Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роли и степени. Глава 2 Структурный анализ. второго порядка




Роли и степени

Как уже было сказано, игры существуют в мягком и жес­тком вариантах. Игра ПБВДН была представлена в са­мом мягком варианте (первая степень): в этом виде она относительно безвредна. Жесткую версию (третью сте­пень) этой игры можно наблюдать у алкоголика, кото­рый отвечает «да, но... » на любое предложение помощи вплоть до своего смертного часа.

Игры третьей степени несут ущерб для жизни и здо­ровья. Игра в насилие, описанная выше, является игрой второй степени. Первая степень часто разыгрывается на коктейлях в форме флирта и следующего за ним отказа, а третья степень этой игры, к счастью более редкая, обыч­но заканчивается в суде или в морге.

Каждый человек, участвующий в игре, исполняет в ней определенную роль. Например, в игре «Алкого­лик» — пять ролей: Алкоголик, Спаситель, Преследова­тель, Простак и Посредник. Однако, как заметил Карп-ман, в каждой игре есть три базовые роли: Преследова­тель, Спаситель и Жертва.

 

Глава 2 Структурный анализ

        второго порядка

 

Анализ сценариев требует знания структурного анали­за второго порядка, то есть анализа структуры Ребенка.

Давайте представим себе пятилетнюю девочку Мэри (рис. 2А), которая располагает тремя состояниями Я. В родительском состоянии (Pо1) она нянчит и журит сво­его маленького брата, так же как это делает ее мать. Во взрослом состоянии Я (Bt), будучи Маленьким Профес­сором, она задает трудные вопросы («Папа, а что такое секс? » или «А зачем нужна кровь? »). В детском состоя­нии (Pe1) она ведет себя как двухлетний ребенок — лепе­чет, катается по полу, хохочет или злится.

Тридцать лет спустя у Мэри (рис. 2Б) по-прежнему есть выбор из трех состояний Я. Ее Родитель (Ро2) забо­тится о муже и нянчит новорожденного сына, ее Взрос­лый (В2) знает, как готовить пищу, удалять аппендикс и прогнозировать события, а ее Ребенок (Ре2) идентичен пятилетней Мэри, которую мы уже описали. Из трех воз­можных состояний Ребенка одно проявляется у челове­ка чаще, чем два других. Следовательно, личность Мэри зависит от того, какое именно состояние ее Ребенка про­является чаще.

Если ее Ребенок в первую очередь Ро1, то ее сценарий скорее всего определяется тем, как вели себя ее отец и мать, когда ей было, скажем, пять лет. Следовательно, она будет брать пример со своих родителей и вести себя так, как они от нее требовали. Это состояние, Родитель в Ре­бенке, еще называется Приспособленный Ребенок, так как сформировано в соответствии с требованиями роди­телей. У людей с саморазрушительными сценариями эта часть называется Электродом — за воздействие, которое она оказывает на душевную жизнь и поведение челове­ка. В этом случае Родитель в Ребенке также называется Ведьмой или Людоедом, так как обладает рядом сверхъ­естественных качеств. Еще одно название этой части — Большой Свин. Она заслужила его тем, что заставляет людей чувствовать себя плохими и вынуждает их делать то, чего они не хотят. Эта часть бывает полезна человеку только в том случае, когда он хочет на кого-то надавить.

Если Ребенок Мэри чаще всего ведет себя как Малень­кий Профессор, то она любопытна и активна. В отличие от Маленького Профессора, Ребенок в Ребенке эмоцио­нален, а его энергия перехлестывает через край. Другие его названия — Естественный Ребенок и Принц (Прин­цесса). Эрик Берн впервые исследовал состояние Я под названием Маленький Профессор в работах, посвящен­ных интуиции, когда пытался угадать профессию клиен­та, используя свою интуицию (см. введение).

Естественный Ребенок человека приносит ему «пико­вые переживания». У некоторых людей Ребенок часто бывает Естественным Ребенком, но в связи с тем, что со­циализация, как правило, изживает подобное поведение в людях, это состояние бывает доступно очень немногим. Острое «психотическое» состояние — это прорыв Есте­ственного Ребенка после периода господства Родителя.

