Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взрослый. Родитель. Голоса в голове




Взрослый

Взрослое эго-состояние — это компьютер, бесстрастный орган личности, который собирает и обрабатывает ин­формацию и прогнозирует ситуацию. Взрослый собира­ет данные о мире с помощью органов чувств, обрабаты­вает их логической программой и, если это необходимо, выдает прогноз. Он воспринимает мир через диаграммы. В то время как Ребенок воспринимает мир в цвете и толь­ко с одной точки зрения, Взрослый видит мир черно-белым и наблюдает его с нескольких точек зрения одно­временно. Во взрослом эго-состоянии человек временно отключается от своих эмоциональных и других внутрен­них реакций, так как они мешают объективно восприни­мать и анализировать внешнюю реальность. Таким об­разом, в состоянии Взрослого у человека «нет чувств», хотя при этом он может осознавать чувства своего Ре­бенка или Родителя. Родительское эго-состояние часто путают со Взрослым, особенно если Родитель спокоен и внешне ведет себя рационально. Тем не менее Взрослый, не только рационален, у него еще и отсутствуют чувства.

Судя по описанным Жаном Пиаже «стадиям развития формальных операций», можно предположить, что взрос­лое состояние формируется у человека постепенно в те­чение детства как результат его взаимодействия с вне­шним миром.

Родитель

Поведение родительской части обычно скопировано с родителей человека или других авторитетных фигур. Оно перенимается целиком, без каких бы то ни было из­менений. Человек в родительском эго-состоянии — это видеозапись поведения одного из его родителей.

Родительское эго-состояние не воспринимает и не ана­лизирует. Его содержание постоянно. Родительское со­стояние иногда помогает принимать решения, оно хра­нит традиции и ценности и в этом качестве является важ­ным для воспитания детей и сохранения цивилизации. Оно включается, когда недоступна информация, необхо­димая для принятия решения Взрослым; но у некоторых людей оно всегда заменяет собой взрослое эго-состояние.

Родительское состояние не зафиксировано полностью: оно может изменяться в связи с тем, что личность что-то прибавляет к своему Родительскому репертуару или что-то исключает из него. Например, воспитание первенца увеличивает количество родительских реакций лично­сти. Начиная с подросткового возраста и до старости, когда человек сталкивается с новыми ситуациями, требу­ющими родительского поведения, а также когда он встре­чает новые авторитетные фигуры или образцы для под­ражания, его Родители в чем-то изменяется.

В частности, человек может научиться развивать сво­его Заботливого Родителя и исключать подавляющие ас­пекты поведения этой части. Некоторые родительские действия генетически заложены в человеке (желание за­ботиться о своем ребенке и защищать его), но другая, большая часть родительского репертуара приобретается в процессе научения, надстраиваясь над двумя врожден­ными тенденциями: заботиться и защищать.

 

 

Голоса в голове

Структурный анализ организован вокруг этих трех по­нятий, но в нем существует и ряд дополнительных кон­цепций.

Состояния Я действуют по очереди; следовательно, в один момент времени человек может находиться в од­ном, и только в одном состоянии. Такое состояние назы­вается исполнительным, так как осуществляет исполни­тельную власть над личностью. Когда одно из состояний Я является исполнительным, человек может осознавать то, что с ним происходит, как бы наблюдая за собой со стороны. Это ощущение обычно возникает, когда состо­яние Родителя или Ребенка является исполнительным, в то время как «настоящее Я» (как правило, Взрослый) наблюдает за событиями, не имея возможности включить­ся. Таким образом, второе активное состояние Я осознает происходящее, при этом не влияя на двигательные ре­акции (феномен катексиса).

В связи с тем, что могут быть одновременно включе­ны два состояния Я (одно — действующее, а другое — на­блюдающее), между ними возможен внутренний диалог. Например, некто, изрядно выпив на вечеринке, пускает­ся в пляс. Таким образом, в данный момент действует его детское состояние, в то время как родительское наблюда­ет за его прыжками и отпускает реплики типа «не смеши людей, Чарли! » или «а как насчет твоего позвоночника? ». Часто одного такого комментария бывает достаточно, что­бы отключить Ребенка (феномен декатексиса) и передать исполнительную власть Родителю. В этом случае Чарли внезапно оборвет свой танец, возможно, смутится и вер­нется на свое место, после чего ситуация «перевернется», и теперь уже сам Чарли, находясь в родительском состо­янии, будет со своего места с неодобрением взирать на танцоров. Научиться осознавать такие внутренние диа­логи между исполняющей и наблюдающей частями — важный шаг в процессе терапии.

Такой диалог может происходить между двумя любы­ми состояниями Я. В процессе психотерапии часто воз­никают диалоги между Критическим Родителем и Есте­ственным Ребенком (см. гл. 2, «Структурный анализ вто­рого порядка»).

Других людей преследуют «голоса в голове». Обычно они подают агрессивные, критические реплики вроде «Ты плохой (глупый, уродливый, ненормальный, боль­ной)», то есть «Ты не в порядке», или предсказывают не­удачу: «У тебя не получится» или «Это дурацкая затея, лучше брось ее».

Такие «послания изнутри» были описаны Эллисом и Фрейдом. Первый назвал их «катастрофическими ожи­даниями», а второй — проявлениями «примитивного, жестокого суперэго». Викофф назвала такое родительское состояние, враждебное Естественному Ребенку, Большим Свином.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...