Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Джедер. Да.. Запреты и предписания




Джедер. Да.

Терапевт. Я думаю, что ваша мать запретила вам отказы­вать другим людям.

Джедер. О нет, мне нетрудно сказать «нет» другому че­ловеку. Я легко добиваюсь дисциплины от Джонни, а когда в мою дверь стучится коммивояжер, я наотрез отказываюсь покупать у него что-либо.

Терапевт. Я понимаю, о чем вы говорите. Может быть, ваша мать запретила вам говорить «нет» женщинам? Судя по всему, мужчине вам отказать нетрудно. Как вы думаете?

Джедер. Не знаю. Это было бы слишком просто.

Джек (участник группы). Я думаю, так и есть. Я заметил, что, когда кто-то из мужчин говорит тебе что-то, ты часто не соглашаешься, а женщинам ты всегда отвеча­ешь согласием.

Джедер (молчит, видимо думает над словами Джека).

Мэри (участница группы). Я тоже думаю, что твоя мать запретила тебе отказывать женщинам.

Джедер. Знаете, я чувствую себя неудобно. Получается, что я до сих пор не могу ослушаться свою маму, но мне кажется — вы правы. Я теперь думаю, что...

 

Два примера, приведенные выше, демонстрируют то, как не надо и как надо преподносить диагноз сценария в транзактной терапии. Вы видели, что в первом диалоге Диагноз был неточным, и дальнейший обмен мнениями не был полезным для Джедер: она согласилась с мнени­ем терапевта лишь на словах, внутренне не приняв его.

Второй диалог отличается от первого рядом характе­ристик. Терапевт спросил Джедер, хочет ли она услы­шать его предположение. Получив согласие участницы, он высказал свою гипотезу. Затем с помощью других уча­стников он уточнил свой диагноз, с тем чтобы оконча­тельная формулировка была принята Джедер как истин­ная. Впрочем, принятие клиентом диагноза как истин­ного не является критерием его верности. Некоторые клиенты готовы принять любой диагноз, даже если он им не подходит. Такое поведение является частью игры «Про­фессор, вы великолепны! », где клиент играет роль несча­стной маленькой Жертвы, а психотерапевт — всезнаю­щего Спасителя. Эта игра, как правило, заканчивается ничем, точнее, тем, что клиент не получает от психотера­пии ничего, а разозленный терапевт принимает роль Пре­следователя. Поэтому всякий раз, когда психотерапевт * обнаруживает «полное согласие» с одним из своих кли­ентов, ему следует задуматься, не втянулся ли он в игру «пвв». "

Диагностика в транзактном анализе служит выбору верного метода терапии, который приведет к выполне­нию терапевтического соглашения, то есть к решению проблемы клиента. Базовая терапевтическая операция в транзактном анализе — это разрешение. То, как терапевт дает клиенту разрешение, я опишу в главе, посвященной терапии. Пока достаточно будет сказать, что разреше­ние — это терапевтическая транзакция, которая дает кли­енту возможность пересмотреть свое сценарное решение следовать родительским запретам. Для того чтобы дать эффективное разрешение, терапевт должен понять роди­тельские запреты и предписания клиента, их источник и содержание. Кроме того, терапевт должен уметь отличать истинное изменение сценария от включения контрсцена­рия и знать, как сценарное решение клиента влияет на его повседневную жизнь, кто является мифическим героем, каковы телесные проявления сценария, «надписи на фут­болке» и ведущая игра. Более подробно о диагностиче­ских признаках сценария я расскажу позже («Список признаков сценария»). А пока позвольте мне более по­дробно изложить следующую проблему.

Запреты и предписания

Основные сценарные запреты и предписания, как пра­вило, исходят от одного из родителей (от родителя про­тивоположного пола), а родитель того же пола демонст­рирует ребенку, как выполнять запреты и предписания, данные родителем противоположного пола. Допустим, мать пугает уверенное поведение у мужчин и мальчиков, ей нравится в мужчинах теплота и чувствительность. По­этому она не поощряет проявления уверенности у своих сыновей и приписывает им такие «немужественные» ка­чества, как теплота и чувствительность. Кроме того, вый­дя замуж за неуверенного, чувствительного мужчину, она предоставила детям пример в лице их отца.

