, привлекла внимание читателей к проблематике практической психологии, а с другой стороны, оставила транзактный анализ в памяти большинства лишь как одну из более или менее распространенных в мире концепций, автор которой уже является достоянием истории. Соответствие концепции транзактного анализа реалиям современной России было весьма поверхностным, особенно если учесть перегруженность текстов Берна собственно американской спецификой — эти книги писались только для американцев либо для жителей соседних стран — Канады и Мексики. С работой Клода Штайнера все обстоит иначе. За прошедшие со времени написания книги годы оказалось, что тенденции психологического развития современного общества, описанные учеником Берна, стали неотъемлемой частью процесса глобализации мировой экономики. И в России, как части мирового сообщества, психологическое развитие общества по Штайнеру (и транзактному анализу) может быть описано в терминах, совпадающих с современными исследованиями различий в национальных культурах. Возможно то, что соответствие идей Штайнера современному миру вообще и России в частности связано с тем, что большую часть его клиентов ко времени написания книги составляли в основном люди, переживающие серьезные жизненные кризисы — алкоголики, наркоманы, преступники и жертвы преступлений и т. п. В этом он радикально отличался от Берна, в практике которого большую часть времени занимали менее «острые» случаи. И если идеи и книги Берна были соотнесены с «нормативным» поведением людей в Америке, то работы Штайнера носят по своей природе интернациональный характер, поскольку страдание не знает политических границ. В связи с этим можно сказать, что мир стал более «страдающим» за последние 20 лет и что дискомфорт людей в начале XXI века связан в основном с драматическими изменениями в политической, экономической и технологической сферах.
Такие описания жизненных сценариев, как «без любви», «без разума» и «без радости», использованные Штайнером в 1974 году, стали к настоящему времени «общими» благодаря статьям во многих газетах и журналах. Понятие «кризиса середины жизни» дополнилось новым — «кризисом первой четверти жизни», поскольку современное общество выдвигает часто невыполнимые требования к молодому поколению, пропагандируя через СМИ обязательность раннего успеха в любом начинании. Возраст высших достижений в жизни под воздействием успехов в спорте и электронной коммерции смещается на жизненный период 18-23 лет, что подготавливает наступление кризиса к 25 годам. Конкретным воплощением современности этой книги является сопоставление концептов Штайнера с результатами исследований Г. Хофстеде (1980), в которой описано исследование, проведенное более чем на 80 тысячах сотрудников корпорации IBM в 53 странах мира, выделено четыре фактора, лежащих в основе различий между национальными культурами: ♦ дистанция власти (характеристика, показывающая степень готовности не обладающих властью членов общественных институтов данной национальной культуры согласиться с тем фактом, что власть в обществе распределена неравномерно); ♦ индивидуализм/коллективизм (индивидуализм характерен для национальных культур, в которых связи между индивидуумами не очень тесны и от людей ожидается, что они будут заботиться прежде всего о себе и» возможно, о своих наиболее близких родственниках; коллективизм характерен для национальных культур, в которых люди с рождения интегрированы в сплоченные группы» которые на протяжении всей жизни защищают их в обмен на лояльность);
♦ мужественность/женственность (мужественность соответствует национальным культурам, четко разделяющим тендерные — социальные мужские и социальные женские — роли, при этом мужские роли являются более конфронтационными и ориентированными на материальный успех, женские же — более мягкими и направленными на улучшение качества жизни; женственность соответствует национальным культурам, в которых четкое социальное разделение тендерных ролей отсутствует); ♦ избегание неопределенности (характеристика, показывающая уровень психологического дискомфорта, переживаемого членами данной национальной культуры при столкновении с неизвестными ранее жизненными ситуациями). Понятие дистанции власти в национальной культуре совпадает с идеей Штайнера о сценарии беспомощности (глава 11), то есть о ситуации, когда в семье ребенок проживает ситуации его «спасения» и учится быть беспомощным. В западных цивилизациях отдельный гражданин может сокращать дистанцию власти за счет существования демократических институтов, но это требует его осознанного выбора, и об этом пишет Штайнер. Человек, привыкший к тому, что его «спасают» от рождения до смерти и отказывающийся принять на себя ответственность, — типичное порождение советского строя. Разумеется, государство было заинтересовано в выращивании такого сорта людей, но изменения, происшедшие в общественно-политическом и экономическом устройстве России, заставили этих людей переживать настоящую трагедию. Недавнее исследование ООН последствий радиационной катастрофы в