Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сценарии. Сценарий Эрика Берна




Сценарии

 

Во времена зарождения транзактного анализа Эрик Берн еще применял методы, принятые в психоанализе. Это значит, что он практиковал индивидуальную терапию и что пациент во время сеанса лежал на кушетке, а Берн проводил скрупулезный анализ его личности. Его рабо­та во время терапевтической сессии включала и анализ сценариев. Теория сценариев была частью теории тран­зактного анализа с самого начала. В своей первой книге о транзактном анализе Берн пишет: «Как мне кажется, игры — это всего лишь разрозненные сегменты больших и более сложных наборов транзакций, которые назы­ваются сценариями... Сценарий — это сложный набор транзакций, по природе своей периодичных, но не обя­зательно повторяющихся в случае, когда для исполнения сценария требуется вся жизнь... Цель анализа сцена­рия — остановить спектакль и поставить вместо него дру­гой, лучший».

Берн в то время считал, что сценарий является резуль­татом компульсивного повторения (психоаналитическое понятие, которое говорит о том, что люди стремятся сно­ва и снова переживать несчастливые события своего дет­ства). Поэтому он ставил перед собой задачу в процессе сценарного анализа освободить человека от необходимо­сти переживать одно и то же событие и помочь ему най­ти новый путь. Берн придерживался того мнения, что групповая терапия дает больше информации о сценари­ях, которые управляют поведением человека, чем инди­видуальная. Тем не менее он чувствовал, что «так как человеческие сценарии сложны и полны идиосинкразии, для полноценного анализа недостаточно одной группо­вой работы», и стремился сочетать групповую работу с индивидуальной, во время которой он старался прояс­нить то, что проявилось у человека в группе.

Таким образом, Эрик Берн практиковал анализ сце­нариев с того самого момента, когда открыл их существо­вание, но в основном в индивидуальной работе. С тече­нием лет он постепенно отказался от содержательного аспекта психоаналитического метода, сохранив при этом формальный: индивидуальный сеанс, проводимый один или два раза в неделю, во время которого он занимался анализом сценариев.

Время от времени Эрик представлял коллегам фраг­мент анализа сценария, над которым он работал в тот момент, и на этих разборах речь обычно шла о людях, которые снова и снова следовали неким стереотипам по­ведения, либо о людях со сценарием, в котором было за­ранее записано, сколько лет они проживут.

Сценарий Эрика Берна

Я познакомился с Эриком во вторник вечером в 1958 го­ду в его кабинете на Вашингтон-стрит. Я не помню, о чем мы с ним говорили, но я точно помню, что, когда я ухо­дил, он подошел ко мне и сказал: «Ты хорошо говоришь. Я надеюсь, ты придешь еще».

Я пришел. И в течение следующих лет мы постепенно стали ближайшими друзьями. Наши отношения строи­лись медленно. У нас бывали трудные времена, когда мне хотелось уйти и больше не видеть Берна, но бывали и прекрасные моменты. В последний год его жизни наши отношения были особенно прочными, и я благодарен за то, что перед смертью Эрика мы чувствовали друг к дру­гу глубокую привязанность.

Приблизительно в 1967 году Эрик Берн начал прово­дить по четвергам, с половины девятого до десяти вече­ра, встречи с группой людей, заинтересовавшихся его ме­тодом. На деле вечер кончался, когда все расходились по домам (порой это случалось под утро).

Он почти всегда присутствовал, кроме редких случа­ев чтения лекций или болезни. Он записывал многие из этих семинаров на пленку. О теме семинара мы догова­ривались заранее. Если не находилось желающих высту­пить, Эрик выступал сам. Иногда он читал отрывки из очередной книги, о которых присутствовавшие затем высказывали свое мнение, иногда рассказывал об одном из недавних сеансов групповой или индивидуальной те­рапии.

На этих встречах запрещалась профессиональная ми­стификация, равно как и любые формы напыщеннос­ти, — ерунда, по выражению самого Берна. Если в его присутствии кто-то из коллег начинал сыпать медицин­скими терминами, он терпеливо дослушивал до конца, а затем, затянувшись из трубки и подняв брови, резюми­ровал: «Это все отлично; но я понял только то, что вы не вылечили своего пациента».