Важно отличать Родителя тридцатипятилетней Мэри (Ро2) от Родителя в ее Ребенке (Pо1 в Ре2). Внешне оба состояния похожи: Мэри грозит пальцем и говорит «ты должен». При ближайшем рассмотрении оказывается, что Родитель в Ребенке ведет себя как маленькая девоч­ка, подражающая своей матери, в то время как Родитель и есть мать.

Родитель в Ребенке хочет быть похожим на мать и подражает ей («Джонни, веди себя хорошо»), все время оглядываясь на мать и ища ее одобрения («У меня полу­чается, мама? »).

Необходимо более подробно рассмотреть различия меж­ду Родителем и Большим Свином (Электродом, Ведьмой, Людоедом или Приспособленным Ребенком), то есть Ро­дителем в Ребенке.

Внешне они похожи: оба являются родительскими со­стояниями Я и оба копируются с других людей. Они оба обладают способностью опекать и заботиться. Различие между ними заключается в их силе, влиянии на челове­ческие отношения, или, за неимением научного слова, в доброте.

Родитель (Ро2), также называемый Заботливым Роди­телем, выполняет функции (см. рис. 3) заботы и опеки, и в этой роли он силен и убедителен, в то время как Боль­шой Свин не умеет ни заботиться, ни защищать по-насто­ящему.

Например, Родитель скажет: «Береги себя: не люби мужчин, которые тебя не уважают», а Большой Свин ска­жет: «Тебе придется самой позаботиться о себе, потому что все мужчины — свиньи». В мыслях Родитель защи­щает Естественного Ребенка от Большого Свина: если Свин обзовет Ребенка глупым, Заботливый Родитель скажет: «Не слушай его, ты умный, и я тебя люблю».

 

 

Различие между Заботливым Родителем и Большим Свином заметнее всего у полицейских, так как они, по долгу службы, вынуждены в течение почти всего рабоче­го времени пользоваться родительским состоянием. Не­которые из них чаще ведут себя как Заботливый Роди­тель и действительно защищают граждан, которые, в свою очередь, отвечают им уважением. Другие ведут себя как Большой Свин и «защищают» граждан от того, что им вовсе не грозит, и даже от того, что для них хорошо. Их «забота» выглядит как подавление, они позволяют себе брать взятки, они злы и трусливы, поэтому люди боятся и ненавидят их, что делает их еще злее.

Однако надо заметить, что полицейский, вынужден­ный по долгу службы поддерживать деспотические законы или припертый к стенке, скорее всего будет разозлен и напуган и впадет в состояние Большого Свина, так что его поведение в большой степени зависит и от условий труда. Я привел такой пример, потому что различие меж­ду Большим Свином и Заботливым Родителем у поли­цейских заметнее всего.

Человек в роли Большого Свина выглядит сильным только для тех, над кем он имеет власть. Пока у уличного проповедника нет власти, все в порядке. Стоит ему полу­чить ее, он может стать по-настоящему страшным. Мно­гие мужчины (и даже несколько женщин), у которых до­минировал Большой Свин, будучи у власти, причинили неисчислимые страдания миллионам людей. Без власти они были бы маленькими и запуганными своим Боль­шим Свином. Именно власть делает это состояние опас­ным для окружающих.

Иными словами, Большой Свин — это напуганный или злой Ребенок, который пытается заботиться о других, но у него не получается. Заботливый Родитель — состояние, которое делает человека любящим и благодаря которому он по-настоящему заботится и защищает других.

Родитель в Ребенке не изменяется с течением време­ни — Заботливый Родитель вбирает в себя новый опыт. Если в терапии вам пришлось иметь дело с Большим Сви­ном, отключите его, чтобы он не мешал другим частям.

Взрослого в Ребенке еще называют Маленьким Про­фессором, так как эта часть личности остро чувствует и хорошо понимает оттенки отношений между людьми (рис. 3). Она помогает человеку понимать истинный (скрытый) смысл высказывания. Маленький Профессор замечает то, чего не улавливает Взрослый. Тем не менее в вопросах, которые не касаются психологических тонко­стей-общения, Маленький Профессор располагает лишь ограниченной информацией. Его можно сравнить со сме­калистым крестьянином, который никогда не упустит своего, ведя дела у себя в деревне, но, попав в большой город, оказывается некомпетентен в отношении более сложных ситуаций общения, которые требуют владения информацией, недоступной ему.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...