Чернобыле показало, что максимальный ущерб был нанесен жителям обширного региона не радиацией, а нарушением семейных связей, отрывом от мест проживания и воспитанием поколения иждивенцев, способных лишь на ожидание льгот от государства. Разумеется, исследование не касалось людей, непосредственно участвовавших в ликвидации последствий аварии на АЭС. По прочтении «Сценариев... » становится ясно, что подход Клода Штайнера носит достаточно универсальный характер и вполне применим для индивидуальной работы как со «Спасателями», так и с «Жертвами». Понятие индивидуализма/коллективизма в национальной культуре совпадает с идеей Штайнера о сценарии неравенства и индивидуализма (глава 12). Из этих идей далее развиты концепты соревновательности и силовых игр как элементов североамериканской национальной культуры. Эти представления также вошли в жизнь практически каждого жителя России и обострили внутри- и межличностные конфликты. Привычный коллективизм заменился не менее привычным «диким» индивидуализмом. «Диким» в том смысле, что основной упор делается не на отстаивании собственных прав и свобод, а на жестком захвате чужих прав и свобод, прежде всего экономических. Эта жесткая, по Штайнеру, «силовая» игра приносит достаточно много психологического дискомфорта ее участникам и рост популярности традиционного способа снятия такого дискомфорта — приобщение к церкви — можно считать одним из показателей ее распространенности. Поскольку очевидно, что соревновательность в нашем обществе будет расти и дальше (вообще-то именно она является двигателем экономического развития), необходимо уметь конструктивно ее реализовывать и соответственно корректировать. Мужественность/женственность рассмотрены очень подробно в статьях X. Викофф о полоролевом программировании мужчин и женщин. Представления о традиционных половых ролях в России изменяются в настоящее время от декларированных в советское время равных возможностей к реальному равенству. Однако для такого реального равенства еще не хватает ни правовой практики в конкретных случаях, ни массовости в масштабах страны. Таким образом, изменения в представлениях о традиционных половых ролях создают и будут создавать почву, благоприятную для семейных ссор и домашнего насилия, карьерных кризисов и служебных конфликтов. Приведенный в книге материал может стать хорошим поводом для анализа личного отношения к тендерным проблемам в семье и на работе.
Избегание неопределенности как характеристика национальной культуры соотносится с таким представлением транзактного анализа, как автономность. Предполагается, что если человек достаточно автономен от собственного сценария, то для вариантов развития событий он разрабатывает социально приемлемые способы поведения — вполне взрослое поведение. Если же сценарий человека, в соответствии с его детскими решениями, контролирует его жизнь, то этот спектр социально приемлемых, разнообразных способов поведения недоступен и реализуется единственная/стереотипная форма поведения. То есть избежать неопределенности можно, структурировав свою жизнь на основе информации об окружающем мире. К сожалению, жизнь современных россиян не может быть структуриро-вана достаточно подробно и большинство из них должно сосуществовать с жизненной неопределенностью. Переживание неопределенности в течение долгого времени всегда идет с высокой вероятностью стресса и дистресса, то есть приводит на прием к психологу (или наркологу). С учетом того, что описанные выше российские аналогии представлений Штайнера имеют в основном негативный характер, следует подчеркнуть, что вся книга пронизана оптимизмом. Клод Штайнер как признанный мастер практической психологии не оставляет места пассивности, безысходности, обреченности. Его основной принцип: «все можно и следует изменить для достижения человеком искренности, автономности и любви». Книга написана в традиционном для транзактного анализа стиле — простым и доступным языком со всеми необходимыми пояснениями и может быть рекомендована читателям всех возрастных групп. Книга изобилует условными именами клиентов — Блэк (Черный), Уайт (Белый) и т. д., разумеется, это следует понимать лишь как желание избежать идентификации читателей с героями конкретных сюжетов и не более того. По аналогии с популярностью работ Эрика Берна можно предположить, что книга Штайнера может также привлечь читателей к самостоятельной работе над своими детскими решениями, однако следует оговорить, что при бережном отношении к себе не следует пытаться удалить зуб мудрости самостоятельно, стоя перед зеркалом. Книга прекрасно описывает процесс работы профессионала, и именно к профессионалам и следует обращаться для безопасного достижения необходимого результата. К счастью, за последние годы в стране выросло целое поколение практических психологов, способных работать в интересах клиента. Кандидат психологических наук, доцент СПбГУ Юрий Ковалев www. e-psychology. ru
Посвящаю эту книгу Эрику Берну: учителю, другу, отцу и брату
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|