 

Он не допускал словоблудия, он настаивал на понят­ных словах, коротких предложениях, лаконичных текстах и кратких выступлениях. Он ввел запрет на употребле­ние прилагательных «пассивный», «враждебный» и «за­висимый» по отношению к пациентам и поощрял исполь­зование глаголов в описаниях людей. Он считал слова, оканчивающиеся на «к» («маньяк», «алкоголик», «шизо­френик»), особенно оскорбительными.

Берн делал все для того, чтобы во время совместной работы его Взрослый и Взрослые его коллег были актив­ны и работали на пределе своих возможностей. Он осуж­дал использование терапевтами в групповой работе фи­зических контактов, распитие кофе и алкогольных на­питков во время встреч и внезапные озарения как способ переключения внимания на себя. Во время научных кон­ференций он не допускал уклонения от участия (в виде извинений), приукрашивания (с помощью громких слов), отвлечения от сути (путем предложения блестящих идей и гипотетических примеров) и употребления напитков.

Он проводил вторник и среду в Сан-Франциско, где у него была частная практика и он работал консультантом, после чего возвращался в Кармел, где он писал книги и вел еще одну практику. Он проводил выходные в Кармеле и ходил на пляж при каждой возможности.

Похоже, его главной задачей было писать книги. Я ду­маю, он ставил это выше всего в своей жизни.

Он был человеком с принципами; свою книгу «Транзактный анализ в психотерапии» он предварил следую­щим посвящением: «In Memoriam Patris Mei David Medicinae Doctor Et Chirurgiae Magister atque Pauperibus Medicus». («Памяти моего отца Дэвида, доктора медици­ны и магистра хирургии». — Прим. перев. )

Такое описание его отца ярко иллюстрирует жизнен­ные принципы Эрика.

Его всегдашней целью было лечение пациентов. По­этому у него вызывали отвращение разного рода заседа­ния и определенная литература, цель которых, как он чувствовал, была в оправдании post hoc (плохо сделан­ной работы).

Он гордился честной бедностью своего отца, который был сельским врачом. Берн плохо относился к людям, главная цель которых — сделать деньги, а если он чув­ствовал, что кто-то из его коллег изучает транзактный анализ, чтобы получить доход, то не стеснялся критико­вать и бранить его. Он часто проверял нас в Сан-Фран­циско, оглашая заявки на чтение лекций по транзактному анализу, за которое не предусматривалось никакого вознаграждения, и смотрел, кто из слушателей соглашал­ся, а кто — нет. Он вел подробный счет деньгам и прощал себе излишние траты (например лишних 25 центов, от­данных за соус в ресторане, или стоимость новой рубаш­ки) только после того, как бухгалтер убеждал его, что, если бы Эрик не потратил свои деньги сам, их потратил бы Дядя Сэм. Мне кажется, он хотел жить в достойной бедности (ключевое слово — «достойной»).

Он был очень привержен врачебному братству и стре­мился поддерживать связи с врачебной традицией. Я ду­маю, что именно эта приверженность удерживала его Родителя от критики медицины и психиатрии в целом, в то время как Ребенок Берна вовсю потешался над ме­тодами отдельных членов медицинского сообщества.

С другой стороны, он был просто дьявольски остер на язык. Чувство юмора проявлялось во всем, что он писал, например в названии статьи «Кто такой Кондом? » (пра­вильно, кондом — это контрацептивное средство).

Он был застенчивым. Его очень привлекала жизнера­достная часть людей (Естественный Ребенок). Его тео­рия была основана преимущественно на интуитивных догадках его детской части (см. гл. 1). Он обожал детей и Детей во взрослых, но застенчивость не позволяла ему выражать собственную детскую часть, если ситуация не была совершенно безопасной. Он любил получать погла­живания от других людей и, как мне кажется, именно для этого устраивал вечеринки после семинаров. Берн любил вечеринки с танцами и играми, и его всегда раздражали люди, которые нарушали общее веселье своим скучным, «взрослым» поведением.

 

Однако он редко позволял себе повеселиться или по­общаться исключительно ради удовольствия: вся его жизнь вращалась вокруг работы, и в ней было всего две цели — писать книги и лечить людей.