Запрет и предписание — не единственные орудия вос­питания детей. Родители могут дать своему ребенку и разрешение. Разрешение, в отличие от запрета или пред­писания, не ограничивает поведение человека, а расши­ряет его диапазон.

Проиллюстрирую сказанное. Вот как вырастить из ма­ленькой девочки красивую женщину (рис. 6). Мистеру Америке нравятся красивые женщины, то есть его Ребен­ку нравятся красивые маленькие девочки. Он женится на красивой женщине, миссис Америке, и у них рождается дочка. Папин Ребенок говорит Ребенку мисс Америки быть красивой девочкой, а мамин Взрослый учит, как это делать. Миссис Америка умеет одеваться со вкусом и накладывать макияж, она умеет красиво говорить и хо­дить и учит этому свою дочь.

 

 

Надо заметить, что умение быть красивой не зависит от физических данных. Это объясняет тот факт, что не­которые женщины, располагающие физическими атри­бутами красоты, некрасивы, и наоборот. Более того, сле­дует заметить, что многие физические свойства, как-то: вес, осанка, состояние кожи и даже черты лица, подвер­жены влиянию родительских запретов — «наслаждайся едой, а не сексом», «только попробуй меня превзойти», «не будь счастлив», «не будь сильным» и предписаний «ты тощий», «ты слишком высокий» или «ты неуклю­жий».

Пример мисс Америки иллюстрирует тот факт, что лю­ди вступают в брак, таким образом создавая «команду по воспитанию детей». Женщина, которую пугает уверен­ное поведение у мужчин, выходит замуж за неуверенно­го мужчину, создав, таким образом, команду по воспита­нию неуверенных отпрысков мужского пола (см. «Ведь­мы, людоеды и проклятия» и «Время решения»).

 

Поэтому, определяя сценарные запреты и предписа­ния клиента, следует помнить, что рабочей гипотезой для мужчин является «мама говорит тебе, что делать, а папа показывает как», а для женщин — «папа говорит тебе, что делать, а мама показывает как». То, как родитель одного с ребенком пола показывает ему, как следовать запретам и предписаниям, называется программой.

Это правило, как я уже сказал, является всего лишь рабочей гипотезой, то есть, хотя в большинстве случаев оно оказывается верным, из него есть и исключения, по­этому его следует применять с осторожностью.

Это правило чаще оказывается верным по причине жесткого полоролевого программирования, которому под­вержены большинство североамериканцев. В культуре, где «мужчины — это мужчины», а «женщины — это жен­щины», существуют глубоко укоренившиеся предрассуд­ки относительно, скажем, духовно близких отношений между отцом и сыном или возможности матери пода­вать пример сыну. Когда барьеры между людьми одного и того же пола станут ниже и стереотипы «мужского» и «женского» поведения потеряют прежнюю жесткость, это правило, возможно, и перестанет быть полезным при диагностике сценарных запретов и предписаний чело­века.

Следующей задачей является определение области приложения и силы запретов. Для этого нужно иметь представление о детях, о развитии ребенка и о том, как происходит воспитание детей. Терапевт должен стать «невидимым наблюдателем» отношений в семье, в кото­рой воспитывался индивид. При этом необходимо по­мнить, что запреты редко проговариваются вслух. Чаще они подразумеваются, звучат в виде намеков, шуток или, когда родители рассержены, в виде обвинений. Обнару­жив их, можно установить, какое именно детское состоя­ние руководит поступками индивида. Мне, как правило, удается увидеть домашнюю обстановку человека глаза­ми его родителей и обнаружить внушенные ему запреты. Однако даже самые удачные догадки должны быть све­рены с воспоминаниями клиента и с его мнением, так как именно он должен судить о точности поставленного ди­агноза. Аналогично может быть определено содержание предписаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...