Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 1. Теория.  транзактного анализа. Глава 1 Структурный. и транзактный анализ. Структурный анализ. Ребенок




Часть 1

Теория

 транзактного анализа

 

Когда я занимался систематизацией материала книги, мне было трудно решить, куда поместить эту часть. Рас­суждая логически, следовало бы поставить обзор теории транзактного анализа (ТА) впереди остальных частей.

Я должен предупредить, что эта часть может показать­ся читателю сухой и скучной. Она может создать впечат­ление нагромождения понятий и сведений. Я даже думал одно время поставить эту часть в конец книги в виде при­ложения, чтобы она не была непреодолимым барьером, стоящим на пути в страну трагических и банальных сце­нариев и к богатствам Счастливой Жизни.

Однако, как вы видите, логика победила. Тем не менее одним движением большого пальца вы можете пропус­тить эту часть — и обращаться к ней только за определе­ниями терминов, которые вы встретите. Каждое новое понятие выделено курсивом и имеется в указателе тер­минов, так что вам будет нетрудно его найти. Так что чи­тайте или пропустите — в любом случае я надеюсь, что книга вам понравится.

 

 

Глава 1 Структурный

             и транзактный анализ

 

Кирпичики, из которцх построена теория транзактного анализа (ТА), — три наблюдаемые формы функциониро­вания Я: Родитель, Взрослый и Ребенок. Они чем-то на­поминают три базовых психоаналитических понятия (суперэго, эго и ид), но на деле отличаются от них.

Родитель, Взрослый и Ребенок отличаются от супер-эго, эго и ид тем, что все они являются проявлениями эго. Кроме того, когда говорят об этих состояниях, имеют в виду наблюдаемое поведение, а не теоретические кон­струкции. Например, когда человек находится в детском эго-состоянии, наблюдатель видит детские прыжки и слышит пение и смех. Транзактные терапевты работают с сознательной частью психики, так как это помогает им лучше объяснять и предсказывать социальное поведение человека.

 

Структурный анализ

 

В каждый данный момент времени личность пользуется одним из трех состояний Я. Диагностика актуального состояния Я осуществляется на основе видимых и слы­шимых особенностей поведения человека. Состояние Я человека определяется по его движениям, тембру голоса, употребляемым словам. Некоторые жесты, позы, мане­ры, выражения лица и интонации, а также некоторые сло­ва ассоциируются с определенным состоянием Я. Кроме объективно наблюдаемых особенностей поведения чело­века терапевт должен обращать внимание и на свои эмо­циональные реакции и мысли, так как они могут содержать полезную информацию. «Родительская» реакция терапевта говорит о том, что у пациента активно «дет­ское» состояние, в то время как ощущение приниженно­сти и желание бунта у терапевта говорят об активном «родительском» состоянии пациента, и т. д.

Диагностика эго-состояния человека должна осуще­ствляться с опорой на три источника информации: 1) по­ведение самого человека; 2) эмоциональную реакцию на­блюдателя; 3) мнение самого человека. Следовательно, определив, в каком состоянии находится клиент, транзактный аналитик не говорит: «Это ваш Ребенок! » Он сообщает клиенту: «Вы ведете себя и разговариваете, как если бы находились в детском эго-состоянии; кроме того, ваше поведение вызывает у меня желание позаботиться о вас. А что думаете вы? » Естественно, если есть и дру­гие наблюдатели, их мнение тоже должно учитываться (см. также гл. 6).

Ребенок

Детское эго-состояние делает поведение человека таким, каким оно было в детстве. Ребенку никогда не бывает больше семи лет, а иногда может быть даже одна неделя или один день. Человек в детском эго-состоянии сидит, стоит, ходит и говорит так же, как он это делал, когда ему было, скажем, три года. Детское поведение сопровожда­ется соответствующим восприятием мира, мыслями и чувствами трехлетнего ребенка.

Детское эго-состояние у взрослых проявляется лишь мимолетно, так как вести себя по-детски не принято. Тем не менее детские проявления можно наблюдать в неко­торых особых ситуациях, например во время игры в фут­бол, где радость и гнев выражаются непосредственно и где взрослого мужчину, прыгающего от радости, когда его команда выигрывает, невозможно было бы отличить от пятилетнего мальчугана, если бы не рост и не щетина на лице. Это сходство выходит за пределы наблюдаемо­го поведения, так как в этот момент взрослый мужчина не только ведет себя, но и воспринимает мир как ребенок.

В детском эго-состоянии человек тяготеет к употреб­лению коротких слов и междометий вроде «ого! », «здоро­во! », «фу ты! » и произносит их тонким детским голосом. Он принимает характерные для ребенка позы и жесты: опущенная голова, поднятые кверху глаза, косолапость. Сидя, он съезжает на край сиденья, раскачивается на сту­ле, ерзает или горбится. Прыжки, хлопанье в ладоши, громкий смех и крики — все это принадлежит к реперту­ару детского эго-состояния.

Кроме ситуаций, в которых общество разрешает детс­кое поведение, оно также может наблюдаться в фиксиро­ванной форме у так называемых больных шизофренией, а также у актеров, чья профессия требует умения входить в детское состояние Я. Естественно, детское состояние Я наблюдается у детей.

Ребенка младше года во взрослом встретить трудно, если же это произошло, значит у этого человека серьез­ные трудности. У «нормальных» взрослых людей такой маленький Ребенок проявляет себя в случае сильного стресса, сильной боли или большой радости.

Невозможно недооценить роль Ребенка в психике че­ловека. Это лучшая часть человека и единственная часть, которая умеет радоваться жизни. Это источник спонтан­ности, сексуальности, творческих изменений и радости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...