Эрику принадлежит идея, что жизнь людей заранее распланирована и записана в «сценарии», которому они следуют не отклоняясь. Мне кажется, в сценарии жизни Эрика Берна было записано, что он умрет от болезни серд­ца, не дожив до старости. Еще мне кажется, что его тра­гическая кончина стала результатом строгих ограниче­ний, которые он бессознательно налагал на свою способ­ность любить и принимать любовь других людей, с одной стороны, и строгого предписания, говорящего о том, что он должен быть абсолютно независимым, — с другой.

Я знаю, что, будь он жив, он поспорил бы со мной. Он напомнил бы мне, что сердечные заболевания являются наследственными и что он делал для своего здоровья все, что мог: соблюдал диету, вел активный образ жизни и регулярно проходил медицинское обследование. С меди­цинской точки зрения он заботился о своем сердце без­упречно, но тем не менее когда я думаю о его смерти, то чувствую, что она стала для меня одновременно неожи­данной и абсолютно закономерной. Какая-то часть ме­ня — и его тоже — отлично знала, что с ним случится и когда. Другая его часть притворялась, что не знает, и ка­кая-то часть меня добровольно потакала этой иллюзии.

Берн очень интересовался вопросом предопределен­ности жизненного срока. Несколько раз он разбирал пе­ред нами случаи людей, которые собирались жить толь­ко до сорока или до шестидесяти лет, и, в чем можно лег­ко убедиться, заглянув в его последнюю книгу «Люди, которые играют в игры», его особенно притягивали истории жизни людей, страдавших сердечными заболевани­ями. Если почитать его книги повнимательнее, можно за­метить, что он почти не упоминает других причин смер­ти, кроме болезни сердца. Причина его пристрастности стала мне понятна, когда он умер; я узнал, что его отец скончался, когда Эрику было одиннадцать лет, а его мать — в шестьдесят лет от коронаротромбоза. Сам Берн прожил немного меньше, чем его мать, и умер от того же самого недуга. Я уверен, что его жизненный сценарий был ограничен во времени и он прожил его точно так, как запланировал. Он никогда не демонстрировал, что осо­знает свое намерение прожить только до шестидесяти, но теперь, когда я оглядываюсь назад и вспоминаю все, что он говорил о коронарной болезни и об ограниченных во времени сценариях, то понимаю, что он следовал своему сценарию и знал это. Когда мы праздновали его шести­десятый день рождения, он объявил нам, что завершил обе книги, которые планировал написать, и теперь готов наслаждаться жизнью. Однако две недели спустя он со­общил своим друзьям и коллегам, что начинает новую книгу — учебник психиатрии для студентов-медиков. Он не давал себе спуску до последней секунды жизни, когда, как и было запланировано, его сердце остановилось.

Конечно, в определенном отношении Эрик заботился о своем сердце, но в других отношениях, не связанных с медициной, он ничего для него не делал. Мне становится очень грустно, когда я думаю, сколько любви было обра­щено к нему и как мало любви он допускал до своего сердца. Все близкие отношения Эрика быстро заканчи­вались и не давали ему душевного тепла, которого он же­лал и в котором нуждался. Он защищал свое одиночество и не позволял помогать себе в работе. Когда я думаю об этом, я злюсь на него так же, как рассердился бы на близ­кого человека, который бы подрывал свое здоровье, на­пример пил или курил. Берн заботился о своем здоровье в физическом отношении (за исключением того, что он всю жизнь курил трубку), но не в эмоциональном.

Введение   

Он не позволял заботиться; он вежливо выслушивал человека, если тот критиковал его замкнутость, индиви­дуализм и соперничество, но потом все равно поступал по-своему. Когда он нуждался в терапевтической помо­щи, он предпочитал традиционный психоанализ группо­вой транзактной психотерапии.

Он вел себя абсолютно пассивно по отношению к сво­ей потребности в любви и человеческом контакте. В то же время он создал ряд важных концепций, касающихся любви. Его теория говорила о взаимодействии и прояв­лениях любви у людей. Он очень интересовался вопро­сом отношений. Он создал понятие о «поглаживании», которое интерпретировал как «единицу признания», но его же можно понимать и как единицу любви. В послед­ние годы жизни он написал книги «Секс в человеческой любви» и «Люди; которые играют в игры». На мой взгляд, обе эти работы были попыткой прорваться через собственные сценарные ограничения. К сожалению, и я, и он слишком поздно достигли настоящего понимания роли поглаживаний и сценариев, чтобы это могло прине­сти ему личную пользу.

