Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исключение и заражение




Иногда бывает трудно определить активное состояние Я из-за того, что многие люди маскируют своего Ребенка или Родителя под Взрослого. Самоуверенное и неспра­ведливое критическое мнение часто выражается в раци­ональных терминах. Родитель, со спокойным выражени­ем лица притворяющийся Взрослым, может выражаться вполне логично. Будучи во взрослом состоянии Я, муж спрашивает жену: «Почему обед еще не готов? » Будучи в состоянии Родителя, замаскированного под Взросло­го, он задает тот же вопрос. Разница лишь в том, что в первом случае муж просто хочет получить ответ на свой вопрос, а во втором — он пытается надавить на жену и обвинить ее в лени и неорганизованности.

Иногда две группы мышц могут быть активированы двумя разными состояниями Я одновременно. Например, голос и выражение лица преподавателя демонстрируют взрослое состояние Я, а нетерпеливое постукивание руки выдает Родителя. В таком случае следует думать, что по­ведением человека руководит Родитель в обличье Взрос­лого, то есть просто Родитель, либо родительское и взрос­лое состояния чередуются в нем с большой скоростью.

Чередование состояний Я зависит от проницаемости границ этих состояний. Проницаемость — важная вели­чина в психотерапии. Низкая проницаемость ведет к ис­ключению одним состоянием другого, зачастую более по­лезного в данной ситуации, чем исключающее состояние.

Например, в ситуации вечеринки исключающий Взрос­лый менее уместен, чем исключенный им Ребенок. Цель вечеринки — отдых и веселье; Ребенок умеет это делать, а анализирующий Взрослый — нет. Когда у отца активен исключающий Взрослый, он не дает исключенному Ро­дителю заботиться о детях. Например, маленький Джон­ни спрашивает отца: «Папа, а зачем надо идти спать? » — отец (от лица Взрослого) отвечает ему целой лекцией по физиологии, психологии и социологии сна. Между тем Родитель дал бы более понятный ответ: «Потому что ты устал и, если не поспишь, завтра утром будешь разбитым».

С другой стороны, чрезмерная проницаемость созда­ет сложности другого рода; чаще всего — это неспособ­ность личности оставаться во взрослом состоянии в те­чение более или менее продолжительного времени.

Каждое состояние Я является в некотором роде адап­тивным «органом», помогающим Я как целому приспосо­биться к реальности. Каждое состояние специально пред­назначено для решения проблем определенного рода. Можно сказать, что родительское состояние идеально под­ходит для ситуаций, требующих контроля — над детьми, над страхами, над новой ситуацией, над нежелательным поведением и над Ребенком. Взрослый востребован в слу­чаях, когда необходим точный прогноз. Ребенок подхо­дит для всех творческих действий: для рождения новых идей, для создания новой жизни, для встречи с новым опытом, для отдыха, веселья, игры и т. д.

Адаптация или приспособление в данном случае озна­чает реагирование на стимулы реальности. Адаптация к деспотичным требованиям есть специальная форма реа­гирования, которая в большинстве случаев — при усло­вии, что человек не находится под полным физическим контролем тирана, — является ненужной и нездоровой. Следовательно, адаптация в целом полезна для индиви­да, если только она не является реакцией на действия людей, которые не заботятся о его благополучии. У хро­нически несчастного человека детское состояние Я вы­нуждено адаптироваться к действиям Большого Свина. Такая ситуация является результатом деспотичности ро­дителей, которые принуждали своего ребенка к подчине­нию, не давая ему возможности собственного выбора.

Еще одно важное явление — заражение. Оно характе­ризуется тем, что Взрослый человека считает объектив­ным фактом мнение его Родителя или Ребенка. Например, взрослое состояние Я человека поддерживает по сути родительскую мысль о том, что «мастурбация вред­на для здоровья», или о том, что «женщина должна быть пассивной». Или, например, Взрослый человека может верить в то, что «взрослым нельзя доверять». Избавление Взрослого от такого заражения — одна из первых задач терапии, которая может быть осуществлена посредством демонстрации Взрослым терапевта несоответствия дан­ных идей истине.

Эффективной является также техника, которая пред­полагает «разговор» пациента со всеми его частями по очереди. Эта техника зародилась в недрах психодрамы и позднее была воспринята гештальт-терапией. Она ярко демонстрирует существование состояний Я. Человек, ко­торый ощущает вину из-за мастурбации, может по прось­бе терапевта рассказать от лица своего Родителя, что он думает о вреде мастурбации, от лица Ребенка — о чув­ствах страха и вины в связи с этим, а от лица Взрослого — что мастурбация безвредна и естественна. Вербализация точек зрения разных состояний Я помогает отделить их друг от друга и облегчает «очищение» Взрослого от мыс­лей, заимствованных у других состояний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...