В период зарождения транзактного анализа (1955-1965) Берн неявно осуждал наши попытки исследовать поглаживания, близость и сценарии. По Берну, близость была одним из способов, которым структурируют свое время человеческие существа, и он определял ее как си­туацию, в которой отсутствуют отчужденность, ритуалы, игры, времяпрепровождение и деятельность. Берн опре­делял близость методом исключения и поэтому, по сути, не определил ее никак. Более того, Берн был уверен, что близость недостижима и что человек может считать себя счастливчиком, если в течение жизни испытал хотя бы пятнадцать минут близости. Когда кармельский семинар по транзактному анализу перешел к исследованию по­глаживаний и начал использовать техники, включающие в себя физический контакт, Берн был встревожен и тут же публично заявил, что «всякий, кто прикасается к сво­им пациентам, не является транзактным аналитиком».

Запрет Берна на прикосновение в групповой работе имел под собой разумную основу. Он боялся, что транзактный анализ может превратиться, как это уже про­изошло с гештальт-терапией, в разновидность терапии, позволяющей психотерапевту вовлекаться в отношения с пациентами, носящие сексуальный оттенок. Берн созна­тельно относился к своей работе и чувствовал — исполь­зование физического контакта может навредить эффек­тивности терапии и испортить репутацию транзактного анализа. Именно поэтому он запрещал своим ученикам касаться людей, с которыми они работали. И хотя целью запрета не было ограничение поглаживаний между людь­ми, он тем не менее привел именно к такому последст­вию. Сам Берн не умел ни просить о поглаживаниях, ни принимать их. Интересно заметить, что из 2000 страниц, которые он написал о транзактном анализе, поглажива­ниям посвящено не больше 25.

По отношению к сценариям он вел себя сходным об­разом. Его разборы анализа сценариев были непонят­ными для нас. Сценарный анализ казался запутанным, глубоким, почти магическим процессом, который был способен понять только Эрик Берн. Нам, молодым, ори­ентированным на практику и склонным к групповым формам работы терапевтам, он казался слишком слож­ным и скучным. Берн использовал для сценарного ана­лиза техники, заимствованные из психоанализа, и он го­ворил об анализе сценариев, в отличие от всех других аспектов своей теории, на психоаналитическом жаргоне. Сценарии для Берна были связаны с феноменом бессо­знательной компульсии, и работать с ними следовало в ходе индивидуальной терапии.

Мне кажется, что у Эрика Берна, как и у многих вели­ких первооткрывателей, был сценарий, ограничивавший полное исследование феноменов, которые его интересовали, а именно: сценарные запреты Берна не позволяли ему принимать поглаживания от других людей, ограни­чивали его научные исследования сценариев и поглажи­ваний и воздвигли границу между ним и его учениками. Эти ограничения имели для него ряд последствий: он не осознавал до конца собственный сценарий и, следова­тельно, не мог его изменить. Запрет на поглаживания, который поддерживал его сценарий, и разрушал его сер­дце, оставался незатронутым. Расстояние, на котором он держал тех, кого любил, и тех, кто любил его, и, в частно­сти, меня, не давало другим людям возможности его под­держать. Я чувствую, что он мог бы прожить дольше — до девяноста девяти лет, может быть.

Смерть Берна оказалась неожиданной. Во вторник, 23 июня 1970 года, он участвовал в дискуссии на ежене­дельном семинаре по транзактному анализу в Сан-Фран­циско. Мы договорились, что на следующем семинаре я представлю свою статью «Экономия поглаживаний» Эрик выглядел здоровым и счастливым.

Во вторник, 30 июня, придя на семинар, я узнал, что Эрик слег с сердечным приступом. Я навестил его в боль­нице: ему было уже лучше. Второй приступ убил его в среду, 15 июля.

Я не могу объективно говорить о смерти Берна; когда я думаю об этом сейчас, три года спустя после того, как он скончался, слезы навертываются мне на глаза. Тем не менее я решил высказать то, что я думал.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...